195 Эпидемия гриппа 28 декабря 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

195. Эпидемия гриппа. Испытания. 28 декабря 1972 года.

Сводка погоды: ВМБ Лиепая, четверг 28 декабря 1972 года, дневная температура: мин.: минус 8.6°C, средняя: минус 5.4°C, макс.: минус 1.9°C, без осадков, с утра сильный туман.

Моя мама, Нина Васильевна Суворова (Максимова), военный фельдшер, лейтенант медицинской службы, сестра милосердия в Финскую войну, старшая операционная сестра военно-санитарного поезда ВСП-29 во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, старшая медицинская сестра инфекционного отделения Суворовской центральной больницы №1, изначально привлекала меня к своей деятельности, потому что и дома, и на нашей улице, и в нашем микрорайоне города Суворова она была безотказной спасительницей и защитницей здоровья, как телесного, так и душевного, для всех детей, мальчишек и девчонок, их пап и мам, тёть и дядьёв, бабушек и дедушек. Так что с детства я видел кровь и страдание, помогал маме, умел оказывать первую помощь, знал признаки многих бытовых болезней и недомоганий, умел применять бинты, лейкопластырь, йод и некоторые лекарства.

Моя мама без особого удовольствия принимала больных и страждущих у нас дома в Суворове, но никогда не отказывала никому, если могла оказать медпомощь сразу, на месте и посильно, без участия врача, но всем она помогала быстрее получить врачебную помощь в больнице. Точно также вёл себя и я, когда в июне 1970 годы после окончания Суворовской Средней школы №1 покинул родительский дом и уехал в Севастополь искать своё счастье, поступать в Севастопольский приборостроительный институт, работать на Севастопольском Морском заводе им. Серго Орджоникидзе и жить в рабочем общежитии. Точно так же, не афишируя свои знания и способности, я вёл себя на службе на флоте и на нашем корабле, БПК "Свирепый".

Всегда, как и сейчас, у меня была своя небольшая аптечка из некоторых лекарств и медицинских средств первой помощи, которые хранились и хранятся "под рукой", в ящике письменного стола. Я сам, все мои друзья, близкие и родные, так или иначе, узнают, что у меня есть то, что "позарез" нужно в тот момент, когда настигает недомогание... Так было и на БПК "Свирепый". Возможно, поэтому я за все три года службы практически ни разу не болел ничем серьёзным, не простужался, не простывал, не болел гриппом, не травился, не травмировался, не болел ангиной, воспалением лёгких и т.д. и т.п. Правда, мне не удалось избежать заражения грибком на ногах и острого нагноения мелких царапин, но это были наши общие заболевания личного состава экипажа корабля, порождённые некоторой антисанитарией и авитаминозом. Трудно избежать эпидемического развития заболевания в экипаже корабля, когда все находятся в одном большом "железном доме", питаются из общего котла, общими продуктами, спят и бытуют в общежитии (кубриках, каютах), несут вахты и служат в одной корабельной атмосфере.

В запломбированном эшелоне, в котором крымские призывники в ноябре 1971 года ехали через всю южную часть РСФСР от Симферополя, через Украину, Молдавию, Белоруссию и Литву в Калининград, я лечил, как мог, простудившегося товарища; потом в декабре 1971 года в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в городе Пионерский я использовал медикаменты из моей походной аптечки для лечения царапин и ссадин, кровавых мозолей, ушибов и синяков, которые сопровождают службу новобранцев в учебных ротах; затем в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ в Калининграде я успешно сопротивлялся грибку на ногах и моя мама привезла в мае 1972 года отличную мазь, которая вылечила меня и моих друзей. Вот и сейчас, в декабре 1972 года на БПК "Свирепый" я почти не обращался к нашему корабельному доктору старшему лейтенанту медицинской службы Леониду Никитичу Кукурузе, потому что у меня была своя тайная, но эффективная "походная аптечка" медикаментов.

