Людмила Даниловна. Повесть. Глава вторая

Александр Георгия Сын Николаев
   


                ЛЮДМИЛА    ДАНИЛОВНА.


                Повесть

                Глава вторая


Продолжу вспоминать школу,  прежде всего наш класс, обыкновенный  тогда и  совсем невероятный  сегодня, на момент  времени  возраста одноклассниц и одноклассников  совсем чуть-чуть за шестьдесят :  для кого-то близится 64 годика, большинству, в основном 1955 года рождения, «всего-то»  исполнится  63 … да будет так ! и далее  продлится  когда дорога, а когда и тропка жизни … Мы сами для себя теперь пейзаж воспоминаний,  переживаний  личных … И никуда не денется наш класс :  мы все по-прежнему  бываем там, растём телами и своими мыслями … Но ничего, увы, нам не создать , ничем не заплатить, чтоб изменить привычки, но, главное, не можем мы помочь  вновь тем, кто рано так  уходит в ночь … кто прежде  времени  закрыл своей судьбы страницы … Храним в себе, в своих сердцах обычных их голоса и  радостные лица … так тяжело всё помнить хорошо … Но отчего могло всё так
случиться ?!  Ни от кого  ответа не услышим ---  мы до сих пор тем воздухом всё дышим, мы до сих пор  всё помним разговор … глаза и голоса и лица ...

Не помню, чтобы  в свои детские,  подростковые,  юношеские периоды  мы  задумывались  так  далеко о будущем, - кто мог тогда предположить  реальность желанного  взрослого самостоятельного  «завтра» и быть готовым  даже к  ближайшим переменам, приходящим и уходящим возможностям, иным отношениям, другим  целям, в создаваемых и жизнью и самими собой  обстоятельствами …

Да, видели  труд учителей, понимали  работу родителей, знакомых взрослых людей : соседей, родственников, всех тех, кто  был старше нас не только по возрасту, но и по обязательствам.
Не было такого, чтобы конкретно примеряли  определённую профессию, вероятную для кого-то  сразу по окончании десятого, выпускного, класса, --- наверное, доверяли, или, вернее, заранее были согласны с тем, что  так или иначе  станет продолжением наших жизней, наших интересов и, вероятно, даже наших способностей.

Часть одноклассников, в основном ребята, по окончании восьмого класса и получения первого  документа об образовании --- неполное среднее --- аттестата, решились на  обретение  будущей профессии в техникумах соседнего города, в основном поступили в индустриальный и в строительный.
Для кого-то становились проблемой отношения с учителями по причине  угасания  интереса к пребыванию в школе, усталости от  нотаций, призывов, даже унижений от некоторых учителей : потеряли доверие из-за  постоянных списываний домашних заданий, контрольных на уроках, «просто» из-за сложностей так называемого «переходного периода» , и , часто, по причинам  внутрисемейным …

Людмила  Даниловна, как могла, и защищала своих учеников, и  прикрепляла отстающих к «передовикам», и общалась, бывая в домах и в квартирах, понимая многие сложности семейные, бытовые,  реально зная  уровень зарплат родителей и возможность накормить-обуть-одеть  детей …
Справедливо и строго, убеждением и примером личным, сопереживая и стараясь  конкретно помочь каждому особо нуждающемуся --- то через школу она пробивала  материальную помощь с  приобретением  ученической формы, обыденной верхней одежды и обуви, то на свои деньги водила весь класс на новый интересный фильм в один из двух кинотеатров, то просто  разговаривая  отдельно с каждым из учеников «за жизнь»,  --- Людмила  Даниловна   давала нам понять  главное : мы --- не одни, не каждый сам по себе ; мы --- класс, коллектив, не одинаковые, но равно ей дорогие  мальчики и девочки, а далее --- юноши и девушки ; мы --- при всех личных человеческих отличиях, при наших симпатиях-антипатиях, - должны быть  добрыми, внимательными, умными, сильными, уважительными - к другим людям и к самим себе.

Кроме традиционных майских и сентябрьских походов  в местный лес,  красивый своим расположением на одной из возвышенностей  от гряды  снижающихся в сторону запада  южной части Уральских гор,  были обязательные  в те времена  поездки на уборку картофеля в сентябре, начиная с  шестого-седьмого класса, а в старших классах ---  ещё и в в октябре\ ноябре на уборку сахарной свеклы, где, в зависимости от погоды и температуры воздуха, мы не только  дружно работали, стараясь хорошо и быстро выполнить общее задание, чтобы скорее вернуться в посёлок засветло,  но ещё успевали - «в полях» - поиграть в прятки, в чехарду, в догонялки , не задумываясь о выполнении домашних заданий, которые на неделю-полторы  отменялись. Что ели ? Обычно брали из дома кто что мог, затем устраивали общий стол, делили всё на всех, голодными не были, разве что не кипятили чай --- хватало из термосов и обыкновенной воды, привезённой с собой. «Бабье лето» --- не летняя жара.

