Лия Микеланджело

Алина Алексеева-Маркезин
              Микеланджело.Лия. 1542.мрамор. Высота 1,97 м.Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим, Италия

           Лия  — мраморная скульптура первой жены Иакова, старшей сестры Рахили, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Лия» размещена в нише слева от «Моисея».


                По Уильяму Уоллесу, Лия «задумчива», «полна благородного, тихого величия». В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой — гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти.

       Эрик Шильяно отмечает, что Лия вполне «жизненная», и «её ноги  крепко держатся земли», а «… собранные складки туники в районе лона напоминают о плодовитости библейской Лии, которая родила Иакову шесть сыновей».

          В Библии сестры Рахиль и Лия противопоставляются друг другу, что дает возможность расценивать их как аллегорические фигуры:

"Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем Быт."
 
            Лия символизирует собой «жизнь деятельную» , поскольку именно так её изобразил Данте. Прототипами Рахили и её старшей сестры Лии, очевидно, являются «активный» Джулиано и «созерцательный» Лоренцо Медичи.

Данте. "Божественная комедия."

                Чтоб всякий ведал, как я названа,   
                Я - Лия, и, прекрасными руками
                Плетя венок, я здесь брожу одна.

                Для зеркала я уберусь цветами;
                Сестра моя Рахиль с его стекла
                Не сводит глаз и недвижима днями.

                Ей красота её очей мила,
                Как мне - сплетенный мной убор цветочный;
                Ей любо созерцанье, мне - дела