Это моя мама настояла на том, чтобы я имел при себе набор необходимых лекарств "на всякий случай", это она сказала мне несколько раз и в разной форме, чтобы я "надеялся в первую очередь на самого себя, а потом уже на помощь других людей", а мой папа, Сергей Иванович Суворов, лейтенант, кавалерист, токарь высочайшего разряда и учитель труда и машиноведения, добавил свой совет выживания в трудных ситуациях: "На других надейся, а сам не плошай! Думай наперёд! Предвидь развитие ситуации и готовься к ней заранее". Вот почему я заранее, ещё перед выходов в море на ходовые и государственные испытания, перед сборным походом кораблей на учения "Балтика-72", позаботился и в увольнении купил некоторые медикаменты в свою личную"походную аптечку".

Конечно, я знал, что личному составу экипажа корабля запрещено иметь какие-либо личные лекарства на корабле, что медпомощь может быть оказана только специально подготовленными санитарами, фельдшером и корабельным доктором, но "на Бога надейся, а сам не плошай"... Мало ли как может обернуться жизнь и ситуация, а помощь или самопомощь может потребоваться в любую секунду, это я уже твёрдо знал и видел, когда помогал моей маме лечить ожоги и внезапные ранения мальчишек, девчонок и соседей. Вот почему в моей "походной аптечке первой помощи" согласно приказу Минздрава СССП от 22.07.1969 года №547 "Об утверждении ассортимента медицинских аптечек" имелись:
- таблетки валидола 0,06 г, которые применяют при острых болях в области сердца, а таблетку кладут под язык;
- настойка валерианы, которую применяют как успокаивающее средство при нервном возбуждении, бессоннице, неврозах сердца по 20-30 капель на приём 3-4 раза в день;
- таблетки кислоты ацетилсалициловой 0,5 г (таблетки аспирина 0,5 г), которые применяют как противовоспалительное средство при невралгиях, мигрени, лихорадочных состояниях, простуде по 1-2 таблетки 3-4 раза в день;
- таблетки амидопирина и анальгина по 0,25 г (таблетки пирамидона и анальгина по 0,25 г), которые применяют как жаропонижающее, болеутоляющее и противовоспалительное средство при болях различного происхождения (головные боли, невралгии) лихорадочных состояниях, гриппе по 1 таблетке 2-3 раза в день;
- таблетки угля активированного 0,5 г (карболен), которые применяют при скоплении газов в кишечнике (метеоризме) по 1-2-3 таблетки 3-4 раза в день;
- желудочные таблетки - антиоцид Б (экстракт красавки, гидрокарбонат натрия, висмута нитрат основной), которые оказывают болеутоляющее действие при заболевании органов брюшной полости, а также некоторое обеззараживающее действие на кишечную флору, их принимают по 1 таблетке 3 раза в день (при этом я знал, что при остром заболевании органов брюшной полости необходимо обратиться к врачу, т.к. самостоятельный прием таблеток может смазать клиническую картину болезни);
- гидрокарбонат натрия в порошке (сода двууглекислая), которую применяют при изжоге на кончике ножа на прием, а также для полоскания горла при ларингите (половина чайной" ложки на стакан теплой воды);
- калия перманганат (марганцовка), которую применяют наружно, в водных растворах для промывания ран, полосканий рта и горла (раствор розового цвета);
- кислота борная, который применяют для полоскания рта, зева и промывания глаз (одну чайную ложку кислоты растворяют в стакане теплой воды);
- лейкопластырь бактерицидный, который применяют для лечения ссадин, порезов, трофических и небольших ран после ожогов (способ применения: снять защитную пленку, на рану положить марлевым тампоном и приклеить);
- раствор йода спиртовой 5% (настойка йода 5%), который применяют наружно, как антисептическое средство;
- раствор аммиака 10% в ампулах (нашатырный спирт), который применяют как раздражающее кожу и отвлекающее средство для вдыхания при обмороке, угаре; внутрь при опьянении (5-10 капель в рюмке воды);
- вазелин борный, который применяют для смягчения кожи (оказывает антисептическое действие);
- ванночка глазная (стеклянная), которую применяют для промывания глаз при засорении;
- жгут кровоостанавливающий (Эсмарха), который применяют для временной остановки кровотечения из артерий конечности (Жгут Эсмарха обычно накладывают выше места ранения, несколько раз обертывают вокруг конечности и закрепляют при помощи крючка и цепочки. Жгут должен быть наложен не более чем на 1,5 часа);
- медицинская шина, её обычно накладывают на конечность при переломе или вывихе);
- таблетки от кашля (ментоловые), которые применяют при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей;
- таблетки (шарики) поливитаминов (комплект).

