Случай в ущелье

Иракли Ходжашвили
 Случай  в  ущелье

В  основу  сюжета  положен  случай,
действительно  произошедший  с  нашей семьёй
в  конце  70-х г.г.  прошлого  века
(от автора)

     Старенький  ПАЗ-ик,  кряхтя,  и  аккуратно  вписываясь  в   бесчисленные  крутые  повороты  заснеженного  серпантина  дороги,  медленно  катился,  спускаясь   с  горы
     Расположившись  всей  семьей  на  задних  сиденьях,  мы  обменивались  впечатлениями  от  проведенного  в  Б.  дня  и  строили  планы  на  последующие  дни  отдыха.  Это  был  последний  рейс  сегодняшнего  воскресного  дня,  поэтому  автобус  был  буквально  забит  детьми  с  родителями.  Местных  жителей,  наверное,  было  всего  ничего — разве  что  те,  кто, после  «побывки»  дома  (в  селе  или  деревне),   возвращались  в  город,  на  работу.
     Вечерело… За  окном — то  склон  горы,  до  которой  можно  чуть  ли  не  рукой  дотянуться,  а  то  вдруг  открывается  панорама   глубокого   ущелья  с  высокими  заснеженными  соснами.  После  получаса  езды  виды   как-то  уже  не  так  отвлекают  и  кое-кого  из  умаявшихся  детей  потянуло  ко  сну. 
На  одном из  поворотов  автобус  как  будто  немного  занесло,  но  он,   крякнув  прямо  откуда-то  из-под  нашего  сидения,  чуть  наклонившись,   всё  же   завернул   и  продолжил  путь.
     Те,  кто  сидели  по  левой  стороне  машины  и  смотрели  в  окна  на  красоту, открывшуюся  в  свете  уже  прячущегося  за  горой  солнца,  заметили  непонятно  откуда  взявшееся  большое  колесо,  катившееся  мимо  борта  автобуса… наискосок,  по  направлению  к  обрыву,  и  скатившееся  в  него.  Но  никто  не  обратил  на  это  особого  внимания.

*****     *****     *****
     Когда  я  увидел  колесо,  катившееся  к  обрыву,  меня  просто  бросило  в  холодный  пот… Автобус,  и  так  немного   наклонившийся  на  повороте, слава  Богу,  в  сторону  горы,  еще  катился...  и  я  стал  осторожно   прижимать  его  к  обочине  так,  чтобы  не  развернуло  на  снегу  и  не  перевернуло  на  бок.
Столько  лет  мотаюсь  по  этой  дороге — и   никогда  такого  не  было!     Потерять  колесо!
     Так  и  есть!  Как  видно  гайки  ослабли... На  повороте  еще  и перекосило,  резьбу  на  парочке  срезало,  вот  колесо  и  отвалилось... Повезло  еще  что  хоть  заднее!..  и  только  наружное!.. Чёрт!  А   запаски-то  нет!  Новое  мне  пока  так  и  не  выдали,  а  старое  колесо   еще  в  починке…    Придется  это  искать… Куда  оно  скатилось?  Надо  бы  кого-нибудь  попросить  помочь…

