Как я училась распоряжаться деньгами

Анатолий Торопкин
                Для кого эта книга
               

Книга будет интересна детям, студентам и взрослым. Она для тех, кому хотелось бы открыть свой бизнес, н они пока не решаются. Кому надоело жить от зарплаты до зарплаты. И даже тем, кто много зарабатывает, но столько же и тратит. Возможно, ей заинтересуются люди, которым когда-нибудь придётся выйти на пенсию или решить покупать квартиру по ипотеке.
   Она написана лёгким доступным языком в художественной форме. Вместе с двенадцатилетней девочкой Машей читатель проживёт целый месяц в Сочи. Проследит, как она постигала первые азы финансовой грамотности. Как работала по найму и на себя. Если хотите научиться распоряжаться своими деньгами, то эта книга для вас.

                Содержание

Глава 1.    В поезде ……………………………………………………3               

Глава 2.    Дедушка…………………………………………………….5

Глава 3.    В банке и на пляже………………………………………...7

Глава 4.    Активы, пассивы и пассивные доходы…………………..9

Глава 5.    Как открыть кошачий бизнес……………………………12

Глава 6.    Настя………………………………………………………14

Глава 7.    Голубая снежинка………………………………………..16

Глава 8.    Первые деньги……………………………………………18

Глава 9.    На рынке и в магазине…………………………………...20

Глава 10.  Димка……………………………………………………..23

Глава 11.  Снова прыщавый………………………………………...26

Глава 12.  Бизнес расширяется……………………………………..29

Глава 13.  Проблемы и возможности………………………………32

Глава 14.  Цель………………………………………………………34

Глава 15.  На рыбалке……………………………………………….36

Глава 16.  Ютуб……………………………………………………..39

Глава 17.  Время…………………………………………………….41

Глава 18.  Туалет для кошек……………………………………….44

Глава 19.  Последний день в Сочи………………………………...45


               


КАК  Я  УЧИЛАСЬ  РАСПОРЯЖАТЬСЯ  ДЕНЬГАМИ

    
     Глава 1.  В поезде

     Состав дёрнулся и медленно стал набирать скорость. За ним какое-то время шли провожающие, махали руками и что-то кричали. Среди них были мои мама и бабушка. Вот неугомонные! Ведь я говорила им, чтоб не ждали отправления, а сразу ехали домой. Но, что с взрослых взять, обязательно всё сделают по- своему.
     Вскоре перрон закончился, люди отстали, а за окном уже мелькали постройки из красного кирпича и заборы, расписанные  граффити. Потом началась панорама высоток Новосибирска. Я вышла в коридор и встала у окна. Вот уже и мост через Обь, а сразу за ним самый крупный в России аквапарк. Мы с мамой зимой ходили сюда. Прикольно. За окном снег, метель и стужа, а в помещении комплекса теплынь, всевозможные бассейны, горки, многочисленные сауны, и мы с мамой в купальниках.
     Скорый поезд Новосибирск - Адлер уже набрал нужную скорость и катил по левому берегу сибирской реки. Я впервые самостоятельно отправилась в такое длительное путешествие. Правда, оно было не совсем самостоятельным. Моими попутчиками по купе была семья Ершовых. Алексей Васильевич с женой Натальей Анатольевной и сыном Димкой. Они были знакомыми моей мамы и тоже ехали в Сочи. А мой дедушка согласился сдать им квартиру и сделать скидку как землякам.
     Он с моей второй бабушкой два года назад переехали в Сочи и теперь наслаждались сладкой жизнью курортного города. Ведь там солнце, море, пальмы. Но сейчас он один, бабушка уехала в Китай на лечение.
     Чёрное море, конечно, не такое тёплое как Красное или Средиземное, но зато оно перед глазами круглый год.  Дед давно мечтал купить в Сочи с видом на море и его мечта, наконец, сбылась. Купил не одну, а сразу две.
     Моё внимание привлёк шум откатывающейся двери. Из соседнего купе вышел мальчишка лет пяти. Открыв рот, он уставился на меня широко распахнутыми глазами. Наверно подумал, что я приведение. Так продолжалось минуты две и, наконец, он решился:
     - Тебя как зовут?
     - Маша, а тебя?
     - Вова, - потом немного подумав,- ты умеешь плавать?
     - Да, по-собачьи.
     - А я по-кошачьи.
     - Это как?
     - Бабушка говорит, что топориком. Они не умеют плавать. И я не умею.
     - А что ты умеешь?
     - Петь.
     - Да ладно,- стала подначивать я.
     Вова повернулся и ушёл в своё купе. Какое-то время его не было. Может, обиделся, что я поставила под сомнение его вокальные способности. Но тут дверь открылась, и он снова вышел. В его руках была маленькая гармошка, а на голове почему-то кепка. Широко расставив ноги и, растянув меха, Вова запел:
     Из-за вас, моя, черешня,
     Ссорюсь я с приятелем.
     До чего же климат здешний
     На любовь влиятелен!...
     Гармошка не издавала ни звука и была очень старая и потёртая. Наверно, изготавливалась ещё при царе Горохе. Но пел Вова замечательно. Были у него и слух, и голос, а самое главное, настроение. В коридор из купе стали выходить пассажиры. Они обступили нас и улыбались, а когда песня закончилась, раздались дружные аплодисменты.
     После этого мы с Вовой подружились. Он стал любимцем всего нашего вагона и никогда не оказывался спеть. Они с бабушкой, её звали Ольгой Васильевной, ехали в Адлер. Она рассказала, что вокал это его любимое занятие. Но поскольку играть он не умел, то предпочитал только свою беззвучную гармошку. Даже в садик ходил с ней и был там настоящей звездой. На следующий год его собирались отдать в музыкальную школу.
     А вот с Димкой у нас пока дружба не складывалась. Он только смотрел на меня, вздыхал и снова утыкался в свой смартфон. Даже когда на остановках мы выходили на перрон чтобы размяться, Димка просто сопровождал меня взглядом, хотя пытался это делать незаметно. Ну и пусть, ему же хуже. И я тоже инициативы не проявляла - он парень, а я девочка.
     Большую часть времени я занималась чтением. Оказалось, что поезд для этого самое лучшее место. Не нужно куда-то бежать, торопиться, даже на часы не надо смотреть. О прибытии к очередной станции объявят по радио. У меня была с собой книга Бодо Шефера «Пёс по имени Maney». Она про двенадцатилетнюю девочку Киру, которая занималась бизнесом, а потом приумножала заработанные деньги. Эту книгу мне подарил  дедушка, но я её дома так и не прочитала. Всё времени не было, а жаль. Сейчас не могла от неё оторваться.
     С дедушкой мы большие друзья. Он во всём поддерживает меня и с ним интересно придумывать всякие штуковины. Например, когда дедушка ещё жил в Новосибирске, мы с ним учили нашу морскую свинку Розу ходить по рейсшине. Это такая длинная линейка. Одним концом опирали её на диван, а другим на журнальный столик. Получался узенький мостик. На него мы ставили Розу и, слегка подталкивая, заставляли её передвигаться. Вначале она боялась идти, но когда поняла, что от неё хотят, стала быстро перебегать с одного конца на другой.
     C Димкой мы, наконец, подружились. И помогла в этом моя книга. Как-то раз он поинтересовался:
   -Что читаете?
          - Книжку, - односложно ответила.
          - Интересная?
          - Очень, - продолжала я капризничать.
       Помолчали и он, отвернувшись, уткнулся в свой телефон. Нет, так дело не пойдёт. Что мы, до самого Сочи будем ехать надутыми? И я ногой толкнула его в бок. Он тут же уставился на меня, как будто только этого и ждал. После мы стали друзьями, и время полетело незаметно.
            Было утро, когда поезд подошёл к Армавиру. За окном суетились люди, громко вещал о чем-то репродуктор. Его перекрикивали лоточницы со своим нехитрым товаром. Я схватила телефон и поспешила к выходу. Следом за мной на платформу спустились Наталья Михайловна с сыном.
             Мы с Димкой начали снимать всё подрят на свои камеры. Потом он предложил сфоткать меня. Я фыркнула и отказалась. Терпеть не могу фотографироваться.
        Он обиделся и отошёл к своей маме. Она покупала горячую картошку и маринованные огурчики.
             Краем глаза я наблюдала за ними, поэтому долговязого парня я заметила сразу. Худой и прыщавый, ну вылитый бандюга, подозрительно крутился за спинами моих попутчиков. Он не подозревал, что за ним наблюдают. Его рука скользнула в Димкин карман и вытащила телефон.
            Что я кричала не помню, но парень дёрнулся, посмотрел в мою сторону и, бросив сотовый, побежал вдоль платформы. Вскоре он растворился в толпе. И только тут я испугалась. Меня всю трясло. А люди просто стояли. Многие даже не поняли в чём дело. Побледневшая Наталья Анатольевна подхватила нас с Димкой и поспешила в вагон.
     Смартфон к, счастью, не разбился, работал. Возбуждённые случившимся мы не скоро сели завтракать. Потом я снова читала свою книгу, а Димка с уважением смотрел на меня со своей полки. Купейную дверь на ночь мы стали привязывать для безопасности. Остальная часть пути прошла без приключений.



