В поисках гармонии

Илья Волотов
Я давно не встречал своего Учителя, и бродил по горным тропинкам в полном одиночестве, размышляя и бормоча о том, что звучало всегда, как вопрос, и не находило никогда ответа. Например, о несоразмерности, несоразмерно присутствующей в жизни, и её главных порождениях: неравенстве и несправедливости. Я смотрел на ущелье сверху вниз, на протекавший в нём бурный поток, и мои мысли странно путались...
- Скучаешь? - разбудил меня внезапно знакомый голос. Учитель стоял в двух шагах от меня, в той же позе, что и я.
- Учитель, - почти испуганно и одновременно обрадованно начал я. - Я запутался в самом элементарном и очевидном.
- Говори...
- Почему далеко не всем воздаётся по заслугам? Неважно, хорошим или плохим. Почему невозможен гармоничный мир, где каждая вещь находила бы своё место и каждый бы занимался своим делом, для которого предназначен? Я вижу парадокс в том, что цель и миссия есть у всего, а достижение и исполнение их - удел немногих, и среди них достойных - не больше, чем среди остальных, а скорее, меньше... Намного меньше. Почему способность достигать так часто не увязывается с подлинными способностями, и, за редким исключением, одних, непонятно отчего, возносит до небес, а других бросает на самое дно?.. Зачем даются тогда эти истинные способности тем, кто не обладает способностью извлечь из них то, что с такой лёгкостью извлекают некоторые, не обладающие и сотой долей...
Учитель улыбнулся, и его улыбка внезапно прервала мой монолог.
- На твои вопросы не существует ответа, поскольку они не являются вопросами. Вернее, есть один ответ на все вопросы. И звучит он так: потому что. И ни слова больше.
- И так будет всегда, Учитель?
- Нет.
- Не понимаю.
- Перестань задавать эти вопросы - и тут же всё изменится.
- Что изменится?
- Всё. Начиная с твоего понимания.
- Но как может измениться то, что я не в силах понять?
- Элементарно. Ему не нужно для этого меняться. Всё у тебя в голове. Нет никакой несоразмерности. Нет неравенства и несправедливости. Как нет и справедливости, равенства. Соразмерности.
- Учитель, я правильно понимаю, что просто нет единых критериев?..
- Критерии как раз есть. А кроме них, ничего нет. В этом-то всё и дело. Прекрасных, гармоничных, единых критериев.
Учитель поднял с земли камень, и бросил его далеко в ущелье. Камень плюхнулся в воду, громко, так, что отчётливо слышен был отдельный всплеск среди ровного шума волн.
- Этот камень и есть твой правильный, разумный критерий. Ручей пересохнет в засуху, а он останется, твёрдый и ощутимый. Достоверный. А шум и бег воды - это чистая иллюзия. Чистое движение, которое есть, и которого тут же нет. Знаешь, в чём твоя беда?
- В чём?
- В том, что ты прав. А у движения нет никакой правоты. Но оно сильнее тебя, не обладая никакой твёрдостью, понятностью, разумностью... И у тебя один только выход.
- Какой?
- Перестань быть камнем, и стань волной. В движении найдётся тебе место. И ты сметёшь все камни на своём пути...
Учитель засмеялся и исчез...
Опечаленный и почему-то встревоженный его словами, с каменной головой, побрёл я по горной тропинке обратно домой. Жена ждала меня с пустым кувшином.
- Сходи-ка за водой, бездельник... Воду лить - не камни ворочать.