Прерванный рейс

Алексей Гетман
Свой рассказ я посвящаю моему другу, летчику, человеку, который всю свою жизнь посвятил пятому океану.


До боли знакомые позывные местного радио разбудили Александра. Открыв глаза, он увидел, как вся комната была залита ярким, теплым солнечным светом.
- Пора вставать! – подумал он, и, посмотрев на спящую рядом жену,  которая не реагировала на звуки радио, тихо сказал, - милая, пора вставать!
- Давай еще с полчасика, а?
- Ладно. Хорошо. А я пойду пока приведу себя в порядок,- После утреннего туалета он зашел на кухню.
- Во! Да ты уже и завтрак готовишь! Молодец! Я не ожидал тебя увидеть. Думал, что ты еще досматриваешь сны!
- Д-а! С вами досмотришь…. Вон и Олег встал.
- Понятно, - ответил Александр, садясь за стол. Вскоре появился сын. – Как дела, сынок? – спросил его отец.
- Хорошо, папа, - ответил Олег, и тоже сел за стол. – Что будем кушать? – спросил он.
- А что бы вы хотели? - В свою очередь спросила жена.
-Честно говоря, я хотел бы пару бутербродов и чашку кофе.
- А я тоже хочу бутерброды! И стакан чаю! – воскликнул сын.
- Ну, вы, просто, как в ресторане находитесь!  А будете кушать немного каши, а уж потом, если захотите, то можете сделать себе бутерброды. Но это только после каши. Вот так мои дорогие!  И объяснения я не принимаю.
-Ладно. Соглашаемся! Да, Олег?
- Хорошо! – ответил Олег и, глубоко вздохнув, посмотрел на мать.
За завтраком обговорили все детали предстоящего дня и в заключении приняли решение, что сейчас едут в центр города, пробегутся по магазинам.  Так как уже назрело время подготовить Олега к новому учебному году. Да и самим кое-что приобрести. После чего вернутся домой, пообедают, и Александр после обеда хотел съездить в сад.
– Надо посмотреть, как там дела. Да и урожай кое-какой привезти домой. А потом мне вечером на работу. У меня вылет в два часа ночи на Ижевск.
- Все ясно! – ответила жена. Тогда собираемся!
Добравшись до центра, они, первое, что сделали, это пошли на школьный базар. Покупок было сделано много, даже слишком. И Александр предложил взять такси.
- К тому же мы быстрее будем дома!
 Вернувшись домой, пообедав, он посмотрел на часы.
- Наверно, сегодня с садом не получится. Время поджимает. К тому же надо  будет немного и отдохнуть перед работой. Сегодня мне предстоит ночной рейс. Знаешь, - сказал он  жене, - наверно, сегодня я в сад не поеду, так как время поджимает. Лучше в следующий раз.
- Да. Конечно,- соглашаясь ответила жена. – Все-таки намотались уже! А если в сад ехать, сколько времени потратишь. Давай лучше отдохни!
Александр, согласившись, пошел в спальню. Раздевшись, он плавно опустился на подушку. Быстро заснуть не получалось. Думать о работе он тоже не хотел, потому что хорошо знал, что о работе нужно думать перед полетом. Он это взял за правило, еще, когда начал летать после училища.  А вот о делах семейных можно подумать! И еще спать днем он не любил. Но, зная, что предстоит ночной вылет, чему он придавал большое значение. И поэтому необходимо надо было отдохнуть. Ночной полет требует большой отдачи. Это прежде всего связано с безопасностью людей. А значит, надо быть все время собранным, внимательным и четко выполнять свои обязанности. Так что отдых перед полетом, как говорит его командир, всегда пригодится. Ночной полет, это не дневной. Ночь – есть ночь!  И ответственность здесь нужна вдвойне!  А теперь, летая уже вторым пилотом на АН-24, он еще более требовательно относился к себе. Наконец-то сон пришел  к нему. Сколько Александр проспал,  он не знал. Лишь вдруг почувствовал, как кто-то взял его за руку. Открыв глаза, он увидел, что перед ним стояла жена.
- Хватит спать!  Скоро уже ужинать надо!  А ты все давишь подушку!  - Александр посмотрел на часы, которые висели на стене. Стрелки часов показывали восьмой час.
- Вот хорошо я даванул! Просто и сам удивляюсь.
- Может, сон какой видел? – спросила жена.
