"..А чаще всего у нас на Руси
бывает иначе: свои травят своих,
верней - давят тех, кого считают
хотя бы не совсем "своим", либо
соперниками. Способов здесь масса,
Бахус - не последний из них.."
Эти горькие строки Г. В. Свиридова пришлось выслушать Станиславу Золотцеву при встрече в доме великого композитора. Они касались судеб полутора десятков не менее талантливых музыкантов - современников маэстро, которые были потеряны для России.
Несгибаемая воля, потрясающая работоспособность, преданность своей музе помогли ему выжить в непростое время и добиться очень многого в жизни, несмотря на страшные трудности и несправедливость.
"Пророков нет в Отечестве своем", - сказано мудрецами древности и эта истина была в который раз подтверждена на примере композитора.
"Патетическая оратория" Г.В. Свиридова имела в Лондоне громадный успех. Однако советские издания ничего не публиковали о премьере и грандиозном успехе. Ни одной статьи не появилось. А там написали все газеты.
Так и хочется окунуться в то время и крикнуть всем власть предержащим и работникам "т. н. культуры":
-неужели вы так ненавидите нашу Родину, что вам противно, когда великий русский гений прославляет ее величие?!
Что это?!
Заносчивость, о которой композитор сказал:
"..каждый заносится настолько, насколько у него не хватает разума."?
Зависть, являющаяся " чувством бездарей"?
Обладая великой душой Г. В. Свиридов с большой заботой и любовью относится к окружающим его людям, которые ему дороги.
Он пишет Геннадию Белову:
"..Обидно, что Вы как-то одиноко все (кого я знаю) живете, разъединены, каждый сам по себе, что очень затрудняет Вашу жизнь! Легко Вас топтать!..
" ..Не будьте безропотным перед лицом людей, которые открыто борются с Вами. Вы - человек умный, серьезный, составьте серьезную бумагу, деловую, фактологическую.."
В телеграмме певцу Евгению Нестеренко от 26.12. 1991 года композитором говорится:
"Похоже на то, что Ваше поколение "загругляет эпоху. Жизнь осела на корточки, и люди сделались- карлики. И как быстро!.."
Из писем Г.В. Свиридова жене и сыну (1995г.) стр 78:
"..Русская жизнь, наверно, тебе понаслышке и понавидке (через TV) знакома но истинный ее дух и аромат, конечно, надо ощущать на месте. Жить здесь теперь - трудно.."
Характеризуя девяностые годы прошлого века и проводя историческую параллель с 30 - 40 годами композитор замечает:
"..Наше время вообще характерно небывалой, неслыханной ранее концентрацией власти в руках совершенно заурядных людей.В их руках находятся целые страны, их власть чудовищна."
И далее:
"..Читаю журналы "Новый мир", который быстро скурвился, воинственное (желтое) "Знамя", "Наш современник" (русская дворняга, огрызается помаленьку).Тоска берет за душу железной рукой.. В великие люди попали теперь очень многие, в т. ч. Бухарин, специалист по русской поэзии. ..его тесть(отец жены Ю. Ларин...(настоящая фамилия - Лурье, был поэтом по совместительству, занимая пост наркома по делам топлива)..как видно, имел большое влияние на философа- марксиста. Этим и объясняется знаменитая статья
"Злые заметки", положившая начало государственной травле Есенина, что привело к убийству Клюева, Наседкина (мужа сестры Есенина), П.Орешина, Н. Приблудного, П. Васильева, несчастного юноши Юры Есенина, сына поэта от первого брака и мн. др.
..А Бухарин выступал с докладом на Первом съезде писателей.. выдвинул когорту "русской поэзии" Н. С. Тихонов и трое: Багрицкий, Сельвинский, Пастернак. Вот тебе и история русской литературы! То ли еще будет!!!"
О Пастернаке Г. В. Свиридов высказывался отрицательно - не поэт. На высказанное ему возражение:
" Вы же писали на его стихи?",
ответил - "Это исключение".
"Вкус у Свиридова был отменный. Вкус аристократа, а натура крестьянина..Все изысканное он просто обожал." (В. Минин)
О музыкальной жизни.
Из переписки со Станиславом Куняевым:
"..В музыкальной жизни пахнет псиной, мафией, интригами. Правда есть и Гаврилин - настоящий талант.Русская современная жизнь слышна в его музыке - и драма, и раёк, и улица.
Мне завидуют, меня не любят и не понимают."
"Но природа строга и по-своему справедлива - давая гениальность одному, популярность дает другому.."
"Все дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет ее, отделяется от нее, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со Словом. А это ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуще русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. ..Я пытался создать в современной музыкальной жизни своеобразную антологию русской песни, но музыкальная среда, верхушечно- чиновничья композиторская братия отвергла эту мысль.
