Волшебный колосок

Лариса Степанова Сказочница
Жил старик на белом свете...
Повзрослели его дети,
Разошлись по сторонам -
Разным весям, городам
И спустя немало дней
Никаких от них вестей:
Живы ли они, здоровы -
Батюшке о том ни слова.
И хоть жил он не один:
Младшенький при нём был сын
Тот, что звали Васильком,-
Горевал о них тайком…
А меньшой отца любил,
Хоть ещё подростком был,
По хозяйству помогал,
Всю работу выполнял:
Лес то, поле, иль гумно -
Меньшенькому всё равно,
От него везде есть прок,
Всё исполнит точно в срок.
Запряжёт сам лошадёнку,
Бубенцы привяжет звонки,
Только слышно «динь-дилень» -
Едет в лес на целый день.
Там дровишек наберёт -
Полон воз домой везёт.
Коли сено батько косит,
Сын траву в телегу носит,
Коли батюшка в хлеву,
Помогает там ему.
Так вот ладно всё у них:
Есть достаток на двоих.
А порою вечерком
За горяченьким чайком
Заведут о том беседу,
Что есть дивного по свету:
О народах, их делах,
О неведомых краях,
О царях да о царицах
Да о разных небылицах,
О заморских чудесах,
Что у люда на устах.
Вот однажды так сидят,
О том снова говорят,
И сын, слушая отца,
Проронил: «Мне б у дворца,
Побывать, его узреть
Да на троне посидеть…»
Батюшка в ответ ему:
«Не скажи о том кому,
Выбрось глупые мечты,
Чтобы не было беды!
Ведь тот трон лишь для царя -
Не смеши людей зазря!»
А Василий на своём:
«Я хотел бы стать царём –
Помогал бы беднякам,
Чтоб жилось полегче нам…»
Сыну батюшка опять:
«Зря чего о том болтать?!»
Да при этом пожурил:
«Впредь, чтоб то не говорил!»
        ***
Как-то поздним вечерком
Стук раздался за окном…
«Это кто же ночью к нам?!
Иль послышалось ушам? -
Поспешил отец к окну, -
Кто стучится? Не пойму…»
Дверь открыл… А это птичка!
Вася к ней: «Ой, невеличка,
Как попала ты сюда?
Вся истерзана... Беда!
Это ж ласточка, отец!
Видно, птичка - не жилец…»
Тот ответил: «Знать, беда
Привела её сюда…»
Ближе к ней поднёс лучину:
«Есть на то, сынок, причина -
Вижу раны на спине...
И теперь понятно мне:
Повстречалась, видно, с кошкой…
Вот и билась к нам в окошко».
Рассмотрел её крыло -
Всё изранено оно.
Ласточку погладил нежно:
«Будет нелегко, конечно,
Одолень-траву найти,
Чтоб от ран тебя спасти…
Но пойду на зорьке в чащу,
Где встречается та чаще -
Сделаю отвар сильней,
Чтоб помог он побыстрей,
Чтоб смогла опять летать.
А сейчас пора всем спать".
В лес на зорьке он подался,
На хозяйстве сын остался:
Всё убрал, всех накормил
И о птахе не забыл.
Тут вернулся и отец:
«Отыскал я наконец
Нужную траву - теперь
Заживёт всё враз, поверь».
Так он птахе говорит
Да отвар сварить спешит…
А как был готов отвар,
Дал ей пить, чтоб сбавить жар
Да примочку на крыло
Приложил ей заодно.
       ***
Вскоре ласточка опять
Без труда могла летать.
Распахнул хозяин дверь:
«Ну, свободна ты теперь!»
А Василий просит птицу
Под их крышей поселиться:
«Ведь тебя отец мой спас,
Оставайся жить у нас.
