Людмила Даниловна. Повесть. Глава вторая
ЛЮДМИЛА ДАНИЛОВНА.
Повесть
Глава вторая
Продолжу вспоминать школу, прежде всего наш класс, обыкновенный тогда и совсем невероятный сегодня, на момент времени возраста одноклассниц и одноклассников совсем чуть-чуть за шестьдесят : для кого-то близится 64 годика, большинству, в основном 1955 года рождения, «всего-то» исполнится 63 … да будет так ! и далее продлится когда дорога, а когда и тропка жизни … Мы сами для себя теперь пейзаж воспоминаний, переживаний личных … И никуда не денется наш класс : мы все по-прежнему бываем там, растём телами и своими мыслями … Но ничего, увы, нам не создать , ничем не заплатить, чтоб изменить привычки, но, главное, не можем мы помочь вновь тем, кто рано так уходит в ночь … кто прежде времени закрыл своей судьбы страницы … Храним в себе, в своих сердцах обычных их голоса и радостные лица … так тяжело всё помнить хорошо … Но отчего могло всё так
случиться ?! Ни от кого ответа не услышим --- мы до сих пор тем воздухом всё дышим, мы до сих пор всё помним разговор … глаза и голоса и лица ...
Не помню, чтобы в свои детские, подростковые, юношеские периоды мы задумывались так далеко о будущем, - кто мог тогда предположить реальность желанного взрослого самостоятельного «завтра» и быть готовым даже к ближайшим переменам, приходящим и уходящим возможностям, иным отношениям, другим целям, в создаваемых и жизнью и самими собой обстоятельствами …
Да, видели труд учителей, понимали работу родителей, знакомых взрослых людей : соседей, родственников, всех тех, кто был старше нас не только по возрасту, но и по обязательствам.
Не было такого, чтобы конкретно примеряли определённую профессию, вероятную для кого-то сразу по окончании десятого, выпускного, класса, --- наверное, доверяли, или, вернее, заранее были согласны с тем, что так или иначе станет продолжением наших жизней, наших интересов и, вероятно, даже наших способностей.
Часть одноклассников, в основном ребята, по окончании восьмого класса и получения первого документа об образовании --- неполное среднее --- аттестата, решились на обретение будущей профессии в техникумах соседнего города, в основном поступили в индустриальный и в строительный.
Для кого-то становились проблемой отношения с учителями по причине угасания интереса к пребыванию в школе, усталости от нотаций, призывов, даже унижений от некоторых учителей : потеряли доверие из-за постоянных списываний домашних заданий, контрольных на уроках, «просто» из-за сложностей так называемого «переходного периода» , и , часто, по причинам внутрисемейным …
Людмила Даниловна, как могла, и защищала своих учеников, и прикрепляла отстающих к «передовикам», и общалась, бывая в домах и в квартирах, понимая многие сложности семейные, бытовые, реально зная уровень зарплат родителей и возможность накормить-обуть-одеть детей …
Справедливо и строго, убеждением и примером личным, сопереживая и стараясь конкретно помочь каждому особо нуждающемуся --- то через школу она пробивала материальную помощь с приобретением ученической формы, обыденной верхней одежды и обуви, то на свои деньги водила весь класс на новый интересный фильм в один из двух кинотеатров, то просто разговаривая отдельно с каждым из учеников «за жизнь», --- Людмила Даниловна давала нам понять главное : мы --- не одни, не каждый сам по себе ; мы --- класс, коллектив, не одинаковые, но равно ей дорогие мальчики и девочки, а далее --- юноши и девушки ; мы --- при всех личных человеческих отличиях, при наших симпатиях-антипатиях, - должны быть добрыми, внимательными, умными, сильными, уважительными - к другим людям и к самим себе.
Кроме традиционных майских и сентябрьских походов в местный лес, красивый своим расположением на одной из возвышенностей от гряды снижающихся в сторону запада южной части Уральских гор, были обязательные в те времена поездки на уборку картофеля в сентябре, начиная с шестого-седьмого класса, а в старших классах --- ещё и в в октябре\ ноябре на уборку сахарной свеклы, где, в зависимости от погоды и температуры воздуха, мы не только дружно работали, стараясь хорошо и быстро выполнить общее задание, чтобы скорее вернуться в посёлок засветло, но ещё успевали - «в полях» - поиграть в прятки, в чехарду, в догонялки , не задумываясь о выполнении домашних заданий, которые на неделю-полторы отменялись. Что ели ? Обычно брали из дома кто что мог, затем устраивали общий стол, делили всё на всех, голодными не были, разве что не кипятили чай --- хватало из термосов и обыкновенной воды, привезённой с собой. «Бабье лето» --- не летняя жара.
