Читая Г. Свиридов в воспоминаниях современников

Петр Лобузнов
                "..А  чаще  всего  у нас  на  Руси 
                бывает  иначе:  свои  травят  своих,
                верней - давят  тех,  кого  считают 
                хотя  бы  не  совсем  "своим", либо 
                соперниками. Способов  здесь  масса,
                Бахус - не  последний  из  них.."


 Эти  горькие  строки  Г. В.  Свиридова   пришлось  выслушать  Станиславу  Золотцеву  при  встрече  в   доме  великого  композитора. Они  касались  судеб  полутора  десятков   не  менее  талантливых   музыкантов - современников  маэстро, которые  были  потеряны  для  России.
 Несгибаемая  воля,  потрясающая  работоспособность,  преданность  своей  музе  помогли  ему  выжить  в  непростое  время  и  добиться  очень  многого  в  жизни, несмотря  на  страшные  трудности  и  несправедливость.
 "Пророков  нет  в  Отечестве  своем", - сказано  мудрецами  древности  и  эта  истина   была  в  который  раз  подтверждена  на  примере  композитора.
 "Патетическая  оратория"  Г.В. Свиридова  имела  в  Лондоне  громадный  успех.  Однако  советские  издания  ничего  не  публиковали  о  премьере  и  грандиозном  успехе. Ни  одной  статьи  не  появилось. А  там  написали  все  газеты.
 Так  и  хочется  окунуться  в  то  время  и  крикнуть  всем  власть  предержащим  и  работникам  "т. н. культуры":
 -неужели  вы  так  ненавидите  нашу  Родину,  что  вам  противно,  когда  великий  русский  гений  прославляет  ее  величие?!
 Что это?!
 Заносчивость,  о  которой   композитор  сказал:
 "..каждый  заносится  настолько,  насколько  у  него  не  хватает  разума."?
 Зависть,  являющаяся  " чувством  бездарей"?

Обладая  великой  душой  Г. В.  Свиридов   с  большой  заботой   и  любовью  относится  к  окружающим  его  людям,  которые  ему  дороги.
 Он  пишет  Геннадию  Белову:
 "..Обидно,  что  Вы  как-то  одиноко  все (кого  я  знаю)  живете,  разъединены,  каждый  сам  по  себе,  что  очень  затрудняет  Вашу  жизнь!  Легко  Вас  топтать!..
 " ..Не  будьте  безропотным  перед  лицом  людей,  которые  открыто  борются  с  Вами. Вы -  человек  умный,  серьезный, составьте  серьезную  бумагу,  деловую, фактологическую.." 
В  телеграмме  певцу  Евгению  Нестеренко  от  26.12. 1991  года   композитором говорится:
 "Похоже  на  то,  что  Ваше  поколение  "загругляет  эпоху. Жизнь  осела  на  корточки,  и  люди  сделались- карлики. И  как  быстро!.."
 Из  писем  Г.В.  Свиридова  жене  и  сыну (1995г.) стр 78:
 "..Русская  жизнь,  наверно,  тебе  понаслышке  и  понавидке  (через  TV)  знакома  но  истинный  ее  дух  и  аромат,  конечно,  надо  ощущать  на  месте. Жить  здесь  теперь - трудно.."
 Характеризуя   девяностые  годы  прошлого  века  и  проводя  историческую  параллель  с  30 - 40  годами  композитор  замечает:
 "..Наше  время  вообще  характерно  небывалой,  неслыханной  ранее  концентрацией  власти  в  руках  совершенно  заурядных  людей.В  их  руках  находятся  целые  страны,  их  власть  чудовищна."
 И  далее:
 "..Читаю  журналы  "Новый  мир",  который  быстро  скурвился, воинственное  (желтое)  "Знамя",  "Наш  современник"  (русская  дворняга,  огрызается  помаленьку).Тоска  берет  за  душу  железной  рукой.. В  великие  люди  попали  теперь  очень  многие,  в  т. ч. Бухарин,  специалист  по  русской  поэзии. ..его  тесть(отец  жены  Ю. Ларин...(настоящая  фамилия - Лурье,  был  поэтом  по  совместительству,  занимая  пост  наркома  по  делам  топлива)..как  видно,  имел  большое  влияние на  философа- марксиста. Этим  и  объясняется знаменитая  статья
"Злые  заметки", положившая  начало  государственной  травле  Есенина,  что  привело к  убийству  Клюева,  Наседкина (мужа  сестры  Есенина), П.Орешина, Н. Приблудного, П. Васильева,  несчастного  юноши  Юры  Есенина,  сына  поэта  от  первого  брака и  мн. др.
 ..А  Бухарин  выступал  с  докладом  на  Первом  съезде  писателей.. выдвинул  когорту "русской  поэзии"  Н. С.  Тихонов  и  трое:  Багрицкий,  Сельвинский, Пастернак.  Вот  тебе  и  история  русской  литературы! То  ли  еще  будет!!!"
 О  Пастернаке  Г. В. Свиридов  высказывался  отрицательно  - не  поэт. На  высказанное  ему  возражение:
 "  Вы  же  писали  на  его  стихи?",
 ответил - "Это  исключение".
"Вкус  у  Свиридова  был  отменный. Вкус  аристократа,  а  натура  крестьянина..Все  изысканное  он  просто  обожал." (В. Минин)

