Что такое мир? Мировоззренческие вопросы

Лев Балашов
                "Что вы ищете, мистер Эйнштейн? Что Вы
                можете сказать нам относительно мира, в котором мы живём?"
                Эйнштейн ответил: "Я хочу знать, как Бог сотворил мир.
                Всё, кроме этого, не имеет значения".

ЧТО ТАКОЕ МИР?

Перед каждым человеком рано или поздно встают вопросы, которые можно было бы назвать мировоззренческими. Что такое мир? Что он собой представляет? Каков он? Почему он такой, а не другой? Существует ли он от века, всегда или же сотворен и управляется богом-богами?
От нашего отношения к миру зависит то, как мы его себе представляем, какие мы сами.

Так, давно подмечена зависимость оценки мира, других людей от того, каков сам человек. Л. Фейербах, например, говорил: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». (Или: «Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм». — Вальтер Шубарт. “Европа и душа Востока”)

Человек представляет мир таким, каков он сам. Если он представляет мир полным зла, то скорее всего сам таков или считает себя жертвой, пребывает в состоянии постоянной душевной дисгармонии (тревоги, беспокойства, недовольства).
У Шекспира есть такие строки: «И видит он в любом из ближних ложь,/Поскольку ближний на него похож.» (Сонет № 121)

О том же писали В. В. Стасов («Всякий негодяй всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости» ), М.Ю.Лермонтов («Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется») и многие другие. Грузинская мудрость гласила: «злой человек полагает, что все люди подобны ему».

И, напротив, «чем порядочнее человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии» (Цицерон).

Игорь Тальков пел:
И так часто называем грешным этот мир,
А своих не замечаем прегрешений.
Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас.
Он — прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше,
И не станет он добрей,
Если сами мы добрее не станем.

Верующий (христианин или мусульманин) представляет мир творением Бога, а неверующий склонен полагать, что мир существовал от века, «не создан никем из богов и людей» (Гераклит).

На поведение людей влияет вопрос о том, кто-что управляет их жизнью: бог (боги), судьба, рок, фатум, что-то другое — и в какой мере.
Представление о том, что мир создан богом (богами) и управляется им (ими), оказывало и до сих пор оказывает серьезное влияние на поведение многих людей.
Материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и  волюнтаризм, детерминизм и индетерминизм, рационализм и иррационализм, мистицизм, — это всё позиции-установки, которые играют существенную роль в жизни людей.

БИБЛЕЙСКАЯ КАРТИНА МИРА

Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии (точнее “Ветхого завета”) «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за шесть дней: сначала сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Вот так схематично изображается сотворение мира. С точки зрения современной науки, эта картина происхождения мира не выдерживает никакой критики.

За шесть дней создать все многообразие окружающего мира невозможно. Некоторые богословы предлагают рассматривать эти шесть дней не как календарные дни, а как очень большие исторические периоды (так трактуются дни творения в «Законе Божьем», учебном пособии русской православной церкви). Однако, вся фразеология первой книги Библии указывает на дни творения в суточном исчислении («И был вечер, и было утро: день шестой». Бог, как какой-то скульптор, на шестой день слепил человека и вдохнул в него жизнь («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»). Имя первого человека «Адам» происходит от слова «адамах», что означает земля-мать, сырая красная почва, глина. Первую женщину по имени “Ева” Бог создал якобы из ребра Адама.

Указывалось также, что Бог на седьмой день отдыхал. Ясно, что речь идет не о каких-то больших исторических периодах, а о днях. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней, и верующие, хотят они этого или нет, должны ее признавать. Было время, когда верующие совершенно серьезно считали, что у женщин должно быть на одно ребро больше, чем у мужчин. Их предположение не подтвердилось, так что, с этой точки зрения, невозможно представить, чтобы женщина была создана из ребра мужчины.