Кто-то из моих друзей, участников "посиделок в ленкаюте у Суворова", где-то, кому-то и как-то проговорился и "заложил" меня нашему корабельному доктору старшему лейтенанту медицинской службы Леониду Никитичу Кукурузе. Кукуруза однажды внезапно и стремительно явился ко мне в ленкаюту, потребовал, чтобы я показал ему мою аптечку, всё внимательно рассмотрел и задал мне вопросы по применению всех этих лекарств и средств первой помощи. Потом он отдал мне всю коробку с лекарствами и предупредил, чтобы я "следил за сроком годности всех лекарств и безжалостно избавлялся от просроченных или испортившихся облаток с таблетками". Кроме этого он приказал мне не забывать чистить ("драить") медицинские инструменты спиртом, для чего впоследствии (в мае-июне 1973 года - автор) Леонид Никитич щедро отлил мне в обыкновенную военную алюминиевую фляжку своего чистого медицинского спирта ("шила"). Наш корабельный доктор Кукуруза был настоящий друг и Человек...

Особо Леонида Никитича Кукурузу поразило то, что в коробке из-под обуви я сделал из твёрдого картона разновеликие ячёйки с лепестками-названиями, в которых хранились соответствующие заболеваниям и недомоганиям комплекты лекарств. В одних ячейках были лекарственные средства для внутреннего употребления, в других - для наружного, а в-третьих - перевязочный материал. Кроме этого я на отдельных картонках печатными буквами тушью написал, что, сколько и когда принимать, и что делать... Кукуруза попросил меня прийти к нашему фельдшеру-санитару Боре Красильникову и помочь ему точно также оформить и разложить лекарственные средства в корабельной амбулатории.

Санитар, старший матрос Борис Николаевич Красильников (призыв 10.05.1971 года), был всего на полгода "старше" меня по сроку службы, но он был крупный, массивный, сильный (Боря Красильников был нашим корабельным зубодёром - автор), а самое главное, он был единственный фельдшер на корабле, "особа, приближённая к шилу", поэтому он вёл себя как годок, как хозяин, как главный, поэтому очень ревниво встретил мою помощь и "скрипя зубами" принимал мои коробки с ячейками для лекарств и таблички с пояснениями по применению лекарственных средств. Правда, потом мы немного подружились, но друзьями не стали...

В четверг ночью 28 декабря 1972 года БПК "Свирепый" встал на якорь на карантинной стоянке напротив военной гавани ВМБ Лиепая и экипаж корабля впервые за многие дни напряжённой работы и вахт мог "всласть поболеть", так сначала мы почти все восприняли возможность "отстояться" на якоре и пережить эту "простуду", как говорили все, бодрясь и похваляясь своей стойкостью к гриппу. Однако коварная болезнь не пощадила нас... Вероятно, то, что мы перестали нести вахты и расслабились, сказалось на нашем самочувствии и сопротивляемости вирусам гриппа, эпидемия гриппа начала "прогрессировать". Вскоре (к вечеру 28 декабря 1972 года) уже почти все на корабле чихали, сморкались, ходили, как сомнамбулы, "горели" жаром, ослабели, пили чай, кофе и просто пресную воду, которой уже не хватало. Многие годки забивались (прятались от болезни) в свои тайные "шхеры" и там болели, отчего у них начались осложнения и молодые матросы вытаскивали их в кубрики, тащили к корабельному доктору.

Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин "лечились" самостоятельно своими "домашними народными средствами", но под контролем старшего лейтенанта медицинской службы Л.Н. Кукурузы. Не знаю, пили ли наши командиры какие-либо лекарства, но то, что они "пили", - это точно. Командир корабля предпочитал крепкий чай с ароматным коньяком, Рижским или Калининградским бальзамом, а замполит - крепкий ароматный растворимый бразильский кофе с  ликёром или коньяком. Эти запахи я часто "слышал" и вдыхал, стоя на вахте за штурвалом авторулевого "Альбатрос 22-11", во время перехода из залива Хара-Лахт (Эстония) на карантинную стоянку у ВМБ Лиепая (Литва). Остальные офицеры и мичманы экипажа БПК "Свирепый" тоже "лечились" от простуды и гриппа "народными средствами". Личный состав экипажа - матросы и старшины могли рассчитывать на помощь только нашего корабельного доктора и фельдшера, на лекарства и уход.

Командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову ещё 26 декабря 1972 года, вероятно, стало ясно, что на корабле эпидемия гриппа, потому что он докладывал в главный штаб ДКБФ о случаях простуды на корабле и просил места якорной стоянки поближе. 27 декабря 1972 года стало ясно, что до ВМБ Балтийск дойти будет трудно, поэтому нам дали "добро встать на карантинную стоянку у Либавы". Рано утром, почти в 06:00, нам сообщили по радио, чтобы мы приняли катер противоэпидемиологической службы и приняли медикаменты, лекарства и спецпродукты для лечения гриппа. К этому времени мы должнгы были подробно письменно подготовить доклад-отчёт о состоянии дел на корабле, список личного состава экипажа корабля, отдельно диагнозы всех тяжёлых больных.

Встав на якорь и отдавшись во власть "расслабухи" и болезни, мы, практически все в экипаже БПК "Свирепый", чувствовали себя ослабевшими, больными, "тяжёлыми". Я, например, был "смертельно уставшим", мне очень хотелось спать, но спать я не мог, потому что нервически был возбуждён до предела. Дело в том, что я не болел, как другие! Не болел и всё! Даже не чихал... У меня не было высокой температуры, была горячка, но только от возбуждения; я был слаб, почти недвижим, у меня болели руки и ноги, трусились колени и гудели стопы от напряжения, но морально я был силён, напряжён и готов на подвиги. Вахтенный офицер не мог собрать команду, чтобы принять рабочий катер. Я вызвался помочь боцманам, поплёлся на ют и вместе с больным старпомом капитан-лейтенантом А.А. Сальниковым, который показывал чудеса мужества и стойкости, несколькими мичманами и матросами, видел как медленно из тумана на звуки нашего наутофона-ревуна приплыл такой же рабочий катер-баркас, как наш, корабельный, только почему-то покрашенный в белую краску.

В катере противоэпидемиологической службы ВМБ Лиепая было несколько человек, они были одеты в какие-то странные защитные костюмы-скафандры с большими выпуклыми "головами". Спереди в этих "головах" у них были тёмные прямоугольные "окошки", за которыми не видно было лиц. На руках у них были чёрные резиновые перчатки, как у электромонтёров, а на ногах - чёрные резиновые сапоги. Скафандры были из белой блестящей "алюминиевой" материи... Эти люди медленно причалили на катере к нашему привальному брусу с левого борта БПК "Свирепый" и быстро начали подавать нам какие-то тяжёлые коробки, ящики с винными бутылками и стеклянными банками, ящики с капустой, свёклой, морковью, мешки с картошкой и луком. Последними они подали нам бумажные мешки с письмами, газетами и журналами - эти мешки отдали мне и нашему корабельному почтальону матросу Юре Казённову, и мы их волоком потащили "перегонами" по верхней палубе в ленкаюту (сил не было нести на руках - автор).

На завтрак нам уже давали: фруктовый сладкий мармелад, малиновое варенье, фруктовые соки; на обед - большие порции овощного салата, очень вкусный гороховый суп с копчёностями (грудинка и копчёная колбаса), горячий час с половинкой лимона, который мы ели целиком вместе с кожурой; на ужин нам дали по кружке вкусного виноградного вина, много картофельного пюре и большие куски парного мяса. Компот и булочки, а также компотную мякоть с абрикосовыми косточками и свежим хлебом давали всем желающим в любое время. Нам также давали вяленую рыбу, но её практически никто не мог кушать, потому что сухая и солёная рыба раздражала воспалённое горло.

В четверг 28 декабря 1972 года меня сменили на вахте дежурного рулевого, в штурманскую рубку пришёл старшина 2 статьи командир отделения рулевых Анатолий Телешев, но "слёг" с высокой температурой и жаром наш командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров. Я весь день "разрывался" между ходовым мостиком, штурманской рубкой, ленкаютой и кубриками, где лежали больные матросы и старшины. С такими же, как я здоровыми ребятами, мы разносили по кубрикам лекарства, давали их больным, поили их водой и компотом, помогали менять нательное бельё. Мы собирали в наволочки мокрое бельё и робы, клали туда записки с ФИО матросов и относили всё это в нашу корабельную прачечную, а потом забирали почти сухие вещи из стирки и сушки, и несли их обратно.