*****     *****     *****    
     Ну  вот…  этого  как  раз  не  хватало!  Я  так  могу  и  опоздать… Что  Ирина  подумает?   Что  я  передумал?  Что  что-нибудь  со  мной  случилось?  Надо  помочь  дяде  Мише  найти  колесо… Куда  же  оно  могло  укатиться?  Спуск  крутой,  но сверху  его  не  видно… Снег  глубокий…  рыхлый...Зря  новые  брюки  надел…  еще  и  ботинки  начищал!..  Может,  оно  провалилось  под  снег?..  Слава  Богу,  дядя  Миша  нашел... в  кустах  застряло… Брюки  порвал… куда  теперь  пойдешь?.. Тяжелое  какое… и  в  руках  вдвоем  в  гору  не  понести… придется   толкать…тащить...
 *****     *****     *****    
     Эх, свобода,  свобода!..
     Как  я  мечтало  о  ней  всегда!.. С  того  самого  дня,  когда  меня  первый  раз  намертво  прикрутили  к  оси… Сколько  тысяч  километров  я  проехало!.. Сколько  гвоздей,  винтов, стекол  в  меня  впивалось  и  резало!      Сколько  грязи  и  снега  я  перемесило!  А  на  этой  дороге  я  уже  давно  знаю  каждый  поворот,  каждую  выбоину,  каждый  камень…
     Когда  я  смотрело  на  ту  красоту,  которая  вдруг  открывалась  передо  мной,  мне  хотелось  хоть  раз  вырваться  на  свободу… всё  равно  когда — летом, когда  стоит  такая  жара,  что  я  сразу  раскаляюсь  от  трения  и  не  успеваю  остывать  на  коротких  остановках;   весной,  или  осенью,  когда  все  вокруг  расцветает,  или  красиво  увядает,  а  мы  месим  грязь,  или  бьемся  в  выбоинах,  залитых  водой;  или,  как  сейчас,  зимой,  когда, замерзая,  осторожно  крутимся,  чтобы   не  занесло  в  кювет,  или  (не дай  Бог!)  в  обрыв…
     Из   разговоров  людей,  я  знало — что  обрыв — это  самое  страшное. Страшнее  самого  острого  гвоздя, винта,   или  обломка  бутылки…
А  оказывается,  что  нет!
     Когда  я  подкатилось  к  краю  дороги  и  увидело  эту  глубину  ущелья,  открывшегося  подо   мной,  эти  огромные  сосны,  которые  сверху  кажутся  палочками, этих  редких  птиц,  летающих  где-то  ниже  меня,  мне  захотелось  тоже  полететь  вместе  с  ними,  парить  в  воздухе,  смотря  на  эту  извивающуюся  ниточку  реки  на  дне   его... хоть  раз  посмотреть  сверху  на  город,  который  я  изъездило  вдоль  и  поперек,  на  деревеньки, лепящиеся  по  склонам  гор…
     И  я  бросилось  вниз  с  дороги...  я  ударилось  о  подвернувшийся  камень,  подскочило,  еще  раз  ударилось  о  землю, сильно  оттолкнулось  от  нее  и.. ПОЛЕТЕЛО!
ПОЛЕТЕЛО!!! 
     Потом  еще  раз  оттолкнулось… но  ударилось  о  дерево…
     Эх,  если  бы  не  оно… если  бы  не  эти  кусты,  которые  меня  поймали,  я  бы  еще  летало  и  летало!..
     Я  сопротивлялось  как  могло,   не  хотело  возвращаться  назад… не  хотело  опять  крутиться  и  крутиться  по  этим  опостылевшим  дорогам…
     Я,  узнавшее  это  счастье  полета,  это,  хоть  и  кратковременное,  но неописуемое  чувство свободы… не  хотело,  чтобы  меня  опять  посадили  на  ось  и  затянули  гайками…

*****     *****     *****
     Вот, наконец,  и  настал  мой  час!  Не  век  же  валяться  в  этой  проклятой  сумке  вместе  с  инструментом  болтами, винтами,  свечами…
     Сейчас  я  тебя  поставлю  на  место!  Ишь  ты,  чего  надумало — сбежать!  А  работать  кто  будет?  Ты  у  меня  еще  покрутишься!  Я  тебе  не  какая-то  там  ржавая  стершаяся  железка,  а  новая  гайка  с  отличной  резьбой!     Чувствуешь,  как  я  тебя  зажимаю? Еще  и  подружки  подтянут… 
     Вот  и  всё!  Попробуй  теперь вильнуть! Чёрта  с  два!
     А  то  всё:  «Свобода!.. Свобода!..»      
                22. 04. 2018 г.