Да и кот у нас не злой,
Подружился уж с тобой…"
Та чирикает в ответ:
«В том уже сомнений нет -
Вы родные стали мне,
Доверяю вам вполне,
Буду помнить вас всегда
И, конечно же, сюда
Ворочусь опять весной
И слеплю здесь домик свой -
Как и просишь, милый друг.
А сейчас… пора на юг».
Так сказала, поднялась,
Прямо к югу подалась…
        ***
Осень минула… зима…
Жалует весна-красна.
Вася в небо всё глядит:
«Что же птаха не летит,
Слово помнит ли своё?
Уж заждался я её!"
Но в окошко как-то вдруг
Раздалось: «тук-тук», «тук-тук».
Рад Василий: «Глянь, отец,
Прилетела наконец!»
Ну а та: «Чирик! Привет», -
Прочирикала в ответ.
И лишь дух перевела:
Гнездо строить начала…
Так с тех пор из года в год
Её Вася снова ждёт…
       ***
Время шло… Он подрастал -
Из мальчишки парнем стал:
Умным, статным и красивым –
Всем жильцам села на диво!
Как-то раз сказал отец:
«Повзрослел ты – не малец…
Дома-то чего сидеть?
Мир пора бы поглядеть…»
"А ты как же без меня?»
"Да при силе ещё я…
Сам ведь свет я повидал,
Смолоду где ни бывал:
Очередь пришла твоя -
Хватит мне держать тебя.
А ещё хочу просить:
Сестру, брата навестить…
Коль здоровы – рад за них,
За детей родных моих:
От отца им шли поклон, -
Грустно сыну молвил он, -
То, что нас с тобой забыли,
Мы давно уж их простили…»
Так сказал, слезу смахнул,
Тяжелёхонько вздохнул…
Сын отца утешил враз:
«Я исполню твой наказ -
Коли воля то твоя,
Поспешу с отъездом я».
Вскоре он без лишних слов
В путь-дорогу был готов.
За узды держа коня,
Молвил: «Ты дождись меня -
Без меня не помирай,
С доброй вестью поджидай».
Тут к ним ласточка летит,
Чирикая, говорит:
«Вот возьми-ка, Василёк
В путь-дорогу колосок,
Хоть он с виду и простой,
Но для дела - дорогой».
После с грустью распрощались,
Ведь впервые расставались,
И Василий ускакал…
         ***
Долго ль, коротко он мчал,
Но устал… А дело к ночи,
Закрываться стали очи.
Видит - путник на пути…
Скачет следом: «Погоди,
На коня садись ко мне -
Как идти в кромешной тьме?
И вдвоём ведь веселей
Да и до села быстрей».
«Эко мне-то повезло –
Недалече тут село.
Я иду домой с базара:
Для детей купил товара -
Ждёт меня давно семья,
Ведь один кормилец я.
А куда ты держишь путь?»
«Вот ищу где б отдохнуть:
Путь мой дальний - до столицы,
А к зиме бы воротиться…»
На него мужик взглянул,
Одобряюще кивнул:
«Знать, ты парень деловой,
А коль так, езжай со мной,
У нас можно переспать,
Чтобы дальше путь держать».
Сел к Ванюше на коня.
«Держись крепче за меня»,-
Его Ваня поучает…
Вскоре к месту прибывают…
Путник крикнул: «Эй, жена!»
Вмиг открыла им она.
Видит парень пред собой
Старшую сестру: «Постой!
Я ведь Вася, младший брат -
Свидеться с тобою рад!»
Муж затылок почесал:
«Что родню привёз не знал…».
Та братишку обняла,
В дом скорее завела.
Он ей: «Что же столько лет
От тебя вестей-то нет?»
Та всплакнула: «Милый брат,
Видеть кто родню не рад?!
Но нужда совсем заела,
Вот я ехать и не смела.
Чем хвалиться я могу,
Чем отцу я помогу?
Деток малых полон дом -
Очень бедно мы живём».
