Один день

Павел Патлусов
                ОДИН  ДЕНЬ
     Проснулся в обычное время: ровно шесть часов утра. Повернулся на ди-ване, затем поставил ноги на пол, почесал стриженый затылок, взглянув на окно, которое полностью было заставлено помидорной рассадой невольно отметил: день – то «набухает»…  Вздохнул, взмахнул руками и потянувшись встал.  Первым делом иду на кухню ставлю электрический чайник, только затем складываю постельные принадлежности в диван. Ритуал обычный: вначале пью таблетку от давления, затем кружку зелёного чаю. Пью исклю-чительно чай: утром – зелёный, а течение дня – Иван – чай, причём сырьё проходит только обычную сушку на чердаке,  ибо считаю: в процессе фер-ментации теряются его полезные свойства.
     Пью чай, одновременно просматриваю погоду, новости и почту по ком-пьютеру. Только после этого перехожу к личной гигиене,- странный поря-док, но именно такой выработал за годы нахождения на пенсии.

                ***
                Позитив

- пенсия, небольшая, но хорошая, даже милая…
- трое детей, четверо внуков.
- возможность видеть солнце…

                Негатив
- больная жена.
- преклонный возраст…
- утрата или ослабление некоторых физиологических функции (глухота частичная). На правое ухо с детства   нет слуха: осложнение после золотухи, иначе: стрептодермия волосистой части головы.
                ***

       В семь часов десять минут начинаю  печь лепёшки. Обычный хлеб давно не ем.  В лепёшки я примешиваю ржаную муку, отруби или крупу: геркулес, четыре злака. Лепёшки получаются грубые, но очень полезные за счёт большого количества клетчатки, кроме того там много белка за счёт овсяных хлопьев. В овсе шестнадцать процентов белка; для лошадей это количество белковых веществ  достаточно.  А чем мы хуже лошадей?  Такой нехитрый рацион помогает мне сохранить мажорное настроение.
     Погода в очередной раз не оправдывает прогнозы синоптиков; вместо снега, похолодания вполне приличное солнечное утро. По этой причине начинаю перенос рассады в теплицу. Это надо успеть сделать пока не проснулась супруга, ибо уход за ней потребует много времени. Рассада бу-дет в теплице до вечера, то есть до семнадцати часов. Одним словом: хож-дение по мукам, а иначе на Среднем Урале ничего приличного не вырас-тить. Попутно приношу дрова, чтобы что – то сварить на плите. В середине апреля есть ещё необходимость протапливать печи. У меня их две: малень-кая в небольшом прирубе, где спит жена и находится моя библиотека, большая печь с плитой на кухне, обогревающая и основную комнату,- обычная деревенская изба.

                ***

                Позитив

- в частном доме спокойнее, чем в многоквартирном здании.
- огород, теплицы, кустарниковые насаждения, есть возможность сделать запасы овощей и ягод на зиму.
- постоянная работа. Отношу её к полезным свойствам.
- природная среда, которая привносит позитив в нашу однообразную жизнь.

                Негатив

- привязанность к дому. Просто так невозможно оставить жильё: летом – посадки, которые надо поливать, обрабатывать;  зимой – необходимость топить печи.

