Служили два товарища...

Ирина Минаева 2
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА…

Проходив почти сто лет в героях первой русской революции, морской офицер Пётр Шмид, был развенчан. А его палач –  сослуживец и друг  Михаил Ставраки, казненный после революции 1917 года большевиками, реабилитирован уже в наше время.

Михаил Ставраки, лучший друг  Петра Шмидта, был единственным из офицеров-сослуживцев, кто взялся привести смертный приговор в исполнение.

Потомственный дворянин Петр Шмидт

Петр Шмидт происходил из потомственных дворян, известных корабелов и флотоводцев. И во флот пошел как бы по наследству. Правда, еще во время учебы в училище начальство замечала странности за юношей, не считая его нервных припадков, но полагало, что потом служба на флоте все исправит. (А юный Шмидт между тем не на шутку увлекся идеями русского анархиста Бакунина и народовольца Лаврова, разжалованного морского офицера).

В 1886 году Шмитд после окончания училища был направлен служить на Балтику, а уже через 20 дней переведен  на Черноморский флот – не ужился на первом месте службы. Слишком амбициозен. Но и на Черноморском флоте служба не задалась. Все по тем же причинам. Да еще 21-летний Шмид вдруг женился на Домникии Павловой – профессиональной проститутке, с которой познакомился в ресторане и «решил спасти». Сначала снял все деньги со счета своего в  банке и отдал «девице», а потом решил жениться – понял, что тут нужно только личное содействие. Словом, почти по Достоевскому. (Отец проклял Петра Шмидта после этого). Но со службы Шмидта не выдворили тогда, несмотря на всеобщее осуждение. Его дядюшка Владимир Шмидт, старейший флагман Балтийского флота спас своим авторитетом непутевого племянника. А потом был публичный скандал и истерика в приемной командующего Черноморского флота и Шмидта оттуда прямиком в госпиталь отвезли. Доктора настоятельно советовали ему показаться психиатрам, но скандал замяли. Пройдя долгий курс лечения в Москве, Шмидт все-таки был вынужден подать рапорт об увольнении. Состояние его было не из лучших – частые приступы агрессии, судороги, катание по полу в припадках истерики.

На дедово наследство он уехал в Париж, быстро промотал все и вернулся в Россию, где опять попросился на военную службу. Помогла протекция дяди – взяли в Тихоокеанскую эскадру. Только служба опять не ладилась, да еще жена изменяла с кем попало, и не скрывала измен – она открыто презирала Шмидта. (Сын Евгений рос запуганным и боялся отца, который был страшен в своих припадках). Неуживчивый Шмид настроил против себя всех сослуживцев, умудрился поскандалить с контр-адмиралом Григорием Чухниным. А потом было обострение болезни – во время заграничного похода, и Шмидт оказался в японском госпитале в порту Нагасаки. Оттуда его под конвоем (состояние Шмидта было крайне возбужденным) увезли во Владивосток и поместили в психиатрическую лечебницу. И снова дядюшка все замял и Шмидта уволили из военморов без огласки. Точнее перевели на торговый флот капитаном. А в 1904 году, когда грянула русско-японская война,  снова призвали из запаса на военную службу во флот. Итак, в 40 лет Шмидт оказался в звании лейтенанта и в чине старшего офицера угольного транспорта «Иртыш». Это был сильный удар по самолюбию – находиться в подчинении после того, как ты сам был капитаном.

Мятежный «Очаков»

Итогом недолгой службы на флоте снова стало увольнение. А затем -  новый призыв – на Черноморский флот, который осенью 1905 все еще лихорадило после восстания на броненосце «Потемкин». Закончилось все быстро тем, что Шмидт самовольно покинул вверенный ему миноносец и похитил казенные деньги. (По одной из версий он был игрок – на бегах играл).  Вскоре Шмидта задержали и отдали под суд, обвиняя в растрате и дезертирстве. Его опять выручил дядюшка – покрыл недостачу, надавил, где надо и Шмидта уволили без огласки причин. После увольнения Шмидт с головой окунулся в революционную борьбу. Он не состоял ни в одной из партий, но мнил себя  Робеспьером-одиночкой. Героем революции. В Севастополе во время волнений Шмидт так горячо выступал с трибун, что 19 октября уже был избран в Совет народных депутатов. 25 октября на митинге у него случился психический припадок, Но это не спасло от ареста. Однако вскоре он был выпущен под  честное слово и выдворен из Севастополя. Только Шмидт не подчинился, и когда к нему пришли представители от команды крейсера «Очаков», как к революционеру и депутату, обнадежил матросов, что будет бороться за их права. Вот тут все и началось.