- Знаешь, видел что-то, но сейчас уже не помню. Что-то связано с пожаром. И в то же время я не видел огня. А вот дыма кругом было много!  Короче, как пожар и в то же время не было его Да, всякая ерунда в голову лезет….  Ладно. Я встаю.
Приведя себя в порядок, он зашел на кухню.
- Присаживайся! – приветливо сказала жена. – Вон, бери салат, короче, поешь хорошо. А то, теперь, когда еще придется поесть, если только завтра.
- Насчет завтра, это точно! – ответил Александр и принялся за еду. Поужинав, он снова посмотрел на часы. – Пора собираться, хотя, время еще есть. – Достал свою сумку, с которой не разлучался никогда, положил в нее бритву, зубную пасту с зубной щеткой, полотенце и свой любимый одеколон. – Ну, вот, вроде, и все.
Подошла жена, держа в руках сверток.
- Что это? – спросил Александр.
- Бутерброды, на всякий случай.
- Да, не надо, - сказал он.
- Бери, бери! Пригодятся.
Александр взял бутерброды и аккуратно положил их в сумку, после чего застегнул молнию на ней.
- Так. Ну, что? Мне пора!  Пока доеду, а там, гляди, и время подойдет. Олежка, наверно, спит? Набегался за день! Да и с нами намотался.
- Спит без задних ног! – ответила. Смеясь, жена.
- Ну, ладно! Давай, пока! До встречи!
Выйдя на улицу, он быстрым шагом направился на остановку, чтобы успеть к автобусу. Автобус, который он ждал, подошел, буквально, через минуту. Войдя в салон, он посмотрел вокруг. Его любимое место  было свободно. К тому же автобус был почти пуст. Усевшись на свое место, Александр посмотрел в окно.  Теплый летний день заканчивался. И уже появились первые сумерки. Ехать до аэропорта занимало довольно много времени. Так что у него была хорошая возможность порассуждать с самим собой. Первое, что пришло ему в голову, это как быстро бежит время. Вот вроде, еще совсем недавно он летал на АН-2, а сейчас уже второй пилот АН-24-ого!  И самое главное, как Александр считал, что летает с прекрасными ребятами. Быстро слетались, отлично понимали друг друга, а это главное в их работе. А про командира и говорить нечего! Спокойный, выдержанный, прекрасно знающий свое дело. К тому же у такого есть чему научиться.
-А это для меня на будущее, ох, как  пригодится! Ведь не сидеть мне всю жизнь в кресле второго пилота! А пока надо летать и набирать опыт. Все еще впереди! Какие мои годы! – Александр снова посмотрел в окно. – Во! Уже скоро и выходить. Да. Так быстро пролетело время. Вот только сел в автобус, а тут, раз, и выходить пора! Вот так всегда! – Сказал он себе и вышел из автобуса. Снова посмотрел на часы, и, отойдя в сторону, достал сигареты, закурил. Перекурив, не спеша направился в санчасть пройти предполетный медосмотр. Там он встретил свой экипаж. Командир пожал ему руку. После чего, он в свою очередь, обменялся рукопожатиями  с бортмехаником.
- Ну, что? Идем! – сказал командир.
Пройдя медосмотр и получив все документы, они направились к самолету. Борт, на котором они должны были лететь, находился на второй стоянке. Перронные техники заправляли самолет и проводили предполетный осмотр всех необходимых систем самолета. Бортмеханик  Сергей, подойдя к ним, начал обговаривать все вопросы, связанные с техническим состоянием АН-24.  Александр по своей старой привычке не спеша обошел самолет и, подойдя к Сергею, спросил:
- Ну, как? Все нормально?
- Да. Конечно! – ответил он.
- Хорошо. Я пойду в кабину. А ты пока еще побудь здесь. Скоро привезут пассажиров.
- Хорошо, - ответил он.
Поднявшись по трапу и пройдя через салон и грузовой отсек, Александр вошел в кабину. На своем командирском кресле сидел командир, изучая летное задание. Александр, подойдя к своему креслу, плавно опустился на него. В кабине было очень красиво, вся приборная доска освещалась приятным, успокаивающим ярким розовым светом. Некоторые отдельные приборы и тумблеры светились другим светом. Десятки подсветок и мигающих лампочек придавали кабине самолета неповторимый вид. И в то же время, это настолько завораживало и успокаивало! В кабину зашел Сергей.
- Командир, пассажиры все на месте. Трап убран, двери закрыты. Готов приступить к работе.
