Трудные дни под Керчью

Иван Лавриненко
Боевая работа 790-го ИАП 27-30 декабря 1943г. в небе Керченского полуострова

     К началу Керченско-Эльтигенской операции в начале ноября 1943г. основным истребителем действующей на данном участке фронта 4-й Воздушной Армии генерал-полковника авиации К. А. Вершинина был ЛаГГ-3. Данная машина стояла на вооружении трех полков 229-й ИАД и такого же количества полков 214-й и 230-й ШАД. Таким образом, из 10 истребительных полков (а в ноябре-декабря 1943г. фактически девяти – 101 Гв.ИАП 329-й ИАД практически бездействовал) больше половины использовали «Лавочкины». Насколько сумели эти во всех отношениях устаревшие машины противостоять на этом этапе войны своим главным оппонентам – «Мессершмиттам» Bf 109 модификаций G-4 и G-6? Если в роли «ангелов-хранителей» или «цепных псов» штурмовиков Ил-2 «Лавочкины» показали себя неплохо, в основном лишь отбивая атаки от своих подопечных и не ввязываясь в длительные схватки с Bf 109, то летавшим на разведку и перехват истребителям 229-й ИАД пришлось нелегко в боях с опытным и превосходящим во все противником. На примере одного из полков в течение нескольких дней боев рассмотрим положение, в которое нередко попадали пилоты ЛаГГ-3.
     790-й истребительный авиаполк, входивший в состав 229-й истребительной авиадивизии, принял участие в боях за Керченский полуостров с первого дня, главным образом совершая полеты на разведку. За время Керченско-Эльтигенской десантной операции (КЭО) с 1 ноября  по 11 декабря 1943г. летчики полка сбили 18 вражеских самолетов, еще 6 были подбиты. К сожалению, потери полка также оказались высоки – в боях полк лишился 14 ЛаГГ-3 и 11 летчиков. Однако, как показали дальнейшие события, впереди полк ждали не менее суровые испытания и трудные бои.
     Как отмечалось в советских документах, в последние дни декабря 1943г. немецкая истребительная авиация в районе Керченского полуострова активизировала свои действия, и летчики люфтваффе охотно вступали в бои с нашими истребителями. Было сделано предположение, что на данный участок фронта немцами было переброшено подкрепление с опытными летчиками. На самом деле наши авиаторы по-прежнему имели дело с группой II./JG52 гауптманна Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn), пилоты которой, пользуясь летной погодой в период относительного затишья на фронте, нередко вылетали на «свободную охоту» и, используя все лучшие качества своих Bf 109 G-6, стремились нанести патрулирующим или совершающим разведку советским летчикам как можно большие потери. Набирая высоту и вступая в схватку на большой скорости, им нередко удавалось сбивать наши истребители. Если при этом советские пилоты оказывали достойное сопротивление, и внезапные атаки не удавались, «эксперты» почти всегда уходили от преследования пикированием или резким набором высоты. Не стали исключением в этом плане и последние дни уходящего 1943-го года.
     С 12 по 26 декабря включительно 229-я ИАД боев почти не вела. Исключением стало 17 декабря, но в схватке с крупной группой «Хейнкелей» и «Мессершмиттов» летчикам 790-го ИАП принять участия не довелось. Все стало меняться 27 числа, когда немецкие бомбардировщики стали наносить новые удары по советскому плацдарму северо-восточнее Керчи. Так, в этот день четверка ЛаГГ-3 полка, ведомая младшим лейтенантом А. К. Санниковым, совместно с другими группами истребителей дивизии перехватила 24 Hе 111 под прикрытием 8 Bf 109. В результате боя летчики 790-го ИАП записали на свой счет один сбитый Bf 109 и три подбитых Hе 111. Небольшой реванш взяли у полка немецкие зенитчики. Их огнем в районе Булганак был подбит ЛаГГ-3 лейтенанта П. К. Бабайлова, производившего разведку войск противника. У истребителя была пробита водосистема, и летчику пришлось совершить вынужденную посадку на воду в 100 метрах от косы Чушка. Летчик остался невредим, а к месту посадки была выслана команда техников полка. В остальном день для полка закончился благополучно, поскольку потерь в личном составе не было.