            Глава 2.  Дедушка

     В Сочи мы прибыли рано утром. Поезд, сбавляя скорость, двигался вдоль красивого вокзала с башней. За вагоном шли встречающие. Среди них был и дедушка. Увидев меня, он помахал мне рукой, я тоже. Наконец, состав остановился, и пассажиры со своими чемоданами стали выходить из вагонов.
            Дедушка помог мне спуститься, расцеловал и стал тискать в своих объятьях. Мои попутчики терпеливо ждали и улыбались. Наконец, дед выпустил меня и, поздоровавшись, стал знакомиться с Димкиными родителями. Решено было их разместить в первую очередь.
     К счастью, дома оказались рядом и можно даже ходить друг к другу в гости. Покончив с заселением Ершовых мы, наконец, смогли позаботиться и о себе. Дом оказался высотным, в центре города и всего в семидесяти метрах от моря. Он мне сразу понравился. Как должно быть хорошо жить в нём!
     На семнадцатом этаже мы вышли из лифта. В это время на площадку из квартиры вышла девочка лет пятнадцати. Увидев дедушку, она заулыбалась и приветливо поздоровалась:
     - Здравствуйте, Анатолий Иванович! Встретили внучку?
     - Здравствуй, Настенька. Вот познакомься, моя Машенька.
Я пожала протянутую мне руку и назвала себя.
     - Мне сейчас некогда, спешу на работу, а ты, Маш, заходи ко мне в любое время, будем друзьями.
     Настя скользнула в лифт, а мы зашли в квартиру. Прямо в прихожей нас буквально атаковал золотистый ретривер.  Кто не знает, это такая порода собак. Он прыгал на дедушку и пытался лизнуть его в нос. Потом вопросительно посмотрел на меня и снова прыгал на деда.
     - Ну, всё, Бакс, хватит уже. Познакомься, это Маша. Она будет жить у нас.
Пёс понюхал меня и завилял хвостом.
     - Это значит, он признал тебя и хочет с тобой дружить.
Тут уже я дала волю своим чувствам. Стала обнимать собаку, ласкать, заглядывать в глаза. А он лизнул меня в нос.
     Дедушка дал команду, и ретривер лёг на свою подстилку в прихожей. А мы пошли осматривать квартиру. Она была просторная и светлая. Но самое главное, в ней все три комнаты, кроме кухни-столовой,  выходили на море.
А на огромном диване возлежала большая белая кошка. Она вальяжно повернула голову, посмотрела на нас и отвернулась.
     - Познакомься, это ещё один член нашей семьи - Лира.
     - Ой, какая прелесть, - я подбежала к дивану и взяла кошку на руки. Лира не возражала, но и радости не проявляла.
     Потом дедушка показал мне мою комнату, а сам отправился на кухню. Развесив свои вещи в шкафу, я пошла помогать деду. Он раскладывал всякую всячину на сервировочном столике на колёсиках.
     - Пойдём на лоджию. С бабушкой мы обычно завтракаем там. На ней удобно, и открывается вид на море.
Перекатив столик, мы принялись за еду. Говорили о Новосибирске, о маме с бабушкой и других родственниках. А в конце завтрака я сказала:
     - Дедуль, а ты знаешь, я ведь в поезде прочитала твою книгу о псе по имени Мани, и она мне очень понравилась. Какая умница эта девочка Кира! Я её полюбила и хотела бы быть похожей на неё. А собака, ну до чего умный пёс!
     - Не пёс, а золото,  настоящий учитель. Кстати, наш Бакс, хоть и не говорит, но тоже умница. Ты в этом скоро убедишься.
     - А ты не мог бы меня тоже поучить распоряжаться деньгами? Я ведь целый месяц буду жить у тебя.
     - О чём разговор, внучка, начнём прямо сегодня. Вот позавтракаем и начнём.
Дед показал мне где и как помыть посуду, а потом мы, накормив собаку и кошку, снова вернулись на лоджию. Похоже, это было самое любимое место деда. Он уселся в кресло качалку, я тоже присела.
     - Теперь нам надо определиться с твоим бюджетом. Сколько денег в поездку тебе дала мама?
     - Пять тысяч. Но две я уже истратила. Купила обложку для своего «Леново». Она яркая и красивая, вот я и не устояла.
     - Да, ты настоящая транжира. Запомни, правило номер один. Никогда не покупай ничего в аэропортах и вокзалах. Все товары там со стопроцентной наценкой. Загляни в интернет, и ты увидишь, что эта обложка стоит меньше тысячи. Заведи тетрадь и записывай туда правила. Их будет немало. Там же веди учёт своего бюджета. Все доходы и расходы. А сейчас я тебе выдам сто евро на твои карманные расходы. Это и будет твой бюджет на месяц.
     - Спасибо, дедушка. А не мог бы ты выдать их в рублях?
     - Конечно, мог бы, но я хочу, что бы ты познакомилась и с другими денежными знаками - валютой. Евро ты без труда обменяешь на рубли. Посмотри на своём смартфоне курсы валют в Сочинских банках и выбери лучший.