                О  музыкальной   жизни.

 Из  переписки  со  Станиславом  Куняевым:
 "..В  музыкальной  жизни  пахнет  псиной,  мафией,  интригами. Правда  есть  и  Гаврилин   - настоящий  талант.Русская  современная  жизнь  слышна  в  его  музыке  - и  драма,  и  раёк, и  улица.
 Мне  завидуют,  меня  не  любят  и  не  понимают."

 "Но  природа  строга  и  по-своему  справедлива - давая  гениальность  одному, популярность  дает  другому.."


"Все  дело  в  том,  что  музыка    сегодня  не  та,  что  была  в  прошлые  века. Религиозный  дух  оставляет  ее,  отделяется  от  нее,  она  как  бы  эмансипируется. И  сегодня  она  может  жить  только  в  союзе  со  Словом. А  это  ведь - совместная  жизнь  слова  и  музыки -  издавна  присуще  русской  культуре. Наша  народная  музыка  - это  пение,  как  для  русских,  так  и  для белорусов  с  украинцами. ..Я  пытался  создать  в  современной  музыкальной  жизни  своеобразную  антологию  русской  песни,  но  музыкальная  среда,  верхушечно- чиновничья  композиторская  братия  отвергла  эту  мысль.
 "..В  Америке  есть  большая  музыка.  Американские  "чувственные  псалмы" ,  в  которых  выразились  чувство  и  темперамент  "черных",  замечательны. Там  есть  поворот  к  национальному, к  "реакционному",  как пишут  всегда  "прогрессивные" еврейские  музыкальные  критики."
 
" В  борьбе  за  музыку  надо  устоять,  хоть  сейчас  время  не  для  искусства,  оно  для  "Огонька",  для  черни,  которая  торопится  разлиться  и  позанять  собою  все,  пока  жизнь  не  опомнилась.."
 Анализируя   бедственное  положение  в  музыкальной  жизни,  подготовке  будущих  музыкантов  Г. В.  Свиридов  замечает:
 "..Профессура  еврейская  соответственно  такова  и  ориентация  при  обучении. Даже  если  человек  русский,  они  ему  сворачивают  голову  вот  так- и  характерным  жестом  показал  поворот  головы  набок - но  у них  нет  своего  музыкального  языка.."
 "..Оценки  явлениям  культуры  формируются  не  на  самом  верху,  и  не  во  втором  и  не  в  третьем  слое,  а  на  нашем  уровне - на  уровне  среды..."

