Начало смотреть: http://www.proza.ru/2018/04/22/1208
Но главная закавыка оказалась неожиданной.
Мы с дочкой с нетерпением ожидали заключения экспертов.
Они держались очень уверенно.
- Посмотрите внимательно на эту сосенку в центре! Её
прежде не было! Она дорисована позднее, и другим
художником. А что там, под ней – неизвестно. Узнать
можно будет только при реставрации. Но с таким дефектом
картина теряет в цене.. Отреставрированная, она стоила
бы очень дорого. Но на реставрацию нужны немалые средства.
Пока взять её мы не сможем.
Мы, далёкие от искусства люди, в диагноз рижанок не поверили.
И как ни приглядывались, никакого дефекта в картине заметить
не могли. Решили, что предлог для отказа надуманный.
И дали объявление о продаже в местную газету. И покупатель сразу нашёлся. Договорились о встрече.
Но накануне решили сфотографировать картинну Сделали несколько снимков, а вечером повторили их уже при электрическом свете. На память.
Теперь можно было и расстаться нам с картиной…
На следующий день приехал солидный мужчина. Мы честно предупредили его о скрытом, якобы, дефекте, из-за которого у нас её не взяли в музей. Он ответил, что всё равно будет её реставрировать, заплатил 300 «зелёных» и увёз картину.
Всё было кончено. Сразу стало пусто в квартире, мы вытирали слёзы, но и полученные деньги нам казались тогда большой суммой..Главное –необходимой!
Через какое-то время я проявила плёнку и вечером села
печатать снимки. Они нас потрясли! Рижане оказались правы!
При искусственном освещении картина предстала в своём
первоначальном обличье. Вернее, в том виде, когда второй,
неизвестный, художник взялся исправлять дефекты,
причинённые временем.
Как странно! «Глаз» фотоаппарата не «увидел» верхний
слой красок! Да по центру была ещё и прореха, которую
искусно заштукатурили!
Меня охватила такая жалость, будто на моих глазах раздели догола и высекли на площади дорогого мне человека!
Мне было физически больно смотреть на нищенское одеяние, в котором оказался величавый кумир моего детства и юности…
жизни картины по тем фактам, которые мне известны.
Там, где не хватало фактов - помогало воображение..
Прошло немного времени, боль ушла, и я всё чаще думала о
картине с грустью, как о человеке с нелёгкой судьбой, живущем в постоянном страхе, что откроются тайны его прошлого, которые
он так тщательно скрывал. И постепенно, по тем фактам, что мне были известны, а где их не хватало, то с помощью воображения выстроилась версия её невесёлой жизни.,
Что-то же с картиной случилось в молодости, какая-то катастрофа, когда она получила удар и незаживающую рану
прямо в центре, а, может, и в сердце своём?
Ведь из-за этой прорехи, или « раны», и посыпавшейся
вокруг неё краски, и выставили, судя по всему, её, ущербную,
из музея, и заперли в чулане запасника на годы.
Туманом покрылось всё вокруг и само будущее картины..
Туман, казалось, поселился в картине навсегда, он поглотил
чахлые сосенки, и помогал постепенно плесени ползти по величавым утёсам.
Что стало бы с ней, если бы неизвестный молодой художник
не обнаружил бы её в этом тёмном подвале? Он вынес её на свет,
и, разглядев в ней её первоначальную красоту, решил подарить ей
вторую жизнь.
В процессе длительной работы и лечения , картина преобразилась, помолодела, но не один музей, зная её трагедийное прошлое, уже не брал её в свою экспозицию. Она потеряла цену. И зло, которое накапливалось в ней в течение долгих лет после ранения и пребывания в захламленном чулане, всё никак не могло покинуть её обновлённую душу.
Она жила теперь в семье художника, где никто не напоминал
ей о былой ущербности, а художник любил её, как своё собственное чадо. Она отвечала ему взаимностью. В её присутствии он вдохновенно работал, и с годами стал известным мастером.
Он много путешествовал, а посетив однажды молодой город
на берегу Чёрного моря, решил поселиться в нём навсегда.
вместе со многими своими соотечественниками. Мы не знаем,
кем он был: итальянцем, греком или французом, но кем бы
он ни был, его соотечественников было в молодой Одессе много:
город славен был своим гостеприимством.
Потекли спокойные, плодотворные годы, семья художника процветала, но сам художник старился, и вскоре ушёл из жизни. Сын его продолжал дело отца. В небольшом полуподвале своего дома над самой гаванью он обустроил мастерскую и, не имея таланта отца, занимался изготовлением разновеликих рамок по заказу богатых одесских купцов. (Вспомним, что в этом самом полуподвале и жил потом два года мой дед. Об этом ниже.)