Сердце Васино заныло:
В доме, правда, так уныло:
Детки на полу все в ряд
На соломе голой спят,
Латаным рядном одним
Все укрыты - жёстко им...
«Ладно, – он сестре сказал, -
Я пойду на сеновал,
Там и буду до утра -
Пусть спит мирно детвора.
Ну а утром в путь мне надо
Разыскать старшого брата».
Вот он лёг: ему не спится:
Жаль Василию сестрицу…
Но вдруг слышит голосок:
«Вася, Вася, Василёк,
Посади-ка колосок,
Сам ложись спокойно спать
И не стоит горевать».
Удивлённый парень встал,
Колосочек закопал...
А как лёг - заснул он вмиг.
Только утром слышит крик:
«Люди добрые, вот диво –
Посмотрите как красиво!»
Вася глядь: глазам не верит -
Перед ним красивый терем,
Птица во дворе и скот!
Тут сестра к нему идёт.
«Что за чудо?!» – говорит.
Брат доволен, но молчит.
Ну а про себя решил:
«Колосок, знать, удружил».
Погостил он у сестрицы,
После вышел из светлицы:
«Ну, сестра, теперь прощай,
Нас почаще навещай».
Обнимает сестра брата:
«Вас увидеть буду рада
И спасибо, что помог…»
«То не я, а колосок», -
Только так сестре сказал -
Колосок в руке держал.
Парень про себя дивится:
«Непростая, видно, птица,
Наша ласточка-душа», -
И уехал не спеша…
       ***
Скачет вновь путём-дорогой,
Вёрст проехал уже много,
И решил он по пути
В избу крайнюю зайти,
Чтоб водицы попросить:
Самому, коню попить.
Вот к избушке он спешит,
А вокруг-то ни души…
В дверь он тихо постучал,
Мужской голос отвечал:
«Рады добрым мы гостям,
А плохих не надо нам».
Входит Вася – это ж брат!
Он к нему: «Я встрече рад!
Вот и свиделись с тобой –
Я Василий: брат меньшой.
Ты меня, что, не узнал?»
Старший брат его обнял:
«Как узнать? Ты - удалец!
Сказывай, как там отец?»
«Мы живём вдвоём в избе…
Он скучает по тебе».
«Видеть рад я вас всегда,
Да вот занемог… беда…
И жена моя больна -
Лихо знаем мы сполна:
Дни бывают - не едим,
На одной воде сидим…
Дети нанялись батрачить,
Не прожить ведь нам иначе…»
«Ясно, - младший брат в ответ,
Где её нужды-то нет?..»
Вот коня он напоил,
Липовый отвар попил,
Но пора ложиться спать…
Просит Вася: «Ночевать
Я пойду на сеновал».
Долго думал он, лежал:
В голове всё у него
Беды брата своего,
Дети, что добра не знают,
В нищете - не доедают...
Но вдруг слышит: «Василёк,
Посади-ка колосок -
Сам ложись спокойно спать
И не надо горевать».
Вася быстренько встаёт,
В землю колосок кладёт
И идёт на сеновал:
Крепко до утра проспал.
Утром встал – и снова диво:
Стало всё вокруг красиво,
Прежней нет уже избушки,
Дом большущий на опушке,
В нём богатство, благодать,
Брата с женой не узнать -
Хвори нет уж на лице.
А на тёсаном крыльце
Детки весело снуют,
Сдобны прянички жуют -
Да одеты все нарядно!
«Вот теперь живите ладно, -
Говорит Василий им, -
Только впредь к своим родным
Чаще в гости приезжайте,
Нас с отцом не забывайте».
Брат счастливый: «Навестим,
У вас скоро погостим.
Рады, что ты нам помог».
«То волшебный колосок…»
Только Вася так сказал -
Его вновь в руке держал.
Погостил чуток у брата,
Только дальше ехать надо,
Ведь столица далеко
И добраться нелегко.
          ***
Скачет долго... Вдруг - дворец!