     Глава 3.  В банке и на пляже

     Самым выгодный курс евро оказался в БКС. Дедушка похвалил меня и мы, прихватив с собой собаку, отправились в банк. Бакс действительно оказался очень умным. Он беспрекословно выполнял все дедушкины команды. Ко мне пока только присматривался, но я уверена, что мы станем друзьями.
     В Сочи банков оказалось не меньше, чем в Новосибирске. БКС, куда мы шли, располагался на первом этаже дома, в который заселились Ершовы. Бакса привязали недалеко от входа. Очереди не было, и мы сразу зашли в кассу.
     Я протянула в окошко зеленоватую купюру и попросила обменять на рубли. Оператор вопросительно посмотрела на дедушку, он кивнул и сказал, что я с ним. Получилось шесть тысяч девятьсот рублей.
     - Запомни, Маша, правило номер два. Считай деньги не отходя от кассы. Всё оказалось правильно. На улице нас встретил Бакс радостным лаем. В это время из-за угла вышли мои попутчики по купе.
     - Маша, привет, - поздоровался Димка. - А мы на пляж собрались, вы пойдёте?
Я вопросительно посмотрела на деда.
     - Да, только зайдём домой переодеться. Если хотите, можем встретиться на пляже Жемчужина.
Так и решили. Дома я ещё раз пересчитала деньги. Если это мой бюджет на месяц, то получается по двести тридцать рублей на день.
     - А можно я десять процентов отложу на свои цели?
     - Конечно, это очень грамотное решение.
В железную коробку из под чая, я отложила шестьсот девяносто рублей. Немного подумала и добавила туда ещё три тысячи, полученных от мамы. Итого три тысячи шестьсот девяносто рублей. И это не считая денег на карманные расходы. Круто!
     Оставшиеся шесть тысяч двести десять засунула в кошелёк и собралась на пляж.
     - Я бы тебе не рекомендовал всю сумму брать с собой. Ведь твой ежедневный бюджет только двести семь рублей.
     - Хорошо, деда, я возьму только пятьсот на всякий случай.
     Прихватив с собой полотенца и подстилки, мы вышли из дома. На набережной встретились с Настей, дедушкиной соседкой. Она раздавала яркие листки гуляющей публике.
     - На пляж собрались? А я, вот, работаю. Ещё двести штук осталось. Возьмите и вы одну, - и она подала мне листок.
     - А что это?
     - Вот займёте лежаки и почитаете. Это приглашение на посещение Сочинских аттракционов и олимпийских объектов. Тебе обязательно нужно будет их посетить. А предъявителю листовки скидка в пять процентов.
     Пожелав Насте удачи и заплатив за вход, мы вышли на пляж. Народу было много, но свободных лежаков и зонтиков тоже хватало. Глазастый Димка нас увидел первый.
     - Маша, Маша, сюда, мы тут, - он размахивал руками, напоминая ветряную мельницу.
     Мы подошли. Ершовы занимали два лежака с зонтиком. Мы с дедушкой разместились на соседних двух. Быстро скинули шорты и пошли к морю. Димка увязался за нами, а Алексей Васильевич с Натальей Анатольевной остались.
     Да, это не Красное море. Вода была прохладной. Но только когда в неё входишь. А потом я попривыкла и даже не хотела выходить на берег. Но с дедом не поспоришь. Не как с мамой и бабушкой.
     Обсохнув и согревшись, мы втроём пошли на волнорез. На нём рыбачили несколько подростков. Снасти были самыми примитивными. Леска с грузом и поводок с крючком, на который насаживалась наживка - рачок. Несколько мелких рыбёшек поблёскивало в полиэтиленовом пакете.
     На пляже мы пробыли меньше часа. Дедушка опасался за меня, так как с непривычки я могла легко обгореть. Оставив подстилки на лежаках, Ершовы вышли с нами на набережную. После обеда они хотели вернуться, а мы рисковать не стали и пошли домой.


     Глава 4.  Активы, пассивы и пассивные доходы

     После обеда и прогулки с Баксом мы с дедушкой перебрались на лоджию. Он, как обычно, расположился в своём кресле качалке. К нему на колени запрыгнула Лирка и, закрыв глазки, вытянулась во всю длину. Дед погладил её и спросил:
     - Маш, ты знаешь что такое активы и пассивы?
     - Это какие-то бухгалтерские термины. Я слышала о них, но никогда не вникала. Очень сложно.
     - Глупости, ничего сложного нет, всё просто. То, что приносит деньги в твой карман, это активы. И наоборот. Что вынимает из него это пассивы. Такое простое определение им дал знаменитый миллионер Роберт Кийосаки в своей книге «Богатый папа, Бедный папа».
     Например, вот эта квартира. Как ты думаешь, это актив или пассив?
     - Конечно актив, ведь это твоя собственность.
     - А вот и нет. Мне приходится оплачивать за неё коммунальные услуги: газ, свет, отопление и так далее. То есть оплата этих услуг вынимает деньги из моего кармана, а значит это пассив.
     - Понятно.
     - Теперь давай рассмотрим вторую мою квартиру, в которой разместилась семья Ершовых. Как по твоему, для меня она актив или пассив?
     - Я думаю, что все-таки актив.
     - Правильно. Хоть мне и приходится оплачивать за неё коммунальные услуги и налоги, но аренда покрывает все эти расходы. И у меня остаётся значительная сумма денег - прибыль. Она оседает в моём кармане, а это значит, что вторая квартира для меня актив.
     - Но сдавать её можно только в курортный сезон, а как быть зимой? Отдыхающих меньше и сдать квартиру трудно.
     - Всё верно. Поэтому тут срабатывает закон места. Место, место и ещё раз место. Это один из главных законов бизнеса. Когда я подбирал в Новосибирске помещение для своего предприятия, то проводил тестирование. Вставал возле рассматриваемого дома и считал людей, проходящих мимо. Если в течении тридцати минут их было меньше пятидесяти, то я отказывался от предложения и тестировал другое. Так и с местом квартир в Сочи.
     - Тоже считал?
     - Нет, это жильё, а не бизнес. Но закон тот же. Расположение домов в центральном районе, близость к достопримечательностям города и морю, и, конечно, вид из окна. Всё это делает квартиру привлекательной и в короткий зимний сезон. Хотя арендную плату в это время я понижаю. Но даже в этом случае я получаю прибыль. То есть она для меня как та курица, несущая золотые яйца.
     - В книге была гусыня.
     - Это в Германии гусыня, а в России курица.
Для тех, кто не знает, это притча. Вот она.
     Была у крестьянина курица, которая вдруг стала ежедневно нести золотые яйца. Крестьянин не мог на неё нарадоваться, но со временем ему стало этого мало. И он зарезал её, надеясь самостоятельно увеличить количество яиц. Но внутри увидел только маленькое зарождающее золотое яичко. И с тех пор больше не было у него ни курицы, ни золотых яиц. Отсюда вывод - не режьте курицу, несущую золотые яйца.
     - Однако иметь такую курицу, конечно, хорошо, но куда лучше иметь много таких куриц. Их ещё называют пассивными доходами.
     - А это что ещё за зверь?
     - При активном доходе человек ежедневно ходит на работу, что бы заработать деньги на жизнь, а при пассивном деньги поступают к нему без всякой работы. То есть, вложив их один раз, в дальнейшем он получает их постоянно. К таким доходам относятся проценты по вкладам, ценные бумаги, аренда недвижимости, авторские права и интернет.
     - Что такое авторские права?
     - Представь, что ты написала книгу, песню или музыку. И тебе с продажи каждой книги или исполнения твоей песни до конца жизни идут денежные отчисления.
     - Так это можно вообще не работать?
     - Правильно, многие люди так и делают. Они живут с процентов пассивных доходов. Их называют рантье.
     - Наверное, это скучно ничего не делать? Столько времени свободного, чем заняться?
     - Время, это самый главный актив человека. Его нельзя купить или остановить. Как сказал Роберт Кийосаки, богатство человека измеряется не банковским счётом, а временем, в течение которого человек может не работать. Располагая им, совсем не обязательно валяться на диване. Можно путешествовать, заниматься спортом или любимым хобби, и, самое главное, уделять больше времени своей семье.
     - Здорово. Но почему тогда большинство людей не создают своих пассивных доходов?
     - Основная причина это отсутствие финансовой грамотности. В школах и институтах её не преподают, а самостоятельно изучать человеку просто лень.
Он считает, что на это тратить своё драгоценное время слишком расточительно. И в результате потом всё своё время изо дня в день, из года в год отдаёт чужому дяде. Причём очень часто на не любимой работе.
     - Деда, я хочу и буду богатой!
     - А я в этом и не сомневаюсь.
     Поражённая услышанным, я ушла в свою комнату. Так вот значит как? Я села за стол и стала сопоставлять факты. Сколько себя помню, дед никогда не работал. Да, ездил иногда на своё предприятие за деньгами и только. Зато постоянно путешествует по миру, пишет свои книги, ездит на рыбалку.
     А что мама? Имея высшее образование, она постоянно на работе. Вот значит, почему она так мало уделяет мне внимание. Всё своё время отдаёт тёте - хозяйке бизнеса. Та, хоть и моложе мамы, уже купила себе несколько квартир.
     Нет, я так не хочу, сделаю всё, что бы не работать, ни на дядю, ни на тётю.
Хотя, что это я?  Дедушка не говорил вообще не работать. Он привёл слова какого-то Конфуция: «Займись любимым делом, и тебе не придётся ни дня работать в своей жизни». Вот бы найти такую работу - хобби, за которую мне бы ещё и платили. А про этого китайца надо будет почитать в интернете.
     Я открыла свою коробку и ещё раз пересчитала свои деньги. Ага, ровно три тысячи шестьсот девяносто рублей. Это деньги на мои цели, которых пока нет.
Хотя не работать на дядю это тоже цель.
     Потом открыла мою тетрадь. Там были записаны только два правила, продиктованные дедушкой. На следующей странице я написала «Журнал активов и пассивов с 10 июня по 9 июля».        Ниже поставила дату и напротив неё вписала мою любимую курицу. Она-то и будет нести мне золотые яйца. А пока пусть поправляется. Начнёт с кругленькой суммы в три тысячи шестьсот девяносто. Её я записала под «Курицей». Ещё ниже разместился мой бюджет. В нём осталось шесть тысяч двести десять рублей. Ведь десять процентов - шестьсот девяносто - я отдала курице. Эту сумму мне надо растянуть на весь месяц. Получилось по двести семь рублей в день.