     На следующий день, 28 декабря, по причине активизации немецких истребителей в воздухе прошли многочисленные схватки. День для летчиков полка начался успешно. В период 9:08-9:52 в утреннем бою пары ЛаГГ-3 с двумя Bf 109 успеха добился младший лейтенант Н. Г. Москалев – по докладу летчиков, после его точных очередей один вражеский истребитель врезался в воду в 500 метрах восточнее Осовины. Однако уже следующий бой принес первую после окончания КЭО потерю. Шестёрка ЛаГГ-3, ведомая лейтенантом С. Е. Бесединым, в 11:45 вылетела на перехват немецких самолётов по данным радиолокационной станции РУС-2. В районе села Юраков Кут советские лётчики встретили четвёрку Bf 109, ведомую самим гауптманном Герхардом Баркхорном. В завязавшемся бою, который длился 20 минут, младшему лейтенанту Ф. К. Морданову удалось сбить один «Мессершмитт», упавший в море у мыса Тархан (По другим данным, это была групповая победа младших лейтенантов Ф. К. Морданова и В. И. Сумарокова). Но и группа 790-го ИАП тоже понесла болезненную потерю. Атакой снизу командир II./JG 52 сумел поразить ЛаГГ-3 успешного летчика того дня младшего лейтенанта Николая Москалёва, самолёт которого упал в море в километре восточнее села Осовины. Лётчик покинул обречённую машину на парашюте и приземлился в 500 метрах от берега. Шансов долго продержаться в ледяной воде у него не было, а спасательный катер по какой-то причине не вызвали. Хотя лётчик начал воевать только в ноябре 1943 года, он уже считался опытным воздушным бойцом. На момент гибели на счету Николая Георгиевича Москалёва было три самолёта, сбитых лично и два в группе. Лётчик позднее был похоронен в братской могиле в станице Фонталовская под Темрюком.
     Спустя два часа в бою с 22 Hе 111 под прикрытием 8 Bf 109 летчики несколько скрасили потерю своего летчика, заявив сбитым в районе мыса Ак-Бурну один вражеский бомбардировщик.
     На следующий день летчики 229-й ИАД в основном прикрывали свои войска, вели разведку и летали на перехват бомбардировщиков противника, выполнив с этой целью 121 вылет и проведя 12 воздушных боев. Из них 38 самолетовылетов и 5 схваток с вражескими самолетами было на счету 790-го ИАП. Однако не все бои закончились успешно. В период 8:40-9:40 четверка ЛаГГ-3, ведомая старшим лейтенантом С. И. Буряком, прикрывала свои плавсредства в Керченском проливе. Согласно приказанию радиостанции наведения пара ведущего группы осталась патрулировать под облаками, а младший лейтенант А. К. Санников – младший лейтенант Г. Ф. Мартынов стали патрулировать в верхнем ярусе. Именно последней паре выпала тяжесть этого вылета. Сначала наши летчики провели безрезультатный бой с одной парой Bf 109, после чего пара Санникова вступила в схватку с парой командира 6./JG52 лейтенанта Хельмута Липферта (Lt. Helmut Lipfert). Опытные немецкие летчики применили хитрость. Ведомый пары позволил атаковать себя и стал уходить пикированием. Мартынов, прикрытый Санниковым, бросился преследовать противника. Увлекшись атакой, наши летчики не заметили, как Липферт также спикировал и атакой снизу сумел поразить истребитель Георгия Мартынова. ЛаГГ-3 упал в воду в полутора километрах южнее косы Чушка. Летчик сумел покинуть обреченную машину на парашюте и приземлился также в воду в 300 метрах юго-восточнее места падения своего самолета. К сожалению, в часть пилот не вернулся, по всей видимости, утонув в проливе. Для Липферта это была 79-я победа.
     В следующем крупном воздушном бою, разыгравшемся ближе к полудню, восьмерка «ЛаГГов» 249-го ИАП и четверка истребителей 790-го ИАП сошлись в районе Булганак – Юраков Кут с вражеской группой, насчитывавшей 16 He 111 в сопровождении 8 Bf 109. В ожесточенной схватке лейтенант П. К. Бабайлов заявил сбитыи один Bf 109, упавший в море северо-восточнее (по другим данным, северо-восточнее) Юраков Кут.  Еще по три «Мессершмитта» и «Хейнкеля» были подбиты другими летчиками, в том числе два поврежденных бомбардировщика были на счету пилотов 790-го ИАП.
