Однажды в Белоруссии

Иван Степанов
31.БР.04
Однажды в Белоруссии.
Мужчины понимают друг друга без слов.

Это случилось уже в 21 веке. Хотя время и имеет какое-то значение, но даже течение времени формируют люди. Около некоторых людей время несётся, а рядом с другими и ты, и жизнь твоя  замирает. Я из тех людей, что «шёл к Одессе, а вышел к Херсону», то есть не могу гарантировать ни время, когда я появлюсь, ни место, где я появлюсь. Но если я сказал, что появлюсь, то появлюсь точно, если буду жив.  Это происходит, если я сам принимаю решения, а не живу согласно строгому расписанию общественной жизни.

Лет семь назад, до произошедшего со мной события, я познакомился с Сергеем. Сергей занимался тюнингом автомобилей и их ремонтом. Особого интереса к моему автомобилю он не проявил, это было хорошим знаком. Я сам обычно не проявляю интереса к своим автомобилям. Вернее, проявляю время от времени. Каждые два-три года их даже мою, стараюсь на них ездить  регулярно, хотя бы раз в месяц. Но иногда со мной случаются обострения внимания к машинам.  Это происходит, если они ломаются, или близки к этому. Ещё я иногда слежу за состоянием тормозной системы и более-менее вовремя меняю масло.

Некоторым моим автомобилям нравится такое моё отношение к ним, один у меня живёт уже больше двадцати лет, другой двадцать три, третий  двадцать пять. А временщики, новые автомобили, требуют постоянного внимания, но его от меня не получают. Не интересны они мне, плохо знакомые ещё. Годами простаивают безо всякого движения, дряхлеют, ржавеют и  так далее. Я вообще как-то стараюсь от автомобилей не избавляться, несмотря на несправедливые налоги и сборы со скромно стоящих авто. Мне жалко с ними расставаться, для меня это не коммерческая вещь, а немые  свидетели различных периодов моей жизни. И, мне кажется порою, что автомобили знают мою позицию и её поддерживают.

Говоря языком современного человека, я имею достаточное количество различного «автохлама». Машины не живут вечно, их надо менять. Такова позиция этих суетливых людей. Но ведь люди тоже не живут вечно, их тоже надо менять что ли?! И дома тоже рушатся с годами,  и их менять?!  Так что вопрос о машинах для меня это вопрос жизненной философии. Я, конечно же, менял машины, за свою жизнь больше сотни автомобилей прошли через мои руки. Дарил, раздавал, пользовался чужими, но никогда не продавал. Противен мне сам этот процесс продаж. Но, может быть, именно из-за такого широкого круга автомобилей, прошедших через мои руки, хочется стабильности и покоя хотя бы в этом вопросе.

Некоторые мои машины заканчивали жизнь самоубийством. Так поступил один маленький Матиз, когда я его хотел отдать в неласковые руки. Вернее  даже отдал, он был формально не мой уже. И тут на него, прямо во дворе, где он мирно и грустно стоял наехал здоровенный Мицубиси Паджеро.  И очень сильно повредил.  Паджеро был без водителя!  Есть такая система автозавода, водитель, сидя дома, нажал на кнопочку, Паджеро  завёлся, проехал метров двести, чтобы припечатать малыша Део Матиза. Не хотел Матиз уходить от меня, предпочитал погибнуть!

И ещё я не люблю покупать новые машины. Не хочу, после угнанной у меня первой новой машиной, выносить страдания по потери машин. Я страдал от угона новой машины больше двух часов, на такие расстройства  вряд ли готов ещё когда-нибудь. Это тяжело. Все машины, доставшиеся мне, были буквально навязаны знакомыми и друзьями. В принципе, не на одну из них не могу особо пожаловаться.

