Статья-отзыв на произведение Ксении Серовой

Мария Новик
    Жизнь – борьба. Общество устроено так, что в нём постоянно кипит противостояние, которое не даёт расслабиться ни на секунду. Каждый день приходится что-то доказывать людям, не имеющим понятия о проблемах, бедах и прочих сложностях в твоей жизни.

    Жизнь строится на стереотипах. Никто и никогда не пойдёт на уступки ради счастья другого человека. Всему виной зависть успеху, презрение к чужому счастью и ненависть к себе, как к слабейшему среди тех, кто сильнее. Если раньше общество строилось на доверии и сплочённости, то сейчас – на жестоком противостоянии, где не место людям с ограниченными возможностями и с развитыми суждениями.

    Так и случилось в романе Ксении Серовой «В ритме танца». Главная героиня романа – девочка-инвалид. Она страдает редким врождённым заболеванием: детский церебральный паралич. Тем, кто носит очки на переносице, приходится несладко, потому что общество не ценит таких людей, а с более крупным недостатком – жизнь превращается в ад.

    Если взрослое общество ещё руководствуется правилами приличия, они научены опытом и отчасти скрывают свои суждения, то дети… они ранят словами так больно, что подняться порой уже нет сил сразу после первого карающего удара.

    Варвара – девочка с ограниченными возможностями. У неё непростая судьба и не менее сложная жизнь. Она занимается танцами с трёх лет и доказывает прежде всего себе, как нужно идти к своей мечте, несмотря на все перешёптывания за спиной и плевки в лицо. У неё множество врагов, мало друзей и душа заключена в капкан собственной беспомощности, из которого выбраться можно, только преодолев себя.

    Илья – умный начитанный мальчик, который живёт в мире грёз. Отец – ресторатор, мать – повар. Он живёт, окружённый заботой и любовью. У него много друзей и много радости в жизни. Но судьба решает проверить его на прочность, разрывая душу на части и меняя убеждения в корне.

    Так начинается история двух детей, которую автор проносит через весь сюжет, выворачивая наизнанку душу героев.

    Роман написан в несвойственном стиле. Жанр «любовный роман» претерпевает значительные изменения, потому что классическая подача этого направления – взрослые здоровые отношения. А в этом произведении описывается связь двух детей, причём не физическая, как может показаться из вышеописанного, а духовная. Автор посчитал важность такого момента более существенным, а справилась Ксения или нет – решать исключительно читателям. Одним может показаться, что неклассическая демонстрация детской влюблённости – слишком пафосно и недостойно. Другие же, напротив, оценят лёгкую подачу с изюминкой в конце и оставят благодарности автору.

    Любой роман нужно писать с умом. В среде, где властвуют популярные жанры и клише, трудно пробиться с чем-то нестандартным. Нужно приложить массу труда, выложиться на полную, оторвать часть собственной души и вложить в книгу, чтобы получилось нечто восхитительное. Но опыт тоже важен в такой ситуации. Сразу Москва не строилась, так же и с романом. С первого раза может не получиться составить план, поглавное описание, подать характер героев, грамотно преподнести их отношения. Что получилось, а что нет, решать тем, кто входит в целевую аудиторию читателей автора – это люди возрастом от 14 до 18 лет.

    Детское общество относится к самым жестоким. Там нет места сокрытию своих суждений, нет места покою и правильному общению. Всё строится на вседозволенности, которая либо исчезнет при правильном воспитании, либо закрепится в характере уже взрослого человека. И Ксения показывает нам подобное общение изнутри, в центр ставя главную героиню с ограниченными возможностями. Она подвергается нападкам, насмешкам и даже избиению сверстников, но крепость её духа остаётся прежней, потому что девочка занимается танцами. Она нашла своё призвание, занятие для души. Оно позволяет ей забыться, отпустить свои страхи и сомнения, выпустить на волю саму себя из клетки стереотипов и понять, что в жизни есть место как возможному, так и невозможному.

    Любой роман строится на фундаменте, как дом. Если структура не целостна, то дом рухнет, как только в него заселятся люди. Так и с произведением. Если плавает фундамент, то поедут и стены. Как только читатель раскроет книгу и начнёт погружаться в сюжет, его накроет волной либо приятных ощущений, либо нелогизмы и неграмотное описание заполонят сознание читателя, как если бы пыль от рухнувшего здания заполнила лёгкие.

