Книга 2. Крыжовник, эпизод 1

Татьяна Влади
Татьяна Позднякова

                Отрывок из книги
   "Капучино со сливками. Дело следователя Гликерии Ранневой"


Следователь Гликерия Раннева пришла на дежурство, как
обычно, вовремя. Стоял необычный для января холод, мела ме-
тель и мороз только крепчал. В таких случаях её ожидало скучное
дежурство: пара жалоб от соседей о лающих собаках или не-
сколько заявлений о пропаже, которые она передавала коллегам
из другого отдела.
В кабинете дежурного следователя было тепло и можно было
смотреть телевизор или компьютер, но Гликерия не любила ча-
сами сидеть перед телевизором, также как и бесконечно искать
что-то в интернете. Быстро проветрив кабинет, она всё-таки
включила телевизор, села за стол и стала листать только что куп-
ленный глянцевый журнал.
В дверь коротко постучали, и в кабинет зашла первая посети-
тельница.
; Добрый вечер, можно к Вам обратиться? ; спросила она.
; Пожалуйста, ; ответила Гликерия, приглашая её жестом
сесть.
Посетительница, по всей видимости, не решалась начать.
; С Новым годом! ; сказала она, наконец.
; Спасибо, Вас также, ; ответила Гликерия.
; Я отмечала Новый год с родителями, ; продолжила та. ; У
нас была одна гостья, знакомая родителей. Мы сидели за сто-
лом и разговаривали. Забили куранты и мы разлили шампан-
ское. Я поднялась из-за стола, чтобы поздравить всех с
Наступающим, как вдруг вместо встречного приветствия наша
гостья выкрикнула в мой адрес, что мне надо детей. Представ-
ляете, под бой курантов вместо поздравления! Но ведь её при-
гласили отмечать Новый год, а не оценивать личную жизнь
хозяев. Я сказала ей, что мне ; не надо. Она ушла обиженной,
хотя это она оскорбила меня.
– 4 –
; Конечно, оскорбила, ; прокомментировала Гликерия. ; Вы
правильно поступили, не промолчав.
; А недавно мы с коллегой были в кафе. Мне всегда казалось,
что у меня с ней взаимопонимание. Я поделилась с ней радостью
о том, что скоро выплачу свой кредит в банке. Она сказала мне,
что мне надо иметь мужчину, чтобы не нуждаться.
Я ей напомнила, что иметь мужчину и не нуждаться не одно и
то же, на что она заметила, что нужно сделать так, чтобы было
одно и то же. Можно было бы посчитать эту ситуацию безобид-
ной, если бы таких замечаний не было бы так много. У меня
такое впечатление, что большинство людей в нашей стране не
могут поддержать нормальную беседу, без того чтобы не указать
собеседнику, а особенно, собеседнице, на то, как ему или ей надо
организовать свою личную жизнь.
Например, я как-то увидела бывшую преподавательницу в ма-
газине и поздоровалась с ней. Мы не общались до этого близко,
мне просто было неловко пройти мимо неё, не поприветствовав.
Мы разговорились, и она быстро перешла на тему моего семейного
статуса, безапелляционным тоном приказав мне завести детей.
Я просто хотела поприветствовать моего бывшего преподава-
теля и обменяться с ней парой слов, т.е. сделать то, что в таких
случаях делают во всём мире, а она, практически, полезла мне
между ног. Но ведь так поступают собаки, а не люди! Более того,
после этого разговора она перестала со мной здороваться, когда
мы случайно встречаемся в магазине или на улице.
Пришедшая рассказывала один эпизод за другим, пока, нако-
нец, не спросила Гликерию, чем можно себе помочь в такой си-
туации.
; Предпринять что-то на юридическом уровне практически
невозможно. Напишите об этом книгу, ; посоветовала Гликерия.
; Я не писательница, я работаю в офисе, ; сказала посетитель-
ница.
; Тогда станьте ею, ; предложила Гликерия под новый стук в
дверь.
– 5 –
Поздоровавшись, следующий посетитель медленно вошёл в ка-
бинет, держа в руке поводок, на конце которого ковылял тихий пёс.
; Ко мне вчера пришли двое из жилконторы, ; начал он. ; Оба
; молодые люди, это была плановая проверка плиты на безопас-
ность, они также что-то заменили в плите. Если бы Вы слышали,
как они разговаривали со мной. Мне казалось, что они меня вот-
вот поведут на расстрел. Собственно, они не разговаривали, они
на меня кричали. Каждое предложение ; крик. Каждое предло-
жение! У меня мурашки пошли по коже. Самое плохое было то,
что я не знал, что делать. Если бы я им ответил, то они бы меня,
наверное, как минимум, ударили.
Проводив хозяина с собакой, Гликерия увидела перед своим
кабинетом ещё нескольких ожидающих.
Следующей зашла в кабинет шестнадцатилетняя школьница.
; Мы с подругой ходили на выставку, ; начала она. ; Подойдя
к контролёру, мы протянули ему билеты. Это был мужчина лет
двадцати шести. Перед тем, как их взять, он вдруг скорчил гри-
масу и сказал нам «быстрее рожайте, рожайте». Я хотела дать ему
