Первому русскому Театру в Латинской Америке!

Эльга Маркелов
За тысячи километров, далеко от России,  в одной из центральноамериканских республик, а именно в Коста-Рике, 20 лет назад был создан Русский Театр Латинской Америки. Да, да. Никакой оговорки нет. Русский Театр.
Создать свой театр - дело нелёгкое. В сотни раз сложнее - создать его в эмиграции. Сложнее ещё и потому, что люди искусства всегда более ранимы, более чувствительны, а эмиграция - дама ой какая жёсткая. Свидетельницей становления этого Театра была и я. Создатели его - Марта и Митя. Сами - сценаристы, режиссёры, кукловоды, актеры, певцы, костюмеры, декораторы... Да Бог знает кто ещё! Наверное, поэтому их Театр - многолик и многогранен. Это и трогательные кукольные спектакли, с совершенно фантастическими декорациями, самыми живыми куклами в мире и оригинальными сценариями, дающими новую жизнь русским сказкам на костариканской земле. Это и спектакли для взрослых, которые запомнились не только классической актерской игрой, но и нетривиальным прочтением известных пьес и талантливой режиссерской работой. Это и Русская Муза, с лёгкой руки Марты, уже известной как автор-исполнитель собственных песен, раскрывшая певческие и поэтические таланты русской диаспоры. Это и новые красочные музыкальные шоу со старинными русскими  плясками и  песнями. Фантазия  создателей, кажется, неистощима. Сегодня Театру «Балаган-Арт», первому русскому Театру в Латинской Америке, созданному Мартой Рэйн и Дмитрием Орданским, 20 лет.
- Марта, наверно, нашим читателям будет интересно узнать откуда Вы родом.
В ответ Марта улыбается, а зеленые глаза её лукаво на меня поглядывают.
- Считаю, что у меня две малых родины. Во-первых, по месту рождения назову Воронеж. А второй родиной я считаю Севастополь. Там жили мои прабабушки, три сестры - Анна, Ольга и Мария, урожденные Роханские, и я очень часто у них бывала. Такой типичный солнечный домик, увитый виноградом. Знаешь сорта винограда? Так это была «Изабелла». Из него еще свое вино делали. Так что, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь, - для меня не менее родные города, чем Воронеж. Да и любовь свою первую я встретила в Севастополе. Конечно, морской офицер, подводник. Чуть-чуть замуж не выскочила!.. Никогда не чувствовала себя «отдыхающей», скорее-настоящей крымчанкой. Конечно, люблю Крым. К сожалению, по независящим от меня обстоятельствам были утеряны контакты с крымскими родственниками. Надеюсь все же, что кто-нибудь из них откликнется, отзовется.
- Марта, в детстве,наверно, хотелось быть актрисой, певицей? Вы всегда были такой яркой, рыжей?
- Яркой и рыжей была всегда. И еще серьезной не по годам. Знала, что талантливым людям в жизни непросто. Есть, конечно, на свете везение, но и другие, окольные, нечестные пути к успеху тоже существуют. Мой папа был главным режиссером Воронежского телевидения, поэтому вся «изнанка» была мне известна. А вот мечтала стать художником-оформителем. Да, так практично. Хотелось материальной независимости. А профессия эта еще и была творческой. С 3 лет я писала стихи, пела. Из школы решила уйти после 8 класса, как-то наскучила мне там,  а была я, надо сказать, круглой отличницей.  К тому времени в Воронеже открылось театральное училище под руководством Михаила Логвинова, который и сам был выпускником московской театральной студии.
- Он стал Вашим первым театральным учителем?
- Да. Он мне очень много дал. Вспоминаю его с необыкновенной теплотой.
- Марта, а кого ещё Вы можете назвать? Возможны были те, кому хотелось подражать?
- Нет, кумиров у меня никогда не было и нет. А вот своим Учителем я считаю ещё и Вольховского. Мне посчастливилось работать у него в театре, в театре кукол. Это, конечно, большая фигура. Отношения наши были непростыми. Да и время  было сложным, конец 80-ых. С театром кукол Вольховского я побывала и в своих первых заграничных поездках. После театра работала в филармониях, эстраде.
- А почему по приезду в Коста-Рику родилась идея именно собственного театра? Ведь и Вы, и Митя - замечательные актёры. Не проще ли было работать в уже созданном, готовом театре?
- На самом деле, в эмиграции людям искусства трудно работать «на кого-то». В этом плане, наверно, гораздо проще бухгалтеру или математику. И еще, любой профессионал ищет свой путь. Любой талантливый актёр ищет свой театр. А что делать, когда такового нет? Остается только создать свой театр. Наши спектакли, особенно кукольные - оригинальны, мы сами делаем переводы. Да и в классике, в постановке «Моцарта и Сальери», например, было наше собственное прочтение, наша, причём литературная, интерпретация той всем известной истории. Митя пишет песни. У меня огромный опыт в журналистике. Я рисую. Мы оба - дипломированные драматические актёры. Поэтому всё, от сценария, создания кукол, если речь идет о кукольном спектакле, музыкального оформления, декораций, - дело наших рук.
- Такая многогранность, самодостаточность и есть основные принципы вашего творчества?
- В какой-то степени да. Я часто называю наш театр театр-дуэт, я и Митя. Мы оба пишущие, оба - авторы-исполнители, такие Ильф и Петров.
- Это когда ты придумываешь, а я записываю, - шутит Митя. Марта продолжает: Театр наш - это еще и трио - театр кукол, драматический театр и музыкальный театр.
- В чем особенность вашего театра, его «изюминка»?
- Театр наш не только един в трёх жанрах, един в двух лицах, это еще и синтез русской и латинской культур.
- Марта, есть в Вашем характере основная черта, которая помогала в творчестве, в создании театра?
- Трудно сказать. С одной стороны, я - жёсткая, твёрдая. С другой - взбалмошная, сумасшедшая. Ранимая. Этот взрывной сплав мне иногда мешал. С годами стараюсь себя воспитывать, быть жёстче, что-ли. 
- А здесь, уже в Коста-Рике, какие были сложности?
- Здесь всё сложно, и было, и остаётся. Это страна, я её называю, страна Забвения. Здесь не помнят своих героев, писателей, поэтов. Один лишь театр не приносит ожидаемого дохода, теперь у нас есть музыкальная Академия, есть Русское Шоу «Россия Тропикаль». Местные театры для своего выживания вынуждены ставить что-то типа анекдотов - «развесёлые монашки», «яйца и сосиски». Мы же позиционируем себя как театр русский. Не латиноамериканский, при всем нашем уважении к колумбийскому или аргентинскому театрам, например. Хотя определенные латиноамериканские элементы есть и в нашем театре. Мы уникальны в своем роде.
- Марта, Ваш театр приобщает латиноамериканского зрителя к русской культуре. А была ли какая-то материальная помощь от нашей России?
- Нет. Не было.
- А как возникло название театра?
- Была у меня такая песня. Кто знает моё творчество, должы её помнить. Так это оттуда.
- Ваш театр был и неоднократно участником многих международных фестивалей.
- Да. В 2009 году в Петербурге мы были участниками фестиваля «Балтийский дом». Причем мы стали открытием Фестиваля, никто и не предполагал, что в далекой Центральной Америке есть свой Русский театр, да ещё такого высого уровня. Участвовали мы и в VI образцовском Фестивале театра кукол в Москве с нашим спектаклем «Червяк», и в Воронеже, где проходил фестиваль «Театр, юность и 21 век». Неоднократно были участниками Фестивалей Латинской Америки.
- Марта, а какие у вас планы на ближайшее будущее?
- Свое 20-летие мы отметили Концертом. И не только. Собираемся закончить некоторые эпизоды «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина и в ближайшем будущем поставить их полностью. Работа сложная. Ведь например, «Моцарт и Сальери» - это всего 2 страницы текста, а постановка наша идет 1, 5 часа. Думаю, нечто похожее ожидает и «Скупого рыцаря», и «Пир во время чумы», которые возможно я дополню, и в авторах будут значится Пушкин и Рэйн. Непосредственно сейчас занимаемся постановкой спектакля на двоих, он будет посвящен русской поэзии на испанском языке. Будет Ахматова, Цветаева, Маяковский, поэты Серебряного Века. Переводы есть, того что нет, переведём сами. И еще готовится к премьере новый спектакль кукол.
- Очень тронуло то, что на Юбилейном концерте, показывая как работают куклы, вы с Митей стояли на коленях. А ведь могли бы стоять, или сидеть на стульях...
- На самом деле мы в таком положении и работаем. Ведь декорации к спектаклю во многих случаях трёхмерные. Специальной «ямы» для артистов нет. А возможность перемещения и, главное, угол, с которого зритель видит спектакль, достигается работой на коленях, в прямом смысле.
- А есть ли что-то любимое, любимый спектакль? Или они как дети, все дороги одинаково?
- Все наши творения-любимые. Даже те, что мы ставим на заказ. Кстати, совсем недавно от одной из мэрий мы получили заказ на спектакли о гражданской отвественности, гражданском долге. Я написала сценарий. На предварительном его чтении многие не смогли сдержать слёз...
- Марта, а кто ты – сердце, мотор, душа театра?
- Я? Я - Театр. И Митя - Театр.
- А что Вы скажете читателям в заключении нашей беседы?
- Мы безгранично любим Родину, всегда поддерживаем с ней связь. Бываем в Москве. Мне, например, в свое время она дала крылья. Не забываем малую родину. Очень хочется побывать в Крыму, возможно, отыскать наших роственников Роханских. Романтика Крыма - это особое состояние. Конечно, перелезать через балкон на 5-от этаже как мы это делали с моим двоюродным братом, я не буду. Но воспоминания о моей первой настоящей любви, тёплых крымских вечерах, лопающихся на солнце виноградинах, - они всегда со мной.
Материал впервые опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 474 от 6 апреля 2018 года, в сокращенном варианте.

