Первая любовь не забывается

Петр Панасейко
                Ольга Абрамова вышла замуж не по любви. О первой школьной в восьмом классе пришлось  забыть. Навсегда. Так ей казалось.

                Первые годы муж вёл себя в семье как настоящий семьянин. Но со временем, когда родились дети и стали подрастать, подружился с «зелёным змием». Дружил, правда, не долго: второй инсульт отправил его досрочно в «мир иной». Оставив жену одну с несовершеннолетними детьми в  сельском доме с большим огородом. Родителей своих Оля не помнила, воспитывалась в детском доме. Оттуда же был и покойный муж. То есть ждать помощи от родственников не приходилось. Однако как-то выкручивалась, детей воспитывала правильно. Проблемы начались после 1991-го года, когда некогда огромный Советский Союз распался на пятнадцать независимых государств. Колхозы начали исчезать, превращаясь в непонятные для того времени в какие-то ООО.

                С работой в селе появились трудности. Руководство бывшего колхоза,  почувствовав себя новыми помещиками на селе, стали относится к людям не как к односельчанам, а как к наёмным работникам. Если раньше, чтобы выйти из колхоза, надо  кланяться правлению, и в первую очередь председателю, то теперь, отработав  положенный срок, работник мог "помахать" руководству ручкой. В селе, где проживала с детьми Абрамова,  «домахались» до того, что стало некому доить коров. Девушки «рванули» в город за личным счастьем. А те доярки, что остались, еле-еле выдерживали такую нагрузку, хотя дойка ручная ушла в прошлое.

              В отличие от одноклассницы Юрий Смирнов сумел после детского дома и окончания средней школы поступить в сельскохозяйственный институт. По его окончании попал на отработку в Среднюю Азию, женился на узбечке, дочери какого-то местного начальничка. И всё бы ничего, если бы не упомянутый выше девяносто первый год с его ГКЧП и последствиями.

             У тестя вдруг проснулся патриотизм, а в «переводе» на русский язык – национализм. Ещё бы! На всех «перекрёстках» только и было слышно: «Чемодан! Вокзал! Россия!». Даже родная жена и та стала с мужем разговаривать только на узбекском языке. А что говорить о языке по месту работы. Пришлось Смирнову «бежать без оглядки» из некогда братской союзной республики в Россию. Бежать, по сути, с одними документами. И личным фотоальбомом.

          Вернулся Юрий в тот же областной город, в котором находились и его детский дом,  и родной институт. Ночевал в гостиницах. На работу в городе с дипломом агронома устроиться не представлялось возможным. Пришлось подумать о селе. Помог случай.

              Для начала он решил заглянуть в институт. К тому времени «распределение студентов-выпускников» кануло в Лету, каждый искал работу сам. Но бывший студент надеялся, что связи-то с селом у вуза остались.

            К счастью Смирнова, декан факультета оставался прежним. Он направился напрямую в его кабинет. Узнав Юрия, тот попросил двух девушек, находящихся у него, подождать чуть-чуть, а сам поинтересовался у пришедшего, с какой проблемой он к нему пришёл. Узнав, что тому требуется помощь в трудоустройстве на селе, извинился и в просьбе отказал:
            - Увы, Юрий Михайлович, сейчас мы этим не занимаемся. «Спасение утопающих, дело рук самих  утопающих!».
             - Понял, простите за беспокойство, Игорь Егорович, я, пожалуй пойду.

             При выходе из здания теперь уже университета его догнала одна из девушек, слышавших его разговор с деканом:
              - Юрий Михайлович, я смогу Вам помочь.
               После этих слов он повернулся назад и внимательно стал рассматривать девушку необыкновенной красоты. «Что ей надо от меня? - подумал про себя. - Не в любовницы ли  будет напрашиваться? Этого мне только не хватало. Но незнакомка его опасения развеяла:
              - Юрий Михайлович, не волнуйтесь, я студентка первого курса, замуж пока не собираюсь, тем более, что у меня в группе появился замечательный жених Вася. Поэтому в данном случае речь не идёт о любви с первого взгляда. Я просто невольно подслушала Ваш разговор и поняла, что могу помочь. Меня зовут Света.