Когда жестокие революционные вихри 1917 года достигли Одессы и город наполнился беженцами со всей России, которые штурмом брали корабли, уходящие в Турцию и далее на Запад,
сын художника с семьёй тоже в страхе и спешке покинул город,
забыв даже запереть свой полуподвал с уже никому не нужными рамками, холстами и подрамниками.
Власть в городе периодически сменялась, костры на улицах жгли то «белые» то «красные». И в чьих кострах сгорело всё, что могло гореть из подвальчика мастерской и сам подвальчик – неизвестно. Но начальник Одесской таможни, занявший на втором этаже одну из комнат в квартире сбежавшего мастера рамок, разрешил моему деду расчистить полуподвал и занять под жильё.. А через два года, в 1930году, посодействовал уже моему отцу получить ордер на две освободившиеся комнаты в той же квартире. Четвёртую комнату заняла артистка Русского театра им. Иванова Елена Астрова с матерью.( Это всё известные факты)
С этого времени, с этой коммунальной квартиры мы и помним
картину. Мне представляется, что её обнаружил начальник таможни в одной из комнат, когда занимал квартиру, а
потом, когда его, человека одинокого, перевели на работу в другой город, оставил нашей семье в подарок, а может, и продал – неизвестно. Может быть, он даже знал, что картина с дефектом и потому ею не дорожил.
И вот, пережив второе предательство, когда её любимые хозяева снова её бросили на произвол (или оставили, надеясь вернуться?), картина начинает привыкать к новой семье, но…стоп! Стоп!
Божн мой, что мне сейчас пришло в голову: не на моей ли бабушке она успела сорвать свою обиду?
Факт, о котором мне не вспоминалось, именно этот факт, как недостающий пазл и не давал мне закончить рассказ: всё время меня преследовала мысль, что я что-то упускаю, забываю, не могу вспомнить! Давно написанный, рассказ лежал без окончания, чего-то ждал! Ну, не шёл, и всё тут! Хотите - верьте , хотите – нет!,
Но вот я вспомнила, как рассказывал мне брат, а ему в ту пору было уже 10 лет,- что картина поначалу висела в комнате бабушки и деда. Но бабушке было страшно под ней спать, ей казалось, что картина упадёт ей на голову. И она долго просила деда перевесить картину в нашу комнату, что он и сделал. А брат уже в нашей комнате чуть не убил бабушку под этой картиной.
Этот случай был известен всем друзьям и родственникам.
Дело в том, что дед хранил в старом комоде ,замотанный в тряпки, револьвер ещё с гражданской войны. А от детей что-то можно спрятать в квартире?! Брат нашёл его и стал, играючись,, целиться в бабушку, которая сидела на диване под картиной .
Целился, целился, а потом нажал курок. Пуля прошла в сантиметре от головы бабушки. Никто не знал, что он заряжен.! Дед редко бывал дома, плавал на пассажирских судах до Батуми и обратно. Дед выговор, конечно, получил, и револьвер из дома унёс.
Но вот я и вспомнила всё, что случалось с бабушкой , котора боялась и не любила картину.. В 1939 г. бабушка скоропостижно скончалась в больнице, отказали почки.. Ей было всего 47 лет. А дед через месяц женился снова, и ушёл к новой жене, оставив картину нам
Вспомнила ,и теперь заканчиваю рассказ о судьбе картины.
Судьбе, так похожей на нелёгкую человеческую судьбу
Последнее испытание пришлось пережить нашей бедолаге –картине в годы ВОВ, когда её закрыли матрацем и три года
прыгали на ней и топтали её – ведь на ней рос ребёнок.
Таким способом её удалось спасти от румын и немцев..
Ну, вот и судите, какой может быть аура у такой несчастной картины? Могла ли она излучать только радость, нести только положительные эмоции? .
Она, картина, жила с нами после войны больше 40 лет и мы никогда не задумывались, имеет ли она какое-то влияние на нас..
А она, мне кажется, его оказывала. Причём, сорвавшись на
бабушке ,она в послевоенное время именно к женщинам относилась благосклонно. Сожалела , видно, о своем гневе, и старалась искупить свою вину. А в своих неприятностях мы в большей степени виноваты сами. Я писала о них в самом начале рассказа. Не лучшие были тогда годы
Но факт остаётся фактом: после того, как продали картину и
даже сменили квартиру, мы распрощались и с неприятностями.
А картину я не виню, она сама была жертвой, и я ей сочувствую и прощаю её. Она была прекрасна! И её золотисто-коричневое, тёплое сияние до сих пор греет меня в воспоминаниях
Сейчас она, я уверена, где-то переживает третью молодость, и после реставрации, приносит людям. лишь радость