Глава 2. На берегу исчезнувшей реки Полтвы

Василий Доценко
   Перейдя две дороги от моего несущетвующего дома, вы остановитесь перед зданием школы №58 (теперь №53, а до войны – школы Николая Рея), которую закончил автор. На фасаде примыкающего к зданию одноэтажного спортивного зала сохранился еще польский герб Львова, который до сих пор не сообразили убрать. Перед школой была небольшая площадь, которую после войны назвали «Площадью майора Бугрова», - место, где на уроках физкультуры сдавали кроссы ученики и где любимый наш классный руководитель и учитель физики, Валентин Георгиевич Степанов, своими показательными прыжками в длину завлекал нас в спорт.

   Теперь бывшую площадь пересекает широкая улица, называвшаяся ранее «700-летия Львова», переименованная в "Проспект В.Черновола". До этого улица называлась «Вдоль Полтвы за Ризней», «Полтвы», «Полтвяной». От театра Оперы и Балета и находящейся за его спиной площади Резни реку Полтву упрятали в начале ХХ ст. под землю в канализационный коллектор. В годы моей учебы в школе вонючая река поднималась на поверхность сразу за мостом.  Мост находится рядом с моей родной  школой и принимает все поезда, прибывающие во Львов с востока. 

   Учениками мы любили ходить после уроков по железнодорожному полотну, где счастливчикам удавалось подобрать брошенные из вагонов фантики от конфет, которыми мы увлеченно играли на переменах. Наибольший восторг вызывали сплющенные колесами вагона мелкие монеты или песок от уложенного на рельсы гравия. Однажды нам здорово досталось от путеобходчика, заметившего нашу попытку вызвать «крушение» поезда.

   Двигаясь по этой улице к Театру оперы и балета, слева ваше внимание обратит серое здание когда-то кинотеатра «Мир», затем переименованного в «Клекіт» («Клокотание»), а сейчас - казино. На площади Святого Теодора (какое-то время была Центральной), которую занимал кинотеатр, когда-то располагался старый Краковский рынок. Жизнь рынка подробно описана мной в повести «Забытая пристань безвестной реки». В 1949 году на этой площади, возвращаясь из школы,  под тыльной стороной дома я увидел эшафот. Народ на улицах шептался: «Собираются прилюдно повесить Стахуру, убийцу писателя и публицитста  Ярослава Галана». Однако ночью эшафот убрали, видимо, побоявшись народных волнений.
 
   Площадь знаменательня для меня тем, что в одном из домов жил мой одноклассник Юра по кличке "Куля". Отец его погиб во время войны, и мать приняла в семью однорукого инвалида, у которого вскоре был обнаружен туберкулез легких. Отчим был тяжелым человеком: выпивал, матерился, обижал мать. Юра же гордился тем, что отчим мог 6 раз подтянуться на единственной руке. Все годы совместной учебы он сидел либо со мной за партой, либо за следующей, у меня за   спиной. Место это он никому не уступал, так как все годы учебы он у меня списывал. Каюсь, что иногда я поступал гадко, прикрывая ладонью решение задачи. Мне было очень завидно, что из-за бедности мама после 7 класса отправила его учиться в кулинарное училище. В благодарность за когда-то списаные задания он приглашал меня в дом и кормил  «французским» супом из картошки, лука и кусочка отварной колбасы. При этом он включал привезенный отчимом из Германии в качестве трофея радиоприемник "Телефункен» и комната наполнялась божественными, бархатной тональности звуками джаза. Приемник принимал короткие волны, которые не глушились, поэтому Юра свободно слушал «вражеские» голоса, но пересказывать услышанное отчим категорически запрещал. Последующая жизнь его заслуживает отдельной книги, на которую, возможно, я и отважусь.

   Показательный пример «сытой» жизни  Юры побудил маму отвести меня после окончания школы поступать в это же училище, расположенном на пыльной, неухоженной площади Старый Рынок.  Решили мою будущую судьбу грязно-желтой покраски фасад здания, затхлый запах в коридоре училища, сиротская обстановка в помещении приемной комиссии. Мама пробовала расспрашивать секретаря комиссии о правилах приема, но я тянул ее за руку и уговорил ее  побыстрее уйти, пока она не раздумала. Сегодня, иногда проходя мимо училища, я каждый раз благодарю судьбу за  иной, оказавшийся счастливым,выбор.