Жиганъ. 2

Игорь Черных
Происхождение воров в законе и жиганов

   Исследователи истории российской преступности расходятся в мнениях о том, «откуда есть пошли» воры в законе. Одна из версий гласит, что они появились при участии НКВД: якобы для того, чтобы чекистам было легче контролировать поведение осуждённых в лагерях и тюрьмах.
   Однако подобная версия слишком противоречива. Никакого официального подтверждения она не имеет, да и, собственно, сам кодекс воровской чести, состоящий из нескольких «не» (не работать, не сотрудничать с любой властью и т. д.), не вписывается в гипотезу энкавэдэшного происхождения воров в законе.
   Другая версия создания кодекса воровской части и, собственно, воров в законе прямо противоположна предыдущей: многие исследователи полагают, что эта система выстроена… бывшими белыми офицерами, влившимися в уголовную среду России после разгрома Красной армией Белого движения: они для создания столь чёткой и идеологически выверенной иерархической конструкции были элементарно грамотнее урок. Более того, один из сегодняшних авторитетов преступного мира Саша Север утверждает: воровские правила схожи с кодексом офицерской чести, что
косвенно подтверждает причастность бывших царских офицеров к созданию данного воровского института. Ещё одно косвенное подтверждение «офицерской» версии: до революции 1917 года подобной жёсткой иерархической градации в российском воровском мире не существовало.
   Термин «жиган» существовал задолго до появления словоформы «вор в законе», и с течением времени его значение менялось. Если до революции жиганами называли наибеднейших каторжан или сидельцев, полностью проигравшихся в карты, то с приходом советской власти жиган — это уже дерзкий, отчаянный преступник, уголовный вожак. Затем в преступной среде так стали называть бывших белых офицеров, стремившихся к лидерству в криминальном мире. Считается, что подразделение воровского мира на уркаганов (представителей старой воровской формации) и жиганов произошло в двадцатых годах прошлого века.

Благородные жиганы. Как бывшие
белые офицеры стали ворами в законе

   Противостояние этих криминальных групп было одним из самых значимых в борьбе за власть в преступном мире во время существования РСФСР и СССР. Многие бывшие царские кадровые военные после Гражданской войны выбрали преступную стезю. Попав в тюрьмы и лагеря, они стремились подчинить себе воровскую чернь. В преступном мире их стали называть «жиганами».
   Считается, что воры в законе, уркаганы, одержали верх в борьбе с бывшими жиганами при активном участии представителей официальной власти, которой требовалось любыми способами искоренить влияние в преступной среде идейных авторитетов.

Как проходила борьба за лидерство

   О противостоянии уркаганов и жиганов имеются противоречивые сведения, поскольку до сих пор до конца не ясна природа происхождения воров в законе, эта тема ещё недостаточно исследована. Руководившие большим количеством банд беспризорных и босяков жиганы — в отличие от уркаганов — грабили, убивали и разбойничали прежде всего из ненависти к советской власти,лишившей их прежних благ и социального положения. Судя по сохранившимся документам,делали они это более организованно и дерзко, в таких бандах действовала жёсткая военная дисциплина. В значительной степени умалению роли жиганов способствовало введение в 1926 году статьи 59 «Особо опасные преступления против порядка управления». Если «социально близкий элемент» мог за квартирную кражу получить до года лагерей, то за организованное ограбление банка (бандитизм) зачастую ставили к стенке. А против порядка управления выступали как раз бандитствующие жиганы. В конце 20-х годов прошлого века процесс борьбы за главенство в криминальном мире начал активно развиваться в местах лишения свободы. По данным на начало 1929 года, в российских лагерях и тюрьмах содержались порядка 37 тысяч преступных авторитетов-урок, и среди них были не только русские, но и выходцы с Кавказа, Средней Азии. На это время (конец 20-х — начало 30-х годов), судя по всему, и приходится активная фаза противостояния уркаганов и жиганов. Впоследствии жиганы вынуждены были отступить: на стороне урок активно выступало начальство лагерей и тюрем, которому важно было задавить идейных главарей банд, замахивавшихся на государственные устои.