Часто,  мы, почти всем классом --- были и не желающие, устраивали прогулки вдоль берега  вниз по течению местной реки, одного из притоков Камы,  особенно примечательного  в  майскую пору  появления первых листьев на деревьях и на кустарниках противоположной, правой по течению, стороны. Наша, левая сторона реки - низкий берег - была практически  лишена растительности, разве что  пополняемая во время разлива старица выделялась  полосой ивняка и  черёмухи.

Почва, чаще глинистая, слоёная с речным песком, ракушками, каменистыми россыпями,
позволяла расти нескольким видам трав и выделялась зарослями полыни, крапивы, репейника . В те годы на этом пространстве, называемом «поляной», паслись коровы, овцы, гуси, благо частные дома той части посёлка, защищённые от разлива реки насыпной дамбой, располагались совсем недалеко.
На той же поляне бегали — играли в футбол, ездили на велосипедах, было время, даже  имелись места для уличного волейбола …
Играли, отдыхали, проводили свободное время и взрослые и дети. Понятно, что по вечерам там было интереснее, но только для старших по возрасту. Да и разговоры всякие ходили.

Нам, увлечённым футболом, велосипедами, рыбалкой  хватало мест и вне этой протяжённой на несколько километров  полосы между дамбой и рекой, имеющей несколько перекатов, через которые проходили на другой берег, в основном для разнообразия рыбалки, сбора ежевики, черёмухи, шиповника и земляники.
В прежние времена, 60-е и 70-е годы 20 века, и тем более ещё ранее, вода  в реке была чистая, рыбы достаточно,  прогулки в вечернее и в ночное время были спокойными, да и наши, мальчишек, поездки на рыбалку с ночёвкой что на реку, что на ближние озёра, не вызывали видимого беспокойства --- настолько  все были уверены в безопасности, в  том, что ничего ни с кем не случится .
Ездили же на велосипедах, когда вдвоём, когда компанией в пять-шесть человек. Помню, летом, после шестого или седьмого класса, вот так вот, обыденно, собрались и пошли пешком на одно из озёр, человек пять-шесть-семь … С собою удочки, еда, немного денег --- на соседнем к озёрам разъезде имелся магазинчик, да и надо было нам тогда самое главное : хлеб. Остальное добывали сами : рыбу, дрова. Воду брали в озере, кипятили, остужали, делали запас на день.
Купались, загорали. Спали в самостоятельно сделанном шалаше. Верховодил всеми нами сосед Людмилы Даниловны, тоже ученик нашего класса. Так что она была в курсе нашей экспедиции, вот только сына своего то ли не отпустила, то ли он был в пионерском лагере.
Но инструктаж был серьёзный, наставительный, обстоятельный.
По окончании пешего похода --- примерно три километра от посёлка --- мы не брали велосипеды по причине  нашего лагеря на острове, до которого лишь вплавь, ---  явились, показались на глаза бабушке и дедушке нашего вожака, отчитались перед учительницей, разошлись по домам, готовясь к очередной рыбалке вблизи железнодорожного моста, до которого поехали точно на велосипедах в два-три часа ночи, почти перед рассветом.

Наш класс не был таким очень  специально спортивным, но в соревнованиях, проводимых в школе, всегда принимали участие, занимая места  «медальные», отличаясь в беге, футболе, волейболе, баскетболе, хоккее, шахматах … других видов спорта  не помню, да и не было тогда ни бассейна, ни тира, ни нормального спортзала ; занимались мы или в переделанном под зал  помещении одного  из классов на первом этаже школы, периодически своим ходом достигая Дома культуры в отводимое расписанием время, зимою же спортзал чередовали с лыжными прогулками -  сдвоенные уроки, обычно в завершающие учебный день часы.

