Паводок на Мокше

Галина Салаева
Весеннее половодье  всегда было отдельной темой! Оно будоражило  кадомчан, лишь только начинал сходить снег. Зальёт - не зальёт, гадали все. В домах, на улицах, на работе - интереснее темы для разговора не было!
Мокша кроме радости приносила жителям много хлопот в период разлива. Ещё мама рассказывала, как около парка на берегу реки была раньше улица , и ее в 20-х годах смыло половодьем вместе с церковью! Мама сама видела , когда была молодая, как в большую воду плыли по реке смытые потоком воды домишки...
В моем детстве наш дом заливало почти каждый год. Он стоял и стоит до сих пор в бывшем русле маленького притока Мокши, таких притоков или ключков множество в Кадоме, а этот протекал по нынешней улице Урицкого, и папа мой рассказывал, что когда был маленький, они все время проводили на этой речушке, а по вечерам и взрослые собирались, жгли костры, женщины пряли...
Первое мое воспоминание о большой воде связано с 63-м годом. У нас тогда ещё не было лодки, и папа брал в судоверфи шлюпку, потому что иначе передвигаться было нельзя. На шлюпку мы вылезали прямо в окно.
Помню, как сильные руки передают меня в другие мужские руки через раскрытые створки окна, мы плывём с папой и братом Сашей куда-то по стадиону, вода бурлит, крутит, огромное серое водное пространство! В те годы не было заросших берегов, речка выходила в поселок, и все становилось одним огромным морем!
А как мы радовались ледоходу! Какая мощь, какая сила воды представала перед глазами! С шумом, гулом, треском несся огромный штром мимо нас! Льдины, большие и маленькие, толстые и тонкие, старались опередить одна другую, с ревом лезли друг на друга, ломались, крушили все вокруг, подмывали берег!
Несколько раз бывало так, что, поглазев на ледоход, мы оказывались отрезанными от дома, в это время переливало проход около гаражей ветлечебницы...
Чем мне не нравился период, предшествующий разливу Мокши, так это тем, что нужно было вынимать картошку из подпола! Муторная работа! Картошки всегда было много, и прежде чем ее вынимать, нужно было оборвать ростки. Целый день уходил на это, а то и два.
Вода приходила с нижнего огорода. Он как раз и располагался в бывшем русле ключка. Говорят, что вода обладает памятью. Это правда. Иной раз заливало медленно, каждый день вода понемногу прибывала, или помногу, только успевали колышек-метку переставлять...
Конечно, бегали и на речку. Она поражала своими размерами и быстрым течением.  Смотришь, бывало, льдина плывет, большая такая! А на льдине зверёк, на зайца похожий, и так его жалко!
Мужики всегда поутру на берегу собирались, курили, прикидывали, говорили. А мы с замиранием сердца ожидали вердикта и про себя просили: Хоть бы залило! Хоть бы залило!
После 63-го года папа сам сделал лодку-долбленку. И в период разлива мы уже могли отвозить папу и маму на работу в центр и забирать их вечером. На лодке ездили за водой на колонку, которая стояла на более высоком месте. Эта вода шла на приготовление еды, а на другие нужды черпали прямо с крыльца.
*
Последние тридцать лет заливать стало, как говорится, редко, но метко! Конечно, я имею в виду сильное половодье, когда вода подходит прямо к дому, заливает подпол, когда на " большую землю" можно доплыть только на лодке!
Апрель 1994-го года. Обед. Вода медленно, но неуклонно приближается по огороду к дому. Картошку уже вытащили, кур пока на терраску не переводили, они ещё гуляют, щиплют первую травку. Вдруг звонок по телефону. Звонит соседка, добрая душа Мария Михайловна Яупова:
"Галя, собирай быстрее своих кур, у гаражей перелило, они на кустах сидят!"
Ноги в руки - бегом, спасать кур! На сухом месте собрался народ, надо сказать, в период половодья в Кадоме много интересных зрелищ!
Сажусь в лодку, и к кустам! Не знаю, как у деда Мазая получилось собрать зайцев в лодку, у меня ничего не вышло. Куры, завидев меня, попрыгали в воду и поплыли!
Вместе с соседями за моими манипуляциями наблюдали и два наших  пятилетних сына, и Сережа со знанием дела многозначительно изрёк: " Куры - они плавать не умеют!" А наши пернатые друзья в этот момент плыли, рассекая воду как ледокол " Ленин"!