                О  творчестве

Три  принципа  подлинного  искусства,  сформулированные  Л.  Толстым,  стали  руководством  в  творчестве  Г.В. Свиридова:
 "свежесть  чувства";
 "ясность  выражения";
 "искренность".

 "Надо  стремиться,  чтобы  твою  музыку  исполняли  только  очень  хорошие  музыканты,  потому,  что  и  за  плохое  исполнение,  и  за  плохих  исполнителей  отвечать  придется  лишь  одному  композитору."
 Говоря  о  своем  исполнении  Мастер  замечает:
 "Никто  не  аккомпанирует  мои  романсы  так  же  хорошо,  как  я "

 "Не  ленитесь  писать  как  можно  больше  вариантов, карандаш сам  знает,  что  делает,  он  умнее  головы.."

 "Неправильные  ударения  в  словах (положенных  на   музыку - А.В.) очень  разнообразят  текст."
 " Надо  думать  о  том,  чтобы  писать  хорошо,  тогда  и  свежесть  и  новизна  придут  сами  собой. Настоящего  искусства  не  нового  не  бывает."
 " Ничего  не  надо  бояться!"

 "..Когда  я  заканчиваю  сочинение,  во  мне  включается  какой-то  загадочный  механизм брака  и  мне  кажется,  что  я  плохо  написал. И  вообще,  имейте  в  виду,  что  Свиридов - дилетант:  много  лет  не  может  закончить  свои  сочинения! У  меня,  как  у  Козьмы  Пруткова- много  неоконченного..!
 "..Надо  петь  сердцем!"

 Грустя  о  том,  что  же  останется  от  него  самого,  Г. В. Свиридов  замечает:
 "..А  у  меня,  кажется  ,  останется  "Метель".Тут  надо  довериться  народному  чутью. Меня  это  обижает,  но  что  сделаешь..."

"У  них  с  Борисом ( У  Г.В. Свиридова    и  композитора  Бориса  Чайковского)  подход  к  творчеству  был  такой:  сочинять  из  головы  ничего  не  надо,  если  нет  вдохновения. Без  вдохновения  лучше  не  работать.." (Из  воспоминаний  Янины  Чайковской,  жены  Бориса).


                О  Мусоргском

Говоря  о  Мусоргском,  Г. В. Свиридов  замечает: о  том,  что  у  него  2  гениальные  вещи  "Борис" и  "Хованщина".
 "..Потомок  Рюриковичей.  Умер  в  богадельне. Его  травили  либералы- Тургенев,  Салтыков- Щедрин.. Но  насколько  был  силен  в  идеях-  настолько  был  слаб  в  оркестровке,  она  у  него  на  уровне  восемнадцатого  века."
 " Мусоргский  был  певцом  человеческой  любви. В  пьянстве  он  находил  очищение."
 "Для  Мусоргского  сочинение  музыки  было  молитвенным  актом".

                О  дирижере  Голованове

" ..Его  в  Большом  театре  ненавидели  за  то ,  что  он  был  русский  человек. Но  его  любил  Сталин ( Сталин  был  человек  таинственный),  и  потому  Голованов  работал  в  Большом  до  конца. Сейчас  тоже  мало  там  людей  русского  направления (вот  Образцова). Есть  тенденция,  как  и  везде в  музыке,  это  направление  зажать."

                О  ситуации  в  литературной  среде

 "..В  литературе - как-то удается  делать  русское  дело. Все-таки  оно  идет.."

 " До  Первого  съезда  писателей,  до  1934  года, Русским  людям  в  литературе,  в  музыке,  в  живописи  не  то  чтобы  жить  и  работать - дышать  тяжело  было. Все  они  были  оттиснены,  запуганы, оклеветаны  всяческими  авербахами,  бескиными, лелевичами,  идеологами  РАППа, ЛЕФа, конструктивистами..
А  приехал  Горький  и  как  хозяин  появился,  крупнейший  по  тем  временам  русский  писатель... даже  мы,  музыканты,  почувствовали,  как  после  1934  года  жизнь  стала  к  нам,  людям  русской  культуры,  поворачиваться  лучшей  стороной.."
 