- Хорошо! – ответил командир, и, надев наушники, спросил перронного техника, как у них дела.
- Отлично, - ответил тот.
Командир запросил диспетчера:
- Я 46446! Разрешите запуск!
Диспетчер ответил:
- Запуск по готовности! Запуск разрешаю!
Командир обратился к перронному технику:
- Запускаю левый двигатель.
- Понял! – ответил техник. После чего командир сказал Александру:
- Саша, начинай работать с картой.
- Понял! – ответил Александр и начал озвучивать ее. А в то время командир запустил правый двигатель. Затем была выполнена команда с отключением АПА (пускового устройства для запуска двигателей). Перронный техник, отключив переговорное устройство (СПУ), отошел в сторону. Командир снова вышел на связь с диспетчером, доложив о готовности экипажа и разрешением занять исполнительный.
- Разрешаю! – ответил диспетчер.  Затем командир обратился к Александру:- ну, что, Саня! Давай, выруливай!
- Понял, командир! – и Александр приступил к работе. Сняв самолет с тормозов, начал медленно выруливать. Затем, увеличивая скорость, добежав до конца полосы, развернувшись, заняв исполнительный, доложил диспетчеру:
- Я -46446 занял исполнительный! Разрешите взлет!  - Через секунду диспетчер ответил:
- 46446 – проверьте рули и закрылки! Взлет разрешаю! – Александр в свою очередь ответил:
- Рули, закрылки проверены! Взлетаю!
Командир, смотря на Александра, как бы соглашаясь с его действиями, слегка кивнув головой:
 - Саня, взлетаем!
Антонов-24  сначала медленно, а затем все быстрей и быстрей набирая скорость, начал отрываться от земли, набирая высоту. Затем по команде командира бортмеханик убрал шасси и доложил об этом.
Самолет, мигая своими проблесковыми огнями, вскоре скрылся в ночной темноте. Набрав высоту и доложив диспетчеру, что имеет связь, он закончил связь  с Уфой. Выйдя на эшелон, командир обратился к Александру:
- Ну, вот. Все отлично! Скоро и посадку будешь делать сам! Ты делаешь успехи!  Летаешь на Антонове без году неделю, а результаты налицо!
Набрав высоту 4200, Александр посмотрел на часы. Они показывали 35 минут полета.
Командир, через минут 30 будем в Ижевске.
- Хорошо, - ответил командир и добавил, - если все будет нормально, то вернемся домой часа через два. И придется идти отдыхать на четвертый этаж….  Да, кстати, мы в наряде завтра. У нас вылет на МВЛ(Местные воздушные линии). Так что, работы хватит. Я все хочу тебя спросить. Как у тебя с жильем?
- Жилье есть, - ответил Александр, - живем на подселении. Встал на очередь. Когда дадут – это большой вопрос.
- Саш, какие твои годы! У тебя все впереди! Так что не переживай.
- Я тоже так думаю, - соглашаясь,  ответил Александр.
- Серега, а у тебя как дела? – Он еще хотел что-то  было спросить, как вдруг в одно мгновение кабина самолета наполнилась  углекислым газом вперемежку с дымом. Александр потерял видимость. Приборная панель с приборами в одночасье растворилась. Первое, что пришло в головы – это пожар.
- Командир! Я ничего не вижу!
- Спокойно, Саша! Спокойно! Я тоже ничего не вижу! Но мы ведь продолжаем лететь!  А, значит, с машиной все нормально. Серега, что там у тебя?
- Командир, кажется, сработала вся аварийная система пожаротушения.
- Понятно! Значит так, - спокойным голосом сказал командир, - какое расстояние до Ижевска?
- Километров 90-100! – ответил Александр.
- Так! Переходи на связь с Янаулом. И будем снижаться, чтобы всю эту гадость выветрить. - Он еще не успел договорить, как в кабину, кашляя, влетела бортпроводница.
- Товарищ командир! В салоне сплошное задымление и паника! – В голосе бортпроводницы Александр услышал ноты паники и растерянности. Чувствовалось, что одно мгновение, и она расплачется. Командир, повернувшись к ней, с олимпийским спокойствием в голосе, произнес:
- Танюша, надо сделать все возможное и невозможное, чтобы успокоить пассажиров! А себе надо сказать: я все могу!  И победить в себе страх! Видишь: мы же летим! А когда выйдешь в салон к пассажирам, представь, что ты идешь на танцы. И у тебя, как у меня сейчас должно быть отличное настроение! И кругом все хорошо. И нет никакого дыма!