               

          Журнал активов и пассивов c 10 июня по 9 июля

/ 10 июня /    Курица
                /    3690               
                /    Бюджет       6210                на 30 дней               
                /    Итого:                6210:30=207               
     Ещё раз посмотрела на своё творение. Выглядит красиво. Только буду заполнять  его один раз в конце каждой недели. Ну, всё, надо проверить почту и идти с Баксом на улицу и как следует всё обмозговать.


    Глава 5.  Как открыть кошачий бизнес

    На улице я снова встретила Настю. Она подстригала секатором какой-то куст. Мы с Баксом подошли.
     - Ого, что это ты делаешь?
     - Привет, Маш. Мне нравится создавать красоту. Сегодня я формирую живую изгородь. Она состоит из разных геометрических фигур. Сейчас я делаю шар. А газонами и цветниками занимается садовник. Нас с ним иногда приглашают в коттеджи для создания ландшафтного дизайна на участках. Когда земляных работ много, мы приглашаем дополнительных рабочих. Работа интересная и платят хорошо. Тебе нравится наша территория?
   - Здорово, какая красота!
   - Приходи вечером ко мне. Поболтаем.
   - Обязательно приду.
   Вернувшись домой, я потащила деда на нашу лоджию.
   - А почему Настя работает? У неё что, родители бедные?
   - Нет, родители её очень обеспеченные люди. У отца строительная компания. Он строит жилые дома. А мать риэлтор. Она продаёт квартиры в этих домах. Настя сама, по собственному желанию, летом подрабатывает на набережной, а озеленением возле дома даже зимой. Знаешь, в Америке, да и странах запада, многие школьники подрабатывают. Это дети и среднего класса, и бедняков, и миллионеров. Причём большую часть заработка они откладывают на учёбу в колледже или университете.
     - А Настя на что копит?
     - У Насти есть мечта. Возможно, она расскажет тебе о ней. Откладывать деньги подо что-то гораздо легче и интересней. Когда в шестьдесят втором  году (в то время мне было двенадцать лет) я открыл свой первый бизнес, у меня была мечта - мопед. Мы с товарищем собирали велосипеды из запчастей, найденных на городской свалке, а потом продавали их на вещевом рынке. Я тогда скопил нужную сумму и купил мопед. А мой приятель просто потратил свои деньги на всякую мелочь. У тебя, Маша, есть мечта?
    - Нет.
    - Ну чем ты любишь заниматься, в какой институт хотела бы поступить?
   - Я люблю свой смартфон, животных, фотографировать и снимать видео, танцевать. Ещё люблю ездить с бабушкой по странам. А мечты у меня нет.
     - Это нормально. С выбором института я определился по окончанию школы. Но поступил в него только после армии и учился на вечернем отделении.
     - Ой, деда, пусть и без мечты, но я тоже, как Кира, хочу заняться бизнесом. Может, мне собак выгуливать?
     - Ты маленькая, худенькая и не сможешь удержать собаку. А вот с дрессировкой кошек вполне справишься.
     - Ну что ты, я ведь не Куклачёв! Они не поддаются дрессировке.
     -  Глупости. Вот смотри.
Он поставил к ногам Лирку и, вытянув сцепленные между собой руки, скомандовал:
    - Барьер!
Кошка, как белая стрела, метнулась в образовавшееся кольцо.
    - Браво, браво! - я захлопала в ладоши.
    - Как ты её научил?
    - Всё просто. Кошки делают то, что сами хотят.
    - То есть, Лирка сама хочет делать барьер?
    - Нет, конечно, но она хочет комфорта, а от дискомфорта убежать. На этом и строится этот трюк. Вначале котёнка или взрослую кошку ставишь возле своих ног. А перед ней, прямо на пол, выставляешь сцепленные руки и даёшь команду – барьер! Кошка, естественно, не реагирует, даже лечь может. Тогда начинаешь создавать ей дискомфорт. Трясёшь её, подталкиваешь коленом и снова команда - барьер! Наконец, кошке надоедает, и она перепрыгивает или даже переступает через твои руки. Всё, на первый раз дрессировка закончена. Надо дать ей насладиться покоем. Минут через двадцать урок повторяется. И так несколько раз пока у неё не закрепится условный рефлекс на команду- барьер! Следующее упражнение уже с чуть поднятыми руками. Кошка пытается пролезть в щель, а ты не позволяешь ей этого. И снова дискомфорт, и снова команда. Наконец, кошка, возможно даже случайно, прыгает через твои руки. И всё, она целых полчаса наслаждается покоем. И так много раз. Постепенно поднимая руки и создавая дискомфорт, доводишь высоту до метра или чуть выше.
     - Здорово! А можно я Лире дам команду?
     - Да, только один раз. Ведь для неё покой, как для собаки лакомство.
И у меня всё получилось. Кошка легко выполнила мою команду. Пожалуй, стоит заняться таким бизнесом. Он мне нравится.