Моя более чем двадцатилетняя  Тайота  Королла служила мне вполне достойно. Но, почему-то, у неё стали гнить пороги. Даже образовались на них дырки. Наверное, годы всё же берут своё, как ты не верь в чудеса японского автопрома. Или кузовной ремонт, произведённый лет десять назад, был не качественным.  Кто знает. Даже я стал понимать, что ремонт необходим, если я хочу на этой машине продолжать  ездить по дорогам мира.

Попытки найти адекватного человека в России, в окрестностях Москвы, сумевшего бы совместить минимализм в стоимости ремонта и его качества, конечно были. Обеспечить качество для продления жизни вполне новой, по моим меркам, машины, ещё лет на десять очень хотелось. Но не увенчались успехом такие попытки. Ну не хотят мою машину  ремонтировать, а если хотят, то я не хочу отдавать её  в ремонт. Нет доверия у меня к смене порогов за сутки, с покраской, сваркой, шпаклёвкой и обработкой внутренних полостей консервантом. Если бы я сам не возился с различными ремонтами, то, может быть и поверил бы в чудеса. И через три года пришлось бы ещё больше ремонтировать бедную Короллу.  А  кузовные ремонты не сильно продляют жизнь машинам. А за последние десять лет я к ней уже почти привык. Жалко было  бы безвременно расставаться.

Оставалась одна надежда – Беларусь. Там есть ещё люди желающие работать и зарабатывать трудовые деньги.  Сергею я почему-то абсолютно доверял. По телефону я уточнил возможность ремонта вообще и ценовой диапазон в частности, поменял масло и тормозные колодки, чтобы доехать без приключений до места ремонта.

Решено- договорено– сделано. Машина сдана в кузовной ремонт, даже детали найдены для этого. Две недели вполне разумный срок для нормального «омоложения». Я бы и сам с удовольствием принял в таких работах участие, но суровые законы мира капитализма как-то не согласовывались с этим моим подходом к ремонту машин. Денег, на всякий случай, мною было добыто непосильными усилиями  почти в два раза больше необходимого минимума. Я же знал эту жизнь без прикрас. Ведь если  машину вскроешь и начнёшь её ремонтировать, то она захочет ещё и ещё! И трудно ей будет остановит себя в попытках омоложения.

Сергей, как всегда, без особого оптимизма глянул на машину, сходу отмёл все мои «новаторские» предложения о пластиковых порожках,  и мы попали на рынок.  Он был за традиционный подход к ремонту. В Республике Беларусь ещё есть авторынки. В России с этим уже туго, можно, наверное,  где-то найти авторынок начала 21 века, но сложно. Даже «разборы машин» сейчас напоминают гигантские магазины и производства. Интернет тоже способствует  нетрадиционному выбору автозапчастей. Но порожки, вернее ремкомплекты на порожки, на авторынке на мою машину были! Так что Сергей принял машину в дело.

Я успокоился, и повеселел. Отдавая ключи, произнёс ещё несколько «хотелок». Одна из них была в том, чтобы машина не требовала кузовного ремонта ещё лет десять. Позже, анализируя ситуацию, я вывел, что видимо это и было спусковым крючком дальнейших событий.  Десять лет без кузовного ремонта вызвали заслуженный скепсис  со стороны Сергея. Но это же только «хотелка»!  Жизнь куда суровее, например, запарковал машину неудачно  прямо в собственные ворота на даче – вот тебе и всё, жди новых дыр! И ещё было несколько мелких сколов, а так как пороги будут краситься, то и сколы  хорошо бы заодно! И ещё некоторые «мелочи».

Слов лишних было не надо. Мужчины понимают друг друга в ремонте машин почти без слов. Это с женщинами приходится всё обговаривать, те даже всё точно обговоренное понимают так, как им удобно. Мужчины не такие. Обменялись телефонами, решили друг друга информировать, по мере надобности.