                ***

     Захожу в прируб. Жена спит,  смяв одеяло. Осторожно и аккуратно закрываю её. На журнальном столике, возле постели находится небольшая емкость для воды с соском – так удобнее пить, не поднимаясь с дивана. Здесь же снотворные таблетки: глицин, как дополнение к основному снотворному, телефон, чтобы меня вызвать при необходимости, если нахожусь в большой комнате, деревянная колотушка, которой она «вытаскивает» меня, если я рядом,- на кухне. В дополнении к этому пластиковая кружка, куда собирается слюна, слизь при кашле. Высота дивана увеличена, под ножки подставлены обрезки доски, кроме того на диване ещё находится толстый матрац. Все эти приспособления для того, чтобы супруга смогла подняться с постели, ибо с «низкого старта» уже у неё не получается. Возле дивана стоят «ходунки» - приспособление, облегчающее больной ходьбу. Тихо закрываю дверь и выхожу на кухню.
     Начинаю готовить завтрак  для жены. На кусок чёрного хлеба отрезаю пластик сыра, обычно белорусского производства. На ломтик сыра кладу болгарский перец, огурец, петрушку. В виду диабета второго типа ( сейчас уже пять типов) она не ест сладкое и исключительно чёрный хлеб. Утром она обычно пьёт кофе с козьим молоком. Молоко берём у соседки Маши. Я это молоко не пью, но с кашей ем, иногда творог потребляю, если есть сме-тана. Затапливаю печь на кухне, ставлю на плиту чайник,  кастрюлю с кар-тошкой. Варёная картошка должна быть всегда в наличии, ибо с ней можно сделать по-быстрому любой салат или просто поджарить. Во второй кастрюле отвариваю кусок курицы: на бульоне сделаю овощной суп, а мясо будет использовано в салат.
    Раздаётся телефонный звонок. Понимаю: супруга проснулась и требует помощи. Захожу в прируб. Скинув одеяло, жена старается выполнить заряд-ку лёжа для ног и рук. Конечности исхудавшие, кожа складками  на них «висит». Опускаю у неё с постели ноги на пол и за руки вытягиваю в сидячее положение. Делаю не затейливый массаж на спине, невольно отмечаю:  рубашка сырая – общая слабость, верхняя часть туловища ( грудная клетка) потеряла уже мышечную массу, плечи стали острее. Затем она берёт кружку и откашливает слюну, слизь.  Я же должен приготовить лекарство, которое пьют в капсулах. Но больная не может их проглотить. Поэтому я высыпаю содержимое в кружку, растворяю лекарство в воде…  Она выпивает, запивая водой, исключительно  тёплой, ибо она холодной или горячей начинает сильно кашлять.

                ***

                Болезнь
    Заболела пять лет назад, но точный диагноз поставили  только через год. Дали первую группу инвалидности. Три года назад даже ездили в Индию, к знахарю. Нароян Мурси подержал кисть больной 30 секунд, сказав: заболевание, которое ещё никто в мире не излечил. Дал траву для облегчения страданий… Позднее ежеквартально ставили в больнице или на дому системы, но в последнее время более пяти систем не могли поставить: вены на руках и ногах недоступны…

                ***
                Позитив

- голова, то есть умственная деятельность в порядке; осознаёт реальность своего положения.
                Негатив

- трудность передвижения, даже препятствие в пять сантиметров непре-одолимое…
-  невозможность есть нормально. Нарушена координация глот
- проблема  со стулом, ибо нижние отделы кишечника плохо фукциони-руют; необходимо слабительное средство.
- гипертоническая болезнь.
- диабет второго типа.
                ***