Марта Рэйн-Хржановская
Образование: Воронежское музыкальное училище, Театральное училище при ТЮЗ, факультет журналистики ВГУ.
Театральная карьера: Воронежский Театр Юного Зрителя, Воронежская Филармония, Театр Кукол Вольховского «Шут»,Белгородская Филармония, Московская Филармония, Госконцерт, написание музыки для различных московских театров.
С 1996 года – Коста-Рика «Национальная Театральная Компания», культурный комплекс Зала Гарбо, Консерватория «Кастелла», Академия Искусств «ДоМ», Русский Театр Латинамерики Балаган-Арт.                Награждена медалью Грибоедова за развитие международной дипломатии через литературу.

Дмитрий Орданский-Вовси
Образование:  Театральное Училище имени Щукина.  Российская Академия Театрального Искусства (РАТИ- ГИТИС).
Театральная карьера: Театр им. Маяковского, Театр на Филях, Театр «Вернисаж», съемки в некоторых фильмах и сериалах.
С 1996 года – Коста-Рика «Национальная Театральная Компания», театр «Хиратаблас»,Консерватория «Кастелла»,съемки в национальных рекламных роликах и костариканских сериалах, Русский Театр Латиноамерики Балаган-Арт.                Награжден медалью Пушкина за развитие русской культуры за рубежом.