"..В Америке есть большая музыка. Американские "чувственные псалмы" , в которых выразились чувство и темперамент "черных", замечательны. Там есть поворот к национальному, к "реакционному", как пишут всегда "прогрессивные" еврейские музыкальные критики."
" В борьбе за музыку надо устоять, хоть сейчас время не для искусства, оно для "Огонька", для черни, которая торопится разлиться и позанять собою все, пока жизнь не опомнилась.."
Анализируя бедственное положение в музыкальной жизни, подготовке будущих музыкантов Г. В. Свиридов замечает:
"..Профессура еврейская соответственно такова и ориентация при обучении. Даже если человек русский, они ему сворачивают голову вот так- и характерным жестом показал поворот головы набок - но у них нет своего музыкального языка.."
"..Оценки явлениям культуры формируются не на самом верху, и не во втором и не в третьем слое, а на нашем уровне - на уровне среды..."
О творчестве
Три принципа подлинного искусства, сформулированные Л. Толстым, стали руководством в творчестве Г.В. Свиридова:
"свежесть чувства";
"ясность выражения";
"искренность".
"Надо стремиться, чтобы твою музыку исполняли только очень хорошие музыканты, потому, что и за плохое исполнение, и за плохих исполнителей отвечать придется лишь одному композитору."
Говоря о своем исполнении Мастер замечает:
"Никто не аккомпанирует мои романсы так же хорошо, как я "
"Не ленитесь писать как можно больше вариантов, карандаш сам знает, что делает, он умнее головы.."
"Неправильные ударения в словах (положенных на музыку - А.В.) очень разнообразят текст."
" Надо думать о том, чтобы писать хорошо, тогда и свежесть и новизна придут сами собой. Настоящего искусства не нового не бывает."
" Ничего не надо бояться!"
"..Когда я заканчиваю сочинение, во мне включается какой-то загадочный механизм брака и мне кажется, что я плохо написал. И вообще, имейте в виду, что Свиридов - дилетант: много лет не может закончить свои сочинения! У меня, как у Козьмы Пруткова- много неоконченного..!
"..Надо петь сердцем!"
Грустя о том, что же останется от него самого, Г. В. Свиридов замечает:
"..А у меня, кажется , останется "Метель".Тут надо довериться народному чутью. Меня это обижает, но что сделаешь..."
"У них с Борисом ( У Г.В. Свиридова и композитора Бориса Чайковского) подход к творчеству был такой: сочинять из головы ничего не надо, если нет вдохновения. Без вдохновения лучше не работать.." (Из воспоминаний Янины Чайковской, жены Бориса).
О Мусоргском
Говоря о Мусоргском, Г. В. Свиридов замечает: о том, что у него 2 гениальные вещи "Борис" и "Хованщина".
"..Потомок Рюриковичей. Умер в богадельне. Его травили либералы- Тургенев, Салтыков- Щедрин.. Но насколько был силен в идеях- настолько был слаб в оркестровке, она у него на уровне восемнадцатого века."
" Мусоргский был певцом человеческой любви. В пьянстве он находил очищение."
"Для Мусоргского сочинение музыки было молитвенным актом".
О дирижере Голованове
" ..Его в Большом театре ненавидели за то , что он был русский человек. Но его любил Сталин ( Сталин был человек таинственный), и потому Голованов работал в Большом до конца. Сейчас тоже мало там людей русского направления (вот Образцова). Есть тенденция, как и везде в музыке, это направление зажать."
О ситуации в литературной среде
"..В литературе - как-то удается делать русское дело. Все-таки оно идет.."
" До Первого съезда писателей, до 1934 года, Русским людям в литературе, в музыке, в живописи не то чтобы жить и работать - дышать тяжело было. Все они были оттиснены, запуганы, оклеветаны всяческими авербахами, бескиными, лелевичами, идеологами РАППа, ЛЕФа, конструктивистами..
А приехал Горький и как хозяин появился, крупнейший по тем временам русский писатель... даже мы, музыканты, почувствовали, как после 1934 года жизнь стала к нам, людям русской культуры, поворачиваться лучшей стороной.."
"..Вы знаете, что Нестерову не давали выставляться и что он постригся в монахи? Горький добился в 1934 году первой выставки Нестерова после семнадцати лет перерыва. А Корина он просто спас - он взял его с собой в Италию, будто бы для того, чтобы Корин написал его портрет..."
О Рубцове и Есенине
"..главное в поэте- первопричину его духовного сознания- Христа, соединение Высшей Мудрости с наивностью ребенка.." (в письме Валентину Непомнящему.)
