Кому стоит подать милостыню, а кому нет?

Евгений Саяпин 2
Вчера в переходе метро я видел молодую девушку, сидящую прямо на полу с табличкой на груди, где было написано, что ее обокрали, а ей надо уезжать с ребенком, и нет денег на билет. Я прошел мимо, ничего не подал, но взглядом мы «зацепились» с этой девушкой. Ее взгляд до сих пор стоит у меня перед глазами, и мучает вопрос: может, зря не помог?

У нас в стране живет масса людей, которым катастрофически нужна материальная помощь. Многие как-то живут и выживают, а есть те, кто умирают. Но наряду с этим есть еще такие понятия, как попрошайничество, попрошайки. Это целый бизнес, огромная индустрия, я бы сказал, что это налаженное производство. Только вот как определить человека, которому необходима помощь, а кто является частью такого бизнеса?

Расскажу вам свой курьезный случай: в 2004 году я ездил в Непал. В городе Bhaktapur ко мне с другом пристали три девочки по 11 лет, чтобы мы им помогли деньгами. Какую-то мелочь мы им дали сразу, но они от нас не отставали. Непал относительно бедная страна, поэтому попрошаек там очень много. Но, эти настойчивые девочки «покорили» нас своей непосредственностью. Мы идем в музей, они стоят у входа и ждут. Мы в кафе, они стоят и ждут и т.д. и т.п. И так практически весь день. Причем одна из них, ее звали Rosachana неплохо говорила на английском, и когда я спросил, зачем ей деньги, раз есть родители, то она ответила: Мистер! Мне надо купить Словарь, чтобы я могла по нему заниматься в школе. Этим она меня окончательно растрогала, и я предложил сходить в магазин, она покажет мне этот Словарь и его куплю для неё. Приходим в магазин, она выбирает самую толстую книгу, на непальском языке, и мне показалось, что это была самая дорогая книга в той лавочке. Я покупаю книгу за $25. Учеба дело святое! Я прошу у продавца ручку и пишу ей на английском языке в этой книге пожелания, чтобы она лучше училась, познавала мир и т.д. Она взяла книгу, не поблагодарив меня, и тихо вышла из магазина. Продавец с ухмылкой сказал мне, что это вы зря сделали, так как она бы мне принесла этот Словарь обратно через десять минут, и я бы его купил уже за $20. Непроизвольно я тогда лишил девочку бизнеса, хотя искренне хотел ей помочь.

Сегодня, я всегда стараюсь подавать пожилым людям, хотя иногда и отказываю, так как могу определить, нужны ли деньги на водяру, или на хлеб. Несколько лет у меня была «своя» бабушка в Измайлово, интеллигентного вида, относительно ухоженная, которая периодически стояла на людной улице и только смотрела на проходящих людей. Она не просила, у нее не было таблички, она просто стояла. Я всегда давал ей бумажные купюры, она их брала, но по ее взгляду было видно, что ей стыдно брать. Я давно ее не вижу, наверное, её больше нет.

А действительно, как распознать человека, по каким признакам: нужна ему помощь или нет? Как включать свою интуицию и знания? На что надо обращать внимание: на свои чувства или на человека, которому нужна помощь?