Дорожный поединок

Владимир Пастер
                ДОРОЖНЫЙ  ПОЕДИНОК


     1993 год.  Распался Советский Союз. Хаос на всем постсоветском пространстве. Как будто какая-то грязная, злая рука открыла ящик Пандоры и выплеснула из него весь негатив, который годами накапливался в этом,  замкнутом, под семью замками, пространстве и ждал своего часа, чтобы вырваться на волю и ввергнуть честных граждан великого государства в неимоверный страх и ужас. То, что раньше было постыдным и осуждалось обществом, сейчас стало нормой. Спекуляция, стяжательство, бандитизм, воровство, обман, убийства, передел общественной, социалистической собственности - стали атрибутами повседневной жизни.       С телеэкранов вмиг исчезли люди труда, люди созидатели, сельские труженики, защитники Отечества, их место заняли  бандиты, проститутки, шарлатаны и милиция. На пьедестал почета взошли режиссеры, потерявшие чувство морали и нравственности, зомбированные погоней за прибылью, за поганым долларом. Киноиндустрия превратилась в бизнес.
     Повседневной картиной на дорогах, когда-то большого государства, стали  автомобили, спешащие в одну и другую сторону, навьюченные канистрами, колесами, и каким-то еще барахлом, прикрытым брезентовыми или полиэтиленовыми накидками.
     В одночасье исчезли картины, когда на обочинах дорог стояли одинокие автомобили, которые застала ночь, и в которых безмятежно спали водители и пассажиры. В ночное время резко сократилась интенсивность автомобильного движения из-за боязни оказаться в лапах бандитов, грабителей и другой нечисти.
     Милицейские посты были оборудованы железобетонными блоками, мешками с песком, блиндажами, окопами, а их обитатели  экипированы в бронежилеты, каски и вооружены автоматами Калашникова. Таких молодцов на каждом посту насчитывалось не менее 10-15 человек. Создавалось впечатление, что мир готовится к мировой войне.
     Таков был колорит того времени.

     На автомобиле УРАЛ-4320 возвращались из командировки в город Золотоношу два человека – бывалый водитель Иван Петрович и его племянник Сергей. Сергей занимался предпринимательством и для организации торговой сделки имел при себе 10,0 тыс. долларов США. Сделка не состоялась, и автомобиль катил порожняком в город Харьков. Был конец лета, и день клонился к закату. Экипаж решил рискнуть и преодолеть расстояние в 400 км, в темное время суток, невзирая на предупреждение друзей об опасности.
     Дорога была свободной, редко встречались автомобили в попутном и встречном направлении. Ровно работал двигатель, передавая на колеса автомобиля мощность в 210 л.с., и он, резво преодолевая километр за километром, приближал экипаж к конечной цели.
     Вот и город Кременчуг, вот и заводские ворота гиганта автомобилестроения, площадка, заполненная КРАЗАми – продукцией завода, ожидающей своей реализации, центр города и, наконец, указательный знак, что населенный пункт преодолен.
     - Дядь, Вань!.. Дядь, Вань, - обратился Сергей к своему родичу, - дай порулить! Смотри, дорога совсем свободная!
     - Нет, Сережа, не дам порулить! Ночь!.. Что нас ждет впереди - я не знаю! У тебя категория, дающая право управления только легковыми автомобилями! А вдруг, на дороге встретятся менты? Рублем за это нарушение ты не обойдешься!  Урок вождения будет не здесь, и не в ночное время!.. Приедем на место, выедем на природу, найдем безлюдную проселочную дорогу – вот там и порулишь. В этом автомобиле все не так, как в твоем Жигуленке!
     После этих нескольких фраз, разговор прекратился, слышался только лишь рокот двигателя, шуршание колес об асфальт, да завывание ветровых потоков.
     Сергей явно обиделся, повернул голову к боковому стеклу, как будто собирался считать километровые столбики на обочине дороги.