Библейская картина мира — не единственная религиозная картина мира. Развитая картина мира имеется, например, в индуистской религии.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

В последние столетия сформировалась научная картина мира. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза религиозной картине мира.
Ученые в результате своих исследований выяснили что собой представляет окружающий мир. В частности, они определили, что наша Земля существует 4 с половиной миллиарда лет, а наша часть вселенной существует около 14 миллиардов лет, что границы Метагалактики отстоят от нас где-то на расстоянии 13-14 миллиардов световых лет. Световой год – это земной год, за который пробегает световой луч (его скорость равна 300 тысяч километров в сек). Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части вселенной лежат 4 фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), слабое. Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы — из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, субэлементарных частиц с дробным электрическим зарядом.

Научная картина мира опирается на всю совокупность наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые проделали на протяжении последних 2000-2500 лет. Она основана также на познании законов природы: физических, химических, биологических. Совокупность всех этих научных знаний дает в общем и целом научную картину мира.

Наука не дает, однако, полного, исчерпывающего представления о мире. Нет таких ученых, которые бы занимались миром в целом. Разные науки дают только мозаичную, фрагментарную картину мира.

ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

По-настоящему о мире в целом могут говорить только философы. Но философы — не ученые, они не исследуют природу, а лишь осмысляют то, что другие люди выработали как знания, т. е. через призму научных знаний и представлений философы осмысляют мир.

Если ученые осмысляют мир с помощью открытий, т. е. с помощью познания законов природы и явлений, то философы осмысляют мир через всю совокупность научных знаний, через весь исторический и личный опыт. Все эти знания они пропускают через свой разум. Главный инструмент философского осмысления мира – фундаментальные философские понятия, категории. Иными словами, философы рисуют картину мира с помощью категорий. Философская картина мира есть категориальная картина мира, а категории — это как бы кисти и краски философа. Речь идет о таких понятиях как бытие, материя, движение, пространство, время, качество, количество, возможность, действительность, причина, следствие, необходимость, случайность, тождество, противоположность, противоречие... Насчитывается более ста философских категорий.

Все люди имеют в голове ту или иную картину мира, но одни осознают это, а другие нет. И те, кто осознают, занимают ту или иную мировоззренческую позицию, в частности, причисляют себя к материалистам, идеалистам или как-то иначе характеризуют свои взгляды.
 
Разные философы рисуют разные категориальные картины мира.

Одни философы берут какую-то одну категорию за основу. Они понимают мир как некоторое монархическое государство, управляемое одной категорией-монархом, или как своеобразную матрешку, которая содержит внутри себя множество маленьких матрешек, т. е. одна большая категория последовательно включает в себя меньшие категории.

Так, Спиноза брал за основу своей картины мира категорию субстанции и путем последовательного деления этой категории на множество составляющих (атрибутов и модусов) рисовал категориальную картину мира. Субстанция Спинозы имела два атрибута — мышление и протяжение, а они, в свою очередь, имели разные модусы (видоизменения). У протяжения Спиноза предполагал такие модусы как пространственное движение, время, необходимость, случайность, закономерность...

Русский философ В. С. Соловьев выдвигал в качестве главной категории, объясняющей мир, категорию всеединства.

Этих философов называют монистами – от слова монизм.

Другие философы представляли мир как некоторую совокупность, республику категорий. Они не выделяли какую-то одну категорию в качестве главной. Их называли плюралистами.

ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИЯ? Самое общее определение таково: категория есть разряд, класс чего-либо. Если говорить о философских категориях, то это разряд, класс определенного рода понятий. В реальной действительности также есть определенные категориальные срезы-стороны, которые выступают как объективные категориальные определения мира. Иными словами, есть определенные разряды-классы каких-то реальностей. Например, когда мир рассматривается в пространстве и времени, то этим он определяется в двух категориальных срезах: в виде пространства и времени. Когда определяем что-то как действительное или возможное, то рассматриваем мир в разрезе действительности и возможности. Если теперь возьмем порядок и хаос, то с помощью этих понятий осмысляем мир либо как упорядоченный, либо как хаотический, либо как то и другое вместе. Чего больше в мире: порядка или хаоса? — фундаментальная философская проблема. Согласно некотором мифологическим представлениям, вначале был хаос, из которого возникает порядок, т. е. мир как бы движется от хаоса к порядку.