На лыжах ходить-бегать любил, но не на соревнованиях : дыхание сбивалось, мандраж, сил не хватало почему-то … психология.
Нормативы сдавали почти все, по физкультуре отстающих точно не было.
Может, и в этом  стремлении к движению, к преодолению, к  «через не могу»  сделать, сказывалось влияние нашей классной, нашей Людмилы Даниловны, которая сама показывала пример что в пеших походах, что при  работе на колхозных полях, что при заплывах  водных, одно из которых запомнилось больше всего : восьмой класс, - или девятый ? - мы, после экскурсии по одному из городов, посещения  местного краеведческого и музея, посвящённого гражданской войне и деятельности Ярослава Гашека, на том же автобусе удалились к водохранилищу, где устроили привал с обедом, отдыхом и массовым купанием.
Вот тогда Людмила  Даниловна показала нам свой  уровень сильной пловчихи, далеко и надолго уплывая от мостков и от нас, не очень желающих  подальше от берега. Мы  же больше ныряли, играли в догонялки на воде. Немногие уверенно  плыли в её сторону, в том числе и её сын, Володя.   Под внимательным взглядом учительницы и матери.
А было ей тогда чуть за сорок лет. Но плавала мощно, красиво, быстро. Впечатлило.

Так что убеждать нас  заниматься физкультурой, и спортом вообще, не приходилось.
Одно жаль, не хватало тогда нам контроля и собственной воли для регулярных, а не  редких, занятий по развитию через тело  многих  других своих качеств.
Кто-то терпеливо, настойчиво начинал «качаться», строить себе атлетическую мужскую фигуру, кто-то надеялся на то, что «гены» помогут и вполне себе хватит обычных уличных упражнений на турниках, на  уроках физкультуры.
Не знаю, когда и что именно говорила Людмила Даниловна нашим девчонкам, но почти все были стройными, в меру спортивными, бодрыми, расторопными на переменах, не давая себя ни догнать, ни  признать побеждёнными …
Были среди одноклассниц  и  такие, что вместе с мальчишками гоняли на велосипедах, не боясь ни скорости, ни вероятных падений, но ближе к годам  четырнадцати — пятнадцати совместные поездки прекратились, разве что можно было покатать на раме или на багажнике растущих так быстро  девчонок. Было приятно само по себе, да ещё доверие ...
   

Начиная, наверное, с седьмого класса, мы  полюбили танцы, проводимые  если не каждую неделю, то два раза в месяц точно. Инициатива, «коварный замысел»,  предвидение и «просто» жизненный опыт  … Людмила Даниловна  постепенно приучала нас к иному уровню общения, к  пониманию неизбежности  взрослой жизни, для которой можно готовится даже в школе, принимая все изменения и в себе самом и в тех, кто с тобою рядом, кто так отличается  другими конструктивными особенностями.

В одном из «Писем ...» упоминал о  любимых тогда  на танцах, проходящих в классе, пластинках, о приносимых из квартир проигрывателях, а затем и катушечных магнитофонах.
Те песни, те ощущения, те открытия и впечатления  знакомы многим, и дело не в одном только возрасте, не в личном  характере каждого растущего подростка, но, вернее всего, в приходящем осознании, в соотношении  природного естества и  правил этики, культуры, всегда  определяющих  уровень и качество  человека.

Эти  не официальные, не формальные танцы , в кругу одноклассниц и одноклассников,
очень много открыли нового в каждом из нас и для каждого из нас, тогда впервые  касающихся именно в  медленном танце  когда руки, когда талии партнёрши, совершенно трепетной, стеснительной, удивлённой и радостной  в её  возможности  такого вот общения.

Нас учили подходу, выражению словами и глазами, улыбкой и голосом приглашения на танец,  учили чувствовать  ритм, темп музыки, беречь ноги друг друга, соблюдать  определённую дистанцию и  обязательно  не  «превышать допустимую скорость»  даже при согласии  партнёрши.

Периодически  чередуя быстрые и медленные  песни, мелодии,  накапливая и растрачивая столько энергии, мы , почему-то, не уставали, не просили раньше времени закончить вечер, прерываемый разве что на  несколько минут  употреблением чая и сладостей, когда приносимых из дома, когда заранее покупаемых вскладчину.

Вроде бы эти  так ожидаемые нами вечера проводились  по субботам, вечером, когда во всей школе не было никого кроме нас, нашего класса и Людмилы Даниловны.
Через несколько месяцев и другие, параллельные классы, смогли организоваться и тоже начали проводить свои  танцы.
А затем, в девятых-десятых,  кроме  обособленных, ограниченных рамками одного класса, в актовом зале школы, - не помню периодичность, - проводились общие танцы, и тогда становилось гораздо увлекательнее приглашать  «не своих»,  не для разнообразия, но для  впечатлений  новых, зачастую более  волнительных и открытых.