     И все же день завершился для 790-го ИАП на минорной ноте. В период 15:20-16:00 возвращавшейся с разведки шестерке лейтенанта С. Е. Беседина пришлось в районе Курган Собачий – Малый Бабчик выдержать бой с два раза превосходящей их по численности группой «Мессершмиттов» – схватка началась с шестеркой Bf 109, к которым на помощь почти сразу подошло еще пять истребителей. И немецкие летчики своим преимуществом воспользовались. Сбив один Bf 109, младший лейтенант А. И. Смирнов сам попал под удар другого немецкого истребителя. Советский летчик воспользовался парашютом, но приземлился на территории противника в двух километрах восточнее Малый Бабчик и пропал без вести. В продолжающемся бою был подбит также ЛаГГ-3 младшего лейтенанта В. В. Средина. Летчик вышел из боя и произвел вынужденную посадку на плацдарме севернее Жуковка. При этом самолет был разбит, а пилот получил ранение в лицо, но уже вечером того же дня прибыл в свою часть. Судя по всему, ранение оказалось легким, поскольку в наградных документах на летчика упоминание о ранениях отсутствуют. Оба сбитых советских истребителя стали жертвами гауптманна Баркхорна, который в 13:45 и 13:48 записал на свой счет два сбитых Як-1. Слабым утешением стал Bf 109, подбитый в этом бою командиром полка подполковником Ф. С. Королёвым.
     Среди небоевых потерь за день числится ЛаГГ-3 младшего лейтенанта А. К. Санникова, которому из-за недостатка горючего пришлось совершить вынужденную посадку на фюзеляж в полутора километрах севернее пункта Батарейка. Летчик был невредим, но самолет серьезно пострадал и нуждался в восстановительном ремонте. Можно предположить, что это произошло после одного из вышеописанных боев, поэтому эту потерю также можно считать несколько «боевой».
     30 декабря в районе Керченского полуострова в воздухе снова были только истребители. Летчики 229-й ИАД действовали с меньшим напряжением, чем накануне, сделав 86 боевых вылетов. Из них 18 совершили пилоты 790-го ИАП, проведя при этом два воздушных боя. К сожалению, обе схватки завершись для летчиков полка трагично. В период 11:30-12:20 четверка ЛаГГ-3, ведомая командиром эскадрильи старшим лейтенантом С. И. Буряк, производила разведку войск противника. При подходе к вражескому аэродрому Орлова Могила наши летчики встретили пару Bf 109, которых атаковали. После атаки «ЛаГГи» ушли в облачность, которую пробили на высоте 2000 метров. Встретив там еще два вражеских истребителя, наша группа вступила с ними в бой, который продолжался 15 минут. Собираясь атаковать противника, Буряк сделал полупереворот и в это время был атакован и сбит одиночным «Мессершмиттом» Баркхорна. По советским данным, советский самолет упал на северной окраине поселка Малый Бабчик. Виновником потери командира был признан его ведомый лейтенант Н. А. Егорович, который «из-за трусости не прикрыл своего ведущего и вышел из боя». В лице Сергея Ивановича Буряка 790-й ИАП потерял одного из своих лучших воздушных бойцов, совершившего к моменту гибели 183 боевых вылета и одержавшего 5 личных побед. По некоторым данным, этот успех Баркхорна стал 2500-й победой группы II./JG52.
     В другом вылете в период 15:00-15:46 шестерка ЛаГГ-3 того же полка, ведомая младшим лейтенантом А. К. Санниковым, возвращаясь из вылета на разведку в районе Грязевая Пучина, вступила в бой с четверкой Bf 109. Не добившись успеха, разведчики понесли очередную потерю – после боя на свой аэродром не вернулся летчик-стажер младший лейтенант А. Я. Углев, который стал 228-й личной победой все того же Герхарда Баркхорна.
     Хотя в последний день года безвозвратных потерь 229-я ИАД не понесла, под впечатлением от тяжелых потерь накануне наши летчики действовали не всегда уверенно. Так, выполняющая разведку шестерка ЛаГГ-3  лейтенанта С. Е. Беседина была атакована четверкой Bf 109. Учитывая результаты последних неудачных боев разведчиков, советские летчики не стали испытывать судьбу и, выйдя из боя, вернулись на свой аэродром, не выполнив боевого задания.