Спустя какое-то время, все куры были выловлены и водворены на террасу, где благополучно дождались конца воды)).
Много занятных моментов осталось в памяти! И как наш сосед плыл на лодке впереди меня, прорубая проезд в кленовой поросли, а нам навстречу двигался огромный стог сена, и мы не могли ничего с ним сделать; и как хозяева переводили коровушку свою на сухое место, а животное ревмя ревело, идя по горло в воде; и как наши пятилетние мальчишки ловили рыбу , сидя на крылечке; и как в 2001 году, когда залило в одночасье, и не на чем было добраться до дома, одна дама из руководства в розовом шелковом платье форсировала улицу по пояс в воде, являя собой яркий цветок посреди серо-голубого простора...
Раз уж речь зашла о половодье 2001 года, грех не вспомнить, как все было.
20 апреля, пятница. Мы с Толей на работе в школе. Вдруг сигнал от руководства - заливает нашу улицу, нас отпускают с уроков! В такие моменты надо действовать быстро. Кур - на террасу, все что может уплыть со двора - привязываем проволокой, в сарае поднимаем все на поленицу дров. Нам помогают сыновья и их друг-сосед Никита. Время 4 часа дня - вода уже подошла к дому с нижнего огорода. Осталось снять звено забора, чтобы выезжать на лодке, и перевести собаку на другую терраску. Пока Амур стоит на конуре, с беспокойством наблюдая за всем происходящим, иногда скулит.
Вода  прибывает, а Толя с ребятами все возятся у забора. Я нервничаю, кричу им с крыльца, чтобы быстрее заканчивали! Никита, беги домой, - требую я, - а то не успеешь! И он побежал! Ребята мне потом рассказывали, что это было как в фильме ужасов! Никита бежал, а следом за ним шла волна! Он потом сказал по телефону, что только успел заскочить на крыльцо, как вода окружила со всех сторон...
Чтобы попасть домой, Толя с ребятами лезли через забор, калитка была уже залита. Лодка, приготовленная заранее и привязанная к терраске, тоже уже качалась на воде. Конура была полностью затоплена, только самая крыша  с ожидающим Амуром оставалась на поверхности. Последней точкой стало его перебазирование на терраску на носу лодки)).
Самое интересное ожидало нашего кота, который проспал на печке момент затопления! Проснувшись, он попросился на улицу. Открыли ему дверь на одну террасу - там куры, на другую - там собака! В результате, вынесли его на руках, а куда ему идти-то? Запрыгнул он от отчаяния кое-как на дверь, потом  на козырек над крыльцом, и три дня в шоке пребывал на крыше! Проезжающие на лодках соседи кричали , что кот сидит на трубе и , видно, готовится прыгнуть вниз! Но все обошлось без жертв)). Видно, здравый смысл возобладал, и Киса пришел домой тем же путем, что и уходил...
*
Что творилось в этот вечер в поселке! Народ с работы не мог добраться домой! У кого были лодки, перевозили страждущих, собравшихся у сбербанка. Нам позвонила соседка тетя Маша, она утром ушла к родственникам, ушла в тапочках, а теперь не могла попасть в дом, который был  затоплен. Съездив и забрав соседку, подвезла ее к забору и остановилась. В калитку наша широкая лодка не проходила. Тетя Маша хотела быстрее попасть домой, - я ее отлично понимала,  кто знает, что там творится? - и порывалась шагнуть с лодки. Я останавливала ее: Погодите маленько, сейчас я ухвачусь за забор и придержу лодку, чтобы не было отдачи! Зная из школьного курса физики и собственного опыта, что если шагнуть с лодки, она отплывает в противоположную сторону, я беспокоилась за женщину. Но тете Маше было море по колен! Не слушая меня и не дав возможности мне зацепиться за  забор, она шагнула с борта, и...оказалась  по грудь в воде! Лодка резко пошла в другую сторону, а бедная тетя Маша одной ногой ещё оставалась в ней! Усилием воли справившись с ситуацией, соседка взяла курс на дом...
