Фрески Тьеполо на вилле Вальмарана. Виченца

Алина Алексеева-Маркезин
             Джованни Баттиста Тьеполо (итал. Giovanni Battista Tiepolo,
 Джанбаттиста или Джамбаттиста; 1696-1770) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.
         Как известно, наибольшую славу Тьеполо принесли фрески. Их невозможно перенести со стен зданий, на которых они были написаны мастером, ни в какую картинную галерею. Поэтому, чтобы вполне понять стиль Тьеполо, необходимо побывать хотя бы в одном из этих зданий.

          Фрески — очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

     Созданные Тьеполо фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766).
 
         Большинство искусствоведов сходится во мнении, что одной из  вершин творчества Тьеполо являются настенные росписи, выполненные им на вилле Вальмарана (близ Виченцы). Эти фрески менее масштабны, чем вюрцбургские, но зато расположены таким образом, что зритель легко может рассмотреть на них каждую, даже самую мелкую, деталь. Вилла Вальмарана представляет особый интерес еще и потому, что в прилегающей к ней пристройке можно увидеть фрески, созданные Доменико Тьеполо, сыном знаменитого художника.

              Два цикла фресок, написанных Джованни и Доменико Тьеполо на вилле Вальмарана, были заказаны богатым графом Джустино Вальмарана, который приобрел эту виллу в 1720 году, когда ему исполнилось 38 лет. Вилла расположена на холме Сан-Себастьяно на окраине Виченцы.

           Она не отличается большими размерами, однако граф предпочитал ее своему огромному дворцу в самой Виченце. Очевидно, он тем или иным образом подсказывал Тьеполо сюжеты для его фресок, но документальных свидетельств тому не сохранилось. Не знаем мы и точных сроков начала и окончания работ. Известно лишь, что они еще не были завершены к моменту смерти графа (20 июня 1757 года). В хрониках отмечено, что граф «скончался, так и не увидев фресок, написанных на его вилле знаменитым Тьеполо».

    Фрески Тьеполо находятся на первом этаже виллы и занимают четыре зала, окружающие длинный вестибюль, который тянется сквозь все здание. Фрески в каждом из залов написаны по мотивам одной из знаменитых классических поэм. Две из них – античные («Илиада» Гомера и «Энеида» Вергилия), а две – принадлежат эпохе Возрождения («Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо и «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто). Вестибюль украшен драматическим «Жертвоприношением Ифигении». Этот сюжет был взят Тьеполо из истории о Троянской войне, которая часто описывалась в античной литературе, в том числе и в «Энеиде».

В «Жертвоприношении Ифигении» Тьеполо в полной мере проявил владение «роскошной манерой» - здесь есть и величественные архитектурные сооружения, и акцентированные жесты персонажей. Однако, учитывая небольшие размеры зала, эта работа выглядит камерной.

       Иллюстрируя сюжеты из жизни античных героев, Тьеполо  больше интересуют эмоции персонажей, которые он и передает с большим вкусом и мастерством. Например, художнику удалось раскрыть сложнейший конфликт между любовью и долгом, протекающий на фоне ожесточенной битвы.

           Стены самого маленького по размерам зала украшены фресками, написанными по мотивам поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим». Эта эпическая поэма повествует о событиях первого Крестового похода, который закончился в 1099 году освобождением Иерусалима от сарацин и установлением на Святой Земле христианского королевства.

         В своей поэме Тассо описывает многочисленные любовные приключения, имевшие место в среде христиан и язычников, уделяя особое внимание истории любви христианского принца Ринальдо и прекрасной сарацинки Армиды. Подобные истории всегда привлекали Тьеполо, и нужно отметить, что к этому сюжету он обращался не один раз. В поэме Тассо Армида описана как «вторая Клеопатра», поэтому не удивительно, что ее образ – как и образ египетской царицы – так взволновал воображение художника.

          В работах на вилле Вальмарана Тьеполо помогал его старший сын, Доменико. В примыкающей к вилле «форестерии» (доме для гостей) Джованни Тьеполо украсил только одну из комнат (эта его фреска изображает олимпийских богов и богинь), а над убранством остальных шести трудился Доменико.

         Таким образом, посетители виллы Вальмарана имеют уникальную возможность, переходя из зала в зал, сравнивать творческую манеру обоих представителей славной семьи Тьеполо.