С особой жестокостью

   Однако своих позиций жиганы ещё долго не сдавали. Так,бывшие белогвардейцы в Соловецких лагерях особого назначения (знаменитый СЛОН) в 30-х годах стремились занять самые хлебные места. Они отличались особой жестокостью по отношению к другим заключённым об этом, в частности, писали в своих работах бывшие сидельцы: академик Дмитрий Лихачёв и литератор Александр Солженицын. Причём случалось, что писатели упоминали в своих трудах одних и тех же личностей.

("Фото" Жиган — это уже дерзкий, отчаянный преступник, уголовный вожак)

   Воровство на Руси всегда считалось чем-то разудалым и даже не очень порицаемым. Из этой странной любви, возможно, и появилась уникальная в своём роде каста воров в законе. Но сначала, ещё до революции, в тюремной среде и начали появляться старшины, устанавливающие особые правила и следящие за их неукоснительным соблюдением.
   Считается, что расцветом формирования воров в законе(в своей среде их называли коротко — вор) стали 30-е годы XX века. Тогда воры начали объединять вокруг себя преступные элементы, насаждая соблюдение дореволюционных неписаных правил воровского мира.

Жиганы против урок. Война 30-х годов

Противостояние жиганов и урок в 30-х годах привело к настоящей войне. В результате был принят единый закон для королей преступного мира. В память об этом кодексе отныне их стали называть «ворами в законе». Через волю и тюрьмы новый кодекс быстро вошёл в обиход. Его традиции соблюдались чётко, не было никаких послаблений — у всех ещё был перед глазами беспредел 30-х годов.
   По этим правилам приём в воровскую элиту принимался на сходке. Неважно где — в тюрьме или на воле. Кандидат, за которого поручался головой один из лидеров, должен был выдержать трёхлетнее испытание. После этого, опять-таки на собрании, кандидат утверждался, и воры в законе отправляли по всей стране ксивы с вестью о вновь прибывшем пополнении.
   Вторая мировая война послужила поводом для второй уголовной в этом столетии. По закону воры не имели права принимать из рук государства оружия, а тем более его защищать. Однако часть воровского братства всё же стала на защиту своей Родины, «истинные» же в это время отсиживались в тюрьме. После Победы «отошедшие», или «ломом опоясанные», как их ещё называли, попытались вернуться в свой мир, но приверженцы классики уже провозгласили их «суками» (предателями) и лишили всех полномочий.
   Это послужило поводом для так называемой сучьей войны.
   Война была не на жизнь, а на смерть, чем не преминуло воспользоваться тюремное начальство. Две воюющие группы обычно поселяли в одном помещении в надежде, что они перебьют друг друга. В итоге воры были вынуждены изменить кодекс, чтобы остаться в живых и сохранить воровскую традицию как таковую.
   Бериевская амнистия разрядила обстановку внутри зон и направила жизнь уголовного мира и внутренних органов в иное русло. Воры в конце 50-х стали отходить от своих традиций. Тюремная администрация представляла отступничество как попытку начать новую жизнь и всячески этому содействовала. В итоге под их крылом сформировалась сильнейшая воровская элита, которая собрала всю власть под свой контроль, изменила закон и объявила себя единственной последовательницей традиций. Большая часть братства, или «отколотые», уходят в тень, организуют новые группировки и продолжают своё ремесло нелегально.
   Отход и снижение численности воров позволили официальным лицам во всеуслышание заявить, что воровская община разрушена дотла и что можно праздновать победу над преступностью. Отчасти можно было считать и так. В воровских обычаях долгое время ничего не менялось, многие из них были забыты.

("Фото" Идейные жиганы)

   Их возрождение началось с 70-х годов. Одна из таких традиций — коронование, принятие уголовника в братство воров. Коронование производится на сходке, в которой принимают участие как минимум два авторитета. Воры обсуждают криминальный путь кандидата, вспоминают, чем он знаменит, и выясняют самое главное: не был ли он замечен в связях с правоохранительными органами. Кандидат приносит клятву преступному миру, получает кличку, если таковой не имел раньше, и гонцы по всему свету разносят весть о новом воре.
   Правда, в последнее время, всё чаще воров коронуют не за заслуги, а за деньги, которые вносятся в общак. Иногда авторитет получал венец, ни разу не отсидев на зоне. Как правило,этим особенно грешат грузинские воры, за это они получили прозвище «лаврушники».
   Существуют также и самозванцы, их ещё называют прошляками. Встречаются и те, кто профукал свой венец, но по-прежнему величает себя вором.

Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2018/04/23/2141