Проекты века

Александр Атрошенко
 

    Смерть И.В. Сталина буквально парализовала СССР, вся страна находилась в состоянии глубокого потрясения! Казалось, что, потеряв такого руководителя, наша Родина будет ослаблена на годы, ведь достойного продолжателя "великих дел" из всей номенклатуры госаппарата абсолютно не виделось!
    А дела, действительно, были свершены великие. За первые три пятилетки в СССР введены в строй: Туркестано - Сибирская железная дорога, Днепрогэс, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, комбайновый завод "Ростсельмаш", Горьковский и Московский автозаводы, Кузнецкий металлургический комбинат, Беломоро - Балтийский канал и многое другое. За 1929 - 1937 годы объём промышленного производства вырос в четыре раза. СССР вышел на второе место в мире после США по объёму промышленного производства. В 1932 году началось строительство Московского метро, а уже в 1935 году были построены первые его станции.
    Однако, уже в самое короткое время своего руководства страной Никита Сергеевич Хрущов наглядно показал, что расцвет СССР не только замедлился, а даже ускорился.В первую очередь он объявил о необходимости разрядки международной напряжённости, о реабилитации жертв сталинских репрессий, о скорейшем развитии лёгкой промышленности и села, что будет способствовать скорейшему повышению жизненного уровня трудящихся. Ещё он заявил о необходимости повышения ответственности за свою работу всех гос. служащих, о снятии необоснованно высоких льгот с руководителей высшего и среднего звеньев управления. На всех встречах на Высшем уровне он призывает не только к смягчению напряжённости, но и к сокращению вооружений!
    Настроение трудящихся СССР вновь на подъёме! Чтобы быстрее и полнее наполнить  закрома Родины, патриоты-добровольцы едут с насиженных мест в Сибирь и в степи Казахстана на освоение целинных земель. Талантливые учёные и инженеры предлагают всё больше своих гениальных проектов. Строятся грандиозные планы не только, чтобы к 80-м годам догнать и перегнать США по производству товаров на душу населения, но даже и по улучшению климата на территории СССР.
  В 1960 году советский инженер Пётр Михайлович Борисов опубликовал книгу: "Может ли человек изменить климат" в которой предложил им же разработанный проект на строительство поперёк Берингова пролива плотины, чтобы в ней установить мощные  турбонасосы, способные перекачивать 140 тысяч кубокилометров воды в год из Северного Ледовитого океана в Тихий. Турбонасосы должны были работать на атомной энергии и перекачивать около 500 кубокилометров в сутки. Проект предлагалось осуществлять силами не только СССР, но и Канады США и других стран, где от этого улучшится климат.
    Затраты на осуществление проекта оценивались в 22 миллиарда рублей, а строительство предполагалось вести в течение 8-10 лет.
    С внедрением этого проекта тёплое течение Гольфстрим значительно бы усилилось вплоть до Новой Земли и моря Лаптевых, что привело бы к значительному потеплению климата во всей Европе.
    Проект с полными расчётами и со списком предполагаемого оборудования был вынесен  на утверждение в ГосПлан СССР.
    Но, как же тогда были встревожены Англия и Япония! Ведь, в таком случае, произошло бы интенсивное таяние Арктических льдов, что привело бы к повышению уровня мирового океана чуть ли на 8 метров, врезультате чего большая часть суши всей Англии оказалось бы под водой. Тёплое же течение Куросио, омывающее Японию, значительно ослабеет, а холодное Курильское - Оясио усилится. Всё это привело бы к значительному похолоданию климата Японии.
    Подробное изучение данного вопроса подтвердило эти опасения, даже в СССР , в таком случае будут подтоплены Ленинград и Архангельск! В конце концов, проект был отклонён.