Многие спрашивали о том, как мы будем праздновать встречу Нового 1973 года, я отвечал, что "для этого нужно бороться с болезнью и к 31 декабря выздороветь". Я настраивал матросов и старшин на скорое выздоровление, и они соглашались, охотно пили лекарства, слушались, старались выполнять всё, что им говорил наш санитар-фельдшер Боря Красильников и доктор Л.Н. Кукуруза. Кстати, на нашего Леонида Никитича Кукурузу все буквально молились, хвалили его и очень надеялись. Проведал я и ребят, которые лежали в изоляторе: Гриша Булат лежал всё ещё в тяжёлом забытьи и только слабо пожал мне в ответ руку, мне было жалко его до слёз..., а остальные матросы, которые лежали на двухъярусных койках, чувствовали себя относительно лучше и очень хотели вырваться из душной и болезненной атмосферы изолятора. Леонид Никитич не позволил мне их угостить "вкусненьким", чтобы "не смазать курс лечения"...

В эти дни - 28, 29 и 30 декабря 1972 года - я опять почувствовал себя комсоргом корабля, а матросы и старшины, годки, подгодки и молодые относились ко мне, как к комсоргу: я им рассказывал новости из газет и телевизионных новостей, что делается "в миру"; рассказывал смешные истории и "свежие" анекдоты, которые сам же сочинял из текстов статей, прочитанных в свежих газетах и журналах; читал им мои стихи и песни, которые я пел в кубриках под гитару. Впервые я так широко, разнообразно и мощно "выступал" перед личным составом экипажа БПК "Свирепый" в качестве массовика-затейника и готовил их встрече Нового года. Дмитрий Васильевич Бородавкин "шёл на поправку", хвалил меня за инициативность и мою работу, но всё же спрашивал, насколько я и "твои комсомольцы" готовы к политзанятиям. Я отвечал, что фактически всё время провожу политинформации, но Дмитрий Васильевич требовал формального оформления моих усилий "с отметкой в рабочих дневниках руководителей политгрупп политзанятий"...

Почти выздоравливал от гриппа и наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, он опять собрал в ходовой рубке рабочее совещание офицеров по борьбе с эпидемией гриппа, на котором опять задал общий вопрос: "На корабле эпидемия гриппа, что нам делать?".

Старший лейтенант медицинской службы Леонид Никитич Кукуруза сообщил, что "на корабле сохраняется состояние устойчивой угрозы не только здоровью, но и жизни членов экипажа корабля", что более 15% личного состава сильно болеют и могут иметь различные осложнения, при этом один находится в тяжёлом, но устойчивом состоянии с признаками воспаления мозга, а трое - в средней степени тяжести заболевания с признаками воспаления лёгких. Кукуруза сказал: "Мы подверглись атаке вируса гриппа новой формы, с ускоренным метаболизмом заражения и развития, поэтому нужно одновременно с усиленным лечением заниматься своевременной профилактикой респираторных вирусных инфекций".

- Почему так произошло? - спросил Евгений Петрович Назаров.
- Вирусы гриппа постоянно мутируют, меняются, приспосабливаются, развиваются, - ответил Леонид Никитич Кукуруза. - Стремительность распространения инфекции гриппа объясняется том, что доминирует воздушно-капельный путь передачи вируса, от которого практически не скроешься, поэтому нужно было вовремя всех подвергнуть вакцинации.
- Как и когда надо было сделать? - опять спросил командир корабля.
- В сентябре или в октябре, - ответил наш корабельный доктор, - но сроки вакцинации и подбор вакцины против гриппа определяем не мы, а "берег". В любом случае выработка иммунитета против гриппа занимает, как правило, 4 недели. Если бы у нас была вакцина, содержащая штамм конкретного вируса гриппа, которым мы сейчас болеем, то мы бы провели вакцинацию заранее, тогда бы эпидемии бы не было.
- Оформите ваши выводы в письменном докладе-сообщении на "берег", - приказал Е.П. Назаров.