              - Весьма интересно, - отвечал Смирнов, и чем же Вы мне можете помочь в таком случае?
              - Вам работа на селе требуется? Вы – агроном?
              - Разумеется, Вы же слышали наш разговор.
              - Тогда послушайте меня. Мой папа возглавляет бывший колхоз в селе Михайловка. Уже полгода не может найти хорошего агронома. Вначале принял сына своего приятеля, так тот чуть хозяйство не обанкротил. На одной кукурузе не уедешь, как и пшенице, надо выращивать на земле и другие сельскохозяйственные  культуры. Вы  папе подойдёте, я почему-то в этом уверена на все сто процентов. Вы – согласны?
                - А где это село находится?
                - В ста километрах отсюда. Я сейчас напишу папе записку, передадите ему. Езжайте прямо сейчас.

                Приехав в незнакомое село вечером, когда начинало темнеть, будущий агроном на селе решил до утра где-нибудь переночевать. Сидел на автобусной остановке и думал об этом. Мимо проходила старенькая бабушка, остановил её:
                - Бабуля, простите меня, но не подскажите, где в селе можно переночевать? Я - приезжий. Есть ли у вас гостиница?
                - Нет сынок, пока не построили, всё обещают. Да постучись в любой дом и попросись на ночлег. Я бы тебя взяла, но у меня внук с друзьями уже второй день свой день рождения отмечает.

                После бабуси появилась проходящая мимо девушка лет семнадцати.
                - Девушка, не бойтесь меня, я не кусаюсь, но ответьте мне на вопрос: «Где в селе я могу переночевать?».
                - Да, я испугалась, аж коленки дрожат. Шучу, конечно. Хотите переночевать, пошли со мной.
                - Вас как звать?
                - Я –Инна, а Вас?
                - Юрий Михайлович.
                - Скажите, Инна, если не секрет, а куда Вы меня ведёте.
                - А Вы не догадались? К себе домой?
                - Не собираетесь ли Вы, Инна, со мной "переночевать"?

                В ответ девушка громко рассмеялась:
                - Ваше счастье, что не слышит этих слов мой жених, одноклассник Дима. Во избежание соблазна с обоих сторон, уж больно Вы мне понравились, переночуете у нас в летней кухне.  В дом пустить не могу, я сегодня ночую одна: мама с сестрёнкой уехала в районную больницу. Вернутся только завтра к вечеру. Так Вы согласны с моими условиями?
                - Не ночевать же мне на улице под Луной в компании комаров?!

                Наступило утро. Юрий Михайлович, уходя, предлагал за ночлег девушке деньги, но та отказалась их взять.
                - А шоколадку возьмёте?
                - С удовольствием. Приходите ещё ночевать, но будете уже договариваться с моей мамой Олей.
                - Олей?!
                - Вам понравилось имя?
                - Не только имя, но это давняя история. А пока прощай, Инна. Спасибо за ночлег. Если примут на работу, может я ещё ночку у вас с мамой переночую. Не возражаешь?
                - Это зависит от мамы. Она намучилась со своим первым мужем, теперь мужчин побаивается.

                Вечером, как обещал, квартирант в доме Абрамовых не появился. И это к лучшему.  Приехавшая мама отругала дочку, что пустила на ночь незнакомого мужчину:
                - Ты что, Инна, с ума сошла? А может он нас обокрал? В кухне находятся сервизы и прочая дорогая посуда. Пошли, посмотрим, права ли я?
                Тревога оказалась напрасной: вся посуда находилась на месте. Довольные, они вдвоём покинули летнюю кухню, но вдруг услышали голос младшей дочери:
                - Мама, Инна, идите сюда, я что-то нашла.
                Вошедшие увидели в руках девочки фотоальбом.
                - Где ты его нашла?- спросила мама.
                - Вот здесь, за раскладушкой. Видимо, квартирант наш его смотрел, задремал и уронил, а утром про него забыл.
                - Получается, что ты права, дочь. Дай мне его сюда, я посмотрю после ужина, перед сном.

                Первый раз Ольга пролистала фотоальбом быстро, но потом снова вернулась на третью страницу. Стала внимательно рассматривать одно фото, на котором сняты подростки, девочка и мальчик в школьной форме. Лица показались ей знакомы. Перевернув фотографию и прочитав надпись, женщина «замерла» на мгновение. Надпись гласила: «Я и Оля Зотова. 8 класс». Это была её девичья фамилия. Теперь она и в лицо себя узнала, как и одноклассника Юру Смирнова.  Не могла только вспомнить, кто и когда сделал это фото. Уж столько лет прошло, дочь уже  школу заканчивает. Другая – на подходе.