     Глава 6.  Настя

     На мой звонок двери открыли сразу, как будто только меня и ждали. Встретила меня Настя с очаровательной трёхцветной кошечкой на руках.
     - Проходи, Маша, не стесняйся. Молодец, что пришла.
Я почесала котёнка за ушком.
     - Как зовут?
     - Капля.
     - Почему Капля?
     - Маленькая. Ладно, пошли. Я тебя с родителями познакомлю.
Настя провела меня в большую гостиную. На диване в холле сидел мужчина в цветастом халате.
     - Это мой папа Иван Фёдорович, а это Маша, внучка Анатолия Ивановича.
Мы поздоровались.
     - Мама сейчас в тренажёрном зале. Пойдём, я покажу тебе квартиру.
Осматривая комнаты на первом этаже, я познакомилась и с мамой. Она занималась на беговой дорожке. Наконец, мы оказались в Настиной комнате. Здесь, как и во всей квартире, было много тропических растений и цветов.
     - Ну что, как тебе Сочи?
     - Класс! Мне очень тут нравится. А это что?
Я подошла к обычной сосне, но очень маленькой.
     - Это бонсай.
     - Что?
     - Бонсай - искусство по выращиванию миниатюрных деревьев. Оно зародилось около тысячи лет назад в Китае, а потом распространилось в Японии. Если тебе интересно, давай пройдём в нашу оранжерею. Там много бонсай. Я занимаюсь их выращиванием.
     Мы поднялись на второй этаж и вошли в просторную, светлую комнату. Она была заставлена всевозможными растениями и цветами. Но преобладали миниатюрные, как я уже знала, бонсай. Они росли в горшочках и контейнерах. В основании был грунт, покрытый мхом, песком и мелкими камушками.
     - Вот это да! Круто!
     - Им уже по три года, некоторым больше. Лет через пять я начну уже постепенно их продавать. Это хороший бизнес, хоть и дорогой. Но в нашем городе много обеспеченных людей, способных покупать бонсай для своих квартир.
     - Получается восемь и больше лет. Так это долго!
     - В любом бизнесе требуется время, чтобы окупить затраты и пошёл доход. Надо иметь терпение, чтобы получить результат.
     Когда мы вернулись в настину комнату, она открыла дверцу книжного шкафа.
     - Хочешь посмотреть мою библиотеку?
Я подошла и стала рассматривать книги. Их было много: ландшафтная архитектура и бонсай, выращивание растений и цветов, экономика и бизнес. А ещё почему-то ведение гостиничного хозяйства.
     - Сплошная ботаника.
     - Я люблю растения. Когда мы жили во Владивостоке, у нас всегда дома были цветы. Мои родители тоже их любят.
     - Поэтому ты и занимаешься стрижкой кустов. А я думала, что просто подрабатываешь.
     - Подрабатываю я на набережной, распространяя рекламные листовки. А кусты для души. Тут я занимаюсь любимым делом, и мне за это ещё и платят.
     - И не надоедает?
     - Листовки да, а растения как могут надоесть?
     - А сколько ты получаешь за распространение?
     - За каждую тысячу листков я получаю тысячу рублей. Моя норма три тысячи. Расходятся быстро. Не дольше трёх часов. Если хочешь, я могу передать тебе тысячу, когда ты будешь на пляже. Меньше чем за час ты раздашь все, а будешь стоять недалеко от меня. И тебе деньги не помешают, и я раньше освобожусь.
     - Спасибо, Настя, я поговорю с дедушкой. А ещё ты чем занимаешься?
     - Когда мне было четырнадцать лет, мы с папой завели на меня счёт в банке. Позже я стала покупать паи в ПИФах. Сейчас мне пятнадцать лет и через два года заканчиваю школу. У меня к тому времени скопится сумма на покупку хостела.
Это такая бюджетная мини-гостиница. Найму двух сотрудников, ну и сама, конечно, буду работать. Поступать собираюсь в Сочинский университет по специальности гостиничного сервиса на вечернее отделение. Буду учиться и вести свой бизнес.
     - А зачем учиться? Ведь у тебя уже после школы будет маленькая гостиница.
     - Я на этом останавливаться не собираюсь. У меня в планах открыть сеть пятизвёздочных отелей в городе, а потом и в других странах. Для этого мне потребуются знания, которые я собираюсь получить в университете.
     - Ну, ты даёшь! А на покупку хостела тебе бы не мог дать денег отец?
     - Мог бы, но не умея ими распоряжаться, я быстро загублю бизнес. Много известно случаев, когда мужья покупали салоны красоты своим жёнам. Все, как правило, прогорали. Кстати, Даниил Мишин, свой первый хостел в Севастополе открыл в одиннадцать лет на двести долларов, заработанные на каникулах. Сейчас ему двадцать лет, и у него сеть гостиниц, и оборот близок к двум миллионам долларов США.
     - Теперь я понимаю, почему у тебя книги по гостиничному хозяйству.
     - Да, я уже знакомлюсь с этим бизнесом.
     - А хочешь, я научу вашу кошку делать барьеры?
     - Это как Лирка у твоего дедушки? Конечно, хочу!
     Я встала на колени, поставила перед собой Каплю и принялась за дело. Когда она, наконец, перепрыгнула через мои руки, Настя вымолвила:
     - Лихо, у меня не хватило бы терпения этим заниматься.
     - Мне потребуется много времени для её обучения. Я могу приходить к вам и заниматься кошкой?
     - Да, у нас всегда кто-нибудь дома. Я предупрежу родителей.
     Через полчаса мы повторили упражнение с Каплей и я, простившись, пошла домой.