Часто, мы, почти всем классом --- были и не желающие, устраивали прогулки вдоль берега вниз по течению местной реки, одного из притоков Камы, особенно примечательного в майскую пору появления первых листьев на деревьях и на кустарниках противоположной, правой по течению, стороны. Наша, левая сторона реки - низкий берег - была практически лишена растительности, разве что пополняемая во время разлива старица выделялась полосой ивняка и черёмухи.
Почва, чаще глинистая, слоёная с речным песком, ракушками, каменистыми россыпями,
позволяла расти нескольким видам трав и выделялась зарослями полыни, крапивы, репейника . В те годы на этом пространстве, называемом «поляной», паслись коровы, овцы, гуси, благо частные дома той части посёлка, защищённые от разлива реки насыпной дамбой, располагались совсем недалеко.
На той же поляне бегали — играли в футбол, ездили на велосипедах, было время, даже имелись места для уличного волейбола …
Играли, отдыхали, проводили свободное время и взрослые и дети. Понятно, что по вечерам там было интереснее, но только для старших по возрасту. Да и разговоры всякие ходили.
Нам, увлечённым футболом, велосипедами, рыбалкой хватало мест и вне этой протяжённой на несколько километров полосы между дамбой и рекой, имеющей несколько перекатов, через которые проходили на другой берег, в основном для разнообразия рыбалки, сбора ежевики, черёмухи, шиповника и земляники.
В прежние времена, 60-е и 70-е годы 20 века, и тем более ещё ранее, вода в реке была чистая, рыбы достаточно, прогулки в вечернее и в ночное время были спокойными, да и наши, мальчишек, поездки на рыбалку с ночёвкой что на реку, что на ближние озёра, не вызывали видимого беспокойства --- настолько все были уверены в безопасности, в том, что ничего ни с кем не случится .
Ездили же на велосипедах, когда вдвоём, когда компанией в пять-шесть человек. Помню, летом, после шестого или седьмого класса, вот так вот, обыденно, собрались и пошли пешком на одно из озёр, человек пять-шесть-семь … С собою удочки, еда, немного денег --- на соседнем к озёрам разъезде имелся магазинчик, да и надо было нам тогда самое главное : хлеб. Остальное добывали сами : рыбу, дрова. Воду брали в озере, кипятили, остужали, делали запас на день.
Купались, загорали. Спали в самостоятельно сделанном шалаше. Верховодил всеми нами сосед Людмилы Даниловны, тоже ученик нашего класса. Так что она была в курсе нашей экспедиции, вот только сына своего то ли не отпустила, то ли он был в пионерском лагере.
Но инструктаж был серьёзный, наставительный, обстоятельный.
По окончании пешего похода --- примерно три километра от посёлка --- мы не брали велосипеды по причине нашего лагеря на острове, до которого лишь вплавь, --- явились, показались на глаза бабушке и дедушке нашего вожака, отчитались перед учительницей, разошлись по домам, готовясь к очередной рыбалке вблизи железнодорожного моста, до которого поехали точно на велосипедах в два-три часа ночи, почти перед рассветом.
Наш класс не был таким очень специально спортивным, но в соревнованиях, проводимых в школе, всегда принимали участие, занимая места «медальные», отличаясь в беге, футболе, волейболе, баскетболе, хоккее, шахматах … других видов спорта не помню, да и не было тогда ни бассейна, ни тира, ни нормального спортзала ; занимались мы или в переделанном под зал помещении одного из классов на первом этаже школы, периодически своим ходом достигая Дома культуры в отводимое расписанием время, зимою же спортзал чередовали с лыжными прогулками - сдвоенные уроки, обычно в завершающие учебный день часы.
На лыжах ходить-бегать любил, но не на соревнованиях : дыхание сбивалось, мандраж, сил не хватало почему-то … психология.
Нормативы сдавали почти все, по физкультуре отстающих точно не было.
