Коса

Юлия Набережнева
... До сих пор меня иногда спрашивают знакомые:
- Юля, а где твоя коса? Куда ты её дела?....

  Смешно, правда? Уж точно я не храню её на память где-то в сундуке....

... Помню, ещё в детстве, года в четыре, я гордо заявила старшим домочадцам:
- А я знаю, чем отличается девушка от женщины!

- Чем? - переглянувшись, спросили они...
- Чем-чем! У девушки - коса! А у женщины - причёска, короткие волосы! - довольная своими познаниями, громко провозгласила я.

-Аааа! Ну да! Верно! - обрадовались взрослые....

     Надо сказать, коса для меня была мечтой с детсТва! Моя старшая сестра, которая стАрше меня почти на десять лет, ходила с косой - длинной, толстой и красивой!

Меня же всё детство стригли под мальчика! Взрослым некогда было со мной возиться, а у меня, как только отрастали волосы, уже не было шансов спастись: мама вела меня к парикмахеру! Это было ужасно! Проливая горькие слёзы, я наблюдала за тем, как меня "оболванивали"..... Но это было ещё не всё!
 
Бывало ещё худшее продолжение.... Меня вели  к фотографу! Да, раньше были такие "Дома Быта", где можно было и подстричься, и сделать интерьерную фотографию. Интерьер заключался обычно в кресле, столике и для ещё большего эффекта в букете искуственных цветов, кукле и старом пыльном медведе.... В нашем поколении у многих в детстве были такие фото....

Какой же для меня был ужас,когда меня, зарёванную, ещё с мокрыми, очень коротко остриженными волосами, имевшими следы ровных дорожек от расчёски, усаживали фотографироваться! Корзинка с искуственными цветами в руках дополняли весь кошмар... Но взрослым абсолютно не было никакого дела до моего детского горя, и вот - пара- тройка таких вот вымученных фоток величественно лежат где-то у моей мамы в фотоальбоме.... Я с тех пор не люблю фотографироваться. Ха-ха... Ооооо, у нас ещё есть фотография, где сидят две несчастные зарёванные и коротко оболваненные девочки - я и моя подруга... в одинаковых новых колючих шерстяных платьях в матросском стиле и с корзинками в руках... (наши мамы очень дружны)...

 Когда я закончила третий или четвёртый класс, всё лето весело пролетело у бабушки. А за лето у меня успели отрасти волосы, почти до плеч!.... И я смогла уговорить маму меня не стричь, с условием, что отныне я всегда буду сама причёсываться и делать себе хвостики-косички! И это было счастье! Со своей высокой чувствительностью, мне было больно терпеть мамины причёсывания. А теперь я стала хозяйкой своих волос! Это было просто счастье!

Да, какое-то время я ходила со смешными короткими хвостиками. А время шло... и постепенно у меня появилась коса! ООООО! Для меня образцом неземеной красоты была девушка-старшеклассница - я ещё с младших классов восхищалась её красотой! Ведь у неё была длиннющая блондинистая коса! Красивые очень светло-русые, сильные волосы были аккуратно заплетены, и в таком вот осотоянии были гораздо ниже её талии. Гораздо...

 Да, забыла рассказать: у нас дома какое-то время хранилась чья-то длинная коса! Она была рыжевато-каштанового цвета, красиво заплетённая и прекрасно подходила по цвету к моим волосам. Конечно, я её сызмальства периодически выуживала из шкафа и всеми способами пыталась себе привязать на свои коротенькие волосики.... однажды у меня получилось - волосы немного отросли, и я привязала бантом себе эту красоту! Ну как не показать такую восхитительную красотищу народу? Это же невозможно - не похвалиться! Тогда я ещё не ходила в школу, зато уже ходила в соседний дом, в хлебный магазин за хлебом. Была весна или осень.... Я надела куртку, шапку, и вывела вперёд, на грудь, "свою" длииииную прицепную косищщу.... Неся её на груди, я торжественно сходила за хлебом, не спеша плыла, словно пава.....  Это был выход в свет в образе красавицы - не иначе.... Представляю, как веселились продавщицы, которые знали меня "настоящую"....