     Иван Петрович цепко держался за рулевое колесо и внимательно следил за дорогой. В его сознании происходила борьба между обидой племянника за отказ ему в вождении и правильностью принятого им решения.
     - Ничего, пускай немного подуется, - думал Иван Петрович, - цел будет, да и успокоится. А приедем в Харьков, выедем за город на проселочную дорогу –  вот тогда и пусть вдоволь отведет свою душеньку, порулит этим аппаратом.
     В коридоре светового потока всё было спокойно, свободно и тихо, ярко мерцали звезды, а Полярная звезда и Большая медведица указывали на правильное направление движения автомобиля.
     Несмотря на это, Иван Петрович не терял бдительность, не расслаблялся, внимательно следил за быстроменяющейся дорожной обстановкой.
     Дорожный указатель предупредил, что автомобиль въезжает в населенный пункт. Это была деревенька в 15-20 километрах от Кременчуга. Одноэтажные сельские домики,  как изваяния, просматривались в сплошной темноте по одну и другую сторону от дороги, лай собак, разбуженных  неожиданным появлением в этом месте большого автомобиля, и  световой коридор, в котором  не видно было ни единой живой души, как в мертвом сказочном царстве.
     Иван Петрович сбавил газ, и автомобиль въехал в эту безлюдную деревеньку с допустимой скоростью.
     В центре этого населенного пункта показался навес на автобусной остановке.
     - Что там за люди в такое время? - вслух подумал водитель.
     - Какие-то подозрительные парни,  мотоцикл и у каждого в руках палка! Они что-то замышляют! – ответил Сергей.
     - Странно!.. Ни единого человека и на тебе!?.. Наверное это местная шпана!
     Автомобиль медленно  приближался к остановке. Вдруг, явно не с благими намерениями, от этой группы оторвался молодой человек,   выбежал навстречу автомобилю и взмахом руки приказывал   остановиться. Его порыв был стремительный и очень неожиданный. Иван Петрович резко нажал на педаль  - скрип тормозных колодок, визг колес об асфальт, и автомобиль, как вкопанный, останавливается в метре от смельчака.
     Мышцы и все тело водителя превратились в жесткую пружину, готовую ответить на любую случайность. Мгновенно рычаг скорости переводится в положение первой передачи, выжимается сцепление.
     - Что хочет от нас этот негодяй, самоубийца!?..– мелькнула мысль у Ивана Петровича. – Где он?..  Ведь не под колесами же!?.. Мы на него чуть не наехали!.. Удара не было!.. 
     В эту самую секунду перед глазами водителя выросла внушительная фигура молодого человека в спортивной куртке, как неожиданный кадр на экране из какого-то кинофильма, который, как кошка, запрыгнул на бампер  и, удерживаясь одной рукой за облицовку, второй, сжатой в кулак, приказывал стоять на месте и заглушить двигатель.
     Ситуация оказалась неожиданной, очень опасной и рискованной. Смельчак был уверен, что водитель не осмелится начать движение с ним, стоящем на бампере. Он был уверен в победе и легкой добыче.
     - Как поступить? – молнией пронеслись мысли в голове Ивана Петровича. – Человек стоит перед глазами на бампере!  Пять рослых парней с палками бегут на помощь своему дружку, чтобы ограбить и растерзать, легко доставшуюся добычу?!..  Нужно уйти от погони!.. Где спасение?.. Тронуться и продолжить движение с человеком, стоящим на бампере, очень опасно, он может свалиться и угодить прямо под колеса, от их наезда  от него останется, лепешка и мокрое пятно. Выполнить его требование – значит оказаться в лапах бандитов, которые не пощадят: ограбят, убьют, а заметая следы, - автомобиль вместе с нами сожгут!
     Чувство самосохранения у водителя созрело мгновенно и самопроизвольно. Он плавно стал отпускать педаль сцепления и автомобиль начал движение, набирая ускорение. Бандит продолжал стоять на бампере, махать рукой и угрожать экипажу. Не ожидал он такой непокорности и решительности от водителя. Ватага подельников приближалась. Но за эти доли секунды, автомобиль успел развить определенную скорость и удалиться от этого злополучного места на недосягаемое  расстояние. Бандит продолжал цепко удерживаться на бампере.
