Палладио. Вилла Ротонда в Виченце

Алина Алексеева-Маркезин
     Вилла Ла Ротонда-одно из самых знаменитых зданий в истории архитектуры. Воплощение благородной простоты, классической ясности и гармонии, вилла "Ротонда" вот уже более пяти веков вдохновляет  архитекторов во всем мире.

      "В Падуе родился и в Виченце развернулся Андреа Палладио — единственный архитектор в мировой истории, чьим именем назван стиль. Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско–христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место".
      
     Ла-Ротонда — загородная вилла, построенная на вершине холма под Виченцей для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико.Сам Палладио писал об этой работе так: "В числе многих знатных вичентинцев известен монсиньор Паоло Альмерико, духовного сана, который был референдарием двух пап, Пиев IV и V, и заслужил своими достоинствами звание римского гражданина себе и всему своему дому.

      Вилла построена в стиле ренессанс под руководством Андреа Палладио (1567 – 1580), а после его смерти - под руководством ученика Палладио архитектора Винченцо Скамоцци (1580 – 1591). После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра.  Иногда её называют вилла Альмерико-Капра.
 
          На момент постройки вилла кардинально отличалась от других подобных сооружений как внешне, так и по замыслу. Благодаря удачно реализованным идеям Палладио и Скамоцци, вилла имела такой успех, что по всему миру были построены десятки аналогов (примеры: Софийский собор в Царском селе, Усадьба Монтичелло Томаса Джефферсона, Чисуик Хаус близ Лондона, Усадьба Мереворт Касл, "Дом Палестины" на горе Гризим, Хенбари Холл в Чешире и др.
 
         Один из первых в истории частных домов, решённых в форме античного храма. Зданию присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. У виллы четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к которым ведёт по балюстраде со статуями античных богов.

   Построенная в пропорциях золотого сечения,  она почти лишена украшений, невелика по размеру и состоит из простых геометрических объемов. В центре здания - круглый зал, увенчанный куполом со световым фонарем, вокруг зала-ротонды  расположены четыре прямоугольные комнаты.
     Для архитекторов-палладианцев это был самый чтимый образец усадебного дома. По его образу и подобию были выстроены тысячи зданий по всему миру — от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе.

            В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведёт широкая аллея для экипажей.Палладио достиг в этом своём произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времён античности.

    Винченцо Скамоцци, который отвечал за достройку и отделку виллы после смерти Палладио, увенчал её куполом-ротондой наподобие римского Пантеона. Из круглого отверстия сверху купола, по замыслу создателей, солнечный свет должен был изливаться в круглую гостиную в центре здания. Её стены покрыты искусными фресками-обманками. Все прочие комнаты спроектированы таким образом, чтобы в них в течение дня тоже равномерно заглядывало солнце.

      Последним известным владельцем памятника был Марио ди Вальмарана (ум. 2011), член итальянского рода Вальмарана, отставной профессор архитектуры Виргинского университета. Интересно то, что и главный корпус этого университета (т. н. Ротонда) был спроектирован Томасом Джефферсоном по образцу виллы Ротонда. Влиянием этого Палладиева шедевра отмечен также оставшийся невоплощённым проект президентского дворца в Вашингтоне, который разработал Джефферсон

        Паллладио описывал Ротонду как место, "ласкающее взор и доставляющее удовольствие... подстоль близкими небесами". Как только выяснилось, что с каждой стороны виллы открываются "великолепные виды", был сооружены лоджии на всех четырех фасадах.

        Изучавший в своих итальянских странствиях  греко-римскую античность Гете особенно интересовался творениями Палладио. В них он ощущал живительную силу возродившегося древнего мира. Виченца, город Палладио, была одной из важных целей его путешествия. «Чтобы оценить истинную красоту и гармонию пропорций этих великолепных сооружений, нужно видеть их своими собственными глазами», – записал Гете в дневнике после осмотра дворцов Виченцы.

               На вилле "Ротонда" Гете побывал 21 сентября 1786 года. "...Сегодня я посетил так называемую "Ротонду" - великолепный дом на живописном холме в получасе ходьбы от города. Это четырехугольное здание заключает в себе круглую залу с верхним светом. Со всех четырех сторон к нему поднимаешься по широким лестницам и всякий раз попадаешь в портик, образуемый шестью колоннами. Думается, что зодчество никогда еще не позволяло себе подобной роскоши. Пространство, занимаемое лестницами и портиками, много больше того, что занимает самый дом, ибо каждая его сторона в отдельности может сойти за храм.

        Внутри это строение я бы назвал уютным, хотя оно и не приспособлено для жилья. Пропорции залы поистине прекрасны, комнат - тоже. Но для летнего пребывания знатного семейства здесь, пожалуй, тесновато. Зато дом царит над всей округой, и откуда ни глянь - он прекрасен.

        А в каком разнообразии предстает перед путником весь массив здания вкупе с выступающими колоннами! Владелец полностью осуществил свое намерение - оставить потомкам майорат и в то же время чувственный памятник своего богатства. И если это здание, во всем своем великолепии, видно с любой точки окружающей местности, то вид из его окон тоже утеха зрению".

ПАВЕЛ МУРАТОВ О ВИЛЛЕ РОТОНДА.

          Павел Муратов в годы своих итальянских странствий (1908-1910) , скорее всего, посетил виллу не один раз: он видел ее "окутанную дымом весенних утр или золотящуюся осенними закатами." Тон его в описании виллы становится торжественным и возвышенным, будто он описывает не жилище, хоть и прекрасно построенное, а  храм вечной гармонии и красоты. Он совершает, по его собственным словам "палладианские паломничества".

       "Для Палладио более всего важны  те здания, где в неограниченности и вольности природы располагает он и объединяет в одно целое группу жилищ. Виллы Палладио являются в силу того истинным воплощением его гения. Бургер (немецкий искусствовед Фриц Бургер) подробно излагает в своей книге, как в отличие от разъединенных эффектов римско-флорентийской виллы, создал Палладио идеальное единство венецианской виллы, охватившей в живом движении портиков и лестниц все разнообразие надобностей и прелестей летней жизни.

   "Деревенская" архитектура Палладио была превознесена в XVIII веке - англичане и русские внешне подражали ей в своих поместьях, никогда не понимая, однако, ее сущности и никогда не достигая гармонического единства в различности назначений".