Ради жизни на земле. 5

Игорь Черных
***
Посвящается разведчику 1-й разведроты
Шапеткину Святославу Семёновичу,
погибшему 13.10.83 г., г. Кабул

Ты пропал без вести!
Лишь одна фотография у тебя.
Не судите меня вы строго,
Ведь жизнь не одна.
И по молодости своей я юной
По тропинке свернул не туда.
И солдатской памяти светлой
Жизнь за друга отдал ты тогда.
И прошли уж давно
И дожди, и тревоги,
Ночью снова проснусь я в поту,
И афганские ночью пароли
Повторяю с утра, как в бреду.
Как в театре — достались плохие мне роли,
Исполняю теперь их один.
И афганские ночью тревоги
Здесь туман навсегда нас укрыл.
И от грома с рассветом
Лишь пороха гарь,
Вспоминаю я часто сейчас,
Как визжали убитые твари
Нами в пробитый час!


***
Погибшим в Панджшере разведчикам,
Калмыкову Николаю, разведчику отд.
разведбата, и моим друзьям — 1-й и 2-й
погибшим в Панджшере разведротам


В Баграм мы на вертушке приземлились —
Я и несколько ребят,
Мы прилетели с каравана —
Всё плохо, нарвались!
И двое с нами летят
Убитых в бою солдат.
В г. Газни караванной тропой они шли,
Меж скал проходил их там путь.
В ущелье. Взрывными в нас стреляли,
На всех на нас им не хватало пуль!
Их трассёра нам небо освещали
Тогда. Я в девятнадцать лет не знал,
Как от потери крови
Десантник рядом умирал.
Но он, не думая о смерти,
Прикрывал последний наш отход!
 1994 г.

***
Посвящается моему самому близкому
и любимому другу Шкатулову Петру

О нас сложили песни,
Есть про нас и стихи.
И как писал невесте
Про афганские кишлаки.
И знамя здесь — тельняшка,
Штурмуя высоту,
В руке моей — автомат и шашка,
Как в том, семнадцатом году.
Горячий автомат
И мы бежим вперёд,
И пули, словно град,
Косил ДШК наших ребят.
Ещё немножко — и бегут
Куда-то «духи».
Свои позиции сдают.
— Ура! — кричат ребята, —
За ВДВ!
 2014 г.

***
Посвящается моему другу, разведчику
Миндубаеву Харизу Сабировичу,
погибшему 10.07.85 г., Киджоль-Загак

Не зная страха, шёл вперёд
Разведчик 3-го взвода.
И за собой ты, подымая весь народ,
В атаку шёл ты, не сгибаясь.
Через Саланг и перевал
Все тропы здешние прошёл.
Ты место другу уступал,
За ним, дыша, ты в спину шёл,
И там внизу, в зелёнке,
Вдвоём сидели под дождём,
И лишь от холода стучали зубы.
И ты сказал: «Держись!»
С улыбкой прошептали твои губы.
 Афган, г. Баграм, 1984 г.

***
Разведчику 781-го ОРБ Кислицыну Валентину
и механику-водителю Бомбелову С. В.,
погибшему 03.02.85 г., Тагаб/Парван

Бой — как миг раскалённый!
Дозор впереди лежит.
Афганским солнцем опалённый,
Солдат советский убитый на земле лежит!
Глаза приоткрыты! Как будто живой!
И крикнуть мне хочется:
«Вставай, брат родной!»
Закрою своею рукою глаза.
Десантник-разведчик, прощай!
И по щеке, как в детстве, — струится слеза!
Прощай, брат! Прощай навсегда!
 1985 г.

***
Всем десантникам 345-го полка, 350-го
полка, 781-го разведбата и моему другу
разведчику Ракицкому Ю. Г., погибшему
10.07.85 г., Киджоль-Загак

В восемнадцать не страшна нам смерть,
И здесь, в Афганистане,
Не может мать меня обнять.
Серпантин подымает на Саланг.
Туннель, здесь копоти полно.
Дышать нам нечем, пацанам,
И я тельняшкой прикрываю рот.
Сидим на БМП мы на броне,
И вот последний поворот,
И виден в темноте наш свет,
И будет там внизу наш бой.
И может, как Матросов,
Амбразуру десантник закроет собой.
А утром наступит рассвет,
Не будет за меня тебе стыдно, мама.
— Не трусить, сынок! —
Ты давала совет.
 1984 г.