 "..Вы  знаете,  что  Нестерову  не  давали  выставляться  и  что  он  постригся  в  монахи? Горький  добился  в  1934  году  первой  выставки  Нестерова  после  семнадцати  лет  перерыва. А  Корина  он  просто  спас - он  взял  его  с  собой  в  Италию,  будто  бы  для  того,  чтобы  Корин  написал  его  портрет..."

                О  Рубцове  и  Есенине

 "..главное  в  поэте- первопричину  его  духовного  сознания- Христа,  соединение  Высшей  Мудрости  с  наивностью  ребенка.." (в  письме  Валентину  Непомнящему.)

 В  письме  к  С. Ю. Куняеву  (1984г) Г.В. Свиридов  пишет:
 "..Книга  воспоминаний  о  Рубцове  произвела  сильное  и  очень,  надо  сказать,  гнетущее  впечатление, Если  нашей  поэзии  еще  суждено  существовать  как  "Русской  поэзии", в  ее  главном,  коренном  качестве,  то  Рубцов  должен  остаться  в  ее  истории  со  своими  стихами  и  своей  страшной  судьбой. Многое,  конечно,  роднит  его  с  Есениным,  но  тот  был  еще  человеком  здоровым,  неотравленной  крови, погибал  более  натужно,  форсил,  красиво  хулиганил  в  стихах,  а  тот  шел  на  дно  уже  безропотно.."

 "..литературоведческое  толкование  Есенина  не  отвечает  масштабу  и  содержанию  его  творчества,  и  этим  наносится  вред."

                О  Клюеве  и  Блоке

 "..Я  звал   Вас  в  Назарет,  -писал  Клюев  Блоку -  Вы  тянули  в  Париж,  бежали  к  портному  примеривать  смокинг,  одновременно  посылая  воздушный  поцелуй  картузу  и  косоворотке."

 Клюевское  обращение  к  А. Блоку:  " Барин - дачник."


                Об  Ахматовой  и  Цветаевой

 Признавая  достоинства  поэзии  Ахматовой,   Г. В. Свиридов  все  же  отозвался  о  ней  очень  сдержанно. А  о  творчестве  Цветаевой  было  сказано  вполне  определенно:
 -Это  - истеричная  поэзия. Есть  всего  лишь  несколько  стоящих  стихотворений,  и  все.

                О  Вознесенском

 В  письме  С.Ю.  Куняеву  Г.В.  Свиридов  пишет:
 "..На  меня  ужасное  впечатление  произвели  случайно  попавшиеся  на  глаза  стихи  Вознесенского  в  "Литературной  газете", где  он  называет  Христа  - собакой. Есть  ли  управа  на  этого  супернегодяя? И  непонятно,  зачем  это  печатают. Ведь  такие  стихи  только  отталкивают  людей  от  власти,  которая  как  бы  поощряет  хулиганство  этого  духовного  сифилитика.."


                О  русских  писателях


 Салтыков - Щедрин  побывал  в  чужих  краях,  описал  их  красоты,  вздохнул:  у  нас  лучше,  "потому,  что  больней!"

 "..Русские  писатели.
 Мощный,  суровый,  эпичный  Федор  Абрамов.
 Возвышенно - поэтический  Василий  Белов.
 Пронзительный,  щемящий  Виктор  Астафьев.
 Драматичный  Валентин  Распутин.
 Мягкий,  лиричный  южанин,  мой  земляк  Евгений  Носов.
 Сергей  Залыгин  - тонкий  и  умный.
 Блестящий  эссеист  Владимир  Солоухин.
Я  люблю  и  необыкновенно  высоко  (  ставлю)  их  творчество,они  украшение  нашей  литературы,  не  говоря,  конечно,  о  классиках  Леонове  и  Шолохове, То,  что  эти  люди -  мои  современники,  не  дает  мне  с  такой  силой  почувствовать  свое  одиночество. Прекрасный,  свежий,  благоуханный,  сильный,  новый  и  вместе  с  тем  вечный  Русский  язык. По - новому  раскрытые  современные  Русские  характеры."