     Глава 7.  Голубая снежинка

     Под сильным впечатлением я вернулась от Насти. Ей всего пятнадцать лет, а такие планы. Невероятно. А этот Мишин. Я залезла в Яндекс и прочитала про него. Да, действительно, свой первый хостел в одиннадцать лет. Фантастика.
     Забравшись в постель попыталась уснуть, но сон всё не шёл. Думала, размышляла. Мне уже двенадцать лет и никакой мечты. Сама не знаю, чего хочу. Постучавшись, вошёл дедушка.
     - Не спишь?
     - Нет, всё думаю о Насти. Какая она молодец. У неё большая мечта и она добьётся своего. Не сомневаюсь.
     Мы помолчали думая о своём,
     - Деда, а расскажи мне сказку как раньше в детстве и я усну.
     - Ты уже большая, какая сказка?
     - Что нибудь про мечту.
     - Хорошо, слушай. Называется голубая снежинка.
     Далеко - далеко, на Крайнем севере, где якуты пасут своих оленей, а в ночном небе, переливаясь всеми цветами радуги, сияет северное сияние, жила - была голубая снежинка. И как же было весело ей с подружками, такими же, как и она, снежинками, в колючем морозном воздухе устраивать хороводы и догонять друг друга. А то вдруг, закружившись мощной спиралью, уноситься высоко в небо. И налетавшись вволю, совсем обессиленными, опускаться на землю или мохнатые ветки стланика, чтобы передохнуть, поболтать и помечтать.
     И всё бы хорошо, но уж слишком долгая была на севере полярная зима. А когда, наконец, приходило короткое лето, снежинки перебирались на ледник в горы. Он не таял даже в самое тёплое лето, и им там было очень комфортно и весело. Ведь солнце хоть и не особо грело, но светило очень ярко. В это время наступал их звёздный час. Тогда они, сверкая и переливаясь на солнце, устраивали конкурсы красоты и демонстрировали друг другу все свои холодные достоинства.
     А вечерами, вволю накружившись, они собирались в стайку и с интересом слушали рассказы ветра про дальние страны, заморские земли и целые континенты. Особенно всех заинтересовала далёкая Африка. Всезнающий ветер рассказывал, что там вместо мелких суетливых северных оленей разгуливают гордые, флегматичные верблюды. Что зимы там совсем не бывает, и круглый год в небе светит яркое южное солнце. А это значит, что целый год можно блистать своим великолепием.
     И всем снежинкам, конечно, хотелось в Африку. Уж там они затмили бы всех своей красотой. Но только вот слишком страшно и рискованно было отправляться в такое дальнее путешествие. Ведь не известно, что могло им встретиться на пути, как туда добраться, где остановиться. Поэтому, пусть даже с долгой полярной ночью, гораздо спокойней было оставаться здесь у ледника., а о солнечной Африке только мечтать.
     Но голубую снежинку это перестало устраивать. Хотя она боялась долгой дороги не меньше остальных, неизведанная сила влекла её посмотреть солнечную страну всё сильнее и сильнее. И вот в один морозный день она заявила подружкам о своём намерении отправиться в дальнее путешествие. Те, конечно, долго её отговаривали, пугали неизвестностью, обвиняли в безрассудстве. Но всё было напрасно. И вот однажды, наконец решившись покинуть зону комфорта, голубая снежинка с попутным ветром отправилась в путь.
     Этот путь был долгим, но очень интересным. С каждым днём перед снежинкой открывался совершенно другой, удивительный и загадочный мир. Никогда ничего подобного ей не приходилось видеть. Реальная действительность превзошла все рассказы бывалого ветра. А в Венеции она и вовсе перешла в новое состояние. Однажды, переночевав на одной из деревянных свай Гранд канала, голубая снежинка утром не смогла взлететь в небо, а растаяла и голубой капелькой стекла вниз, в тёмные воды канала.
     На новом уровне оказалось ещё интересней прежнего, и она вместе с такими же капельками текла по каналу в сторону моря. Перед глазами, вдоль берега, проплывали сказочные дворцы, соборы, мосты. Настоящую Венецию можно увидеть только с каналов. То тут, то там проплывали гандолы. Приближалась весна, и уже стали прибывать туристы, а стройные гандольеры развлекали их песнями.
     Но вот голубая капелька попала в море. И перед ней открылся ещё один совершенно новый сказочный подводный мир. Это было целое подводное царство Нептуна с его многочисленными обитателями. Всё-таки как здорово, что голубая капелька решилась на это путешествие. А вскоре показались берега далёкой Африки. Только вот покорять вех своей красотой голубой капельке уже не хотелось. Ведь она находилась уже в новом состоянии, да и интересы её за это время изменились.
     Здесь, на африканском континенте, стояло уже лето. Тёплые солнечные лучи нежно ласкали голубую капельку. Закрыв глаза, она раскачивалась у самого берега и даже не заметила, как превратилась в маленькое облачко. Она поднялась в небо, и лёгкий морской ветерок направил её в сторону пустыни.
     Да всё свершилось, её мечта осуществилась. Она увидела Африку и яркое южное солнце, и верблюдов. Они действительно отличались от северных оленей размерами и какой-то надменностью. На их спинах восседали вездесущии туристы в полосатых халатах и чему-то улыбались. И вот сейчас, когда сбылась мечта голубой снежинки, ей уже не хотелось возвращаться на север. Может быть потом, со временем она вернётся туда снова, чтобы рассказать подругам, снежинкам, какой на самом деле большой и интересный этот мир.
     - Вот и всё.
     Дедушка поправил на мне одеяло и, пожелав спокойной ночи, вышел. И я уснула. Мне снилась голубая снежинка и её путешествие к своей мечте.


      Глава 8.  Первые деньги

      Любите ли вы вставать по утрам ни свет ни заря? Вот и я не люблю, а придётся. Сегодня у меня первый рабочий день. Буду на набережной раздавать листовки. А приходилось ли вам заниматься этим? Вот и мне нет. Буду пробовать, ведь я хочу быть богатой. Но это всё позже, а пока надо позаниматься с животными. Да и разрешение на работу у дедушки попросить
      В девятом часу, погуляв с Баксом, я зашла к Насте. Дверь мне открыла её мама
      - Здравствуйте, Галина Васильевна.
      - Здравствуй, Машенька, проходи. Капля тебя заждалась.
     Можно подумать, решила я, ни свет ни заря тиран пришёл. Но вслух сказала:
      - Я тоже по ней соскучилась.
      И это было правдой. Она стала для меня самой любимой кошкой. Капля посмотрела на меня как Ленин на буржуазию - любимое выражение моего дяди, и дала дёру. Поймала её быстро, глупышка, хотела спрятаться от меня под диваном, а хвост-то торчит. И прячется всегда в одном и том же месте. Отзанимались. Снова трясла её как грушу. Стали появляться сдвиги в дрессировке. Потом Настя проводила меня.
    - Ну, что, сегодня придёшь?
    - Обязательно.
  Дома за завтраком, наконец, рассказала дедушке о Настином предложении по распространению листовок.
      - Это те, что она нам дала позавчера?
      - Они самые. Вчера на экскурсии мы видели все предлагаемые в листовках объекты. Мне понравилось, возможно, понравится и другим.
       - Хорошо, давай попробуем. Лежаки займём у набережной. Хочу, что бы ты была у меня на глазах.
       - Спасибо, дедушка, Настя тоже будет поблизости.
  Когда мы спустились к набережной, соседка уже работала.
        - Здравствуйте, Анатолий Иванович, внучку выгуливаете?
     - Привет, Настюха, как дела?
     - Отлично, народу море, только успевай, раздавай.
     Людей действительно было много. Уже загорелые и не очень, с детьми и без.
Были даже с собачками. Мне понравилась одна в купальнике. Белая, совсем не загорелая, болонка гордо вышагивала на поводке перед своей хозяйкой. Мы проводили их с разинутыми ртами.
     - Я сейчас, только сполоснусь и к тебе.
     - Давай, тебя ждут великие дела. Стоять будешь возле этой скамейки. А я чуть дальше, где тир.
     Мы заняли лежаки. Скамейка была как на ладони. Едва окунувшись, я поспешила на набережную. Соседка мне выдала толстую пачку листовок. Стало страшно. Как я их раздам? Как будто угадав мои мысли, Настя сказала:
     - Не бойся. Глаза боятся, а руки делают. Меньше чем за час от них ничего не останется.
     И началась моя работа. Листовки действительно расходились быстро. Первую вручила мужчине. Он пошевелил своими тараканьими усищами.
     - Олимпийские объекты? А их сносить не будут?
     - Кто их снесёт? Они же каменные.
     - Но стекла тоже много.
     - Тогда тем более надо посетить, а то снесут, и вы их не увидите.
     - И то правда, дай мне ещё пару штук для кумы и деверя.
     Большинство отдыхающих, едва взглянув, совали листки в карман и шли дальше. Интереснее всего было раздавать родителям с детьми. Один малыш, тыча пальчиком в картинку, спрашивал:
     - А это что?
     - Океанариум.
     - А там баба яга есть?
     - Нет, там рыбы.
     - А акулы есть?
     - Есть.
     Мальчик родителям:
     - Тогда вы войдёте, а я вас рядом с анариумом подожду.
     Встретила тут и знакомых. Вовка. Наш Вовка из поезда. Он меня увидел первый. Подбежал и радостно выдал:
     - Здравствуй, тётя Маша.
     - Какая я тебе тётя? Ты бы меня ещё бабушкой назвал.
     - Здравствуй, бабушка Маша.
     Ну, что возьмёшь с этой малышни? Темнота.
     Подошедшая к нам Ольга Васильевна радостно улыбалась. Мы поздоровались, и я предложила им пару буклетов. Немного поболтали, и они пошли дальше.
     Когда листков осталось меньше половины, передо мной материализовался Димка. Он как столб стоял, не в силах вымолвить ни слова. Я всучила листок и ему.
     - Маш, а что ты тут делаешь?
     - Не видишь, работаю.
     - Как…  работаешь?
     - Вот так, - и я подала по листку его родителям.
     Дедушка помахал им рукой, и они заняли лежаки возле нас, а Димка уселся на скамейку и не сводил с меня глаз.
     - Ну что ты сидишь как истукан? Лучше сфотографируй меня и сделай видео.
     Я дала ему свой смартфон, а сама стала строить рожицы в объектив. Получилось, вроде, ничего. Молодец, умеет снимать. Я похвалила его и продолжила работу, а Димка всё сидел. Он видел, как закончились мои листовки, как Настя вручила мне честно заработанную тысячу сотками, и только когда мы спустились к лежакам, спросил:
     - Так ты подрабатываешь?
     - Да, а что? Мне уже двенадцать лет.
     - Круто!
     Дома я  разгладила их. Полюбовалась. Потом достала банку с деньгами и вложила туда сто рублей. Это десять процентов от дохода. Получилось всего три тысячи семьсот девяносто рублей. Внесла соответствующую запись в тетрадь. На оставшиеся девятьсот рублей решила купить дедушке подарок.