- Дальше, что нам делать? - снова упрямо задал свой вопрос командир БПК "Свирепый". - Как нам быстро прекратить эпидемию? Как не потерять боеспособность корабля? Ваши предложения, товарищи офицеры!
- Необходимо укрепление иммунитета всего экипажа корабля, - опять начал говорить Кукуруза, потому что все остальные участники совещания угрюмо молчали. - Любому вирусу сложнее проникнуть в организм, если есть иммунная защита. Поэтому нужно: отказаться от вредных привычек; вести здоровый образ жизни; правильно питаться; заниматься спортом; проводить больше времени на свежем воздухе; поддерживать себя здоровыми и приятными эмоциями; соблюдать правильный и размеренный режим сна и отдыха; полноценно отдыхать и восстанавливать силы организма, дать организму лучше справляться с инфекциями.
- Доктор! - возвысил голос старпом капитан-лейтенант А.А. сальников. - Вы говорите прописные истины, это всё банально, вы скажите, что нам делать всерьёз, какими методами погасить эпидемию?!

- Рационально изменить образ жизни на корабле, рациональный подойти к организации свободного времени личного состава, к воспитанию должной культуры бытового и служебного поведения матросов и старшин, - также эмоционально и опять с визгливыми сердитыми нотками в голосе отпарировал старпому наш корабельный доктор.
- Конкретнее! - сурово бросил командир корабля и тем самым погасил намечающуюся перепалку офицеров.
- Конкретно - отслеживать и обеспечивать качество воздуха в помещениях, - заявил Л.Н. Кукуруза. - Вирус гриппа начинает активно размножаться, попав на слизистые оболочки человека, наличие на них микротрещин ускоряет проникновение вируса в клетки, а микротрещины в слизистой возникают из-за того, что воздух в помещениях слишком сухой и тёплый. Нужно чаще и регулярно проветривать помещения во время эпидемии гриппа. Чистый, прохладный и влажный воздух, которым дышит человек, естественным образом повышает иммунитет и защищает от гриппа. Кубрики и каюты обязательно нужно проветривать перед сном не менее получаса.
- И всё? - спросил командир корабля.
- Ещё нужно носить маски, - сказал Леонид Никитич Кукуруза. - Марлевые защитные маски. Чем больше людей находятся в замкнутом помещении, тем выше риск заражения вирусом гриппа. Поэтому нужны маски, они удерживают слизь и капли слюны, которые выделяет больной человек, не давая им распространиться в окружающую среду. Только маски нужно менять как можно чаще, одну маску нельзя носить дольше 2 часов. На верхней палубе маски нужно снимать, потому что в холодном движущемся воздухе вирусы гриппа живут секунды, а во время общения друг с другом надо держать дистанцию не менее метра.

- Доктор, - с трудом слеживаясь, произнёс командир корабля, - что ещё конкретно должны сделать матросы, мичманы и офицеры, чтобы не болеть?
- Соблюдать гигиену полости носа, - упрямо и настойчиво ответил Леонид Никитич Кукуруза. - Чтобы снизить риск инфицирования, необходимо после каждого посещения общественных мест промывать нос либо морской водой, либо физиологическим раствором. Соблюдать гигиену рук, то есть как можно чаще мыть руки, можно морской водой. Перестать обмениваться рукопожатиями, так как больной трогает свой рот, нос, глаза, а затем руками с частичками слизи и вирусами на них прикасается к окружающим предметам и заражает их. Во время эпидемии гриппа нужно руки мыть с мылом и как можно чаще, и протирать их лосьоном или одеколоном.
- Что ещё?
- Соблюдать питьевой режим - это крайне важно, потому что организм нуждается в жидкости. Нужно, чтобы на боевых постах были бутылки или чайники с чистой водой не менее 1 литра. Регулярное питьё, лучше всего с лимоном, защитит слизистые от пересыхания и помешает вирусам гриппа. Нужны напитки, укрепляющие иммунитет - настой боярышника, чай с лимоном и имбирем, отвар шиповника, травяные чаи.