                О  ликвидации  Радио -1  в  1997  году

 На  пресс- конференции  по  этому  поводу  Г.В. Свиридов   сказал:
 "..К  эфиру  допущены  не  только  непрофессиональные,  а  малограмотные  и  потрясающе  наглые  люди. Они  пришли  на  Радио  и  ведут  целые  программы,  в  том  числе  музыкальные.  На  радио  надо  что-то  менять. И  очень  жалко  Радио- 1 - его  отодвинули  куда-то,  а  дают  зеленую  улицу  каким-то  пошлякам."


                О  мировой  антрепризе

 " Это  давняя  традиция  дельцов  от  искусства -  держать  в  своих  руках  организацию  приглашений  за  рубеж,  гастролей,  рекламы,  системы  международных  премий,  гонораров,  создания  " звезд", подавление  инакомыслия  в  творческой  среде.
 20 - 30  годы  двадцатого  века  -  система  была  представлена  у  нас  салоном  Лили  Брик (  девичья  фамилия  Каган).
 А  после  Лили  Брик  связи  ее  салона  во  многом  унаследовала  Майя  Плисецкая,  недаром  же  Вознесенский  хвалу  ей  вознес  в  стихах..

 ..присуждать   или  нет  Станиславу  Куняеву  за  книгу  "Огонь,  мерцающий  в  сосуде" (гос. премию).. яростным  противником   выступил  Родион  Щедрин.. человек  из  музыкального  мира  столь  решительно  взял  на  себя  смелость  судить  о  книге  критики  и  публицистики.  Особенно  раздражала  Щедрина  моя  оценка  творчества  Владимира  Высоцкого. Из  чего  я  заключил,  что  фигура  популярного  барда  тоже  находилась  под
 опекой  мировой  антрепризы.

                О  будущем  русской  культуры


 "..Русская  музыка,  да  и  все  русское  искусство  на  протяжении  своей  истории  было  самым  тесным  образом  связано  с  глубинами  православного  миросозерцания. Именно  здесь  корни  своеобразия  и  самобытности  нашей  культуры.За  последний  век  связь  эта  была  насильственно  разрушена. Удастся  ли  восстановить  ее,  от  этого  зависит  не  только  судьба  нашей  культуры,  но  и  само  существование  русских,-  как  нации,  имеющей  свое  Место,  свое  Слово,  свой  Голос  в  мировой  истории. Восстановление  этой  духовной  связи -труднейшая  задача,  стоящая  перед  нашим  обществом. Только  на  этом  пути  я  вижу  будущее  нашего  искусства." (Г. В. Свиридов)



* "Библиотека  мемуаров", Москва, Молодая  гвардия,  2006,  Георгий  Свиридов  в  воспоминаниях  современников.

Очень  полезная  и  нужная  книга.
 
Выражаю  искреннюю,  сердечную  благодарность  за  составление  и  комментарии  А. Б  Вулфову,  за  предисловие  В. Г  Распутину, за  серийное  оформление  Константину  Фадину,  издание  книги  коллективу  издательства  Молодая  гвардия", всем  тем  современникам,  кто  поделился  своими  воспоминаниями  о  жизни  и  творчестве  Г. В. Свиридова,  нашего  гениального  земляка.

Заранее  приношу  свои  извинения  за  использование  материалов   книги,  моей  заслуги  тут  нет  никакой. Я  попытался  просто  систематизировать  существующий  материал в  несколько  иной  форме,  с  выделением  музыкальных,  литературных  и  живописных  акцентов. Как  мне  это  удалось, судить  вам.