Меж двух берегов окончание

Галина Айзенштадт
  Когда нынешние "нацыянальна свядомыя"( "сознательные") белорусские писатели и часть "свядомай" белорусской интеллигенции возлагают на Москву все беды за недостаточную "сознательность" белорусов, их привязанность к русскому языку, они забывают, что автором белорусизации был... Сталин.
  А, может, и не знают, ибо невежество в историческом плане, увы, присуще многим из них.
  Но даже при отсутствии его исторические реалии ими припарируются и преподносятся так, как им выгодно.  Обвинение - лучший способ напомнить о себе и показать уровень или градус своего национализма, не обременяя себя какими-либо аргументами.
  Однако зачем Сталину нужна была белорусизация? Он объяснил это на 10 съезде РКП(б), проходившем 8-16 марта 1921 года. "Я имею записку, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на его родном языке.
  Такие же речи раздавались пять лет тому назад об Украине, об украинской национальности. А недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская нация - выдумка немцев...Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы. Потому что города растут за счёт деревни. То же самое будет с Белоруссией".
  Однако белорусизация не объяснялась одной лишь заботой о возрождении "белорусской национальности", но имела и сугубо практические и идеологические цели и задачи.
  После гражданской войны Польша "начиналась" почти сразу за Минском, в которой белорусы составляли значительную часть населения, и которых польские власти всячески дискриминировали, считая людьми второго сорта.
  БССР должна была стать не только форпостом на границе с враждебным государством, но и примером, маяком для тысяч белорусов, живущих за кордом:вот где всё белорусское ценится, укрепляется, развивается. Это мечта и надежда для вас,- то новое общество, которое строится здесь.
  "Неформальный" старт белорусизации был дан в 1921 году, когда было принято решение о подготовке специалистов в Институте народного образования в Минске, и на трёхмесячных курсах в Бобруйске и Борисове, а также издание всех видов литературы на белорусском языке.
  Однако значительная часть населения встретила белорусизацию в штыки, продолжая считать, что коммунисты БССР искусственно "вводят" белорусскую национальность.
  Не помню, в каком издании я прочла о том, как на комиссию в Витебской области, которая следила за тем, как "ученики" языковых курсов овладевают белорусским, был вызван заведующий одного из районных отделов образования. У него поинтересовались, почему он не овладел белорусским языком в указанные сроки. На что тот ответил вопросом на вопрос:"А разве такой язык есть?".
  В 1924 году ЦИК БССР принял постановление "О практических мероприятиях по проведению национальной политики". В частности, был выдвинут лозунг:на белорусском языке должна "заговорить партия".
  И, естественно, все учреждения, и даже армейские подразделения.
  К 1928 году уже около 80 процентов школ было переведено на белорусский язык обучения.
  Белорусов в первую очередь выдвигали на руководящие посты.
  Но уже в 1929 году белорусизацию начали сворачивать. Многие историки связывают это с началом коллективизации в СССР.
  Вероятно, они правы. Деревня в новом сталинском понимании уже не являлась тем, кто должен был составлять основу нации и способствовать её возрождению, а вражеским, контрреволюционным элементом, носителем так называемого национал-демократизма.
  Социальной основой нацдемовщины было объявлено кулачество.
  И этим определением тут же стали пользоваться и белорусские писатели, сводя счеты друг с другом.
  Оказалось очень удобным прикрывать творческое соперничество ярлыком нацдемовщины и при его помощи выбивать из строя конкурентов.
  Писателя Михася Зарецкого обвинили вначале в том, что в его произведениях преобладает эротика, поэта Алеся Дудара в том, что в его стихотворении "Пасекли наш край" виден намёк - "Москва подмяла собой Беларусь", а их обоих - в том, что они ведут пропаганду самобытности Беларуси.
  Когда Зарецкий попытался доказать несостоятельность выдвинутых против него обвинений, Михась Чарот резко оборвал его:"Довольно слушать Зарецкого!".
  Обоих - Зарецкого и Дудара - уволили из Белгосиздата, в котором они работали.
  Поэт Михась Чарот в ту пору давно уже считался классиком новой белорусской литературы, его творчество изучалось в школе, как и нескольких других литераторов, в частности, Анатолия Вольного, с которым они создавали творческое объединение "Маладняк".
  Чарот был "старшим товарищем", на семь лет старше того же Вольного. Его прикрепили к молодым, начинающим литераторам в качестве партийного куратора:он был членом партии большевиков, к тому же имел хорошее образование(окончил гимназию и институт).
  Тот же Вольный таким образованием похвалиться не мог, он окончил лишь несколько классов гимназии в Игумене, что под Минском, когда началась гражданская война, и о сбежал на Украину к сестре-учительнице, вступив там совсем юным(он был 1902 года рождения) в Красную армию.