Офицеры угрюмо молчали, а доктор Кукуруза продолжал говорить, что "нужно следить за состоянием своего здоровья", что "тяжёлые формы гриппа развиваются чаще у тех людей с ослабленным иммунитетом", что "в группе риска находятся больные с тяжёлыми сопутствующими заболеваниями (астма, диабет, онкология, туберкулёз и т.д.)", поэтому "всем нужно быть внимательными к своему и своевременно лечить любые обострения", что нужно "избегать стрессовых ситуаций, потому что стресс способствует угнетению иммунной системы, нарушает работу всех органов в организме".

- Чем меньше моряки будут подвержены стрессовым факторам, - сказал в заключении Леонид Никитич Кукуруза, - тем выше будет его иммунная защита и тем легче он выберется из болезни, вот почему сейчас очень важно правильно и хорошо встретить Новый 1973 год, проявить заботу и внимание к заболевшим одарить их подарками и праздничными эмоциями. Вот увидите - дело пойдёт на поправку, и мы справимся с эпидемией гриппа!
- Понятно, - сказал командир БПК "Свирепый", - а как конкретно и чем будем вылечивать моряков?
- Если температура тела повышается до 39 градусов и выше, наблюдается слабость, недомогание, озноб, то необходимо соблюдать постельный режим, отказаться от вахт, работ, усилий, выходов на построения или иное какое-либо действие, затрачивающее силы организма - твёрдо сказал доктор Кукуруза. - Температуру следует сбивать жаропонижающими лекарствами, если она больше 38,5 градусов, при этом нужно пить как можно больше жидкости, то есть выводить токсины болезни из организма.
- Нужно чаще полоскать морской водой нос и горло - уменьшать концентрацию вирусов на слизистых оболочках и не уповать на лекарственные препараты, а бороться, бороться самому, помгать своему организму бороться с вирусом!

- Всех больных нужно было срочно разделить по степени тяжести заболевания, что мы и сделали, - сказал устало Леонид Никитич Кукуруза. - Спасибо Александру Андреевичу (сальников - автор), он оперативно откликнулся и помог организовать переселение матросов. Спасибо командирам боевых частей, которые помогли вовремя и часто осуществлять регулярное проветривание помещений, делать влажную уборку и соблюдаться режим ношения масок.
- Хорошо, что мы перешли на обеспечение больных индивидуальными вещами, посудой и предметами гигиены, особенно полотенец, их нужно все промаркировать ФИО владельцев и строго запретить ими пользоваться кому бы то ни было, кроме их владельцев, - это крайне важно, - сказал Кукуруза.

- И последнее, - сказал наш корабельный доктор старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза. - Гораздо проще и лучше не заразиться гриппом, чем потом лечиться от массового заболевания гриппом, особенно в море на БС (боевой службе), поэтому  нужна ежегодная вакцинация и профилактика группа путём улучшения корабельного режима и распорядка дня, особенно важна культурно-массовая и воспитательная работа в экипаже, чтобы повысить стрессовоустойчивость. Я всё сказал...

- Вы на что намекаете? - спросил доктора замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. - Вы считаете, что политработа на корабле недостаточная? Неправильная? Вы, доктор, хотите научить меня как организовывать политработу на флоте?
- Я ни на что не намекаю, а говорю, - твёрдо фальцетом сказал наш интеллигентный Леонид Никитич Кукуруза, - то за время швартовных и ходовых испытаний, особенно испытаний, выпавших на нашу долю во время учений "Балтика-72", экипаж корабля перенапрягся, испытал стрессы, выработал свой задел прочности и тем самым поддался атаке сезонных вирусов гриппа. Мы слишком перенапряглись в боевой и политической подготовке и если бы не сатирически-юмористические стенгазеты и боевые листки Суворова, то нам нечему было бы радоваться, потому что вокруг одни только стрессы, тревоги, напряги, вахты, работы, тренировки, испытания...

