Веневитиново

Нина Измайлова 2
          Конец июля 1968 года. Мы – студенты-геофизики второго курса геологического факультета только что вернулись с крымской практики, загорелые, полные впечатлений. Осталась ещё одна практика по геофизике на турбазе университета «Веневитиново». Студенты называли турбазу попроще – «Венёк». Ехать, откровенно говоря, не хотелось. После Крыма эта практика на «Веньке» меня совсем не привлекала.

          Венёк, Венёк, Веневитиново. Откуда такое название? Позже я узнала, что недалеко от турбазы расположено село Новоживотинное, в котором находится музей-усадьба, названная в честь наиболее представительного рода Веневитиновых – поэта, критика, философа XIX века Дмитрия Владимировича Веневитинова. В этой усадьбе поэт провёл своё детство и юность.

          Турбаза расположена в 35-ти километрах от Воронежа в живописном месте. Вокруг палаток и немногочисленных домиков сосновый лес. Рядом речка Усманка с чистейшей водой.

          Студентов разместили в палатках, преподавателям предоставили деревянные домики.

          Посредине турбазы стояла столовая, на террасе которой, нас покормили вкусным обедом.

          В день приезда мы отдыхали, купались в речке, загорали. Вечером крутились на танцплощадке под волшебную песню Сальваторе Адамо «Падает снег на пляж».

          На следующий день преподаватели разбили нас на пары, для проведения магниторазведки и гравиразведки по заданным профилям. Объяснили, как регистрировать показания приборов магнитометра и гравиметра.

          И вот магниторазведка. Выдали нам со студентом Виктором Беляковым старенький допотопный магнитометр на штативе, и маршрут по профилю начался. Через определённое количество шагов Виктор снимал показания, а я записывала их в специальный журнал. Через какое-то время показания магнитометра резко возросли, достигли максимума и плавно вернулись к начальным. Аномалия! Ура! Мы зарегистрировали магнитную аномалию. Вернулись на турбазу героями. Но оказалось, что студенты, проводящие магниторазведку по другим профилям, тоже обнаружили магнитные аномалии. Как выяснилось позже, на каждом профиле была зарыта сетка от железной кровати, которая и была причиной аномалии.

          Гравиразведка мне нравилась больше. Компактный гравиметр, чем-то напоминающий удлинённую кастрюлю с крышкой. Носить удобно за ручку. Через 25 метров Виктор ставил его на землю, и мы по очереди снимали показания, то есть значения силы тяжести. Мотались по профилю вперёд, назад. Два замера вперёд, один контрольный назад. Вдруг мы остановились и замерли. Впереди, прямо на профиле стоял красивый олень и спокойно жевал листья деревьев. Виктор сказал:

          - Пошли, сгоним. Работу-то делать нужно.

          - Да нет, подождём. Смотри, какой красивый. Сам уйдёт. Да и рога огромные, опасно сгонять.

          Через некоторое время олень потихоньку побрёл дальше, освободив нам фронт работ.

          Практика заканчивалась. Осталось изучение сложного прибора - вариометра. Его осваивали наши мальчики. Девчонки наблюдали и слушали преподавателя. Прибор был громоздкий и тяжёлый. Чтобы переносить его с точки на точку требовалась мужская сила. Зато потом студенты отдыхали целый час. Заправив в прибор фотокассету, они расстилали салфетку, выкладывали на неё нехитрую снедь, ели и отдыхали. Прибор сам снимал 3 отсчёта, поворачиваясь на 120 градусов через 20 минут. На фотокассете отпечатывались значения второй производной силы тяжести.

          В целом, эта практика была просто отдых на турбазе. Все маршруты делались до обеда. После обеда – свободное время. Послеобеденный сон, пляж, прогулки в лесу. Вечером собирались в столовой на террасе, играли в карты. Где-то наши студенты добывали муку, сахар. В печке пекли какие-то немыслимые сладкие коржики. И они были вкусные, так как вечером очень хотелось есть.

          Кроме нас на турбазе жили студенты из Вьетнама. После ужина они строем приходили на танцплощадку, садились на лавочки возле громкоговорителя и слушали военные новости со своей Родины, где шла война с Америкой. Они были невысокого роста, одетые в форму цвета «хаки». На мой взгляд, совершенно одинаковые.

          Отдохнувшие и загорелые вернулись домой. Отдохнули мы, конечно, хорошо. Но вот геофизическая практика, в сравнении с геологической, как-то проигрывала. Вместо интересных маршрутов, разнообразных пород и минералов - сухие цифры. Расхотелось мне изучать геофизику, и я твёрдо решила перейти на геологическое отделение факультета. До начала следующего семестра оставался месяц, за который мне предстояло самостоятельно выучить и сдать некоторые геологические предметы, которые на геофизическом отделении не изучали.