     - Не на того напал, бандит, - подумал Иван Петрович -  Пока в моих руках рулевое колесо, органы управления автомобилем, в моем распоряжении 210 лошадиных сил, они выручат, они спасут – это оружие и отдать его без боя я не собираюсь. Если я выполню твою команду, бандит, то останусь беззащитным. Раздавлю всех, но не сдамся!
     Продолжать движение на автомобиле с человеком на бампере, маячившим  перед глазами водителя – занятие очень нервозное и опасное. Но как избавиться от этого клеща?..
     Сработал  большой водительский опыт,  Иван Петрович сбавил скорость и резко нажал на педаль тормоза, автомобиль, как вкопанный произвел остановку. Силы инерции сорвали с бампера незнакомца, и он кубарем упал на асфальт перед передними колесами автомобиля. Считанные секунды, и Иван Петрович опять отпускает педаль сцепления.
     - Будь, что будет!.. – подумал водитель. – Раздавлю негодяя, но в руки не дамся!
     Автомобиль начал  движение. Иван Петрович ощутил страх и опасение   наезда на человека, в ожидании  услышать неведомые ему ранее звуки от раздавленного черепа, хруста костей рук, ног, - но ничего подобного не произошло.
      Ощутив страх от надвигающейся на «смельчака» громадины возымели своё действие и привели весь его организм в режим спасения. Он понял, что один метр  и доли секунд отделяет его от другого мира, что пощады и нисхождения ему не будет, что его отчаянный и дерзкий поступок не удался, что он столкнулся с более сильной волей и твердым характером.   Сработал инстинкт самосохранения и он, как кошка, прыгнул в сторону обочины. Этот прыжок отчетливо увидел Иван Петрович. Перед его глазами, в зоне левого крыла,  он увидел в полете, подобно молнии, бандита, спасающегося  от наезда громадины. Кувырок - и бандит на ногах, но путь свободен. Иван Петрович резко отпускает сцепление и до отказа нажимает на педаль газа. Взревел двигатель, автомобиль резко стал набирать ускорение.
     Но поединок не закончился.
     Бандит прыгает на подножку и пытается ухватиться за дверную ручку кабины, но промахнулся. Автомобиль с ускорением набирает скорость, выхлопные газы обдают летящего с подножки на обочину негодяя. В зеркало заднего вида Иван Петрович видит, как ватага бандитов изо всех сил бежит за автомобилем, но, тщетно, – автомобиль набрал уже достаточную скорость, чтобы уйти от погони. Закончился этот населенный пункт, автомобиль выехал на простор прямой междугородней дороги.
     - Дядь, Вань!.. – вырвался возглас  Сережи. - Ты заметил у этих ребят мотоцикл!.. Они могут учинить погоню!
     - Не догонят!.. А если догонят, то окажутся - или в кювете, или же под колесами нашего УРАЛа. С такими ребятами я не собираюсь шутить! В такой ситуации, Сережа, - или мы, или они! Других вариантов нет. Мы сила, пока в наших руках этот автомобиль, а с ним - 210 лошадиных сил.
     Ревел двигатель, удерживая скорость 100 км/ч. Водитель поглядывал в зеркало заднего вида, ожидая погони за ними на мотоцикле и обдумывая дальнейшие действия. Весь его организм был, как заведенная пружина, в чрезвычайном напряжении.
     - Сережа! Эта гонка меня очень утомила. Давай остановимся, как говорят, переведем дыхание и посмотрим, что творится у нас  под тентом. Может кто-то из этих идиотов догнал нас и находится там в кузове? Возьми монтировку.
     Иван Петрович остановил автомобиль. Работал двигатель, поминутно срабатывал клапан ресивера  и производил чихание, нарушая ночную тишину.