             Опираясь на ходунки супруга, медленно движется к выходу из комнаты. Помогаю ей преодолеть порог, где мною сколочена небольшая скамья, подставка, иначе больной порог не преодолеть.  Для поднятия тонуса я напеваю романс:
Я встретил Вас и всё былое…
    Супруга сердится; она не любит, когда я «вру» все песни. У меня полно-стью отсутствует музыкальный слух. Я останавливаю пение, и провожаю больную до туалета, который я шесть лет назад оборудовал в деревенском доме. Маленький порожек она не может с ходу преодолеть. Я обнимаю её за пояс и приподнимаю над порогом. В это время она пускает ветры. От неожиданности я ослабляю хватку, и жена начинает падать, я успеваю схватить её под мышки, на ходу импровизирую:
                Ты ж мене пидмананула
                Ты ж мене пидвела
                Ты ж мене перданула
                С ума – розуму свела…
Дружно хохочем. Я понимаю: эти «казусы» - проявление болезни. Оставляю супругу в туалете, иду затапливать печь в прирубе.  День для жены только начался, а для меня он в полном разгаре. 
    После выхода жены из туалета мне нужно её расчесать, привести голову в порядок. Самостоятельно она этого сделать не может: руки выше груди не поднимаются. Надеваю на неё халат, усаживаю в кресло, подкатываю к столу. Одновременно она просит включить телевизор, так как он заглушает ей шум в ушах, но заметно ослабляет наше взаимопонимание; я перестаю понимать её речь.  Супруга что – то говорит мне; я догадываюсь по губам: «Надо конфетки».
      Я подаю вазу с конфетами. Она машет руками, давая мне понять: не это ей нужно. Она отключает звук у телевизора и членораздельно мне говорит, когда я подставляю ухо близко к её лицу: «Салфетки».  Дружно хохочем. По-даю салфетки бумажные и носовой платок в придачу. Пока она завтракает, я ухожу на кухню: контролирую печи, готовность варёной картошки, куры, снимаю с плиты чайник,- вода в нём уже кипит. После чего беру веник и заметаю мусор, выношу помои на компостную кучу.
     Слышу, как жена отключает телевизор, значит: переходит к духовной практике, то есть будет читать молитвы. Я у неё в качестве дьячка. Кладу перед ней книги, зажигаю свечу, повязываю платок, попутно трижды целуя со словами: Благословляю на молитвенный подвиг!» Она начинает креститься и что – то шептать. Я к её подобной практике отношусь спокойно, хотя сам даже креста не ношу.  Отец Михаил меня по этому поводу воспитывает, когда по просьбе супруги приезжает её исповедовать. Одновременно он всегда интересуется: пишу ли я рассказы и сказы. Я понимаю: он желает меня использовать для пропаганды религиозных убеждений. Я очень не люблю, когда я являюсь средством для кого – то. Под каким -  либо предлогом я тактично ухожу от прямого сотрудничества с Церковью: хочу выстроить отношения с Богом без посредников. 
     После молитвы жена идёт в туалет, затем усаживается на диван. Её место  приподнято с помощью подушек, которые обычно бывают в в мебельных комплектах. Там таких семь штук. Надеваю на ноги носки; ноги холодные и синюшные, ступни - фиолетовые.
     - Тебе надо будет полежать в горизонтальном положении, чтобы ноги побелели,- советую я ей.
      - Знаю.- щебечет она. – Включи телевизор.

                ***

                Из чего состоит жена (метафизика)
- из веры в Бога
- из школы. Постоянно видит школу во сне.
- из забот о детях, внуках.
- из интереса к жизни подруг детства,  института, школы.
- из хлопот по будущему урожаю (только уже в метафизическом плане)

                Позитив

- даёт дельные советы пор выращиванию рассады.
- напоминает о датах рождения родственников и знакомых.

                Негатив

- мне часто приходится разговаривать по телефону с её подругами, кото-рых я порою совершенно не знаю, ибо они её не всегда понимают из-за невнятной речи. Одним словом: толмач с дефектом слуха.