     Глава 9.  На рынке и в магазине

     Когда я вышла из своей комнаты, дедушка что-то писал. Наверное, опять свою книгу. Подкравшись, закрыла ему глаза. Раньше мы так с ним часто играли.
     - Волк?.. Лиса?.. Колобок?..
     Убрав руки, я обняла его за шею.
     - Деда, но у волка и лисы лапки мохнатенькие, а у колобка их вовсе нет. Что пишешь?
     - Составляю список необходимых продуктов. Сейчас поедем с тобой на рынок и в супермаркет.
     - А что, без него нельзя? В магазине  что увидим, то и купим.
     - Вот именно, что увидим. А нам надо то, что надо. Запомни правило номер три. Отправляясь в магазин, составляй список необходимых товаров.
     Во дворе Настя подрезала кусты, а садовник стриг газоны. Красотища! Немного проехав, дедушка остановил машину. Что такое? Книжный магазин? Да, дедушка мимо него не пройдёт. В них он всегда мне что-то покупал. А сегодня я ему куплю. Книга - лучший подарок.
     От нечего делать стала тоже перебирать фолианты. Ого, что это? «Кира и секрет бублика» Бодо Шефера. Я не верила своим глазам. Стала листать. Так и есть. Продолжение моей любимой «Пёс по имени Мани». Как здорово, что дедушка завёл меня сюда. Он тоже что-то выбрал.
     - Деда, смотри что я нашла.
     - Ого, вот эта находка.
     - Рассчитаюсь за обе книги. Твою я тебе дарю. У меня сегодня первая получка.
     Он выдал мне дисконтную карточку, по которой получила пяти процентную скидку. И от заработанных девятьсот рублей у меня осталось ещё пятьдесят.
     - Спасибо, Машенька, за подарок и запомни: сегодня ты сделала лучшую инвестицию в своей жизни. Эти четыреста рублей за свою книгу ты вложила в своё финансовое образование. А оно ключ к дверям в достойную жизнь.
     Я прижала свою ценную покупку к груди, и мы вышли из магазина. Уже в машине не удержалась и начала читать.
     Мы подъехали к рынку. Прямо в салоне дед провёл инструктаж:
     - Представь себе рынок и ты в него входишь.
     Я представила торговые ряды и бравых кавказцев, торгующих картофелем и репой. Улыбнулась.
     - Представила?
     - Угу.
     - Так вот. Запомни и запиши четвёртое правило: везде, где можно, нужно торговаться.
     - И на рынке?
     - Да, и ничего стыдного здесь нет. Ты просто отстаиваешь свои права. Если научиться правильно торговаться, то можно купить товар на треть дешевле. Рынок это место общения, на котором встречаются покупатель и продавец. У тебя, как у покупателя, есть два козыря. Незаинтересованность в товаре и его большой выбор.
     - Как незаинтересованность?
     - Не показывай, что именно он тебе нужен. Обойди ряды, посмотри цены. Начиная торговаться, сразу не проси скидку. Беседуй.
     - О чём?
     - Где?.. Что?.. Как?.. Какой мёд посоветуете? Большая ли пасека? А что подешевле? В руке желательно держать мелкие купюры. При этом поглядывать на товар соседей. Продавец потратил на тебя время, поэтому он уступит.
     - Я пока стесняюсь торговаться. Можно я следующий раз буду покупать?
     - Конечно, покупать буду я, а ты пока только смотри.
     - Я хочу снять видео. Не бойся, никто даже и не заметит.
     - Как это?
     Вот смотри. К объективу под углом сорок пять градусов скотчем креплю пластинку с зеркальцем. Всё, готово. Потом, делая вид, что читаю СМС, веду съёмку скрытой камерой. Я так делала уже много раз
     - Ну, ты настоящий шпион.
     - Не шпион, а разведчик.
     Мы вошли на рынок. Дедушка покупал мясо и фрукты, а я снимала. На меня никто не обращал внимание. Люди давно привыкли, что молодёжь живёт, уткнув свои носы в телефоны.   Погрузив продукты в багажник, дед спросил:
     - Как ты думаешь, сколько мы сэкономили?
     - Не знаю. Может, рублей пятьдесят?
     - Больше ста семидесяти.
     - Круто!
     - Теперь нам надо зайти ещё в гастроном и кое-что подкупить.
     Здесь учёба продолжилась. У бакалеи он предложил:
     - Давай, выбирай томатную пасту.
     Я выбрала импортную банку с красивой этикеткой.
     - Теперь выберу я.
     Он склонился к самому полу и достал с нижней полки банку с пастой  отечественного производства. Этикетка была скромнее, но и ценник в два раза ниже.
     - Запомни правило номер пять: чем дешевле товар, тем он дальше спрятан от наших глаз. В магазинах специально так делают. Перед носом покупателя выставляют дорогостоящие продукты. А дешёвые, но качественные, прячут у самого пола или на верхних полках.
     - Это всегда так?
     - Нет, бывают исключения. Если на уровне глаз ты увидишь продукт с низкой ценой, то почти наверняка он плохой. Так часто делают с сырами. Но здесь нужна практика.
     Дедушка выбрал дорогой голландский, а дешёвый российский забраковал.
     На кассе нам предложили купить пакет. Мы отказались и, получив скидку по карточке, рассчитались.
     - И напоследок ещё два правила: заведи дисконтные карты и ходи в магазин со своим пакетом.
     - Много ли сэкономишь на пакетах?
     - Давай посчитаем. Пакет стоит пять рублей. Умножаем на тридцать и получаем сто пятьдесят в месяц. Затем, умножив на двенадцать, получим тысяча восемьсот рублей в год. А за десять лет восемнадцать тысяч. Можно бесплатно съездить по путёвке за границу.
     - Так это сэкономленные, а ведь их надо ещё накопить
     - Хорошо, тогда так. Пять рублей, которые ты не отдашь кассиру, складывай дома в банку. Через десять лет в ней будет восемнадцать тысяч.
     - Восемнадцать тысяч? А можно экономить сотни тысяч?
     - Конечно. Сотни и даже миллионы. Это легко сделать, например, при ипотечном кредитовании. Только срок выплаты надо брать более растянутым. Представь себе, что ты взяла в банке миллион рублей под шесть процентов годовых на тридцать лет. В этом случае тебе придётся вернуть ипотечный кредит и проценты по нему порядка двух миллионов. Иными словами, ты вернёшь банку в два раза больше, чем брала.
     Но если вносить платежи по установленному графику и ещё на месяц вперёд, тебе их так и так придётся выплатить, то каждый раз будет сокращаться сумма процентов по основному долгу. Кроме того, сократится срок ипотеки с тридцати лет до пятнадцати. И ему ты переплатишь уже не миллион, а только половину. То есть, сэкономишь пятьсот тысяч рублей. Банки не любят этого, так как теряют на этом проценты. Но запретить досрочное погашение по закону не могут.
     - Здорово! А почему люди не поступают так?
     - Потому, что им некогда и не интересно читать книги по экономике. Они лучше это время потратят на просмотр мыльных опер по телевизору.
     - Не хочу телевизор. Да я его и не смотрю. А вот с экономикой буду знакомиться. Спасибо, деда.
    
