Личная жизнь генералисимусса Суворова

Ирина Минаева 2
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ГЕНЕРАЛИСИМУССА СУВОРОВА

Общеизвестно, что личная жизнь великих людей редко бывает счастливой. Не был счастлив в любви и великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Не потерпев ни одного поражения в многочисленных битвах, генералисимусс Суворов потерпел полный разгром в личной жизни.

Мало кто знает сегодня, что храбрый и непобедимый русский генералисимусс Александр Васильевич Суворов, кавалер всех военных орденов России его времени, в гражданской жизни был человеком робким и боязливым и по его признанию боялся женщин.

Воле отца послушен…

Для того, чтобы был наиболее виден контраст между Александром Суворовым великим полководцем и Александром Суворовым человеком гражданским, приведу слова французского короля Людовика XVШ, знавшего Суворова лично:  «Этот полудикий герой соединял в себе с весьма невзрачной наружностью такие причуды, которые можно было бы счесть за выходки помешательства, если бы они не исходили из расчётов ума тонкого и дальновидного. То был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно-сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления; но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. Суворов умел заставить солдат боготворить себя и бояться. Он был меч России, бич Турок и гроза Поляков».

Отец полководца, генерал-аншеф, известный своей суровостью деятель Тайной канцелярии Василий Иванович Суворов, крестник Петра 1, готовил сына, отличавшегося слабым здоровьем к гражданской службе. Но сын с малых лет проявил тягу к военному делу и изучал в отцовской богатейшей библиотеке военные науки и историю. Закалялся, занимался физкультурой. Он твердо решил стать военным. Сбыться мечте помог друг отца Абрам Ганнибал, прадед великого поэта Александра Пушкина, который убедил отца будущего полководца разрешить сыну выбрать карьеру военного. И, как показала жизнь, карьера была блестящей! Вот только личная жизнь не ладилась. Некрасивый, маленького роста, храбрый и дерзкий на войне полководец в обществе женщин робел и замыкался. Он сам признавался: «Правда, я не много общался с женщинами… Мне недоставало времени заниматься с ними, и я страшился их. … я не чувствовал в себе достаточной твердости, чтобы защищаться от их прелестей…». Но жениться так и или иначе и продолжить род было надо и устройством личной жизни сына, которому уже исполнилось 44 года, занялся его пожилой отец.

В невесты была выбрана дочь князя Ивана Андреевича Прозоровского Варвара, внучка фельдмаршала. Знатного рода девица, по матери в родстве с вице-канцлером князем Александром Михайловичем Голициным. Расчет еще был у Суворова-отца, что в 23 года девица с маленьким приданым не будет кобениться, дескать, жених старый и некрасивый. (Ее ровесницы уже по несколько детей имеют в ее возрасте). Богобоязненный Александр Суворов безропотно принял волю отца: « Меня родил отец, и я должен родить, чтобы отблагодарить отца за мое рождение».

Со свадьбы – на войну!

Знакомство, помолвка и свадьба были спешными. 18 декабря 1773 года по старому стилю – помолвка, 16 января 1774 года – свадьба. Суворов фактически оказался женат на абсолютно незнакомой женщине, которая была младше его почти на 20 лет. Вторую половину медового месяца молодые провели в дороге – на Дунай, где шла война с турками. Неуживчивость мужа проявилась сразу, да и   молодая супруга Варвара Ивановна не отличалась уступчивостью. Нелады начались на почве бережливой скупости Суворова, который презирал роскошь. А супруга любила жить с комфортом, транжирить деньги, ездить на балы. Так что суровейший армейский быт пришелся ей не по вкусу. Суворов прощал жене капризы и скандалы, был бережен  с ней, и в августе 1775 года супруга родила ему дочь Наташеньку – его любимую Суворочку. Первые годы жизни Суворочки тоже прошли в кочевьях с битвы на битву. Суворов боялся отпускать от себя молодую жену. Но, чему быть, тому не миновать. Варвара Ивановна, заскучав от кочевой суровой жизни, закрутила роман с 30-летним премьер-майором Николаем Суворовым – двоюродным племянником мужа. Полководец, узнав, был в ярости: развод! И подал прошение в Синод, попросив князя Григория Потёмкина замолвить словечко перед императрицей. Екатерина П была явно против развода, и напрасно Суворов писал ей челобитные, прося дать разрешение на расторжение церковного брака. Закончилось все вызовом во  дворец,  где императрица вручила Суворову бриллиантовую звезду ордена Святого Александра Невского, сняв ее со своего платья. И организовала беседу полководца с отцом Григорием, протоиереем Кронтштадским. Тот и убедил Суворова отменить разводное дело. Семья воссоединилась.