А в Белоруссии была череда апрельских праздников. Радоница  - это официальный праздник, совмещали и меняли порядок трудовых и выходных дней. Так что некоторые задержки в ремонте были возможны. Да куда мне было торопиться?! Страховка действовала две недели, а за две недели «простой ремонт» явно будет закончен. Всё было спокойно дней десять. Потом я позвонил с интересом узнать, как и что там с машиной. Ещё бы интереснее было посмотреть самому, но машина была за городом.

Оказалось, что капот, двери и багажник тоже готовятся к окраске. Шпаклюются, и уже полностью очищены от  ржавчины.  Вроде бы надо красит всё, кроме крыши. Автомобильная краска традиционно дорогая, я стал пытаться уточнить, во сколько мне это всё станет. Примерно понял, цифра была нормальная, но были ли у меня на эти средства?! Стал считать, что-то вроде бы сходилось, кроме денег на бензин. Но «на бензин» можно было взять попутчиков. Зато вся машина будет окрашена! Тем более, я как-то не сомневался в качестве ремонта, это было гораздо большее, на что я с машиной рассчитывал.

Одна была маленькая червоточина, одно маленькое сомнение. Успеют ли всё это сделать до субботы, когда в полночь истекает страховка? Как в знаменитой сказке про Золушку, где карета превращается в тыкву. Но Сергей сказал, что в пятницу позвонит, и в пятницу всё будет ясно! Мужчины понимают друг друга. Я стал готовиться к отъезду в Москву и собирать вещи. За две недели я обжился, и, надеюсь, ещё не вызывал у  местных желания не видеть меня долгие годы. Вёл себя тихо, читал книжки, стучал на компьютере. Мыл посуду.

В пятницу  вечером позвонил сам. Не то, чтобы я нервничал, я же живу вне времени и пространства. Я скорее интересовался. Сергей бодро мне рассказал, что краску правильную добыли, крылья у машины сняты и ещё что-то, про багажник. А самое важное было то, что, скорее всего, к середине следующей недели  машина будет доведена  «до ума».

В мае я традиционно живу на даче, там тысячи моих тюльпанов, я не могу их не видеть. Но машина теперь  ремонтируется в Белоруссии, и ей это пойдёт точно на пользу. В принципе, до Москвы просто доехать на различных видах транспорта, и достаточно дёшево.  А потом можно приехать обратно, это тоже ведь вариант. Страховка – ерунда, со страховкой ездят только трусы!  Зато машина поживёт мытая  (её же всю вымыли!), крашенная и довольная. А у меня есть ещё одна машина, правда, она пока не на ходу. Ей всего 25 лет. Может, её  отремонтировать, потом поездить лето и пригнать на ремонт Сергею?! Хотя кузов у неё оцинкованный, но найти гниль точно можно! Это тоже вариант.

Праздник для машин надо устроить, ведь у людей есть праздники, а у машин практически нет, особенно нет праздников у моих машин. И это машинам обидно. Не просто же так Королла исхитрилась третью неделю жить в Беларуси!  Японцы они все продвинутые. Ещё неделю, я, может быть, и выдержу, я - крепкий. Ржавчины на мне почти нет, и ещё я весёлый. А потом поеду в Россию за Крайслером.  Пусть тоже с Сергеем познакомится.  На одной машине приеду- на другой уеду. Пусть машины радуются, натерпелись они от меня.  Ещё есть очень хороший праздник в Белоруссии – 7 ноября.  Тогда и можно будет подводить итоги ремонта машин.

Итоги того, имеет ли значение время, сроки и прочие странные отметки времени. Или имеет значение только достижение, качество действий и собственное представление о достижении заданных качеств.  Мне очень нравится Сергей, я не шучу. Я сам очень часто такой. Он прав, он делает всё качественно и хорошо. Это касается в данном случае машины. А я ведь тоже такой в жизни, но у меня такой подход  касается всего. Бедные, бедные окружающие нас люди, особенно бедные женщины. А мы, мужчины,  понимаем всё без слов, и делаем то, что считаем нужным и правильным.