    А эту идею переброски части стока рек Западной Сибири в Среднюю Азию, будучи ещё учащимся седьмого класса Киевской гимназии, высказывал Яков Григорьевич Демченко в 1868-м году в своём сочинении "О климате России". А в 1871-м году он же издал и книгу " О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран".
    В 1948 году российский академик В.А.Обручев написал о такой возможности Сталину, но вождь не поддержал.
    В 1960-х годах резко возрос расход воды на орошение земель в Казахстане и Узбекистане, так, что испытывался резкий её дефицит.
    В 1968 году Пленум ЦК КПСС поручил Госплану и Академии наук СССР  разработать проект сброса части стока Оби, Иртыша, Тобола и Ишима вместо Северного Ледовитого океана в Аральское море, чтобы улучшить водоснабжение Курганской, Челябинской и Омской областей. Таким образом предусматривалось и улучшение орошение земель Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Более того, предусматривался и вопрос открытия судоходства из Карского моря в Каспийское и далее - в Персидский залив. 24 мая 1970 года Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР было объявлено о переброске 25 кубокилометров воды уже к 1985 году.
    Однако, у данного проекта были и противники. Были вскрыты значительные ошибки в самом проекте, а, главное - было грамотно доказано о принесённом в таком случае ущербе в части засоления орошаемых почв и ухудшению,а не улучшению климата тех  мест. И, хотя в его поддержку выступали Н.Назарбаев, Ю.Лужков, Д.Медведев, работы по осуществлению того проекта были "заморожены". К работам по осуществлению того проекта так и не приступали.

    Однако, просто умопомрачительные проекты продолжаются! Об одном из таких, до сих пор известном лишь узкому кругу лиц, я и хочу рассказать. Так вот, в апреле 1983 года, вечером, придя домой с работы, беру в руки районную газету города Северодвинск "Северный рабочий" и читаю:
    "Уважаемые граждане, вероятно все вы читали роман Алексея Николаевича Толстого "Гиперболоид инженера Гарина?" Так вот, рассказанные в романе события -  не такая уж и фантастика! Действительно, в недрах земли существует тот оливиновый слой из расплавленных золота и ртути, до которого, как это описано в романе, так хотели достигнуть люди, чтобы обогатиться. И сегодня золото управляет миром, у кого деньги - у того и власть!
    Поэтому группой советских геологов и инженеров разработан гениальный проект, как добраться до этого оливинового пояса. Более того, этот проект уже утверждён и в полную силу ведутся работы по его осуществлению. Если на континенте толщина земной коры колеблется от 40 до 50 километров, то на дне океана  она лишь 5-10,
а наши геологи  в одном из озёр нашли такое место, где эта толщина всего лишь три километра и 652 метра! Но не так-то просто пробурить и такую толщь! Более года  талантливые инженеры разрабатывали проект буровой установки. Человеку, не знакомому с буровыми работами трудно даже представить всю громоздкость и сложность оборудования такого сооружения: сама буровая вышка, трубные колонны, буровые трубы,подвижные талевые блоки, силовые установки и компрессор, способный дать напор глиняному раствору свыше 350 килограмм на сантиметр квадратный! А сами бурильные долота и шорошки, их одних не менее десятка видов! А всё, что опускается в пробуренную скважину весит более 300 тонн!
    Но все сделано, опытные работники дополнительно проинструктированы, наконец-то 18 марта 1983 года приступили к бурению. Первые три километра пробурили всего лишь за семь суток, но оставшиеся 652 метра преподнесли непредвиденные сюрпризы! Когда, можно сказать, бур почти достиг расплавленного слоя земли, буровые трубы с буром оторвались и ушли под землю. На месте бурения в земле оставалась лишь дыра вглубь земли.
    Работники , производившие работы, в страхе разбежались,предполагая, что из этого жерла может хлынуть либо расплавленная магма, либо горячий газ. Однако всё было тихо, из земной дыры ничто не выделялось. Тогда один из бурильщиков решился, подошёл к этой дыре и заглянул внутрь её. Все видели, как он от страха весь побледнел. В дыре он увидел огонь и услышал оттуда людские вопли! Оказывается, действительно грешные души умерших попадают в это пекло - в ад!
    До чтения этой статьи в газете я совершенно не верил в те писания о рае и аде, о которых говорится в священных писаниях, и даже в данном случае - очень был
удивлён такой статье.
    Однако,взглянув лишь на дату выпуска газеты и на автора статьи, я сразу же всё понял. Газета была от первого апреля, а автором был известный далеко за пределами Северодвинска юморист из вокально-инструментального ансамбля "Балагуры"
Геннадий Заикин.
 Вот такую первоапрельскую шутку он преподнёс для северодвинцев!