Про сову и про опосредованность

Галя -Галина
Не пугайтесь.
Я же не испугалась, а обрадовалась, когда  вдруг увидела, что её - нет, а на  том месте, где она должна быть, - тоненькое деревце.
Оно -  такое милое, такое нежное,так аккуратно привязано к аккуратнейшей же палочке,что ми-ми -ми и ми.. в бесконечном бы продолжении, но ..
Я трепещу перед необходимостью  введения "но".
 Но! Но ! Обратите внимание, что в этих двух словах "О" зияют как глазищи.
 К глазищам я ещё вернусь, а сейчас всё ещё про деревце.
Всё - о нём, пока не кончились два шага в продолжении пути вдоль парка, где это деревце так уместно,так невинно ,так простодушно на фоне древних стен церкви.
 Пока пишу это, шаги уже свершились бы и моё:  " Ой, а её - нет!Скульптуры-то -нет ! " и ликование в каждом звуке сменились бы  уже...
 Сменились бы паузой , потом  смешком над самой собой,  и безудержным смехом над тем, что я сейчас назову очередной знаковой ситуацией,  и постараюсь объяснить и о сове,и об опосредованности , и о нечастом солнечном дне в европейской стране, где я живу  сегодня.
Скульптура совы  раздражала меня уже не один день. Мне часто приходится проходить мимо неё, и ,признаться, она не вызывала у меня желания полюбоваться ею.
 После первой встречи с ней в церковном парке, после исследования её всеми возможными  органами чувств, я потеряла к ней интерес, да и другие впечатления заслонили неприязнь , возникшую с первого взгляда и укрепившуюся со всех последующих. Так бывает.
Пустые глазницы ..Пустота , которую можно заполнить или не заполнять, бесконечность, горизонт, картина мира...Все эти и другие слова я могла бы применить к описанию скульптуры, предполагая почти в каждом из них психологическое содержание, требующее , обязыающее к уточнению. Не буду этого делать, хотя в такой работе можно найти много закономерного из области восприятия человеком предметов, созданных другими людьми.
 Я сейчас о другом.
То, что передо мною сова я поняла только из таблички у её ног, когда обходила скульптуру при первом знакомстве кругом.
Почему ? Фигура ( в моём первичном восприятии )  даже отдалённо не напоминала птицу, я тогда  подумала мельком, что это экспрессивное изображение страдающего человека.
Законы проекции в восприятии многозначных предметов никто ещё не опроверг, поэтому я смело могу сказать, что в моей проекции в момент первого восприятия фигуры точно обозначилась моя личная печаль.
Так случилось.
Вот тут и начину рассказывать об опосредованности: я увидела фигуру своими глазами, как бы по своим правилам...Есть в этой фигуре страдание ? Попробуйте доказать, что его - нет. Я буду отчаянно сопротивляться и  найду в ней детали доказывающее, что именно оно и есть в каждой линии металлической конструкции...
Но! Недаром же опосредованность -универсальное качество психической реальности человека, Стоило мне прочитать название ( написанное слово ) скульптуры, как я увидела сову.
Да, увидела  птицу, да, ту самую - ночную птицу, которая наделена людьми самыми разными свойствами, среди которых есть всякие - правдоподобные , истинные и выдуманные ( не писать же ложные) . Теперь я могу смотреть на сову и видеть в ней все известные мне свойства и добавлять те, которые я могу приписать ей сама.
Мало того,я могу рассказать об этом другим , и другие люди могу увидеть то же самое.
Получается, что через слово , т.е.опосредованно, изменилось восприятие предмета. Я вижу уже то, что знаю, и то, что знаю, могу рассказать другим, и они увидят то же самое.
 Остаётся только найти такую форму рассказа, чтобы другие мне поверили и увидели предмет таким, каким его вижу я.
 Как это сделать ?
 Есть ли какие-то правила?
Современная психология давно знает их.
Я расскажу о них в другой раз, а пока ...
Пока я хохочу над собой,  и вместе со мной смеётся моя подруга... Сова, которая,как мне показалось, исчезла из парка, стоит на своём месте.
 Я поторопилась с  радостным известием о её исчезновении .
Два шага вдоль парка сделаны, маленькое деревце осталось позади, а сова - вот она ...
В пустых глазницах можно увидеть перспективу церковного сада .
 Ошибка восприятия- желаемое приняла за действительное. Ошибка -  опосредованно,но честно бессознательное желание проскользнуло в сознательное ,  искреннее радостное заключение :" Скульптуры-то - нет.."
Увы, это была ошибка. В ней - только один из путей, каким   через опосредованность психическая реальность встречается с другими реальностями.
В моём рассказе - с реальностью современного европейского искусства в маленьком парке у старинной церкви.