Фильм Васса -экранизация пьесы Максима Горького

Марина Синиченкова
Мощь в игре Чуриковой. Главное, тихим голосом сказать так, чтобы все вокруг затрепетали. Окружение Вассы ее сильно подвело: муж игрок и растлитель, брат прожигатель жизни, дармоед, дочь Наталья. Она хоть и взрослая, но совсем не пытается помочь матери, не заинтересована в делах, подпевает песни революционеров, бухает и уже заметно, что нравится ей это дело, Людочка- блаженная, сын умирает за границей. Сноха Рашель- таких дамочек в то время было пруд пруди. Этакая благородная революционерка, которая, кроме своих идеалов революции не видит ничего вокруг
Притом ВСЕ они живут на деньги Вассы, этой единственной в семье труженицы.
Васса – владелица пароходной компании, предприниматель, а в дореволюционной России все эти коммерсанты, владельцы предприятий и т.д., Все, кто занимался бизнесом, относились к купеческому сословию. К тому же, она в разговоре с Рашелью сама говорит: "Я купчиха. Я женщина практическая. Слов не люблю...".
Васса- уставшая женщина, груз всех хлопот и забот никому не скинуть, всё приходится по привычке тащить на себе.
А почему купчихи должны быть как на полотнах Кустодиева? Мне больше импонирует вот такая купчиха-Чурикова. В ней мощь не от тела, а от души. Сказала, как отрезала, а не массой задавила...
Фильм очень современный, и Васса в исполнении Инны Чуриковой современная бизнес-лэди.
Такая мощь в тихом голосе Инны Чуриковой, такая боль, любовь и мука в глазах по отношению к мужу. Такой металл в голосе, когда речь идёт о деле. Любом деле, где надо принимать решение.
Муж пил и распутничал, делами не занимался. Вот все постепенно и перешло в руки Вассы.
Нажива прежде всего зависит от безупречной репутации самой Вассы и её семьи. Кредо таких людей - "Я","МНЕ","МОЁ". Ради репутации семьи и мужем пожертвовать не жалко и брата на смоляной завод заслать и нелегалку невестку полиции сдать
Горький акцентировал, что спорить Васса не умеет. В этом Рашель её значительно превосходит, но убедить Вассу в том, что она никакая не хозяйка, а обыкновенный паразит никакая Рашель не в состоянии. Вместо споров о политике, где Васса совершенно некомпетентна, она откровенно ненавидит Рашель за отбитого у неё своего наследника. Чувствуя, что Рашель, претендующая забрать у Вассы единственного её наследника внука, может оказать вредное влияние и на её дочерей, которые симпатизируют ей гораздо больше, чем матери.
Вот так, через собственные унижения, подкупы, взятки, обдирание своей рабочей черни, длинной череды предательств близких и не близких людей ради собственного материального благополучия - всё это и есть жизненный путь Вассы Железновой. Вот это и хотел донести до читателя М.Горький. Что же касается Рашель, то время показало, что будущее за ней и ей подобным и не надо ничего фантазировать больше.
Мне очень нравится Чурикова в этой роли. Именно своей миниатюрностью и отсутствием массивности. Пашенной и играть особо не надо, ей просто встать во весь рост и грозно смотреть. А вот Чурикова именно сыграла силу, которую внешне, может, и не видно, и одной ей известно, откуда она берется.
А у Горького все пьесы достаточно сильные, надо только уметь экранизировать и ставить их. Все взято из реальной жизни.
Чурикова гениально взялась за образ. Она сыграла "человеческую женщину", полностью оправдав "железного монстра". Женщина, заставившая мужа умереть, забравшая ребёнка от матери
Меня поразила Теличкина, в образе "Преданной рабыни".
В этом фильме меня потрясла игра Николая Скоробогатова. Привыкнув видеть этого замечательного актера в основном в ролях производственного плана, не могла не восхититься его Прохором Борисычем - этаким вальяжным повесой- барином, который и выпить не дурак, и покутить мастер. Сыграно великолепно!
Замечательный фильм с замечательными актерскими работами.  Однако, как мне кажется, его очень мало показывали по ТВ.
Вообще, как казалось бы ни странно, эта, считавшаяся в советские времена про революционной, пьеса М.Горького в данной трактовке, с иначе расставленными акцентами, звучит как прямо антиреволюционная.
Васса и Рашель, в определенном смысле, очень близкие натуры. Умны, активны, ответственны и т.п. По большому счету, обе живут «не для себя», но с разной направленностью. На личном уровне, явно, симпатизируют друг другу. Васса, растрогавшись «душевностью» семейного вечера, искренне предлагает Рашель «живи с нами». Но вот «политический момент» разводит этих женщин «по разные стороны баррикад».
Она практик, крепкий хозяйственник – способный удержать ее «на плаву». Благодаря Вассе благополучно живет семья. И рабочие места для народа. И, заметив инженерные способности у Пятеркина, она за свои деньги готова учить его заграницей.
Рашель – идеалист-теоретик. Для нее главное – иллюзорное будущее всего человечества. Текущие потребности ею нивелируются в угоду политических иллюзий. Неумение позаботиться о «малом» означает, тем более, невозможность облагодетельствовать всех.
Компромисса между ними, увы, не получается.
И что же в результате. Васса погибает. Рашель с ненавистью фыркает на то, что давало возможность жить всему семейству, в том числе и ее сыну. Для нее это лишь повод продемонстрировать якобы верность своих взглядов. Все «нажитое» попадает в руки беспринципных ловкачей, мошенников. Для них самое главное – хапнуть «здесь и сейчас».
Сама же Васса действительно надрывается и гибнет, не выдерживает постоянного стресса, в котором проходит вся ее жизнь. Она вспоминает, как радовалась возможности сбросить этот груз, когда муж проиграл все ее дело в карты. Но ему удалось отыграться, а ей пришлось тянуть эту лямку до самой смерти. Судьба ее дочерей, скорее всего, будет очень печальной. Внука же Рашель увезет в Швейцарию и отдаст на воспитание бездетной сестре.
На мой взгляд, наиболее объективная и актуальная экранизация. А что касается года выхода - 1983 - как нельзя своевременная, в этой интерпретации Г.Панфилова. Это подчеркнутая драма, я бы даже сказала трагедия, женщины, обреченной быть "бизнес-вумен".
Момент склонения мужа к самоубийству - самый лучший в картине.
Он собственно не сопротивлялся, и у нее ни один мускул не дрогнул.