     Вооружившись топориком, Иван Петрович спустился на землю. От только что перенесенного стресса, физического и нервного напряжения у него подкашивались ноги, дрожали колени. Вместе с Сергеем, они обошли автомобиль, осмотрели каждый его элемент и, откинув заднюю полу тента, осмотрели пространство кузова. Убедившись, что все в порядке, они заняли свои места и продолжили движение, надеясь, что подобная ситуация не повторится.
     - Вот тебе и дай порулить!?  Плакали бы, Сережа, твои доллары и никакие слезы и уговоры не помогли бы! – с каким-то упреком сказал Иван Петрович. – Представляю, в каком состоянии сейчас штаны у этого акробата!
     - Дядь, Вань! А может быть, надо было остановиться и узнать: «Что хотели эти ребята?». Ведь мы могли задавить этого мужика и оказаться за решеткой!
     - Сережа, не будь наивным! Это местная шпана! Работы нет, денег нет – вот молодые парни  объединились, чтобы грабить фуры в ночное время, заниматься разбоем, тем более, что власть закрывает на это глаза! - На кон поставлены были наши жизни,  автомобиль, твои деньги. В лучшем случае они опустошили бы наши кошельки, а в худшем – нас убили, автомобиль угнали, разобрали и продали  по запчастям. А нас, кроме наших родных, никто бы и не искал. Милиции мы не нужны, да, в большинстве случаев, милиция крышует этих ребят. Нормальные люди на дороге ведут себя по-другому: у них нет палок, они не так просят о помощи. Да, мы рисковали, но во имя того, что сейчас живы, разговариваем и дышим. В таких ситуациях нужно действовать смело и решительно. Мы не дали возможность какой-то нечисти сейчас сидеть в ресторане и обмывать победу, успешно, проведенной операции! Вспомни, мы до Кременчуга подвозили велосипедиста. Он об этом нас не просил, но потом был  нам благодарен.  Мы остановились и оказали ему услугу. Он ехал на велосипеде в полной темноте и одиночестве, устал, и вид у него был не бандитский и, как стало потом  известно, – простой сельский труженик. Но тому бандиту наша решительность пусть будет  наукой! Да, и остальные пусть знают, что не все мужики паникеры. Паника – это всегда проигрыш, всегда поражение! Меня этому  научили в армии.
     За разговорами, они не заметили, как подкатили к посту ГАИ на окраине   Полтавы. Пост ярко освещался фонарями, был оснащен железобетонными блоками, мешками с песком. Навстречу автомобилю вышел верзила в бронежилете, каске и с автоматом Калашникова на животе.
     Иван Петрович, прихватив с собой все документы, подошел к милиционеру.
     - Доброй ночи тов. сержант! – поприветствовал водитель гаишника.
     - Доброй!.. – сердито ответил тот, давая понять: кто он и кто водитель. – Что вэзэте?
     - Порожняком!.. – ответил Иван Петрович.
     - Такой большой автомобиль и порожняком?
     - Так получилось!
     Интерес к дальнейшему разговору у гаишника сразу пропал, он вернул Ивану Петровичу документы и собирался уже покинуть объект его внимания, как услышал вопрос:
     - Товарищ сержант! Как поступить, к кому обратится?
     - А, шо такэ?
     - На нас  было совершено нападение!
     - Какое нападение и гдэ?
     - В деревеньке не доезжая до Кобеляк, - ответил Иван Петрович.
     - Добре! Мы разберемось! Щасливой дороги! – ответил сержант и, помахивая жезлом, пошел в сторону железобетонных укреплений.
     - Может, где-то зафиксируете мое заявление?! – вдогонку служивому сказал Иван Петрович.
     Но милиционер сделал вид, что не услышал и скрылся из виду.
     - Ну, что, дядь Вань?.. – спросил Сережа.
     - Да ничего! – ответил водитель. – Наша милиция, нас НЕ БЕРЕЖЕТ!!! Поехали!..

22.04.2018 года