Тогда же, впервые, в девятом классе, мы, мальчишки, перед общими танцами, чуть ли не на чердаке школы, торопясь и  смеясь над самими собой, разливали незаметно принесённые одну - две бутылки  лёгкого красного вина, --- рекламу делать не буду, но первые партии  «Солнцедара» были вполне  хорошими ; это впоследствии стало синонимом краски, --- не попадались, но ходили в подозреваемых.  Хотя и не казались пьяными. Но весёлыми.

Курить особого желания не имели --- так, иногда баловались : табак в основном  был качественный, болгарский, « Ту - 134», «Ява», «Родопи», «Стюардесса» … 30-35-40 копеек за пачку.  «БТ» впервые попробовал после школы, когда приехал в Ленинград, тогда же  очень удивился ассортименту табачных изделий на втором этаже Гостиного Двора, вроде бы на Садовой линии. И Настоящая Кубинская Сигара ! Одна штука — один рубль. 1972 год …

   


Вернёмся опять в школу. Учиться лично мне было в охотку, не в тягость, за оценками не слишком стремился, в основном  заслуживал «четвёрки», иногда «пятёрки», редко «тройки» --- за невыученные  биологию, немецкий язык, забытую дома тетрадь по математике --- жил рядом, приносил, но всё равно «трояки» --- потому что …
Большого интереса к предметам, кроме математики, физики, истории, астрономии, литературы и русского языка, не проявлял, хотя мог бы, наверное, если бы …

Не хотел, казались скучными и не  нужными большинство из уроков. Но основное --- домашние задания, внимательность в классе, увлечённость на факультативах --- помогало.
Часто на контрольных давал списывать и «хорошистам» и даже «отличникам» --- уровень позволял.
Об одном не чтобы жалею, но досадую : начало девятого класса, кто из учителей — не помню, нашёл  информацию о курсах при то ли МИФИ, то ли МФТИ, о наборе школьников на заочные курсы по математике и по физике. Небольшая часть нашего класса  решила  отправить свои решения  задач --- как бы вступительные на эти курсы --- и  почти все получили приглашения и новые задания для работы в течение учебного года.
Сам виноват в том, что просто не отнёс свой конверт на почту и не отправил. Что-то помешало, была причина чисто психологическая, показалось не стоящим, так как многие примеры и задачи из вступительных для меня оказались не сложными, даже дал переписать нескольким своим друзьям-одноклассникам.
Но вот что-то во мне «замкнуло» и тот, достаточно толстый конверт, так и не отправил по адресу. Помню, кому-то помогал, с кем-то спорил, доказывая свой способ решения. Вспомнился замечательный задачник по физике, автор Сахаров А.Д.

Был я тогда не то чтобы замкнутый, но точно полноценный интроверт, самодостаточный и закрытый, но не для друзей и не для тех, кому доверял и кому мог сам помочь.
Людмила Даниловна и это чувствовала, понимала, поэтому  беседовала и со мною только один на один, - в присутствии класса, если вынуждали обстоятельства, не делала никому резких, тем более несправедливых и обидных замечаний, - в отличие от классной руководительницы параллельного « Б» класса, учительницы  алгебры и геометрии,  которая слишком часто не стеснялась унизить --- именно в мелочах --- подвластных ей учеников, в том числе и меня.
\ Лет через десять-пятнадцать после окончания школы  она извинилась передо мной, объяснила прошедшее тем, что мой отец был слесарем  на участке, руководимом её мужем, и между ними по производственным делам возникали споры … на мне, получается, «отомстила» ...\

В девятом классе , во внеучебное время, по вечерам, при нашей школе были организованы безплатные курсы : обучение мотоциклистов. Разумеется, большинство юношеского населения трёх классов --- девушек не помню ! --- прошло обучение, теорию и практику вождения, затем в помещении ДОСААФ прошли экзамены, вполне для всех успешные --- старались сами, были хорошие инструкторы, да ещё каждый купил билеты лотерейные …

Весной, в мае месяце 1971 года почти всем курсантам исполнилось по шестнадцать лет, получили первые свои советские паспорта, и вот новые «корочки», на двух языках, на русском и на английском, «международные права» ... категория «Мотоциклы». Ура ! Ура ! Ура !
Всё ещё храню, --- раритет.
И спасибо за ту радость обучения,  причастность ребят к мототехнике  нашей классной, которая смогла убедить в необходимости  этих вот самых прав на вождение --- пригодилось многим  на долгие годы.




                21.04., 22.04.2018.






                Глава  третья.