Виталий Пырх Николай Ерёмин - интервью

Николай Ерёмин
Виталий ПЫРХ– Николай ЕРЁМИН - Интервью
ОДИН, ИЗ ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ…
 
 К 75-летию Николая Ерёмина – поэта, писателя, нашего выпускника… «ЭСКУЛАП» №53, 2018г Литературно-художественное приложение к газете «МЕДИК», КрасГМУ имени В.Ф Войно-Ясенецкого
Эпиграф:
СТИХИ ПАРОДИСТА
                — До Пушкина рукой подать –
                Владимир МОНАХОВ
До Пушкина – рукой подать…
До Плюшкина – рукой подать…
До Гоголя – рукой подать…
В мечтах такая благодать –
Ах, стоит только лишь поддать…
И мы с приятелем вдвоём,
Мечтая, жару поддаём…
Хотя ни Лондон, ни Париж
Уже ничем не удивишь…
А уж Россию – и подавно…
Где поддаюшим – там ли, тут –
Давным-давно не подают…
Увы, ни в руку, – ни руки…
Так люди стали далеки…
И не случайно говорят,
Что всюду Пушкин виноват…
Николай ЕРЁМИН.
Февраль 2018 г. Красноярск.

Виталий ПЫРХ. Страница №1 Тема.

       - Вообще-то говорить задолго о чьём-то дне рождения у нас на Руси не принято – плохая, говорят, примета.
Но лично я в приметы не верю, да и аргумент у меня убийственный: апрельский номер «Эскулапа» в этом полугодии последний, а день рождения у нашего выпускника, известного
красноярского поэта и прозаика Николая Ерёмина, с творчеством которого мы знакомим своих читателей чуть ли не с первого номера приложения, – 26 июля. Так что лучше уж раньше, чем потом, да и вообще я считаю и всегда считал, что творчески одаренным людям надо говорить приятные слова «до», а не «потом».
       А сказать мне их Николаю хочется, и вот почему.
       С его поэзией я познакомился буквально в первые дни после своего переезда из Воркуты в Красноярск, тридцать с лишним лет назад.
       Сначала обратил внимание на подборку его стихов в краевой газете, потом кто-то мне подарил его сборник.
И с первых же прочитанных строк понял, что мы с ним «одной крови».
Поэзия Николая Ерёмина показалась мне чем-то сродни только что откупоренной бутылки шампанского, где роль поднимающихся вверх пузырьков газа выполняют слова.
       Казалось бы, нет ничего в «Природе вещей» Лукреция, о чём он тотчас же не может сложить стих.
Показался вдали троллейбус – пожалуйста, тут же «полетели» рифмованные строчки, поднялся внезапно ветер – тоже…
Такая поэтическая легкость, или даже всеядность, если хотите, присуща только людям по-настоящему  одарённым, для которых поэзия не тяжкий труд, а сладкое вино забвения.
      Наверное, так творили наши классики, портреты которых висят в школьных классах и в библиотеках, и не случайно я вынес в заголовок эти слова – «из пушкинской плеяды». А как ещё можно писать стихи, если ты живешь этим, если они ежечасно и ежесекундно просятся на бумагу?
       Потом мы с ним познакомились, и я отметил в Ерёмине такие не часто встречающиеся среди пишущих людей качества, как доброжелательность, внимательность, умение и желание
выслушать другого,  стремление помочь, найти в чём-то более приемлемый вариант.
       Теперь я понимаю, что это, наверное, от давнишнего его соприкосновения с медициной – обычно среди пишущего люда царствует зависть, подсиживание,  оговоры и прочая разная, не очень красивая, дребедень.
       И ещё он мне дорог потому, что именно ему я обязан своей первой поэтической книжкой, и вот как это произошло.
      До переезда в Красноярск я ни разу и нигде не печатал стихи под своей фамилией, хотя занимаюсь этим прекрасным ремеслом с десяти лет. Нет, бывало, мои творения появлялись в газетах, но либо под псевдонимом, либо завёрстанные в газетные репортажи, статьи, рецензии… И на вопрос читателя (ответственного секретаря, редактора и т. п.), а откуда взяты эти строчки, следовал немедленный ответ: да так, один малоизвестный рифмоплет начала Серебряного века…
       И тут дело даже не в природной стеснительности, хотя и это, безусловно, было, а в том, что я занимался в те годы  серьезной журналистикой, причём, самой трудной её частью - публицисти- кой. Мои статьи и очерки печатались в «толстых» журналах, их хвалили центральные газеты, зачем же мне это ещё и «разбав- лять» какими-то стихами?
       Словом, только переехав в Красноярск, я решил, наконец, «выйти из тени», и одну за другой стал публиковать в газетах стихотворные подборки. Что не прошло, разумеется, мимо внимания Николая Ерёмина. И когда мы с ним как-то однажды оказались в одном автобусе, увозящем шумную журналистскую братию в Балахтинское «Загорье», Николай Николаевич, подсев ко мне, сходу предложил: – А почему бы тебе не собрать всё это и не издать отдельной книжкой? Я помогу…
      До этого разговора такая мысль мне в голову не приходила: мало ли, какие у людей встречаются хобби… Но,  вернувшись домой, всё же сел за свою пишущую машинку и буквально за несколько часов собрал свой первый поэтический сборник: «Чужая милая». А потом пошло-поехало…
Так что лично я благодарен судьбе за то, что она свела меня с этим человеком, потому что ничего в нашей жизни не бывает случайного. Живи, Коля, долго и радуй нас своим творчеством!       Виталий ПЫРХ. (Продолжение темы на 2-й стр.)
       От редакции: - ПИШИТЕ! ЗВОНИТЕ! ПРИСЫЛАЙТЕ! Вниманию творческой молодежи университета! В ваших руках очередной, уже 53-й по счету, номер газеты «Эскулап» – литературно-художественного приложения к «Медику». По-прежнему являющейся единственным литературным приложением в вузовских газетах медицинских образовательных учреждений страны. И его редакция по-прежнему предлагает читателям попробовать свои силы в литературном творчестве – мы принимает для публикации короткие рассказы, новеллы, стихи, шаржи, эпиграммы, интересные очерки из собственной жизни, а также из жизни окружающих вас людей. Мы также с удовольствием предоставим газетную площадь для путевых заметок ( а путешествуют сейчас многие), лишь бы только они не напоминали рекламный проспект (это малоинтересно), а были насыщены личными впечатлениями и интересными деталями о «тамошней» жизни. Словом, всё, что нас окружает, и чем мы с вами живем, может стать темой для публикации. Причём, для того, чтобы стать автором «Эскулапа», вовсе не обязательно ехать из одного конца города в другой: для этого достаточно отправить текст в редакцию по электронной почте pirh@mail.ru  А можно, если в этом есть необходимость, договориться о встрече, позвонив по телефону 220-05-41 или же 7-913-581-07-66. Напоминаем при этом, что именно с литературных опытов в нашей вузовской газете берут истоки творчество таких известных мастеров пера, как красноярские писатели и поэты Эдуард Русаков, Николай Ерёмин и многие-многие другие. Так что дерзайте! Ждем ваших шедевров! Редакция литературно-художественного приложения «Эскулап».)