     Как видно из приведенных примеров, в период временного затишья в канун нового года немецкие летчики, действуя крупными группами и отдельными парами опытных «охотников», стремились нанести советским летчикам максимальные потери, особенно охотно вступая в бой с группами ЛаГГ-3. В очередной раз проявилось полное превосходство Bf 109 G-6 над устаревшим во всех отношениях «Лавочкиными», которые стояли на вооружении большей части истребительных полков 4-й ВА. Об этом свидетельствуют простые цифры: всего за три дня боев с 28 по 30 декабря 1943г. 229-я ИАД только в воздушных схватках с немецкими истребителями потеряла 10 самолетов (из них 8 ЛаГГ-3) и 8 летчиков.
  (Более тяжелые потери в небе Крыма за такой короткий период времени 229-я ИАД понесла лишь в разгар боев на Еникальском плацдарме с 19 по 21 ноября, когда по боевым причинам дивизия лишилась 14 истребителей, однако только 9 из них в воздушных боях – семь ЛаГГ-3 и два Як-1).
   Всего за указанные три дня летчики 229-й ИАД произвели 364 вылета, проведя 25 воздушных боев. Для сравнения летчики 329-й ИАД за этот период произвели в два раза меньше вылетов (177), провели всего в полтора раза меньше боев (18), но потеряли при этом лишь две «Аэрокобры». Да и показали себя американские истребители куда более надежной защитой для летчика – был потерян только один летчик, получивший тяжелые ожоги при неудачной вынужденной посадке. Еще три «Аэрокобры» после атак Bf 109 получили лишь пробоины, в очередной раз показав свою хорошую по сравнению с ЛаГГ-3 и Як-1 живучесть.
     Командованию полков и дивизии становилось все очевиднее, что ЛаГГ-3 не в состоянии достойно противостоять модернизированным «Мессершмиттам», однако о перевооружении полков речь пока не шла. Некоторые командиры проявляли в этом вопросе инициативу. Так, командир 249-го ИАП подполковник П. К. Козаченко уже зимой-весной 1944г. сумел подготовить своих летчиков к полетам на «Аэрокобре», после чего написал письмо вышестоящему командованию с просьбой о перевооружении полка на американские истребители, которых они, тем не менее, так и не получили. Лишь после освобождения Крыма полк, наряду с другими частями 229-й ИАД, был перевооружен на Ла-5.
    Что касается дальнейших событий под Керчью, то стоит сказать, что с января по март 1944г. 790-й ИАП при заявленных 35 победах лишился в боях еще пятнадцати ЛаГГ-3 и шести летчиков погибшими и несколько ранеными. В числе погибших был и командир полка подполковник Фёдор Сергеевич Королев.
     В ходе сражения за Керчь три полка 229-й ИАД (88-й, 249-й и 790-й ИАП) при потере в боях с немецкими истребителями около 50 машин заявили сбитыми в общей сложности 62-64 Bf 109. Если бы все заявленные «Мессершмитты» действительно были сбиты, то только эти три советских полка заставили бы практически единственного своего противника – группу II./JG52 – сменить состав машин полностью чуть ли не два раза! К сожалению, на самом деле летчикам «ЛаГГов» удалось сбить и подбить в лучшем случае не более 5-10 Bf 109.
     Для сравнения 42 Гв.ИАП той же 229-й ИАД в воздушных боях с «Мессершмиттами» потерял 14-15 Як-1, еще 4 получили тяжелые и средние повреждения. Хотя потери также были немалыми, следует учесть, что гвардейцы заявили сбитыми 32 Bf 109 (и 3 FW 190), из которых, если верить только скупо сохранившимся немецким данным, от 5 до 8 находят реальное подтверждение в немецких документах. Летчики 329-й ИАД при безвозвратной потере 34-36 Р-39 в боях с пилотами JG52 в небе Керченского полуострова заявили сбитыми от 173 до 198 Bf 109, реально уничтожив и повредив не более 25-30 вражеских истребителей.
     Как бы там ни было, советские летчики и на устаревших самолетах продолжали отважно сражаться с опытным и куда лучше оснащенным в техническом плане противником. И не их вина, что командование своевременно не перевооружило части, оставив в них «летающие гробы». И за это нашим авиаторам нередко приходилось расплачиваться своей жизнью.