    Структура строится на восьми столбах. Они являются отправными точками на каждом этапе произведения.

    1. Начальное состояние реальности. В романе два главных героя, которые в равной степени существуют в романе. Поэтому придётся ориентироваться на каждого из них. Варвара – девочка с ограниченными возможностями. Она родилась такой благодаря халатности врачей. Она идёт по жизни с улыбкой, хотя и трудно улыбаться в глаза тем, кто измывается над тобой. Начальное состояние затянулось. Автор запихнул туда и цель, и неожиданность, старясь сделать произведение ярче, но сделал лишь салат. Илья – тут более логично и последовательно, но не менее затянуто. Он живёт своей жизнью, задумывается над своевременно пришедшими вопросами. Однако несколько неточностей по плавности всё же есть.

    2. Первый импульс. Тут ничего необычного и из ряда вон выходящего нет. Получилось объединить два толчка в один и устроить встречу главных героев в школьном коридоре, возле лестницы.

    3. Цель. «Никто не видел цель? Она обещала прийти на собрание, но так и не явилась», - вот так можно описать происходящее. Цели нет совершенно. Всё возвращается к начальному состоянию и утихает, а должно быть наоборот. У каждого есть цель, но главные герои почему-то не идут к ней и даже не ставят в планы. В силу малого возраста героев это невозможно. Вот и первая сложность с оригинальной подачей.

    4. Неожиданность. Она тоже отсутствует. Опять же возраст героев не позволяет оценить структуру романа в полной мере. Хотя за неё можно принять тот факт, что появляется в закрученном сюжете новый персонаж, который вышел на первый план. Друг Ильи, Гена, начинает выбираться в первый ряд. Он проявляет интерес к Варе, в то время как его друг начинает дружбу с Ликой.

    5. Решающий выбор. Пришлось попотеть, чтобы прорубиться сквозь дебри текста. Но этот опорный столб нашёл свою нишу в фундаменте. Каждый решает, что ему делать. Это касается главных героев романа: Варя – она ничего не решает, она запуталась в собственном творчестве совершенно и находится в прострации. Илья же, напротив, оказался умнее: в его жизни происходит самое страшное, что может случиться с ребёнком – развод родителей. И он решает, стоит ли поддержать отца или же остаться верным материнскому теплу.

    6. Кульминация. Наивысшая точка, как в эмоциональном плане, так и в сюжетном. Накал страстей, накал действия – это качество, определяющее саму суть романа. Логические действия набирают обороты, вопросы получают ответы с восклицательным знаком, а произведение близится к завершению. Только у главной героини наблюдается кульминационный момент. Она встречает настоящего отца. И тут, почему-то решающий выбор находит выход. У второго главного героя кульминации нет совершенно.

    7. Неожиданный поворот. Тут автор справился. Так, Варя начинает новую главу в своей, уже близкой к взрослой, жизни. А Илья – пытается осознать свои чувства и воспрепятствовать своим предпочтениям. Единственный минус в этом этапе – неожиданный поворот не один. Их тут несколько, хотя героев главных всего два, а потому требовалось от автора составить совместный план действий героев в такой ситуации. Но появился лишний  пункт, который изменил всё.

    8. Развязка. Роман подошёл к логическому концу. Ответы на вопросы получены, хотя и не на все. Для некоторых героев ситуация оказалась неразрешима. Но в целом – выпускной удался, проверку на прочность Илья и Варя прошли и ожидаемый конец получился ярким.

    Итог: Роман – это грамотное построение текста, вложенное в сюжет, который пестрит красками. Жизнь героев – это жизнь людей, которые становятся полноценными хозяевами своей судьбы и существуют наравне с реальными людьми. Не всё получилось в романе, не всё состоялось, как положено, как требовалось по структуре. Но это отнюдь не значит, что роман не нужно читать. Если вы хотите получить положительные эмоции, испытать восхищение стойкостью человека с ограниченными возможностями, то это роман для вас. Он научит преодолевать препятствия, преподаст пример уверенности в себе и заставит идти по жизни с гордо поднятой головой.


                «В руке художник держал кисть с
                масляной красной краской, а на холсте
                был закончен очередной шедевр.
                Художник словно почуял верный ответ
                и в конце написал название «В ритме танца».»