Может, и в этом стремлении к движению, к преодолению, к «через не могу» сделать, сказывалось влияние нашей классной, нашей Людмилы Даниловны, которая сама показывала пример что в пеших походах, что при работе на колхозных полях, что при заплывах водных, одно из которых запомнилось больше всего : восьмой класс, - или девятый ? - мы, после экскурсии по одному из городов, посещения местного краеведческого и музея, посвящённого гражданской войне и деятельности Ярослава Гашека, на том же автобусе удалились к водохранилищу, где устроили привал с обедом, отдыхом и массовым купанием.
Вот тогда Людмила Даниловна показала нам свой уровень сильной пловчихи, далеко и надолго уплывая от мостков и от нас, не очень желающих подальше от берега. Мы же больше ныряли, играли в догонялки на воде. Немногие уверенно плыли в её сторону, в том числе и её сын, Володя. Под внимательным взглядом учительницы и матери.
А было ей тогда чуть за сорок лет. Но плавала мощно, красиво, быстро. Впечатлило.
Так что убеждать нас заниматься физкультурой, и спортом вообще, не приходилось.
Одно жаль, не хватало тогда нам контроля и собственной воли для регулярных, а не редких, занятий по развитию через тело многих других своих качеств.
Кто-то терпеливо, настойчиво начинал «качаться», строить себе атлетическую мужскую фигуру, кто-то надеялся на то, что «гены» помогут и вполне себе хватит обычных уличных упражнений на турниках, на уроках физкультуры.
Не знаю, когда и что именно говорила Людмила Даниловна нашим девчонкам, но почти все были стройными, в меру спортивными, бодрыми, расторопными на переменах, не давая себя ни догнать, ни признать побеждёнными …
Были среди одноклассниц и такие, что вместе с мальчишками гоняли на велосипедах, не боясь ни скорости, ни вероятных падений, но ближе к годам четырнадцати — пятнадцати совместные поездки прекратились, разве что можно было покатать на раме или на багажнике растущих так быстро девчонок. Было приятно само по себе, да ещё доверие ...
Начиная, наверное, с седьмого класса, мы полюбили танцы, проводимые если не каждую неделю, то два раза в месяц точно. Инициатива, «коварный замысел», предвидение и «просто» жизненный опыт … Людмила Даниловна постепенно приучала нас к иному уровню общения, к пониманию неизбежности взрослой жизни, для которой можно готовится даже в школе, принимая все изменения и в себе самом и в тех, кто с тобою рядом, кто так отличается другими конструктивными особенностями.
В одном из «Писем ...» упоминал о любимых тогда на танцах, проходящих в классе, пластинках, о приносимых из квартир проигрывателях, а затем и катушечных магнитофонах.
Те песни, те ощущения, те открытия и впечатления знакомы многим, и дело не в одном только возрасте, не в личном характере каждого растущего подростка, но, вернее всего, в приходящем осознании, в соотношении природного естества и правил этики, культуры, всегда определяющих уровень и качество человека.
Эти не официальные, не формальные танцы , в кругу одноклассниц и одноклассников,
очень много открыли нового в каждом из нас и для каждого из нас, тогда впервые касающихся именно в медленном танце когда руки, когда талии партнёрши, совершенно трепетной, стеснительной, удивлённой и радостной в её возможности такого вот общения.
Нас учили подходу, выражению словами и глазами, улыбкой и голосом приглашения на танец, учили чувствовать ритм, темп музыки, беречь ноги друг друга, соблюдать определённую дистанцию и обязательно не «превышать допустимую скорость» даже при согласии партнёрши.
Периодически чередуя быстрые и медленные песни, мелодии, накапливая и растрачивая столько энергии, мы , почему-то, не уставали, не просили раньше времени закончить вечер, прерываемый разве что на несколько минут употреблением чая и сладостей, когда приносимых из дома, когда заранее покупаемых вскладчину.
Вроде бы эти так ожидаемые нами вечера проводились по субботам, вечером, когда во всей школе не было никого кроме нас, нашего класса и Людмилы Даниловны.
Через несколько месяцев и другие, параллельные классы, смогли организоваться и тоже начали проводить свои танцы.
А затем, в девятых-десятых, кроме обособленных, ограниченных рамками одного класса, в актовом зале школы, - не помню периодичность, - проводились общие танцы, и тогда становилось гораздо увлекательнее приглашать «не своих», не для разнообразия, но для впечатлений новых, зачастую более волнительных и открытых.
