Лебединая любовь 2

Владимир Лилин Киселёв
   Наблюдал однажды, как лебеди учат своих птенцов летать. На высоком берегу Волги, где расположены большие луга, Лебедь и Лебёдка подошли со своими лебедятами к крутому берегу, гогоча, вытянув шеи, показывали птенцам на воду. Сначала я не понял, о чём они так усердно гогочут. Затем увидел, как Лебедь головой толкает молодого лебедёнка, чтобы он прыгнул, взмахнул своими крыльями. Я понял, что они так учат своих детишек летать. Однако же, Лебедёнок, видимо, испугавшись высоты, отказался туда «нырять». Тогда Лебедь взмахнул крыльями и полетел вниз на воду. Обернувшись к своим лебедятам, он громко гоготал, приглашая птенцов к себе. Долго суетились лебедята на берегу, пока одного Лебедёнка не столкнула его мать, и он с высоты берега полетел на своих, ещё не опробованных в полёте крыльях туда, где находился его отец. Глядя на них, остальные лебедята вместе с мамой приводнились рядом.

   Дальше было проще. Каждый раз, находясь на воде, они старались как можно быстрее научиться летать. Сила и воля к жизни и будущему полёту побеждала трудности. И к осени, то есть к перелёту, они были готовы с полной уверенностью в этом вопросе. Чем они питались? В основном, это была зелёная трава, разные гусеницы, червяки. Во время созревания зерновых, лебеди выбирались в поля, питались зерном.

   Пришла пора перелёта из родных краёв, где появилось их потомство. Лебеди собираются стаями, громко гогоча, выбирая вожака, на которого смогут надеяться в далёком, нелёгком пути. Подготовившись основательно к полёту, старший Лебедь обходит свою стаю и громко гогочет, видимо, наказывает, чтобы все были дружны и взаимно вежливы. Мама-Лебедиха наставляет своих Лебедят, чтобы они не отставали от стаи, слушались старших. И вот наступает день перелёта. Стая лебедей поднимается ввысь и долго кружит над теми местами, где они жили и выводили своё потомство. Они никогда не забудут свою родину и обязательно прилетят, вернутся в родные края.

   Вспомнился ещё один случай. Однажды, после отлёта лебедей из наших мест, я увидел в камышах одного молодого Лебедёнка, обессилевшего и плохо владеющего крыльями. Я старался подойти к нему, казалось, он не замечает меня. Но когда я подошёл к нему, он зашипел, стал размахивать одним крылом. Тогда я понял, что Лебедёнок попал в беду – в лапы какого-то зверя.

   Накрыв его плащом, что был у меня на плечах, я принёс его домой. Мои дети встретили меня, увидев Лебедёнка, обрадовались такому гостю. Впоследствии он стал членом нашей семьи.

   Осмотрев крыло, я обнаружил рану, но большой опасности не было. Поначалу Лебедёнок боялся окружающих. Но не зря говорят – любое животное и птицы привыкают к людям, если люди относятся к ним с пониманием и сочувствием. Мои дети с первых дней привязались к Лебедёнку, целыми днями находились возле него, давали ему еду.

   Первое время Лебедёнок не принимал никакой пищи, отворачивался, шипел. Но прошло некоторое время, и Лебедёнок подружился с моими ребятишками, стал неотступно ходить за ними. За зиму он окреп, стал высоко поднимать крылья, от которых летел пух во все стороны.

   Пришла весна, прилетели лебеди и другие птицы. Я решил пойти понаблюдать за прилетевшими лебедями. Подумал, что же делать с моим приёмышем? Ведь ему нужны свобода, простор, как всем птицам.

   Время шло. Я постоянно думал о Лебедёнке. И наконец решил выпустить его на свободу, к тем стаям лебедей, что приводнились в наших местах.
   Дети были против. Пришлось их убеждать, что птице нужна свобода, как воздух и вода. Провожать нашего приёмыша пошли все вместе.

   Нашего Лебедёнка не сразу признали своим, встретили его не очень дружелюбно. Я покрасил красной краской крыло Лебедёнка, чтобы узнать его в лебединой стае. Я очень беспокоился за его судьбу. Постоянно ходил к камышам, наблюдал, приносил еду – хлеб, зерно. К корму стали подходить лебеди из стаи и вместе с ними мой приёмыш.

   И постепенно я заметил, что моего Лебедёнка наконец приняли как родного. Может быть, он встретил своих родителей. Близилась осень. Стаи лебедей готовились к перелёту в тёплые страны, на юг, где светит яркое тёплое солнце, растут разноцветьем травы, где есть просторы морей... И вот этот день настал. Лебеди поднялись высь и полетели на юг. Я смотрел на них и с тревогой думал: «Где же мой приёмыш? Неужели его не взяли с собой?» Но вот я увидел, как один большекрылый Лебедь отделился от стаи и три раза облетел над моим домом, громко гогоча. Видимо, он благодарил меня и мою семью за хорошее отношение к нему, за спасение от неминуемой смерти.

   Я долго смотрел ему вслед, пока его не закрыла туманная пелена в солнечном отражении. Я пожелал любимому Лебедёнку счастливого пути.