5. 3. английское искусство xviiiв. хогарт, рейнолд

Фёдор Флоринский
5.3. Английское искусство XVIIIв. Хогарт, Рейнолдс

5.3. Английское искусство XVIII века. Просвещенный век Елизаветы. Революция 1640 года
Раньше, в XVII веке в Англии произошла революция (1640—1660), движущей силой которой были городской плебс и крестьянство. Народным восстанием воспользовалась буржуазия, выступившая в союзе с дворянством, что явилось отличительной особенностью Английской революции XVII века.

Провозглашенная в 1649 году после казни короля Карла I Стюарта республика вскоре сменилась военной диктатурой Кромвеля. В 1660 году произошла реставрация Стюартов.

 После государственного переворота 1688 года была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента. С конца XVI века в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для будущих ученых от Ньютона до Дарвина.

Но изобразительное искусство Англии в «просвещенный век Елизаветы» еще жило традициями Гольбейна Младшего, а затем подражанием французскому искусству.

 Пуританское движение XVII веке с его иконоборческими идеями, никак не способствовало развитию национальной живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII веке медленно развивался портретный жанр и миниатюра. Но зато в следующем столетии, как бы стараясь нагнать упущенное, английские художники работают так интенсивно и своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.
 
Английское Просвещение было зрелым уже к 40-м годам XVIII столетия, и на всей культуре Англии сказывались его гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который характерен для Франции.

Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697— 1764). Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца.

В гравюрах он обращается к самым широким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии.

Кроме того, Хогарт создает целые серии живописных полотен, среди которых «Модный брак. Будуар графини.1743—1744». Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как драматург, он разыгрывал действие, как искусный режиссер. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали назидательно, как воскресная проповедь.

Истинный Хогарт — это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной и ясной форме.

В этом огромное значение Хогарта, определившее его место и роль в английском искусстве. На протяжении всей творческой жизни Хогарт обращался к портрету.
Это и групповые, так называемые разговорные портреты, например, на картине капитан, открыватель новых земель «Вудс Роджерс (справа) получает карту Нью Провиденса (Багамы) от своего сына.1729».

Кроме того, и одиночные портреты, например, «Автопортрет с собакой, 1745». Не случайно наибольшей славой среди портретов Хогарта пользуется изображение «Девушки с креветками.1860», восхитительная живопись которого, по удачному определению одного исследователя, свободно существует в нашем столетии не как сокровище прошлого, а как великая удача сегодняшнего мастера. Хогарту удалось создать в этом портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной, излучающей свежесть и здоровье, такими приемами пленэрной живописи, которые предвосхитили колористические искания следующего столетия.
Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым же живописцем-просветителем в Европе.

Справедливо считается, что до Хогарта в Англии не было великой живописи и что Хогарт стал ее первым представителем, создавшим новым пластическим языком, как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, предвещающие рождение критического реализма XIX столетия.

Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате «Анализ красоты.1753». Он много сделал для введения в практику художественных выставок, организовал первую публичную выставку 1760 года.

В Королевской Академии искусства национальной художественной школы, открытой в 1768 году первым президентом был Джошуа Рейнолдс (1723— 1792), живописец и теоретик, в своих знаменитых «Речах» выступавший сторонником классицистической эстетики.
 В молодости он совершил путешествие по Италии и Франции, позже посетил Голландию и Фландрию. Он восхищался колоритом Тициана и Рубенса и многому у них научился. С 1735 года Рейнолдс обосновался в Лондоне и с этих пор становится самым известным портретистом Британии. Рейнолдс много занимался исторической живописью, писал на мифологические сюжеты. «Младенец Геркулес, удушающий змей, подосланных Герой.1788» — картина, заказанная в 80-х годах Екатериной II и Потёмкиным, символизирующая дружбу с Великобританией.

Но более всего в истории искусства Рейнолдс важен как портретист, и здесь мы вправе назвать его создателем национального портретного жанра, основателем английского репрезентативного портрета. Это портреты полководцев («Адмирал лорд Дж. Хитфилд.1787—1788», писателей «Лоренс Стерн.1760», актеров «Дэвид Гаррик.1768», «Сара Сиддонс в образе музы трагедии.1784», лондонских красавиц «Нелли 0'Брайен.1760—1762».

Но кого бы ни изображал художник, в его образах, особенно мужских, есть героически-возвышенное, в них подчеркнуто лучшее, на что способен изображаемый человек. То внутреннее напряжение, которое
имеется в портретах Рейнолдса, вдохновение, энергия достигается прежде всего определенным цветовым строем: напряженным, обычно золотисто-красным, золотисто-коричневым колоритом, с вкраплением пятен интенсивно-синего, зеленого или оранжевого. Красочный строй не размельчен, фоны и драпировки написаны очень широко. Сочная, широкая живописная манера способствует обобщенной передаче натуры при сохранении вполне реальных черт лица. Художник Просвещения Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги, богатство духовного мира.