К вечеру этого дня начались неприятности. Залило подстанцию, и мы остались без света. Если, дорогой читатель, тебе интересно, то я обрисую ситуацию, в которой мы оказались. Представь себе поздний вечер 20 апреля, темно, на улице ни огонька, мы с Толей сидим у окна, за которыми плещется вода. Она плескалась и в подполе, но до досок пола не доходила сантиметра четыре. Час назад звонила сестра из Рязани, сказала, что по второму телеканалу передали о приближении к Кадому новой волны паводка, и мы "ждём" поднятия уровня. Дети спят, кругом тишина...В плеск воды в стены дома вдруг врываются новые звуки... бууух! бууух! - раздаются издалека глухие удары, которые разносятся по залитому Кадому и создают какое-то зловещее впечатление...
Мы махнули рукой на всё - как говорится, Бог не выдаст, свинья не съест - и легли спать.
Утро следующего дня было ясным и теплым! Вода была на прежнем уровне, и у нас было радостно на душе. Встав, я сразу же  выплыла на лодке в наш переулок, потому что беспокоилась о тете Маше - как она там, не заболела? Но русского человека голыми руками не возьмёшь! Соседка , улыбающаяся, довольная, махала мне в окно рукой, мол, купи хлебушка, когда поедешь в магазин!
Порадовавшись вместе с ней, что в доме  пол сухой, я повернула назад и встретила нашего соседа. Он плыл на баллоне на дощечке с работы, с ночной смены. Весёлый такой! Да ещё тащил за собой бревно! " Представляешь", - сразу начал он, -"во народ! Видала, рядом с моей работой дом строят? Там же бревна лежали, ну и поплыли! Так вот ночью мужики понаехали и все растащили! Одно только и успел ухватить! Во народ!" И он поплыл дальше, буксируя за собой трофей. Так вот что означало ночное буханье, это народ под шумок растаскивал все, что плохо лежит...
Сколько лет живу, столько и удивляюсь, откуда берется и куда уходит полая вода! Это чудо природы! Зальёт в одночасье, постоит три дня и ...сделает ручкой! Но свой уход обязательно чем-нибудь особенным отметит, то рыбкой блеснёт в мокрой траве, то развеселит кувырканием выдры под окнами в сиянии множества радужных брызг!
А вот в детстве был ещё один момент, которого мы всегда ждали. Жил у нас в Кадоме один человек, все звали его Коля Чубук, даже и не знаю, фамилия это у него была такая или прозвище, но был он особенный, все ходил - бумажки по улицам собирал и как песенку какую-то пел - иииии...Так вот этот Коля открывал в нашем нижнем огороде купальный сезон! Как только вода начинала идти на убыль, становилась теплой, Коля тут как тут, разденется, бывало, и в одних подштанниках ну нырять! Вся детвора собиралась на него поглазеть, и примета такая была - Коля Чубук купается, значит, тепло началось!
А тебе, дорогой читатель, доводилось купаться в вешней воде? Нет? А мне приходилось! Сейчас расскажу!Опишу свое последнее купание, а их было несколько...
В 2001 году, через два дня после того, как нас залило, мы с Толей утром собирались на работу. Ему нужно было в школу к нулевому уроку, а мне ко второму, и я могла отвезти его на " большую землю" сама. А уж потом меня везли ребята, они в эти дни в школу не ходили.
Ну вот. Утро было теплое. Толя собрался, надел костюм, ботинки, взял портфель и направился к лодке. Она была пришвартована к крыльцу, а садились мы на нее с дощечки, так как крыльцо всё, до самой последней ступеньки, было залито водой. Я сидела на корме с веслом, в полной боевой готовности! Увидев, что Толя идёт, я решила встать и подержаться за планку, на которой крепится козырек над крыльцом. "Галь, не надо! Сиди!" - сказал мне Толя, но я уже не слушала его! Я встала у носа лодки, схватилась за планку и скомандовал: " Иди!" И только лишь Толя сделал шаг на нос, подгнившая планка сломалась, и я потеряла равновесие! Лодка заколебалась, и мы с мужем, обнявшись, свалились с нее! Воды нам было по грудь! Я выскочила на крыльцо, вода стекала с меня ручьями! А Толя, встав на ноги , уходил все дальше от меня, к вишне, куда уплывала от толчка лодка... Он шел медленно, преодолевая сопротивление воды, в белой рубашке... А я, схватив резиновые сапоги, ничего не соображая, кричала ему, чтобы он надел сапоги, а то зальёт туфли...
...Прошло много лет с тех пор, но впечатления от этих весенних половодий не тускнеют в памяти. Вот я и решила их записать для своих внуков и друзей. Пусть все знают, какие сюрпризы приносила и  может еще принести людям наша красавица Мокша!))