                На следующий день, она после утренней дойки, собралась сходить к председателю ООО и через него отдать альбом владельцу. Вернулась домой расстроенная.
                - Мама, что случилось?- спрашивала вернувшаяся после обеда со школы старшая дочь.- На тебе лица нет!
                - Эх, Инночка, было моё счастье в моём доме, но сплыло. Знаешь, кто у нас ночевал? Мой бывший одноклассник, тоже детдомовец и сирота.
                - Как сирота, мама? У него, наверное, жена есть? Дети?
                - Были, дочка, были!
                - Но я тебе ещё не всё сказала. Это – моя первая настоящая любовь.
                - Мама я тебя не понимаю, прошло много лет, эту первую любовь можно и забыть.
                - Нет, первая любовь не забывается, Инна. Это я только что поняла.
                - Мама, я рада за тебя. Так в чём же дело? Я пойду сейчас, найду его и приведу к тебе.
                - Не найдёшь и не приведёшь. На работу его к нам не взяли. Уже какого-то агронома оформляют.
                - А Юрий Михайлович где же теперь?
                - Председатель наш, сжалившись над ним направил его  в соседнее село. Возможно, там его кем-то и примут на работу.
                - Не переживай мама, я найду его. Тем более повод есть законный: надо отдать ему фотоальбом.

                Через несколько дней Инна на мотоцикле, который ввёл её одноклассник, ехала за девять километров в соседнее село «за удачей».
                Юрий Смирнов, принятый на работу в хозяйство главным агрономом, находился в своём кабинете, служивший ему и «гостиницей на ночь». Пока руководством решался вопрос о выделении новому специалисту жилья. «Войдите, - услышав стук в дверь, произнёс он громко». Затем, увидев, кто стоит на пороге, встал из-за рабочего стола и быстрыми шагами подошёл к приезжей девушке:
                - Как ты меня нашла, Инна? Что случилось?
                - Да вот, - стесняясь отвечала девушка, - решила вернуть Вам пропажу. Вы оставили у нас в летней кухне. Наверное, спешили от нас уходить?
                - Была бы моя воля, я бы остался у вас навсегда.
                - Это почему же?
                - Если мне понравилась дочь, то я представляю, какое впечатление на меня может произвести её мама.
                - Вы – правы. Пошли сядем за стол.
       
                Не спеша девушка открыла фотоальбом, стала листать, остановилась на третьей странице:
                - Юрий Михайлович, а ведь рядом с Вами та, у которой Вы соглашались только что остаться навсегда. Так в чём же дело, поехали к ней.

                - Не может быть, не может этого быть!!!- взявшись за голову говорил хозяин кабинета. – Оля Зотова – твоя мама, Инна?
                - Да, но только она сейчас с фамилией покойного мужа – Абрамова.
                - Это не имеет значения. Надо же, через столько лет я нашёл свою первую любовь.
                - Как и она Вас, Юрий Михайлович.
                - Мама знает, кто я.
                - Уже знает, благодаря этому фотоальбому.
                - Ну что, едем?!

                Ответа не последовало. Смирнов, видимо, искал выход из создавшегося положения. Возвращаться в село, где ему в работе отказали, смысла не видел, но и второй раз терять ту, что там проживает, не хотелось. И он придумал:
                - А как ты на это, Инна, посмотришь, если Вы с мамой ко мне приедете сюда. Мне обещают дать жильё?
                - За маму не знаю, Юрий Михайлович, но я к Вам приехать не могу. У меня там жених. После его службы в армии мы поженимся и будем жить у него в доме с мамой. Папы тоже у него нет.
                - Ну и на том спасибо, Инна.

                Девушка уехала домой на том же транспортном средстве, а Смирнов стал гадать: «Приедет – не приедет, приедет – не приедет».

                Прошёл ровно месяц.

                Смирнову выделили служебный дом для специалистов. Он устроил новоселье.  Как же он удивился, когда поздравить его с этим событием приехала Ольга Абрамова, мама Инны. После того, как гости разошлись, в доме остались двое: Он и Она. Остались, чтобы больше не расставаться. Как это случилось когда-то в детском доме. После восьмого класса Оля поступила в училище, перебравшись в местное общежитие, а Юра продолжил обучение в десятом классе. Потом – в институте, также перебравшись в студенческое общежитие. И вот теперь встретились   снова, но  уже сорокалетними, у которых за «спиной» имелся первый неудачный брак. Зато второй оказался удачным и весьма счастливым для обоих.

21.04.2018 г.

Фото из Интернета