Прошло четыре года, и Варвара Ивановна вновь совершила прелюбодеяние. На этот раз «с Казанского пехотного полка секунд-майором Иваном Ефремовым сыном Сырохновым», имевшим доступ в дом полководца. Летом 1784 года Суворов вновь подал прошение о разводе в Синод и опять обратился за поддержкой к императрице. Та только развела руками – сие во власти Церкви. Екатерина П не хотела брать на себя ответственность. Суворов смирился и навсегда расстался с женой, отдав любимую дочь Наташеньку в Смольный институт, где ей были строжайше запрещены контакты с матерью. Сына Аркадия он оставил на воспитание у той, которую уже не считал своей женой пред Богом и людьми. Он вообще отказался признать сына, сомневаясь в свом отцовстве.

Вся жизнь – служение Отчизне

Но не бросил совсем сына полководец Суворов. В 1795 году напомнил о нем Екатерине П и та тут же пожаловала Аркадия Суворова камер-юнкером и он  переехал из Москвы в Санкт-Петербург. Решив, что муж ее простил, Варвара Ивановна написала Суворову отчаянное письмо, слезно прося помощи в ее бедственном положении. Просила заплатить долги - она якобы вынуждена была занимать деньги, чтобы достойно воспитать сына. Но Суворов был непреклонен: «Сам должен, помочь не могу, хотя впредь постараюсь».

Ситуация резко изменилась после смерти Екатерины П 6 ноября 1796 года и восхождения на престол Павла 1, фанатического сторонника прусской военной системы Фридриха Великого, который начал реформы в русской армии. Суворов был отправлен в отставку в феврале 1797 года без права ношения мундира – нашла коса на камень! В мае его выслали в его новгородское имение Кончанское. Супруга тут же воспользовалась опалой полководца и стала требовать у него денег на покрытие долгов. (Задолжала она по тем меркам очень много – 22 тысячи рублей). Просила еще разрешения видеться с дочерью Натальей. Но Суворов остался глух к этим мольбам. Зато Павел 1, узнав о том, что опальный  полководец проживает раздельно с супругой и не хочет помощь ей деньгами, тут же затребовал сведения о состоянии дел Суворова. Ему доложили, что в Москве имеется усадьба, 9800 душ крестьян, 50 тысяч оброка в год да еще жалованных двором бриллиантов на 100 тысяч рублей имеется. Возмутился государь-император и повелел Суворову уплатить долги супруги. Повелел отдать ей московскую усадьбу и повысить ей ежегодное содержание с 1200 до 8000 рублей. (Суворов все-таки выплачивал супруге ежегодное содержание, памятуя о сыне). И полководцу пришлось смириться.

Настал день, когда Отечество вновь нуждалось в Суворове и возвращенный из ссылки  Александр Васильевич, снова взял под командование русскую армию и прославился на всю Европу победами в Швейцарии и Италии, получив титул Князя Италийского, а неверная супруга его, оставаясь венчанной женой, стала Княгиней Италийской. До самого смертного часа Суворов больше никогда не виделся с ней, если и вынужден был общаться, делал это только через третьих лиц. Твердым было слово полководца – сказал, как отрезал!

Великий русский полководец, всю жизнь положивший на служение царю и Отечеству, скончался 6 мая 1800 года. После его смерти супруга продолжала получать содержание 8000 рублей. Жила она вдали от света и балов, всеми забытая, пока не умерла в 1806 году и была похоронена  под Москвой в Новоиерусалимском монастыре.

2017