                ***

      Не смотря на тяжесть заболевания, она старается быть полезной для семьи, родственников. Единственный вид деятельности, который она выбрала: вязка носков и варежек. Скрюченными, усохшими пальцами рук кропотливо выводит рисунок на носках.  После того, как кисти рук устают, читает книгу. На этот раз у неё в руках книга Федосеева «Смерть меня подождёт». Отменная книга. У меня есть полчаса времени посидеть за компьютером. ибо затем нужно сварить кашу.  Гречневую и пшённую  крупы обычно замачиваю… Сегодня у нас пшённая каша.  Добавляю козье молоко. После получаса наиболее густую часть каши откладываю для себя. Для супруги размалываю кашу блендером, чтобы не давилась. Спрашиваю:  что будет пить? С кашей обычно пьёт молоко или чай с молоком. 
     Вновь сервирую стол, предварительно вымыв посуду после завтрака. Стараюсь не накапливать много грязной посуды, ибо нагреватель неболь-шой, всего на пятнадцать литров. Вновь подкатываю жену к столу. Я быстро съедаю свою кашу, выпиваю Иван – чай и отправляюсь на улицу. Надо под-готовить место в дровянике для дров, которые расколол ещё в марте. За-полнять дровяник рано, так как ещё почва под снегом. С работой справился быстро, попутно поправив канавку водоотводную возле дома.
    Захожу в дом. Супруга с кашлем и мучениями при глотании пищи закон-чила есть кашу. Рукой «маячит» мне: надо лечь на диван. Подвожу коляску к дивану, на котором я сплю ночью, укладываю две подушки под голову и одну под ноги. Она садится на диван и валится на подушки. Я заношу у неё ноги на третью подушку. Ноги почти фиолетового цвета. В конечностях венозная кровь движется за счёт активного движения мышц, а у неё они атрофированы. Помогает лишь пассивный отток крови в горизонтальном положении. Она мне пытается что – то рассказать. Понимаю, что с кем- то говорила по телефону. В ответ я часто говорю, если её не понял банальные фразы: «А-га», «Ну, конечно». «Так оно», «Правильно говоришь», «Всё верно» и т.д. На этот раз я ответил: « Ну, конечно: козе понятно!»
      - Наплевать на тебя, - сердится супруга.
      - А понял,- смеюсь я.- Ходишь за тобой и вот такая благодарность?- Ре-шил я поёрничать.
      - Тоня звонила…Тебе привет,- разбираю я её фразы, предварительно отключив телевизор.
     Она вновь жестами мне показывает: нужна книга и очки. Даю требуемые предметы в руки.
       Теперь я могу с часок отдохнуть, точнее, почитать книгу. Ухожу в ма-ленькую комнату, попутно закрываю вьюшки на печках, снимаю картофель и куру с плиты. Читаю Каверина «Эпилог». Много внимания уделил отношению с Союзом писателей.  Написано легко, доступным и приятным языком. Читал не долго,- услышал сигнал телефона. Наши телефоны ( у супруги два) находятся в большой комнате на окне. Это точка где телефоны надёжно работают со всеми операторами.
     - Таня едет,- поясняю я телефонный разговор для жены. Родная сестра супруги обычно раз в месяц навещала нас.

                ***

                Позитив

- Татьяна выполнит некоторые виды работ, которые для меня неприятны: пересадка рассады цветов: петуньи, астры, георгины и т.д.
- вечером, после бани, за столом выпьем немного самогона.
- наведёт порядок на кухне, в шкафу для одежды.

                Негатив

- придётся готовить на кухне какое – то рыбное блюдо,- гостья любит мо-
репродукты.
                ***

