Наш ТР «Василий Раевский», моряки называли эту серию «Николаевской постройки», по праву в те времена назывался «чудом советского судостроения». Вам – деревенским жителям, да и столичным тоже, сути глубинной этой никогда не понять. Ко всему прочему, бывалые моряки называли корабли этой серии «Р ы с а к а м и».
Однако любой член экипажа «Рысака» внутренне вздрагивал, когда узнавал, что капитан – «Master», давал команду: «Четыре дизеля в схему». Мне трудно это сравнить даже со взлетом транспортного самолета «ИЛ-76», с печально известным «Грузом – 200», когда мы выкатывали с гробом, в самолетном трюме, на ВПП аэродрома Моздока.
Я могу это сравнить, только с известной всем настоящим мужикам, с интимной ситуацией в спальной комнате жены. Во мне никогда не звучала вслух эта корабельная фраза, но организм мой мужской понимал, что мы с супругой работаем с «четырьмя дизелями в схеме».
Проще говоря, «пароход» давал самый полный ход вперед. И не удивляйтесь, городские пижоны, панки и готы, что современный дизель-электроход моряки называют «п а р о х о д о м». Идешь с Мурманский ресторан, куда – «в кабак». Ползешь с кабака «69-я Параллель», куда? «На пароход». Это так грело душу юному холостому моряку в заполярном Мурманске.
И летим мы, представьте это, мои деревенские отец и мать, братья и сестры – к э к в а т о р у. И обязательно «на четырех дизелях». А это – «Самый полный ход вперед». Это ты – «пацан» летишь, который только что окончил легендарное Мурманское мореходное училище. Который еще вчера ходил на танцульки в залупешные клубы, типа «Строитель», потому что родной Актовый зал ММУ имени Месяцева был закрыт, специально и нарочито надолго. Потому что, во время танцевального бала, курсанты умудрялись уводить самых красивых девочек города в аудитории. И там предаваться всем утехам любви, закрывая двери на ножку стула.
И все бы ничего, и сходило бы все шпане курсантской. Но однажды, после посещения «танцевального вечера» ММУ дочери начальника отделения ВМП (Военно-морской подготовки), случилось вполне закономерное явление: её … как это выразиться… Ирочку Думакову «посетило желание горячее, душевное и жгучее». Об этом мы узнали из диссертации ленинградского ученого, которую на политзанятиях озвучивал наш первый помощник капитана Кирилл Готовцев.
Я – сам отец взбалмошной дочери, и – дед юной отроковицы. Однако смею заметить, что капитан второго ранга – начальник ВМП Мурманского мореходного училища - Фрол Думаков, был всеми не только не любим. Более того, его презирали и б о я л и с ь. А списанному с Северного флота, контуженному и имеющего ранение, которое безобразило его лицо, старшему офицеру – это нравилось.
Если по Мурманскому «Бродвею» шел начальник ВМП ММУ – капитан второго ранга, Думаков – все курсанты, даже пятого, выпускного курса, искали надежные шхеры. И они даже бросали своих подруг, более того – жен, если будущий штурман дальнего плавания был в самоволке.
И такой «Еmbarras»? Оверкиль? Так о б р е м е з и т ь с я? И самое обидное, все произошло в "ММУ имени Месяцева", можно сказать, на его глазах… В самый танцевальный разгар, вдруг прибегает в актовый зал дежурный по ВМП, старшина пятого курса, Слава Колесников. И докладывает: к телефону Думакова требует сам начальник училища Виктор Гусев.
Из телефонного разговора капитан второго ранга узнает:
- Фрол, – бесцеремонно обращается начальник училища, заслуженный капитан-директор Арктического плавания, покоритель Северного Полюса. – Что я вижу?.. Ваше ММУ – мореходное училище, или бордель?
Начальник Гусев, по любому поводу, любил подчеркнуть, что он - выпускник прославленного «Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова» - (ЛВИМУ). А не нашего провинциального ММУ имени Ивана Месяцева.
Слава Богу, в Мурманске не было ни одного мореходного училища Торгового флота. Иначе, нас бы неизбежно звали бы «Р ы б к о й», или что совсем ниже ватерлинии, как на южных морях – «Т ю л ь к о й».
- Слушаю внимательно, товарищ капитан-директор, – уважительно обращается «Щека» к начальнику училища.
Виктор Гусев имел обыкновение рассматривать по вечерам наше ММУ из капитанского мощного немецкого бинокля. И что он видит в этот полярный вечер?
- Наблюдаю восхождение девиц по штормтрапу, – начальник училища грозно рычит. Потому что понимает, если полупьяные девицы сорвутся с балясин трапа, с высоты третьего этажа – быть баальшой беде.
А девицы стремились любой ценой попасть на самый лакомый и запрещенный в 1966 году момент «танцевального бала». Наши музыканты – «битломаны», с подкрашенными в каштановый цвет Крем-краской для волос «Londacolor», и длинными волосами, начинают сакральное по тем временам исполнение песен тлетворного ансамбля «The Beatles».
- Наташка, – подталкивает снизу полноватую подружку Ирина Думакова. – И зачем мы только тебя взяли?
Наташке, дочери замполита ММУ, тоже было категорически запрещено ходить в наше легендарное училище, потому что оно было «Среднее». Для подобных девиц существовала «В ы ш к а» - (МВМУ).
Курсанты подтягивают девушек в окно. Они уже в аудитории «Морского дела». Раздеваются девчонки, будто они проходили курс молодого матроса. Штормтрап водружается на штатное место. Закрываются створки окон. Романтическая группа исчезает в запутанных коридорах и палубах учебного корпуса. Все это происходит мгновенно. Одежду смельчаки прячут в укромных местах.
Так что пробежка «Щеки» с дежурным курсантом оказалась лишь потерей драгоценных секунд. При исполнении вещей «The Beatles», в актовом зале нагло гасится свет. А когда рок - кумир нашего ММУ и всего Мурманска, Эдик Машковский – настоящий чувак, с возгласом:
- Четыре дизеля в схему!
Начинает напевать безумие тех лет «Girl», тысячная черная потная и липучая толпа сливается в одно целое. И никакой грозный капитан второго ранга «Щека» не в состоянии остановить это «тлетворное дыхание Запада». «G I R L»!..
Историю со штормтрапом пришлось замять. Так как в этом «Флушьоб», как бы сейчас выразились, была задействована Ирина Думакова. И это все бы посчитали за молодежную выходку. Но бедная девчонка забеременела. И танцы в нашем актовом зале прекратились надолго.
Эту показательную историю рассказал экипажу ТР «Василий Раевский», без упоминания фамилий и имен, наш молодой и продвинутый первый помощник капитана. Потому что это не только «блудодеяние и непотребство», но и – трагедия. Потому что мы идем в необычный по тем временам рейс – к Антарктиде!
- Пингвином повара не заменишь, – застывает в позе с поднятым указательным пальцем помполит. – Л и б и д о тут мне некоторые, тут подбрасывают вопросы – это буржуазная выдумка.
А наш ТР «Василий Раевский» идет самым полным ходом к нолевой широте – к экватору.
«Четыре дизеля в схеме»!..
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)