Сашка

Александра Румянцева3
  С дочерью нашей квартирной хозяйки случилась беда: когда она ехала с вокзала на их легковушку налетела пожарная машина, с полностью залитой цистерной. Она налетела сзади, Алла сидела на заднем сидении , и удар пришелся на нее.  Скорая примчалась быстро,  но , как потом говорил хирург, собирали женщину по частям. Она была без сознания около двух недель, и однажды пришла в себя. Богу было угодно, или еще кому-то, но Алла услышала разговор двух молодых врачей. Один торопил второго, чтобы быстрее собирался, тогда они успеют в кино, а второй объяснял, что ровно в двадцать ноль-ноль он должен сделать больной очередной укол, и он его сделает.  Первый сказал, что женщина все равно умрет, и какая разница когда ей сделают укол, на полчаса раньше или позднее.  Эти его слова и услышала пришедшая в себя страдалица. Осознав, что это ее считают умирающей, молодая красивая женщина от ярости снова потеряла сознание. Последнее, что она запомнила , была мысль:" Так нет же, тварь, я назло тебе жить буду." Второй доктор в кино не пошел, укол сделал, как положено. Он был очень внимателен к этой пациентке, потому что работал над диссертацией по теме" Ушибы головного мозга и их лечение" Может быть не точно над этой, но что-то в этом роде. Алла была идеальным объектом для наблюдений.
  Его лечение дало результат: через месяц беспамятства Алла пришла в сознание. Тогда и начали "собирать" пациентку. Ей делали одну операцию за другой, связанные с переломами ног и рук, накладывали нормальные швы вместо наспех наложенных "мертвецких " швов. Алла лежала без движений, хотя врачи говорили , что спинной мозг не поврежден. Казалось, женщина обречена на пожизненную инвалидность.
 Такой ее и застала наша хозяйка, уехавшая в Москву, чтобы ухаживать за дочерью. В голове у больной постоянно крутилась мысль, что ее считают  полутрупом,  и она твердо решила жить и встать на ноги.
Жить было для кого: кроме матери, сестры и брата у нее были муж и крохотный сын.  Мальчику было десять месяцев. Отец месяц просидел с ним дома, а потом его вызвали на работу. Сашку привезли к бабушке, но ей пришлось ехать к Алле, и мальчика оставили на добрых людей.   Днем с ним сидела соседка Фатима, а вечерами и ночами его опекали мы, две квартирантки, не имевшие опыта ухода за детьми. Основной уход выпал мне, так как подруга боялась брать малыша на руки.
  Сашка промелькнул в моей жизни, как солнышко. Он и  был солнышком, огненно- рыжий ребенок с мамиными глазами. Папа был черноволосый украинец,  мама русоволосая русская красавица. В кого у мальчишки пошли рыжие кудри  сначала мне было не ясно, только потом мы узнали, что отец в детстве тоже был рыжим, потемнели волосы позднее.
  Сашка очень любил, когда с ним разговаривали. Он не плакал,  внимательно слушал мои песни и рассказы о его маме, что скоро приедет к нему. У меня было впечатление, что ребенок понимает, что произошло с его мамой.  Но  первое его слово "мама" было обращено ко мне, чужой девчонке. Сашенька произнес его в одиннадцать месяцев. У меня было море слез, но звание обязывает,  пришлось стать мамой для рыжика.  Я водила его по квартире, держа сначала за обе руки, потом за одну. Однажды вечером, когда Фатима еще не ушла, я зашла в комнату, где она играла с мальчиком. Увидев меня, Сашенька  встал, постоял покачиваясь, и сел на пол. Снова встал, постоял и вдруг пошел. Он даже не шел, он бежал ко мне. Пробежав метра три, он остановился и упал бы, но я успела схватить шустрого мальчонку.  Как же он был доволен, что пошел. Больше удержать его на руках было невозможно. Он все время куда-то шагал.
   Хозяйка изредка звонила нам. узнавала, как мы живем. Я описывала ей Сашкины проделки. Телефон был у соседей, они были не довольны, что я хожу на переговоры, поэтому я старалась быстрее рассказать о Сашеньке все. Я говорила это для Аллочки.  Потом уже хозяйка рассказывала, что послушав рассказы о сыне, мать начинала борьбу за жизнь с удвоенными усилиями. Усилий было надо немало. Алла с помощью матери разрабатывала каждый пальчик на руках,  научилась сжимать кулак, держать ложку и кружку. Постепенно движения восстанавливались. Алла стала сидеть и пробовать стоять. Это было трудно, потому что у женщины не было пяточной кости на одной ноге. Ее оторвало в катастрофе.  Алла научилась ходить сначала с костылями, потом с двумя тросточками, а потом и с одной.
   Каждое новое движение мать посвящала сыну. У нее хватало сил шутить,  что она ходить начала позднее собственного сына. Хозяйка пару раз приезжала проведать внука, но я провожала ее обратно к дочери. Через два месяца она приехала совсем, потому что муж  приехал ухаживать за больной. 
   Когда бабушка приехала домой, Сашка ее долго не признавал. Женщине было больно слышать, как он называет меня мамой, и я приложила все силы, чтобы он научился называть ее баба. Мы показывали ему фото Аллы, и постепенно мальчик указывал ее на снимках и говорил:"Мама". Бабушка была счастлива.
   Выписали Аллу через восемь месяцев. Врачи были удивлены таким исходом. Никто не верил, что все так пойдет.  Все удивлялись, что помогло женщине совершить такой подвиг. Тогда она и рассказала, что слышала слова доктора,  что она все равно умрет, что очень она разозлилась  и решила выжить назло врачу.  Своего лечащего врача пациентка хотела отблагодарить чем-то на память, но он ничего не взял, сказал, что докторская диссертация готова, что в основе лежит именно лечение Аллы. Ее выздоровление- лучший подарок. Он честно сказал, что дело не столько в лечении, сколько в желании больной жить. Отсюда и результат.
   Закончилось тогда все хорошо. Алла с мужем и сыном уехала домой. Она продолжала работать в институте преподавателем французского языка, заочно закончила аспирантуру в Москве, где училась до аварии. Студенты ходили заниматься на квартиру к преподавательнице. Институт похлопотал, и Алле выделили квартиру на первом этаже в доме рядом с институтом.    Интересно было то, что после аварии  женщина стала знать язык в совершенстве. Так она не знала его никогда. Врач объяснить это не смог. Это и не важно, важно то, что все закончилось хорошо.
  И вот сейчас я, будучи уже пожилым человеком, иногда вспоминаю своего рыжего"сыночка" , его первые слова,  шаги, его лепет и смех и думаю, как-то сложилась его жизнь.  Слышала, что Сашка стал военным. Хочется верить, что все у него отлично.