- Товарищ командир! Как я смогу это сделать!-  с дрожанием в голосе, сказала бортпроводница.
- Все будет хорошо! Так что, Танюша, иди! И только одно держи в голове: все будет хорошо! Понятно?
- Понятно! С трудом! – выдавила из себя Татьяна и, повернувшись, вышла из кабины. Как только она скрылась в клубах едкого дыма, командир сказал Александру:
- Выходи на связь с Янаулом!
- Командир, я уже вышел на связь!
- И что?
- Янаул молчит.
- Понятно! Продолжай выходить с ним на связь.
- Высота 2200! – сообщил бортмеханик.
- Вижу, - ответил командир, продолжаем снижаться до тысячи метров. А там начнем стравливать эту гадость. Раньше нельзя, так как резкий перепад давления может привести, сами знаете, к чему.
- Понятно! – ответил Александр.
- Саша, а что там с Янаулом?
- Молчит, командир.
- Что же там такое? А что на счет приводов?
- Привода работают.
- Но они должны работать. Все-таки проходит международная трасса.
- Командир, командир! – взволнованно произнес бортмеханик, - сработала сигнализация! Вибрация в левом двигателе!
- Этого нам только не хватало! – в сердцах ответил командир. Александр посмотрел на командира и увидел сквозь  пелену дыма, как по его лицу стекали струйки пота. – Сергей! Останавливай двигатель, а винт – во флюгер! – скомандовал командир.
- Есть, винт во флюгер!  - ответил Сергей.
В какое-то мгновение Александр начал прокручивать в голове:
- Летим с одним двигателем, да еще ночью!  К тому же, в такой сложной ситуации, без прогноза погоды, без связи с землей. Садиться на грунтовой аэродром с короткой полосой. Это – огромный риск! Все было бы ничто, а здесь с одним двигателем, значит, все параметры и инструкции при посадке полностью меняются. Но коль, командир принял решение, значит, его надо выполнять!
- Так, ну, что там со связью?
- Ничего не пойму, - ответил Александр, - молчат, словно вымерли.
- Значит, так! Что мы имеем? – начал подводить итоги командир, - Привода работают. Спустившись до тысячи метров, начнем проветривать салон. Далее, коль, привода работают,  то взлетно-посадочная полоса(ВВП) должна быть включена. Хотя, всякое может быть. Саша, сколько до дальнего привода километров?
- Километров восемь, командир, - ответил Александр.
- Понял!  Продолжаем снижаться. Сергей! Что там с другим двигателем?
- Здесь все нормально. Работает в штатном режиме! – ответил он.
- Командир, я вижу огни полосы! – радостно произнес Александр.
- Слава богу! Что здесь все хорошо! Выравниваем машину! Входим в глиссаду! Беру полностью управление на себя!
На какое-то мгновение в кабине воцарилась тишина. Александр хорошо понимал, что настал самый ответственный момент, где все решает «господин случай»! И он еще и еще раз убедился, что за штурвалом сидит настоящий профессионал! Тишину разрушил голос командира:
- Бортмеханик! Выпустить шасси!
- Есть! – ответил Сергей и тут же доложил, -  шасси выпущены. Зеленые горят!
Огни полосы стремительно приближались. Вот уже проскочили дальний привод, затем ближний. И в этот момент Александр почувствовал, как испарины пота выступили на его лице. Начался отсчет скорости и высоты. А в голове стояло только одно: ну, скорее, скорее!  И вот, наконец, касание с землей  и небольшая пробежка!
- Саш, куда же нам дальше заруливать? Сань, глуши движки!!
- Командир, ты ошибся! Глушу один!
- Тьфу! Точно! Второй-то стоит!
Когда двигатель остановился, Сергей, вставая со своего складного сиденья, сказал:
- Я пойду открывать двери. Пассажиров надо на воздух выпустить. Бедолаги, небось, надышались этой гадости….
- Давай, давай, Сергей, действуй! – при этом он открыл свою форточку, - Сань, а ты тоже открывай! Сейчас, махом, сквознячок протянет!
 Свежий летний воздух моментально наполнил кабину.
- Вот так-то будет лучше. – Посидев молча минут пять, командир спросил у Александра, - Ну, что? Пойдем, посмотрим на наших пассажиров.
- Командир, ты знаешь, не могу встать. Да и ноги, словно, ватные. Со мной такое впервые.