Замер тут наш молодец:
«Знать сбылась мечта моя -
У дворца стою ведь я!»
Но таких как он, немало
У дворца сейчас стояло…
И услышал он что царь,
Стороны той государь,
Молодцев сюда созвал
И такой указ издал:
«Очень хочет моя дочь
Чтобы кто-то ей за ночь
Замок чудный сотворил,
Да его ей подарил.
Коль свершится по сему:
Стать царевичем ему -
Женихом ей будет тот,
Кто сей замок возведёт».
А народ-то не молчит:
«Кто ж такое сотворит?!
Невозможно это! Сложно!»
«Попытаться всё же можно…», -
Вася тихо прошептал
И к дубраве поскакал...
Отпустил коня на волю:
«Порезвись-ка в чистом поле,
Я ж возьмуся за дела:
Главное, чтоб стройка шла.
Только где б взять инструмент -
Моего со мною нет...
Да и ночь темным-темна:
Как назло зашла луна!
Что же делать и как быть,
Чем округу осветить?..»
Но вдруг слышит голосок:
«Посади-ка колосок,
Только спать ты не ложись,
А без устали трудись!»
Колосочек Вася взял,
В землю быстро закопал -
Посветлело сразу вдруг:
«Вот спасибо тебе, друг,
Воротил Луну опять!
Где б мне инструмент достать -
Я бы точно не сплошал…»
Только это он сказал –
Видит рядом инструмент,
Что добротней в мире нет!
Парень рад: «Коль есть желание,
И к тому же - опыт, знание,
То задуманному - быть
И мечту осуществить!»
До утра трудился он -
Куда только делся сон!..
А к утру сам удивился:
Чудный замок получился -
На виду стоял у всех,
И царю в нём жить не грех!
Народ тоже удивлён:
«Видно сразу - мастер он!"
Вася скачет во дворец,
Где царевна, царь-отец.
А они уж у крыльца
Поджидают молодца.
Он с почтеньем поклонился:
«Как велели, я явился -
Вас готов с собою взять,
Чтобы замок показать».
Тут царевна отвечала:
«О тебе я не слыхала…
Кто ты?» «Вася - удалец,
Смастерил тебе дворец
Да пришёл вот пригласить
Его первой оценить».
Та руки не подала,
Но за ним всё же пошла...
Царь-отец шагает рядом:
«И мне тоже взглянуть надо».
За ним свита и народ
Шумною толпой идёт.
Ко дворцу лишь подошли,
Все руками развели!
Царь доволен: «Угодил -
Чудо за ночь смастерил!
Ну, что скажешь, дочь моя?
Волюшка теперь твоя:
Нравится тебе жених?»
А Василий тут притих,
Ведь царевне то решенье
Принимать без промедленья -
С ней он рядом… Хоть устал,
Красоты не потерял
Да к тому же держит стать:
Богатырь - ни дать, ни взять!
Всё по нраву деве в нём -
Значит дальше быть вдвоём:
"Да, отец, жених по мне,
Справился со всем вполне".
И решили тут: не ждать
Да гостей на свадьбу звать.
Прибыл вскоре во дворец
И Василия отец,
Прибыл брат, за ним сестра:
Свидится пришла пора.
Прилетела к ним и птичка,
Их ласточка-невеличка:
Все друг друга видеть рады -
Это ль в жизни не отрада!
И гремел тот славный пир
На всё царство, на весь мир.
        ***
Так царём Василий стал,
Как когда-то и мечтал...
Слов своих он не забыл,
Жизнь народу облегчил -
Царские его Указы,
Приносили пользу сразу:
Бедным всем работу дали,
Чтоб они не голодали,
Чествовали мастеров,
Воинов да удальцов,
Помогали всем больным -
Был народ доволен им!
          ***
Так что… нужно всем мечтать,
В жизнь мечты те воплощать,
Ведь без них не проживёшь,
Своё счастье не найдёшь!