- А приказы о поощрении личного состава не в счёт?! - ревниво воскликнул командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - А отпуска на родину на 10 суток? А благодарности? А денежное вознаграждение? Это всё, что, - стрессы?!
- Нет, не стрессы, - спокойно ответил Кукуруза. - Это обычные, заработанные поощрения и вознаграждения. Это обычная служба и работа, а я говорю об антистрессовых эмоциях, повышающих иммунную защиту организма. Я говорю о той радости и тех эмоциях, которые повышают настроение экипажа. Например, когда мы в последний раз меняли репертуар фильмов? Когда мы смотрели современные новые кинофильмы? Почему у нас в корабельной библиотеке только мемуары военачальников, произведения классиков марксизма-ленинизма и учебники для политзанятий? Почему у нас нет художественной самодеятельности?

- Ну, доктор, вы даёте! - с возмущением вскричал старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников и его поддержали громким говором командиры боевых частей. - Вы скоро договоритесь до...

Старпом многозначительно замолчал, но командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин никак не отреагировали на последнюю тираду Леонида Никитича Кукурузы. Евгений Петрович Назаров быстро закрыл совещание, приказал всем командирам боевых частей и старпому в течение двух дней проработать замечания и советы доктора, отпустил всех по своим заведованиям, предложил замполиту остаться и негромко позвал меня... Я всё время совещания командиров и офицеров БПК "Свирепый" пробыл в соседней штурманской рубке, в которой исполнял обязанности дежурного рулевого по БЧ-1 и естественно, всё слышал...

- Вот так, - устало сказал Евгений Петрович Назаров. - Стараешься, из сил выбиваешься, преодолеваешь громадные трудности, выводишь корабль на передовые позиции, а всё равно остаёшься в ... Но доктор прав, прав, доктор! Напряг был большой, это верно. Где-то мы перегнули палку, а тут ещё "гнилой туман" некстати!..
- Так что вам, уважаемый Дмитрий Васильевич и вам, матрос Суворов, нужно, чтобы Новый год мы встретили как можно интереснее и веселее. Дмитрий Васильевич, обратитесь в политотдел, обрисуйте ситуацию, но без подробностей, затребуйте новых фильмов и книг в библиотеку. Если не получится, то организуйте сбор средств по кругу и закупите рублей на 200 новой художественной литературы, а вы, Суворов, ускорьте изготовление средств наглядной агитации и делайте новогоднюю стенгазету, да повеселее.
- Да! и не забудьте про художественную самодеятельность! Доктор прав, надо побольше хороших эмоций и бодрости в экипаже, особенно сейчас, когда мы боремся с эпидемией. А на счёт изменения распорядка дня и образа жизни, - это я со старпомом решу. Попрошу помощи у партийной организации корабля... Только вы тоже подключайтесь... Поднимите комитет комсомола, годков... Нужен пример и образец для подражания. Ясно?!

Дмитрий Васильевич Бородавкин и я согласно оба ответили "Точно так!" и кивнули головами. Так неожиданно мы получили от командира корабля капитана 3 ранга Евгений Петровича Назарова (с подачи корабельного доктора старшего лейтенанта медицинской службы Л.Н. Кукурузы по причине эпидемии гриппа) благословение и целую стратегическую программу развития комсомольской, партийной и политико-воспитательной работы на БПК "Свирепый". Теперь я точно знал, чем и как я буду заниматься в остальные два года моей срочной службы на флоте, моя политслужба обрела смысл, содержание и значение. Теперь надо было организовать и провести оздоровительную встречу Нового 1973 года...

Фотоиллюстрация: 28 декабря 1972 года. БПК "Свирепый". Карантинная стоянка у ВМБ Лиепая. Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников, непосредственный участник рабочего совещания у командира БПК "Свирепый" капитана 3 ранга Е.П. Назарова по вопросу организации борьбы с эпидемией гриппа на корабле. Это был единственный за всё время моей срочной службы момент, когда я мог сфотографировать старпома в самом лучшем виде, но он опять меня опередил и опустил взгляд... Не любил Александр Андреевич фотографироваться, был строг ко мне, не терпел нарушения субординации и никак не хотел признавать меня как комсорга корабля, особенно, как представителя интересов личного состава экипажа. Когда я перестал быть рулевым БЧ-1 и перешёл на политслужбу в ленкаюту под начало замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, я, по мнению старпома, "вышел за штат", "перестал быть штатным рулевым" и стал "никем"... Досадно, что большинство командиров боевых частей разделяли эту точку зрения нашего первого старпома (да и второго, тоже - автор).