Шмидт срочно пошил себе у портного мундир капитана второго ранга и, почему-то торопясь выехать в Москву, где  намеревался встретиться с Милюковым, лидером партии конституционных демократов, чтобы тот помог ему избраться в Государственную Думу, оказался на крейсере «Очаков». Скорее всего, он уже сам не отдавал себе отчета в своих действиях. 14 ноября 1905 года, взобравшись на борт крейсера, Шмидт объявил себя капитаном и заявил  о своем решении захватить Севастополь! Матросы поддержали его, закрыв офицеров в каютах как заложников. Но не поддержал ни один из миноносцев кроме «Потемкина»,  разоруженного к тому времени.

…Пока Шмидт угрожал обстрелом и поджогом Севастополя, его друг и сослуживец капитан второго ранга Михаил Ставраки, такой же  потомственный дворянин, сын адмирала и выпускник Морской Академии Генштаба исправно служил Отечеству. Он даже не подозревал при каких обстоятельствах ему доведется встретиться со старым другом Петром Шмидтом. Но именно его канонерская лодка «Терец» перехватила мятежный «Очаков» и открыла ответный огонь по мятежникам. Шмид не остался, как положено капитану на борту горящего судна, приказав матросам поднять белый флаг. Он вместе с 16-летним сыном бежал миноносце, в надежде уйти в Одессу. Еще до начала обстрела по приказу Шмидта был приготовлен на случай бегства миноносец с запасом воды и угля, но судно  было повреждено при обстреле и перехвачено. Наспех переодевшись в грязную робу кочегара, Шмидт спрятался под металлическими настилами, но был обнаружен и опознан.

На жерновах истории

По делу  о мятеже на «Очакове» по суд пошло более 40 человек, но только Шмидта либеральная пресса объявила героем! Партия кадетов наняла пять лучших адвокатов для Шмидта, хотя это не спасло его смертной казни. Не спасли и диагнозы по психиатрии. И тут на  сцене снова появился Михаил Ставраки. Он был единственным из морских офицеров, кто взялся привести приговор в исполнение. В ночь на 6 марта 1906 года Ставраки прибыл на «Тереце» с расстрельной командой из матросов на остров Березань – к месту казни мятежников. Четверых приговоренных, в числе которых был Шмидт, привязали к столбам и на рассвете расстреляли. (Возможно, это была более гуманная казнь, чем повешение, к которому их первоначально приговорил суд).

Резонанс был большой как в России так и в Европе. Русские морские офицеры писали  полные негодования петиции в защиту казненного Шмидта. Эсеры убили адмирала Чухнина. Потом, в водовороте новых революционных событий о Шмидте  подзабыли. А в январе 1917 года Александр Керенский , на митинге  в Севастополе объявил Шмидта и еще троих казненных мятежников гордостью и славой русской революции и Черноморского флота. Останки казненных были эксгумированы из захоронений на острове, уложены в серебряные гробы и как православные мощи, их повезли по России. После чего с воинскими почестями перезахоронили в Севастополе.

Михаил Ставраки после казни Шмидта и не думал скрываться. Работал себе смотрителем Батумского маяка, публиковал статьи в большевистской печати под своей фамилией. Но пришло время и о нем вспомнили – Ставраки стал врагом народа!

Михаил Ставраки был отдан под суд по обвинению в убийстве героя русской революции Петра Шмидта, невзирая то, что тогда он просто выполнял приказ командования и приводил в исполнение вступивший в силу приговор суда. Судили его в Севастополе. 3 апреля 1923 года  по решению выездной коллегии Верховного Суда РСФСР  Михаил Ставраки был приговорен к расстрелу и приговор был приведен в исполнение. Выслушав приговор, Ставраки сказал: «Слава Богу, кончилась эта волынка!», вероятно подразумевая, что все эти годы он мучился чувством вины.

90 лет спустя дело Михаила Ставраки было пересмотрено по инициативе заместителя Генпрокуратуры России Сабира Кехлерова. И выяснилось, что в приговоре не приведены доказательства вины осужденного, равно как и не было события преступления. Как сказано в решении Верховного Суда РФ Ставраки был осужден необоснованно, по политическим мотивам. Михаил Ставраки был признан жертвой политических репрессий и реабилитирован. Так что осталось теперь ждать возможного пересмотра уголовного дела Петра Шмидта.

2017