   
     Глава 10.  Димка

     Вернувшись домой, я первым делом посмотрела сегодняшнее видео. Особенно здорово получилась торговля с армянином. Дедушка покупал у него яблоки.
     Он подошёл  и взял в руки одно.
     - Почём яблоки?
     - Свежий, вкусный, сочный. Двести рублей.
     - Ого! - дед кладёт яблоко на место.
     - Очень вкусный яблок. Да.
     - Дороговато, - и делает вид, что уходит.
     - Почему дорого? Сто восемьдесят.
     Дед нерешительно останавливается.
     - Не яблок, а настоящий пэрсик.
     - А мне яблоки нужны.
     - Яблок, яблок. Сто пятьдесят.
     Дед покупает.
     Потом я открыла свою тетрадь и посчитала деньги. От девятисот осталось пятьдесят. И я решила сделать из этого полтинника книжную закладку. Остальные ушли на книги. В пассивах уже было тысяча пятьдесят рублей. Дважды покупала мороженное по двадцать пять. Две куклы лоли для своей коллекции по триста и брелок зайца на свой рюкзак за четыреста. Правильно дедушка сказал - транжира. Ничего, завтра пополню. Осталось дописать пять правил от дедушки.
     Раздался звонок. Бакс залаял, но не громко, так, для порядка. Я выскочила в прихожую. Дедушка открыл дверь. На пороге стоял Димка. Он с опаской посмотрел на пса.
     - Проходи, не бойся, он не кусается. Умный, не то, что некоторые.
     Димка надулся.
     - Ладно, сдуйся. Шучу я, проходи.
     Мы вошли в мою комнату. Димка огляделся, похоже, она ему понравилась.
     - Так ты значит подрабатываешь?
     - Да, ты же видел. Соседке помогаю, и мне деньги не помешают. А ещё я её кошку дрессирую.
     - Как это?
     - А вот, смори.
     Я принесла Лирку, и мы продемонстрировали барьер.
     - Круто!
     - Это дедушка её научил. Мы сегодня с ним ездили на рынок. Он делал покупки, а я снимала скрытой камерой.
     - Скрытой камерой?
     - Да, смотри и учись, пока я жива.
     Достала свой смартфон с зеркальцем и показала, как снимать незаметно, а потом и сам рынок.
     - И что, никто не заметил?
     - Нет. На меня даже внимания не обращали.
     - Ещё я сняла видео урока в школе. Только там звук пришлось отключать. В косметичке сделала маленькую дырочку для объектива и разместила в ней телефон. Хочешь посмотреть что получилось?
     - Спрашиваешь!
     Открыв свою страницу в ютубе, я показала короткий ролик урока.
     - Прикольно! У меня тоже там есть страница. Пробую зарабатывать в интернете, только пока получаю копейки.
     - А чем ты занимаешься?
     - Делаю именные аватарки в фотошопе для своих подписчиков. Интересуются многие, но все хотят бесплатно.
     - Мне тоже сделали бесплатно, но я её быстро заменила. Надоела.
     - Аватарки это ерунда. Я люблю программирование. В школе занимаюсь в кружке робототехники.
     - Роботы делаете?
     - Да. На основе конструктора Lego собираем всякие машинки. Потом пишем на компьютере программу для них. И через неё заставляем эти игрушки двигаться. Вот, смотри.
     И он показал мне свою страницу.
     - Здорово!
     - Я и дома этим занимаюсь. Мне даже иногда снятся эти роботы. Когда вырасту, буду программистом.
     - Это значит, работать не будешь?
     - Как это не работать?
     - Скажи, программирование это твоё любимое дело?
     - Конечно!
   - Великий Конфуций сказал: «Займись любимым делом и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни». То есть, работать ты, конечно, будешь, но она будет тебе не в тягость. Наоборот. Ты только и будешь думать о ней. И дома, и в метро, и на улице. Даже во сне. И за неё тебе будут ещё платить.
     - Здорово, а кто этот Кофуций?
     - Это древний мыслитель и философ Китая.
     - Умный дядька. Ты знаешь, я мечтаю написать одну программу. Только это тайна. Аналогов в мире пока нет.
     - Ну-ка, ну-ка, колись.
     - Это такая программа, которая позволит человеку рассматривать любые точки на планете с высоты его роста. Бродить по улицам, наблюдать за происходящим, любоваться архитектурой. И всё это в настоящем временем.
     - Так это уже есть. Заходи в Google и любуйся.
     - Он даёт возможность гулять только по определённым местам. С ним ты не сможешь зайти в любую подворотню, заглянуть, к примеру, в мусорный бак.
     - А как же это сделать?
     - Через спутники, Они везде летают. Более того, программа позволит тебе заходить даже в общественные здания. Представь, ты идёшь по бульвару Монмартр в Париже. Заходишь в магазины и рассматриваешь их товар, а заодно и ценниками на них. Или гуляешь по Бродвею в Нью-Йорке. Заглядываешь во всевозможные торговые центры. Даже в парикмахерские можешь зайти и посмотреть их расценки.
     - Ну и фантазёр! Как туда войти? Там спутника нет.
     - Зато есть видеокамеры. Сейчас их везде расставляют. Если эти камеры объединить с программой в единую сеть, то можно попасть в любое помещение. Владельцы магазинов сами заинтересованы в том, чтобы их товар видели из любой точки мира. Они с радостью подключатся к этой сети. Ещё и платить за рекламу будут. Ну, что скажешь?
     - Невероятно! Хоть бы ты осуществил свою мечту. Это так здорово.
     - Только ты никому не рассказывай, это пока тайна.
     - Могила!
     Димка ушёл, а я стала думать о нём. Так вот он какой! Не только симпатичный и скромный но и умный. Ещё у него есть мечта. Написать программу, которой пока в мире нет. У Настии тоже есть мечта. Открыть сеть отелей по всему миру. Только у меня пока нет. Зато над Димкой подтрунивала. Больше так делать не буду. Надо быть скромнее.
    Дедушке видео понравилось. Я ему показала и другие свои ролики. Он похвалил и сказал, что у него есть идея, которой он поделится позже. А вечером мы пошли в парк Ривьера. К нам присоединились Димка и Настя.