В письме к С. Ю. Куняеву (1984г) Г.В. Свиридов пишет:
"..Книга воспоминаний о Рубцове произвела сильное и очень, надо сказать, гнетущее впечатление, Если нашей поэзии еще суждено существовать как "Русской поэзии", в ее главном, коренном качестве, то Рубцов должен остаться в ее истории со своими стихами и своей страшной судьбой. Многое, конечно, роднит его с Есениным, но тот был еще человеком здоровым, неотравленной крови, погибал более натужно, форсил, красиво хулиганил в стихах, а тот шел на дно уже безропотно.."
"..литературоведческое толкование Есенина не отвечает масштабу и содержанию его творчества, и этим наносится вред."
О Клюеве и Блоке
"..Я звал Вас в Назарет, -писал Клюев Блоку - Вы тянули в Париж, бежали к портному примеривать смокинг, одновременно посылая воздушный поцелуй картузу и косоворотке."
Клюевское обращение к А. Блоку: " Барин - дачник."
Об Ахматовой и Цветаевой
Признавая достоинства поэзии Ахматовой, Г. В. Свиридов все же отозвался о ней очень сдержанно. А о творчестве Цветаевой было сказано вполне определенно:
-Это - истеричная поэзия. Есть всего лишь несколько стоящих стихотворений, и все.
О Вознесенском
В письме С.Ю. Куняеву Г.В. Свиридов пишет:
"..На меня ужасное впечатление произвели случайно попавшиеся на глаза стихи Вознесенского в "Литературной газете", где он называет Христа - собакой. Есть ли управа на этого супернегодяя? И непонятно, зачем это печатают. Ведь такие стихи только отталкивают людей от власти, которая как бы поощряет хулиганство этого духовного сифилитика.."
О русских писателях
Салтыков - Щедрин побывал в чужих краях, описал их красоты, вздохнул: у нас лучше, "потому, что больней!"
"..Русские писатели.
Мощный, суровый, эпичный Федор Абрамов.
Возвышенно - поэтический Василий Белов.
Пронзительный, щемящий Виктор Астафьев.
Драматичный Валентин Распутин.
Мягкий, лиричный южанин, мой земляк Евгений Носов.
Сергей Залыгин - тонкий и умный.
Блестящий эссеист Владимир Солоухин.
Я люблю и необыкновенно высоко ( ставлю) их творчество,они украшение нашей литературы, не говоря, конечно, о классиках Леонове и Шолохове, То, что эти люди - мои современники, не дает мне с такой силой почувствовать свое одиночество. Прекрасный, свежий, благоуханный, сильный, новый и вместе с тем вечный Русский язык. По - новому раскрытые современные Русские характеры."
О ликвидации Радио -1 в 1997 году
На пресс- конференции по этому поводу Г.В. Свиридов сказал:
"..К эфиру допущены не только непрофессиональные, а малограмотные и потрясающе наглые люди. Они пришли на Радио и ведут целые программы, в том числе музыкальные. На радио надо что-то менять. И очень жалко Радио- 1 - его отодвинули куда-то, а дают зеленую улицу каким-то пошлякам."
О мировой антрепризе
" Это давняя традиция дельцов от искусства - держать в своих руках организацию приглашений за рубеж, гастролей, рекламы, системы международных премий, гонораров, создания " звезд", подавление инакомыслия в творческой среде.
20 - 30 годы двадцатого века - система была представлена у нас салоном Лили Брик ( девичья фамилия Каган).
А после Лили Брик связи ее салона во многом унаследовала Майя Плисецкая, недаром же Вознесенский хвалу ей вознес в стихах..
..присуждать или нет Станиславу Куняеву за книгу "Огонь, мерцающий в сосуде" (гос. премию).. яростным противником выступил Родион Щедрин.. человек из музыкального мира столь решительно взял на себя смелость судить о книге критики и публицистики. Особенно раздражала Щедрина моя оценка творчества Владимира Высоцкого. Из чего я заключил, что фигура популярного барда тоже находилась под
опекой мировой антрепризы.
О будущем русской культуры
"..Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинами православного миросозерцания. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры.За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить ее, от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских,- как нации, имеющей свое Место, свое Слово, свой Голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи -труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства." (Г. В. Свиридов)
* "Библиотека мемуаров", Москва, Молодая гвардия, 2006, Георгий Свиридов в воспоминаниях современников.
Очень полезная и нужная книга.
Выражаю искреннюю, сердечную благодарность за составление и комментарии А. Б Вулфову, за предисловие В. Г Распутину, за серийное оформление Константину Фадину, издание книги коллективу издательства Молодая гвардия", всем тем современникам, кто поделился своими воспоминаниями о жизни и творчестве Г. В. Свиридова, нашего гениального земляка.
Заранее приношу свои извинения за использование материалов книги, моей заслуги тут нет никакой. Я попытался просто систематизировать существующий материал в несколько иной форме, с выделением музыкальных, литературных и живописных акцентов. Как мне это удалось, судить вам.