  Революционная стихия захватывала своими вихрями творческую молодежь, которая всячески воспевала её. Михась Чарот воспел её в поэме "Босыя на вогнище", появившейся в 1922 году, и вызвавшую восторг у руководства республики, а также комсомольской молодежи.
  Название поэмы можно дословно перевести как "Босыя на пожарище", но по смыслу это не совсем то, что означает по-белорусски. "Вогнище" - это костер, пламя, а не пожар какого-то объекта, и тем более не пожарище после его сгорания.
  "Босые"-разгневанные и революционные полунищие - хотят разжечь именно пламя, чтобы в нём сгорела старая, страшная и нерадостная жизнь.
  Чарот явно подражал Блоку с его поэмой "Двенадцать", но, разумеется, никто их и не сравнивал.
  Анатолий Вольный, который возвратился в Игумен и занялся там комсомольской работой и был позже переведен на работу в отдел пропаганды ЦК комсомола, тоже писал стихи, чаще всего лирику, подражая Есенину, но поэтический талант в нем был слабее, чем у Чарота.
  Одновременно Вольный редактировал газету для крестьянской молодежи "Юный пахарь", которая  позже была переведена на белорусский язык и стала называться "Малады Араты", написал в соавторстве с двумя маладняковцами детектив о борьбе партизан в Западной Беларуси, и, наконец, стал сценаристом:в 1925 году на Ленинградской кинофабрике открыли белорусский филиал, где были созданы первые белорусские фильмы.
  Чарот же с 1925 года по 1929 был главным редактором газеты "Савецкая Беларусь".
  В ней нередко подвергался сокрушительной критике "Алеша" - под таким псевдонимом публиковал свои фельетоны Анатолий Вольный.   
  Анонимные критики не гнушались самых разнузданных выражений. Стоило ему высказать недовольство тем, что белорусский экран заполонили фильмы "Проститутка" и "Москва кабацкая", созданными российскими кинематографистами, как на него напал "Авадзень"(Оса).
  "Алеша не утерпел. Ему стало обидно, что "Проститутка" ведет за собой "Москву кабацкую". Парень схватился за голову и охнул:бедное Белгоскино, с чем оно связано? Какие "размахи" открыло..., к чему они приведут?
   ... Неужели Белгоскино так увлекается "подобным спортом"? Если так, то белорусский народ мелахонлик...
  Видите, кто такой Алеша?...Вот он:Алеша, не настоящий Алеша, а образ белорусского национал-демократа.
   ...Почему же белорусское кино должно быть в кружевных сорочках белорусского мужика? Алеше хочется? М...м...м. Национал-демократизм!
  ...Алеша, лепетун ты с пастью национал-демократа, неужели тебе кажется, что людская мысль замерла на..."Проститутке"? Брось, юродивый!".
  В 1937 году Вольного, уже заслуженного деятеля искусств Беларуси, репрессируют, как и Чарота, Зарецкого, Дудара и десятки других представителей белорусской культуры и литературы, обвинят в создании контрреволюционной организации, всё той же нацдемовщине и расстреляют.
  Вольному было всего тридцать три года, Чароту - сорок лет.
  Так закончилась белорусизация. В той её части, которая имела целью внедрение в повседневную жизнь белорусского языка.
  Сам язык, разумеется, никуда не делся, на нем продолжали писать книги, издавать газеты и журналы, но русский язык так и остался преобладающим, и вернулся в учреждения, школы и высшие учебные заведения.
  Не удалась попытка белорусизации  и в начале девяностых годов прошлого столетия, уже в независимой Беларуси. Когда президентом стал Лукашенко, он провел референдум о том, желают ли граждане республики иметь русский язык в качестве второго государственного языка, наряду с белорусским?
  Граждане - пожелали. И после этого русский язык стал в сущности главным государственным языком Беларуси.
  Переписи населения показывают, что 70-80 процентов граждан называют родным языком белорусский, но не говорят на нём.
  На сайте Института белорусской истории и культуры" опубликована статья доктора филологических наук Нины Мечковской под названием "Почему в постсоветской Беларуси всё меньше говорят на белорусском языке?", в которой она делает вывод, что "этнический язык белорусов - уходящая реальность".(?!).
  На эту же тему написала и свою книгу на белорусском языке учительница русского языка и литературы, обратившаяся в Министерство образования "от имени всего народа". Героиня её книги, приняв как неизбежное исчезновение белорусского языка, создает в ООН музей, в котором собирает книги близких ей по духу писателей, чтобы сохранить их для потомства.
  Не хочется верить в этот мрачный прогноз. Пусть и далее существуют рядом оба языка, русский и белорусский, и не надо выбирать между двумя языками, двумя берегами общей реки.
  Каждый определяет сам, на каком языке ему привычнее говорить, и самое последнее дело - навязывать человеку выбор.
  Тем более выход есть:знать оба языка!