- А ты знаешь, у меня тоже самое, - ответил командир, - это сейчас пройдет. У меня тоже так раньше было…. После одной разборки…. Потом прошло.
Помолчав, Александр спросил командира:
- А ты  во сны веришь?
- Ну, как тебе сказать? – ответил он, - вообще-то, особо, нет. Но бывает, как говорят в народе,  иногда сон – в руку!  А что?
- Да вот, перед этим рейсом я со своей семьей ездил в центр за покупками. Намотались, малость, я устал. И я решил после обеда отдохнуть. Так вот, мне приснился сон, подробности не помню. Но только вокруг меня было очень много дыма. Вот тут и подумаешь, как ты говоришь, сон в руку!
- Понятно! Но мы давай, все-таки, будем реалистами. А то, что сегодня с нами произошло, я считаю, это не везение судьбы. Это мы, да, именно, мы справились с этой неординарной ситуацией. Так что об этом потом напишут. А сейчас встаем и на воздух!
Выйдя из самолета, Александр заметил, как начинало светать. Пассажиры уже давно покинули салон самолета, и вместе с бортпроводницей и с Сергеем, взяв свои вещи, гуськом ушли в сторону вокзала, если его так можно было назвать.
Поднявшись на КДП (контрольно-диспетчерский пункт), командир, увидев диспетчера, готов был его разорвать.
- Ты почему на связь не выходил? А?
- Ну, во-первых, у меня не было информации, и в плане вы у меня не были, что будете садиться у нас. А во вторых, я пошел в туалет, - ответил он.
- Я тебе сейчас такой туалет устрою!  Что ты на всю оставшуюся жизнь не отмоешь свою задницу!  Это понятно тебе?
Диспетчер молчал.
- Значит, так! Срочно выходи на связь с Уфой, доложи, что мы находимся здесь. Рейс по техническим причинам прерван!  Экипаж и пассажиры ждут дополнительного борта для отправки их в Ижевск. И сообщи в техническую службу, чтобы прислали комиссию. Будем разбираться, как и что!
- Хорошо, - ответил диспетчер и пошел в радиобюро. Связь сработала быстро.
Через пару часов прилетел борт, который забрал пассажиров, чтобы они продолжили свой прерванный полет. А экипажу еще предстояло пробыть пару дней, пока не закончила работу комиссия. Эти два дня вместе с ребятами Александр подробно объяснял комиссии, как и что произошло с ними. Наконец, были подведены результаты, где в заключении было сказано, что с самолетом АН-24 произошла неординарная ситуация, которая до этого  нигде и никогда не происходила. Из-за чего в данном случае сработались все огнетушители, которые должны были срабатываться только в аварийной ситуации. В последствии после тщательных проверок было установлено: недоработка этой система  самолета АН-24.
- Так что, Саня, мы с тобой первопроходцы в этой неординарной ситуации. А в остальном экипаж действовал правильно, тем самым обезопасил людей и сохранил самолет! – при этом была отмечена бортпроводница, которая предотвратила панику, тем самым не дав нарушить центровку самолета, который летел с одним работающим двигателем.
- Вот такие-то у нас дела! – сказал командир, читая заключение комиссии, и тут же спросил, - Сань, а ты домой сообщил, что задерживаешься?
- Да. Конечно, - ответил Александр, - я еще тогда позвонил, когда диспетчеру давал радиограмму в Уфу
.- Молодец! – сказал командир, - пойдем, перекурим.
Они вышли на улицу, закурили, усевшись на скамейку.
- Ну, что? Будем готовиться к вылету? Пора домой!  Хватит, засиделись мы здесь.
Уже где-то через час они вылетели. А еще часа через три, Александр своим ключом открыл дверь своей квартиры и спокойно, без шума, раздевшись, вошел в комнату. Увидев жену, он с улыбкой сказал:
-  А вот и я!
Жена бросилась к нему, и они обнялись.
- Ты знаешь, я так хочу кушать, просто не могу! Все эти дни толком ничего не ел.
- Сейчас! У меня все готово! – И она начала быстро накрывать на стол.
- Слушай, а у нас есть что-нибудь выпить?
- Да, конечно! – и она достала бутылку водки. Александр наполнил рюмку, выпил, закусил, после чего начал рассказывать о своем прерванном полете.
Вот так закончилась эта история  с прерванным полетом. В будущем, в его жизни будут еще много всяких непредсказуемых ситуаций, но об этом как-нибудь в следующий раз….