Тогда же, впервые, в девятом классе, мы, мальчишки, перед общими танцами, чуть ли не на чердаке школы, торопясь и смеясь над самими собой, разливали незаметно принесённые одну - две бутылки лёгкого красного вина, --- рекламу делать не буду, но первые партии «Солнцедара» были вполне хорошими ; это впоследствии стало синонимом краски, --- не попадались, но ходили в подозреваемых. Хотя и не казались пьяными. Но весёлыми.
Курить особого желания не имели --- так, иногда баловались : табак в основном был качественный, болгарский, « Ту - 134», «Ява», «Родопи», «Стюардесса» … 30-35-40 копеек за пачку. «БТ» впервые попробовал после школы, когда приехал в Ленинград, тогда же очень удивился ассортименту табачных изделий на втором этаже Гостиного Двора, вроде бы на Садовой линии. И Настоящая Кубинская Сигара ! Одна штука — один рубль. 1972 год …
Вернёмся опять в школу. Учиться лично мне было в охотку, не в тягость, за оценками не слишком стремился, в основном заслуживал «четвёрки», иногда «пятёрки», редко «тройки» --- за невыученные биологию, немецкий язык, забытую дома тетрадь по математике --- жил рядом, приносил, но всё равно «трояки» --- потому что …
Большого интереса к предметам, кроме математики, физики, истории, астрономии, литературы и русского языка, не проявлял, хотя мог бы, наверное, если бы …
Не хотел, казались скучными и не нужными большинство из уроков. Но основное --- домашние задания, внимательность в классе, увлечённость на факультативах --- помогало.
Часто на контрольных давал списывать и «хорошистам» и даже «отличникам» --- уровень позволял.
Об одном не чтобы жалею, но досадую : начало девятого класса, кто из учителей — не помню, нашёл информацию о курсах при то ли МИФИ, то ли МФТИ, о наборе школьников на заочные курсы по математике и по физике. Небольшая часть нашего класса решила отправить свои решения задач --- как бы вступительные на эти курсы --- и почти все получили приглашения и новые задания для работы в течение учебного года.
Сам виноват в том, что просто не отнёс свой конверт на почту и не отправил. Что-то помешало, была причина чисто психологическая, показалось не стоящим, так как многие примеры и задачи из вступительных для меня оказались не сложными, даже дал переписать нескольким своим друзьям-одноклассникам.
Но вот что-то во мне «замкнуло» и тот, достаточно толстый конверт, так и не отправил по адресу. Помню, кому-то помогал, с кем-то спорил, доказывая свой способ решения. Вспомнился замечательный задачник по физике, автор Сахаров А.Д.
Был я тогда не то чтобы замкнутый, но точно полноценный интроверт, самодостаточный и закрытый, но не для друзей и не для тех, кому доверял и кому мог сам помочь.
Людмила Даниловна и это чувствовала, понимала, поэтому беседовала и со мною только один на один, - в присутствии класса, если вынуждали обстоятельства, не делала никому резких, тем более несправедливых и обидных замечаний, - в отличие от классной руководительницы параллельного « Б» класса, учительницы алгебры и геометрии, которая слишком часто не стеснялась унизить --- именно в мелочах --- подвластных ей учеников, в том числе и меня.
\ Лет через десять-пятнадцать после окончания школы она извинилась передо мной, объяснила прошедшее тем, что мой отец был слесарем на участке, руководимом её мужем, и между ними по производственным делам возникали споры … на мне, получается, «отомстила» ...\
В девятом классе , во внеучебное время, по вечерам, при нашей школе были организованы безплатные курсы : обучение мотоциклистов. Разумеется, большинство юношеского населения трёх классов --- девушек не помню ! --- прошло обучение, теорию и практику вождения, затем в помещении ДОСААФ прошли экзамены, вполне для всех успешные --- старались сами, были хорошие инструкторы, да ещё каждый купил билеты лотерейные …
Весной, в мае месяце 1971 года почти всем курсантам исполнилось по шестнадцать лет, получили первые свои советские паспорта, и вот новые «корочки», на двух языках, на русском и на английском, «международные права» ... категория «Мотоциклы». Ура ! Ура ! Ура !
Всё ещё храню, --- раритет.
И спасибо за ту радость обучения, причастность ребят к мототехнике нашей классной, которая смогла убедить в необходимости этих вот самых прав на вождение --- пригодилось многим на долгие годы.
21.04., 22.04.2018.
Глава третья.