Как прививать любовь к чтению

Елена Гвозденко
Почему современным детям так тяжело привить ценность чтения? Что делать, чтобы малыш полюбил мир печатного слова?

Для начала давайте попробуем порассуждать, что дает современному ребенку чтение? В чем уникальность чтения, отличие от других источников информации?

Надо постараться быть честным. Что сейчас книга? Кладезь информации? Это для нас, переживавших взросление в другой, доинтернетовской, эре, книга была единственным хранилищем знаний во всех возможных областях. Это нас книга учила, рассказывая о мирах, которые были не доступны, показывая множество примеров реагирования на различные ситуации.

Все изменилось. Вместо часовых поисков в пыльных библиотеках, достаточно посмотреть увлекательное видео. При сниженной критичности, эта информация условно воспринимается как нечто объективное, как некие знания. Разумеется, интернет делает легким знакомство и с другими источниками, но, во-первых, необходимы определенные навыки поиска, а во-вторых, нужна потребность в анализе, необходимо желание разобраться, сформировать собственную оценку, а не довольствоваться плагиатом чужого мнения.

А что же книга? Книга выстроена по иным правилам. Чтение сродни медитации, оно не дает готовых картинок, оно моделирует их в нашем сознании, используя символы. Призывает к сотворчеству, обращаясь к нашему опыту. В этом смысле книга менее субъективна, хоть за ней и стоит личность автора со всеми заблуждениями. Но главное, книга подстраивается под темп нашего восприятия, она не тянет за собой зрелищными изображениями. Существенный плюс чтения. Мы имеем возможность останавливаться, анализировать, спорить, соглашаться. Мы имеем право на паузу, на обдумывание, на погружение в проблему. Это труд, а человек всегда стремится к лени, к развлечению, к удовольствию. Именно поэтому так падает популярность чтения и среди взрослых, даже среди поколения, рожденного «до нашей эры».

Есть еще один несомненный плюс чтения. Оно формирует творческий потенциал. При чтении картинки рождаются в нашем воображении, они плод нашей фантазии, нашего креатива.

И в этом смысле книга теперь скорее не учитель, дающий знания, а развивающий педагог, формирующий мышление (критичность, образность, креативность).

Так что же делать, чтобы ребенок полюбил чтение? Несколько практических советов.
1. Будем честны с ребенком. Если убеждаем его в пользе чтения, то должны подкреплять сказанное собственным примером. Отведите на собственное чтение не менее получаса в день. Заставьте себя читать серьезную литературу. Если нет отложенных желаний, каких-то предпочтений, начните читать классику. Возможно, вы хорошо помните содержание, сконцентрируйтесь на атмосферности. Поставьте себе какие-то конкретные задачи, например, отыскать аналогии с днем сегодняшним. 
2. Подбирая литературу для чтения с ребенком, ориентируйтесь на его вкус. Наблюдайте за малышом. Предварительно прочтите предназначенную ребенку книжку.
3. Создайте атмосферу ожидания, предвкушения. Продумайте анонс чтения на вечер, на следующий день.
«Мы прочитаем о том, какой сюрприз ожидал героя в гостях у друга». «Узнаем, какую тайну скрывал …».
4. С прочтения все только начинается! Нам важно протестировать понимание текста, научить ребенка сотворчеству с автором, развить его креатив. Поэтому после каждого чтения погружаемся в игру.
- Самый простой способ протестировать – подготовить вопросы по тексту. Желательно формулировать некую проблему вопросами: «Как ты думаешь, почему…», «А если бы не случилось… то, что произошло, по твоему мнению» и т.д. Важно подключать ребенка как равноправного оппонента. Резюмировать беседу, соглашаясь или споря: «Я с тобой согласен», «Мне кажется, что было бы иначе, потому что…». Превратите обсуждение в интеллектуальную беседу, каким бы не казался примитивным материал.
         
- Рисуем, лепим, создаем объемные объекты, одним словом визуализируем прочитанное. Я бы отнесла этот метод работы с книгой к приоритетному. Почему это важно? Помните о главном преимуществе книги – она развивает образное мышление, образы рождаются в нашей голове. Надо, чтобы они нашли свое воплощение, стали реальными объектами. Кроме того, эта деятельность помогает сильнее погрузиться в содержание, продлевает ощущения книги. Это еще и развитие творческого потенциала, развитие мелкой моторики ребенка.

  - Превращаем текст в сценарий и разыгрываем театрализованное представление. Можно использовать игрушки и организовать кукольное представление. Можно вырезать фигурки из картона, пристроить настольную лампу и сделать театр теней, а можно подключить домашних в качестве актеров.

- Используем материал для придумывания различных игр. Фантазируйте! Помню, как предложила после прочтения рассказа Носова «Шурик у дедушки» найти альтернативу калоше и спрятать носок для тайных сообщений. Этот носок мы в дальнейшем использовали и на других занятиях. Появилась тайна, появился «рецепт интереса» из прочитанной книги. Поиграйте в модельеров, нарисуйте линию нарядов для Золушки. Придумывайте собственные сказки для своего ребенка, подключайте его к этому процессу! 

Мир стремительно меняется. Дети будут жить в иной реальности, в реальности, которую сейчас сложно прогнозировать. Но то, что в этом, новом, мире самыми востребованными станут люди с креативным мышлением, независимые аналитики, свободные творцы – очевидно. И только книга поможет сформировать мышление вашего ребенка.