6. 2 Испанское искусство XIX века. Гойя

Фёдор Флоринский
6.2 Испанское искусство конца XVIII — первой половины XIX века. Франсиско Гойя. Романтическая графика
В Испании XVIII столетия, утратившей свое былое величие, ко двору привлекались в основном иностранные художники, и даже главой Академии искусств Сан Фернандо, учрежденной в Мадриде в 1774 году был немецкий художник, апологет классицизма

Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи Франсиско Гойи (1746-1828) для формирования европейского романтизма. Он начал учиться в родном городе Сарагосе в середине 60-х годов переехал в Мадрид, где уже работал старший из братьев Байе — Франсиско, ставший учителем Гойи.

В 1775 году Гойя женится и уезжает в Мадрид, где получает большой заказ на картоны для шпалер, работа над которыми, по сути, продолжалась до 1791 года. Гойя выполнил в общей сложности 43 эскиза. Жизнь улицы, игры и праздники, драка перед деревенским трактиром, фигуры нищих, контрабандистов, разбойников, нападающих на знатных путешественников, все эти самые демократические мотивы находит Гойя возможными для украшения королевских зал. Они жизнерадостны в изображении быта, пейзажа, народных типов.

В эти же 70 годы Гойя начинает заниматься графикой и в гравюре избирает технику офорта. В 70—80 годы Гойя много занимался и живописным портретом. Успех сопутствует ему и в 1780 году его избирают членом Академии художеств, а в 1789 году получает звание придворного художника. Он исполняет огромное количество портретов Карла IV, Марии Луисы и придворных.

В середине 90-х годов обостряется давняя болезнь Гойи, последствием которой становится глухота, которая заставило по-новому посмотреть на многие события в стране. Картины, полные карнавального веселья сменяются такими, как «Трибунал инквизиции.1812-1814».

Работа над серией (80) офортов «Капричос.1793-1797» заняла пять лет. Необычайна их тематика, зачастую остается неясным смысл, но абсолютно ясна острота социальной сатиры, направленной против бесправия, суеверия, невежества и тупости. Целый ряд листов представляют сатиру на церковь, где он, пользуясь аллегорическим Эзоповым языком, в форме басни, притчи, сказания, наносит меткие удары двору и обществу.

Во второй половине 90-х годов Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства.
Наконец, соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых картинах «Маха одетая.1897-1800» и «Махе обнаженной.1802», в которых он нанес удар академической школе.

 Даже передовых критиков того времени смущало нарушение академически выверенного рисунка. Гойю обвиняли в том, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и подчёркивании чувственного начала.

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде послужило для него поводом к созданию картины «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 года.1814». Шеренга солдат, лиц которых не видно за ружьями, расстреливает ночью поставленных у стены пленников. Испанец в белой рубашке раскинул руки навстречу смерти. Высшая степень драматизма характерны для этого произведения Гойи.

На картине запечатлено начало освободительной борьбы испанцев против французских оккупантов. Гойя лично принимает участие в защите своего родного города Сарагосы.
С 1808 по 1820 года он работает над своей второй графической серией «Ужасы войны», состоящей из 85 листов офортов. Серия обладает огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца этой героической борьбы испанского народа с Наполеоном. Один из первых листов серии посвящен испанской девушке Марии Агостине, участнице обороны Сарагосы, стоящей на груде трупов и продолжавшей стрелять, когда вокруг все уже были убиты. Лист называется «Какая доблесть!».

Эта серия —вершина реалистической графики Гойи.
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно, в высшей степени выразительно. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.

В 1814 году Фердинанд VII вернулся в Испанию и начался период реакции. Гойя был совершенно одинок. Умерла его жена. Его друзья также умерли или были изгнаны из Испании. Он живёт недалеко от Мадрида в «доме глухого». Чертами подлинного трагизма, выражающего судьбу испанской интеллигенции, отмечены многие портреты этих лет.

В это время он исполняет серию, посвященную бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). Он расписал стены своего дома фресками, идеи которых были до конца понятны только художнику. Проносятся на шабаш ведьмы. Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного. Здесь, в «доме глухого», около 1820 года он создает свою последнюю графическую серию. Гойя становится даже чрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ.

В 1824 году, когда реакция в Испании достигает предела, а одиночество художника становится невыносимым, Гойя под предлогом лечения уезжает во Францию.  Здесь он находит друзей. Здесь он пишет свои последние прекрасные зрелые произведения, простые в своей правдивости, предвещающей расцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница.1824». Гойя умер в Бордо в 1828 году.

В конце века останки его были перевезены на родину. Но после его смерти, Испания забыла своего великого художника. И только молодая передовая Франция, в первую очередь художники романтического направления Жерико и Делакруа, а немного позже —Домье, затем Мане, в полной мере оценила великого испанца, имя которого со второй половины XIX века не сходит со страниц литературы об искусстве и всеобщий интерес к которому не затухает и по сей день.