Кто такие живые мертвецы?

Михаил Кедровский
       «Живые мертвецы» – это не название безумного фантастического сериала, а словосочетание, принадлежащее перу христианского мыслителя четвертого столетия нашей эры Григория Богослова.

       Под живыми мертвецами он подразумевает людей, которые дальше житейских потребностей в своем существовании-прозябании не идут и лишены благодати. Подобное состояние, естественно, кажется неизменным при статическом мышлении, которое в каждом из нас преобладает, но при динамическом – речь идет об отрезке бытия, когда мы не испытываем влюбленности, бескорыстных порывов, вдохновения, приподнятости духа и так далее.

       Протоиерей Павел Матвеевский (1828 – 1900) характеризует омертвение жизни как нравственное бессилие, то есть невозможность взять себя в руки, отказаться от вредных привычек, порочных страстей, невозможность хотя бы внутри собственной личности противостоять общественному застою, расхищению бюджетных средств и коллективному убожеству кумиров.

       «Человек в футляре» Чехова – яркий пример тому, как это бывает.

       Человек в принципе должен радоваться жизни, к этому его призывает Иисус Христос, не замутненный догматическими представлениями. «Я уничтожаю печаль, показывая вам, что о настоящих событиях нужно не печалиться, а радоваться», – пишет об учении Спасителя святитель Иоанн Златоуст.

       Почему же этого ныне не происходит? Потому что вокруг нас – тьма-тьмущая живых мертвецов. Они вокруг себя сеют стереотипы, ибо не способны творчески подходить к решению любых вопросов.

24.04.2018