   ...короче, детские мои мечты постепенно и незаметно для меня выросли просто в мои длинные волосы, за которыми я ухаживала сама и никому не давала на них покуситься.... Уже к пятому или шестому классу я, как и несколько девочек в нашем классе, стала обладательницей косы.... Наш учитель географии и НВП, которого все звали Батя, прозвал меня, высокую и довольно стройную девочку с длинной косой "Берёзка".... Так и говорил: "Берёзка, иди к доске!" ...
.... Я любила иногда отбросить сильно косу назад, так чтобы у того, кто сидел за мной следующей парте, смести со стола ручку или карандаш - было весело и смешно.... Конечно, бывало смешно и мальчишкам, когда они на всей скорости  хватали меня, бегущую в столовку, за косу и резкоостаналивали этим на месте! И тогда им было не сдобровать!

В десятом классе я осталась уже чуть ли не единственной девушкой с длинной косой в старших классах, и это был мой естественный и привычный образ....  Конечно, я не могла носить, как тогда было принято, чёрные резиночки, нарезанные из велосипедных шин на косичках. И банты тоже мне не особо нарвились! Я раздобыла у мамы обрезки от платья из люрикса и вплетала в косу такую ипровизированную вещицу. такой вот мой личный дизайн....
Иногда краем глаза я видела восхищённые взгляды девочек из младших классов, видела своих "последовательниц", которые тоже с гордостью берегли свои длинные волосы.... Конечно, нас было совсем  немного с косами - большинству девчонок намного интереснее было менять причёски, красить волосы. И получать, конечно, за это от учителей нагоняи....

  В институте я тоже была чуть ли не единственной студенткой с косой... Однажды меня приняли за свою "сестру" - что и говорить, я имею некоторую схожесть с восточными и кавказскими народами,- и наши грузинские парни-студенты пытались поговорить со мной на своём родном языке. А я по-грузински знала лишь "кхамарджоба" и немного песню чита-дрита-чита-маргарита-да и сразу разочаровала их, что я "не их сестра".....

  Благодаря своей косе, на первом курсе мне пришлось иногда "прятаться" от неожиданного чернокожего, оочень несимпатичного поклонника, который на переменах выискивал меня, и как чёрное привидение ходил следом и сверлил своими жгучими чернющщими глазами...

  Так и ходила я с косой первый, второй курс..... В начале второго курса я стала женой своего любимого, а на третьем - стала мамой, у нас родилась старшая дочь.... Начались родительские заботы, бессонные ночи, плюс продолжение очной учёбы в институте....  И однажды, записавшись по телефону в парикмахерскую, я оставила ребёнка с подругой и помчалась на стрижку....

 Моим парикмахером оказался парень, который ненавидел длинные волосы! Он долго и громко возмущался на тему, как посмели к нему записать клиентку с длинными волосами и брезгливо, морщась и кривляясь, обстриг мне мои длинные волосы, почти не расчёсывая..... Тогда я была настолько замученная молодая мама, что мне было всё равно, и я почувствовала только лишь обегчение... А парень-парикмахер меня опять "оболванил", сделав короткую и не особо идущую мне стрижку... Мои слегка вьющиеся волосы, не привыкшие к такому обращению, ни в какую не хотели хоть как-то укладываться и упрямо торчали, куда им вздумается....

 - Посмотри на себя: на кого ты стала похожа! - грустно покачал головой мой преподаватель в институте..... Ну да: первый и второй курс я !модничала" в меру возможностей, носила симпатичные вещи, длинные "вот такие" африканские серьги длиной в 15 сантиметров, которые мы с мужем покупали у африканских студентов....  имела ряд поклонников, вздыхавших, что я рано вышла замуж.... А теперь я была мама! Тогда не было особых приспособлений для мам, было начало девяностых. Пелёнки мы с моей мамой шили из простыней, мыло для стирки собирали по знакомым... ну и так далее.... Я кормила ребёнка, и перевязывала грудь полотенцем.... Надевала сверху свитер и бежала в таком виде на занятия в институт, если было с кем оставить малышку - с пришедшим с ночной смены мужем или иногда - с подругой.... Вот и стояла я такая, невыспавшаяся, замученная, пытавшаяся хоть что-то запомнить - выучить -сдать в своей мамской экипировке и с обстриженными волосами студентка....  И правда,  на кого я стала похожа?....

- Какая разница! - думала я и неслась из института в семью с мечтой закончить уже этот институт и ни-ког-да больше ничему не учиться ни в каких институтах!

 .... Недавно разговаривала по телефону со своим взрослым племянником из Москвы (а тётей я стала в тринадцать лет)...
И вот, в разговоре, между делом, он мне говорит:
- Тёть Юль, а помнишь, у тебя была длииинная коса.... а куда ты её дела?....

10:30 мск 24.04.2018