(Представление о том, что «порядок из хаоса», — весьма древнего происхождения. У многих народов существовала легенда о первозданном хаосе, из которого впоследствии высшие силы создали гармонический мир. Так, в одном из гимнов древнейшего письменного памятника «Ригведа» говорится, что бог «развил прекрасный мир из бесформенного хаоса, который был все, что тогда существовало» . Гесиод в «Теогонии» также пишет: «Ранее всего был Хаос». Это представление о первозданном хаосе, пишет А.Н.Аверьянов, «сохранилось до наших дней. Многие космогонические гипотезы строятся на допущении первоначального хаотического состояния вещества». «И самым уязвимым их местом, — справедливо заключает он, — является объяснение перехода от хаотического состояния материи к упорядоченному» .)

Самый фундаментальный уровень категориальной картины мира – естественная система объективных категориальных определений мира (категориальная структура мира). Можно строить разные версии существования этой естественной системы. Категориальные определения – не просто некоторая совокупность, множество определений; они расположены в определенном порядке. Например, пространство мы рассматриваем в связке-блоке с временем и движением.

Категориальная структура мира обусловливает-порождает категориальный строй мышления (категориальную структуру, категориальную логику мышления). Категориальный строй мышления есть результат 1) становления живой природы, живого организма, вплоть до высших живых существ, и 2) исторического развития человека, его познания и практики. Он отражает категориальную структуру мира и отражает в той мере, в какой человек способен решать практические задачи. Не больше и не меньше. Это значит, что о полном соответствии категориального строя мышления и категориальной структуры мира говорить нельзя.

Категориальный строй мышления возникает в мозгу человека очень сложным путем: и на основе биологического развития-становления, и на основе исторического, и основе индивидуального развития-становления.

Наше категориальное мышление выражается прежде всего в виде вопросов, местоимений и местоименных наречий. Вопросы кто? что? обозначают предмет, вещь, тело, организм, живое существо. Кто означает одушевленный предмет, что – неодушевленный. Это первое категориальное различие между живым и неживым. Вопрос какой — какого качества, сколько — указывает на количество, где – на пространство, когда – на момент времени, куда – на движение. Эти вопросы показывают, что человек мыслит категориально. Такое мышление формируется еще в детском возрасте. В виде понятий категории осмысляются на более поздней ступени развития-становления человека. Тогда же формируется и категориальный строй мышления.
Таким образом, мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий.

Категориальное мышление, которое осознается в виде вопросов и понятий, — это вторичные категориальные определения. Философские понятия-категории, выработанные в процессе исторического развития философии, — это уже третичные категориальные определения.

КАК ПО-РАЗНОМУ ОЦЕНИВАЮТ МИР…

Мир прекрасен или безобразен, мир добр или полон зла… и т. д. и т. п. Отчего так бывает, что разные люди по-разному и даже противоположным образом оценивают мир?

В знаменитой песне Д. Тухманова поется:

«Ты проснешься на рассвете
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.

Как прекрасен этот мир, посмотри-и!
Как прекра-асен этот ми-ир!
Как прекрасен этот мир, посмотри-и
Как прекра-а-асен этот мир!»
(Слова В.Харитонова, исп. ансамбль «Веселые ребята»)

Действительно, под влиянием любви человек начинает восхищаться миром.
Если человек переполнен положительными эмоциями, если он растет-развивается, если жизнь его успешна, то он, безусловно, положительно относится к миру.

Если же человек плохо относится к миру, к людям, то можно сделать вывод, что он живет неблагополучной жизнью.
Один самодеятельный поэт прислал мне стихотворение, в котором есть такие строки:
          
           Мир озверел от жадности и алчи,
           Из глоток друг у друга прибыль рвут,
           А в это время там, где нищенский приют,
           Голодное дитя тихонько плачет.