                Начинаем с супругой составлять план работы для её сестры. Од-ним словом: гостью надо использовать в полном объёме. Здесь супруга просит её поднять. Бросаю взгляд на ступни ног, – побелели: достигли временного эффекта. Больная направляется в туалет, где я предварительно  щёлкаю выключателем.
     Через четверть часа она просит перекус: простокваша с отрубями. Напи-ток я готовлю каждый день в стакане. Через сутки из козьего молока полу-чается кисло – молочный продукт. В сочетании с черносливом вызывает «послабление» кишечника.  Пока супруга смотрит «Тайны следствия» и ест простоквашу, я готовлю салат из отваренной куры, картошки. Там ещё будет квашеная капуста, зелёный горошек, репчатый лук. На курином бульоне приготовлю уже завтра овощной суп. Татьяну надо будет сразу по приезду накормить.
       Подошло время заносить рассаду помидоров домой. Мероприятие про-ходит в два этапа. В начале, ящики переношу на веранду, ибо в огороде грязно. Затем уже с перевалочного пункта несу в избу. Жена что – то мне «маячит» - жестикулирует. Отключаю телевизор, приближаю левое ухо к супруге. Она шепчет: «Вижу пасынки,- оторви!» Перебирая рассаду,  и отры-ваю несколько пасынков.
    - Не успели в теплицу высадить, а пасынки уже появились,- возмущаюсь я.
    - Земли им мало,- вот и торопятся дать потомство,- реагирует она на моё негодование.
    - Конечно, не иначе, как коварство со стороны помидор,- поддерживаю разговор с супругой. Она хохочет.
   - И чего над мужиком так смеяться?- уже не удивляюсь я, приблизив ухо к губам жены. Она мне разъяснила своё пояснение.
   - Абсолютный «глухарь»,- улыбаюсь я.- Надо стиральную машину запу-стить: выстирать твою простынь и рубашку,- потеешь…
    Она кивает головой, выражая согласие.
     Запустив машину, ставлю на стол салат. Подкатываю её на кресле к столу. Перед тем как начать есть, принимает таблетку от давления и капли «Кудесан», точнее коэнзим Q 10 – препарат для улучшения сердечной деятельности. В этой связи вспоминаю преподавателя по патфизиологии Хомоло,у которого была кличка «коэнзим». Любил он об этом говорить, ибо этот вещество было только что открыто, и он  имел к этому какое – то отношение. Себе тоже накладываю салат и присаживаюсь за стол рядом с супругой. Я ем быстро, она же старается тихо тщательно переминая пищу во рту. Не успел я заканчить есть, как она сильно поперхнулась. Подставляю кружку для слизи и даю салфетки. Кашель её душил не менее получаса. Со слезами на глазах, она поясняет мне: « Плёночка попала…». Смотреть и быть участником её страданий тяжело. В то же время я обязан находиться рядом. В конце концов она успокаивается и продолжает есть.
     - Что пить будешь? – спрашиваю её, отключив телевизор.
     - С яблоками,- тихо, едва слышно шепчет она.
       Нарезаю яблоко мелкими кусочками, заливаю кипятком. Этот напиток жена выпьет вместе с ложечкой мёда.
      Примерно через час заканчивается наш ужин. Я отмываю кружку от сли-зи, убираю грязные салфетки,- бросаю в печь. Уношу посуду на кухню, где сразу начинаю её мыть. Только после этого пересаживаю жену на диван.
     - Тане надо заказать отруби,- вдруг вспоминает жена.
      - Конечно, надо Жене с «куревом» завязать,- поддерживаю я супругу. Она машет рукой. Я понимаю, что «ляпнул» что – то не то. Отключаю теле-визор и настраиваю ухо на её речь.  Смеёмся. Набираю номер телефона Татьяны и прошу её купить перед отъездом к нам отруби. После этого иду развешивать бельё на веранду. У меня закрываются глаза, хочется спать, но нужно ещё с часик потерпеть, до половины одиннадцатого, ибо раньше жена не пойдёт ложиться спать. Застилаю на её постель чистую простынку и достаю из комода чистую ночную рубашку. Какое – то время вместе   смотрим телевизор. В десять часов решительно отключаю «ящик» и снимаю с полки богослужебные книги; жена будет читать вечерние молитвы. Всё повторяется по-утреннему сценарию – добавить нечего. В половине одиннадцатого ритуал закончен, кладу на полку книги, снимаю с головы супруги платок, помогаю встать с кресла; она отправляется в туалет. В это время я готовлю для её сна питьевую воду, переношу в маленькую комнату телефон, очки, кружку для сбора слюны, салфетки.
     Через десять минут помогаю супруге преодолеть порог в комнату, сни-маю с неё  халат, надеваю чистую рубашку. Она осторожно присаживается на постель. Я беру таблетку фенобута (снотворное)  измельчаю её в столо-вой ложке и, добавив воды, даю супруге. Дополнительно она ещё кладёт под язык таблетку глицина, иначе ей просто не уснуть. На конец, она кладёт голову на подушку, я поднимаю её ноги на постель. . Ступни ног холодные и фиолетовые… Чтобы больной заснуть, ей надо ещё почитать. Кладу ей на грудь книгу  Федосееаа «Смерть меня подождёт» и очки. Включаю настоль-ную лампу, отключая общий свет,  желаю супруге спокойной  ночи и отправляюсь в большую комнату на своё спальное ложе.

                ***

                Позитив

-  есть надежда, что завтра будет новый день не хуже уже прожитого.

                Негатив

- ожидание, страх перед  неизбежным.

                ***

       Так прошёл день. Я засыпаю…