пощечину, но побоялась. Я не знала, что будет, если я защищу
свою честь. И я была уверена, что никто за меня не вступится. А
ведь мы только хотели посмотреть картины.
Школьница замолчала, сдерживая слёзы.
; Вы помните, как он выглядел? ; спросила Гликерия.
Школьница кивнула.
; Тогда опишите его на бумаге, ; предложила Гликерия.
После школьницы напротив Гликерии сел обычный инженер,
как он сам себя представил.
; Я записался на курсы для мужчин, желающих познако-
миться, ; начал он. ; Нам рассказали о стиле в одежде, правилах
поведения, говорили о необходимости личностного роста. Мы
даже сценки играли. Я, вроде бы, всё понял и усвоил.
Но и после курсов не смог ни с кем познакомиться. До начала
занятий на курсах я внимательно изучил программу. Там было
– 6 –
много пунктов помимо тех, которые я перечислил. Ничего не по-
могло, у меня не получается контакт. Поэтому через полгода я
пришёл к тренеру и потребовал деньги обратно. А он мне просто
посмеялся в глаза.
; Такие услуги, как курсы, по закону действительно не должны
гарантировать результата, так же, как, например, учебное заведе-
ние не гарантирует Вам, что после окончания учёбы Вы найдёте
себе работу. Вы упомянули правила поведения? Могу предполо-
жить, что на Ваших курсах речь шла и о гигиене. А Вы не за-
мечали, что люди, от которых исходит, по каким-либо причинам,
не очень свежий запах, крайне редко бывают одни, и, наоборот,
сколько благоухающих одиноки.
; Значит, формулы любви нет?
; Я думаю, что она как раз есть, но она не такая, какой её пред-
ставляют себе многие люди.
; Я могу Вам сказать, ; вдруг на несколько тонов ниже сказал
инженер, ; что за всю жизнь у меня была близость всего с двумя
женщинами. А по всем телеканалам только и слышно, как все
мужчины помешаны на сношениях. Поэтому мне часто кажется,
что я живу где-то в параллельном мире, или остальные люди
живут в параллельном мире.
Когда инженер ушёл, на пороге кабинета появилась тонкая фи-
гура с длинными волосами.
; Здравствуйте, ; сказал человек, сев за стол. ; Я пришёл к
Вам поговорить, как с юристом, потому, что у меня нет денег на
частного юриста. Я бы мог сказать, ; продолжил собеседник, за-
говорив высоким голосом, ; я пришла с Вами поговорить, потому,
что моё тело имеет два пола одновременно. Я ; гермафродит. В
моём паспорте указана национальность с женским окончанием,
но, чаще всего, я ощущаю себя мужчиной. Кода я родился, врачи
несколько раз меняли показания по поводу моего пола, пока, на-
конец, они определили, что мне лучше быть женщиной. Моё мне-
ние они не спрашивали. Мне сделали несколько операций, чтобы
сделать из меня только женщину. Двуполых людей в большинстве
– 7 –
случаев переделывают в женщин, потому что так с точки зрения
хирургии проще. И хотя я не могу иметь детей, меня переделали
в некое подобие родовой машины.
Посетитель замолчал, смотря на Гликерию.
; Знаете, каково это, жить так, когда все и всё вокруг Вас живут
так, как будто Вас нет?! ; спросил он затем.
; Если говорить начистоту, знаю, но думаю, что Вы видите
ещё больше. Ежесекундно понимать и ощущать несоответствие
между природой и тем, что почти все, кроме Вас, называют при-
родой, и понимать, что Вашей жизни, скорее всего, не хватит,
чтобы это положение хотя бы чуть-чуть изменить. Вы хотели
узнать моё мнение? Юридически полов два, на самом деле, как
минимум три. А вот что бы я делала на Вашем месте, я, юрист,
не знаю. И это ; общество, в котором мы живём. Это так, это не
иначе. Я давно замечала, что вариативность или многообразие
лишь отчасти позитивны. Зачем природе, к примеру, создавать
кривые ноги или зубы? Зачем она мудрит?
Если мнение большинства правильное, и гермафродиты не
должны существовать, тогда зачем природа даёт существование
тому, что не должно существовать? А если они есть только
ошибка природы, почему за природу должны отвечать сами гер-
мафродиты? Мы же не заставляем саму стиральную машину от-
вечать за ошибку фирму, которая произвела её.
; Это правда, ; продолжил посетитель. ; Люди привыкают
смотреть на некий круг вещей, а другое не замечать, так что до
неких пор эти другие вещи как бы не существуют.
Например, сегодня я покупал туалетную бумагу. Я положил
упаковку с бумагой на транспортёр, и в тот же момент впереди-
стоящий покупатель повернулся ко мне, и посмотрел мне прямо
в лицо, чтобы в красках представить себе, что и как я буду делать
с бумагой после её приобретения.
Я тоже и с теми же мыслями всмотрелся в лицо наблюдателя,
хотя он покупал только шампунь. Хорошие специалисты правы:
расстояние от ситуации до человека, её удаление или приближе-
– 8 –