Автор порочит, осуждает мир, ссылаясь на наличие в этом мире людей, ожиревших сердцем и паразитирующих на других. Здесь, как мне кажется, логическая ошибка поспешного обобщения. Он сосредоточил внимание на негативных явлениях жизни и придал им вселенский масштаб. Первопричина же такого поспешного обобщения — неблагополучная жизнь автора. Его переполняют негативные эмоции, связанные может быть со здоровьем, с возрастом, с неблагополучием в делах, в семье…

МИР ПОГРЯЗ В ГРЕХЕ, ПОЛОН ЗЛА?

К сожалению, нередко можно слышать сентенции такого рода: мир погряз в грехе, полон зла. Часто такие сентенции можно слышать из уст религиозных фанатиков, сектантов и монашествующих. (В Святобоголюбовском монастыре г. Владимира духовник Петр проповедует подобным образом). Такие сентенции не только ложны, но и опасны. На их основе человек делает вывод, что люди злы, порочны и с ними не надо церемониться, их можно презирать, уничтожать, от них надо отгородиться высоким монастырским забором или уйти в пустыню, в скит.

АКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ

В знаменитой песне «Машины времени» имеются такие слова:

Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Пусть лучше он прогнется под нас.

Эти слова порождены энтузиазмом молодости и они имеют вполне положительный смысл.

Однако не всегда стремление изменить мир похвально. Человечество имеет, к сожалению, печальный опыт в этой области. Я имею в виду, прежде всего, марксистских преобразователей.

11-й тезис К.Маркса о Фейербахе гласил: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Вот Маркс и предложил проект изменения мира на основе своей концепции социальной революции. И всячески продвигал его в жизнь... Этот тот случай, когда человек, не очень хорошо изучив ситуацию в обществе, стал действовать в соответствии с тем представлением, которое он выработал. Такого рода активность вредна и опасна. Марксистская философия как бы спровоцировала, подтолкнула активных людей, которых достаточно в каждом обществе, поступать в соответствии с ее представлениями. В частности, она настраивала рабочих на выступление против капиталистов. Маркс утверждал, что новое коммунистическое общество будет рождаться в муках, в результате революции и войн, которые могут длиться до 50 лет. Человечество сильно пострадало от активизма марксистов.

Да и преобразователи природы далеко не всегда правы. Широко известно высказывание селекционера И.В.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача». Убедительно вроде бы звучит. Действительно, имеется много случаев, когда мы не ждем милостей от природы, а берем их у нее. Например, добываем нефть и газ из недр Земли. Или путем селекции и генной инженерии меняем свойства продуктов питания в благоприятную для нас сторону. Начинаем уже вмешиваться в святая святых биологии человека, в его генетику.
Есть, однако, обратная сторона медали в деле преобразования природы. Всё больше вмешиваясь в кухню природы, мы вольно или невольно нарушаем ее естественные балансы вплоть до того, что губим ее. А губя природу, мы в конечном счете губим себя.

Вот и получается: активное отношение к миру не должно быть залихватским.

ПОНИМАНИЕ МИРА

Люди обычно думают, что они видят мир таким, каков он есть на самом деле. В общем-то это верно. Если бы люди неадекватно воспринимали мир, то их жизнь была бы невозможна. Но почему тогда идут споры о мире, о том, что он такое, как его понимать? Дело в том, что мир — многослойная и многоплановая реальность. Для обычной жизни человеку достаточно воспринимать более или менее адекватно первый слой или первый план мира. Тот слой и тот план мира, который ближе всего к человеку в его обычной жизни. А те слои и планы мира, которые он не наблюдает непосредственно и, главное, с которыми не взаимодействует повседневно, человек склонен интерпретировать «как бог на душу положит». Например, обычному человеку всё равно, что такое луна: небольшой светлый диск\серп на ночном небе или спутник Земли, громадное космическое тело, превосходящее размером всё, что он перед собой видит.

Обычному человеку по большому счету всё равно: существовал ли мир от века или создан богом. Для человека мир чаще всего среда обитания и не более того. Тем не менее и к среде обитания может быть разное отношение.

Правильно сказал один человек: хватит глядеть на мир глазами бабочки, которая живет одни сутки.