Страница №2 Продолжение темы.
      
       - Как видишь, этот сюжет изначально задумывался  как продолжение рассказа о тебе – на предыдущей странице я несколько слов сказал о Ерёмине -  поэте, а теперь мы с тобой побеседуем визави.
       И снова я начну с извинений: свою беседу с ещё одним именитым выпускником Красноярского медицинского института Эдуардом Русаковым  я напечатал ещё, считай, полтора десятилетия назад, во втором номере «Эскулапа», а вот на интервью с тобой отважился только сейчас. «Завалил» ты редакцию, Коля, своими стихами и рассказами, всё руки не доходили… Но тут такой повод, что откладывать дальше нельзя.
   Заглянув в уже упомянутое интервью, хочу процитировать из него такие вот строки: «В ту же пору подружился я и с Колей Ерёминым, который поступил в мединститут на год позднее меня. Мы с ним, кстати, дружны до сих пор. Он тоже печатался в газете «Медик», причём, гораздо более активно, чем я. Да он и сейчас активнее меня. Вот он как раз своей активностью и помог мне избавиться от какой-то закомлексованности,  от отсутствия у меня спортивного азарта, какого-то куража…»
       Вот с этого давай и начнем: а когда у тебя самого проснулась эта всепожирающая страсть – марать бумагу? Какое место в твоей писательской и поэтической судьбе сыграл вузовский «Медик»?
      - Способность к поэтическому творчеству разбудил во мне мой школьный учитель Яков Васильевич Почекутов. «Старик Яков» – так прозвали его мы, ученики 21-й экспериментальной школы, что открылась на проспекте Свободном с целью определить: как отнесутся подопытные кролики к 11-летнему обучению?
       Видимо, не случайно Яков Васильевич, один из авторов книги «Мы из Игарки», затеял в нашем классе издание машинописного журнала «Юность», а того, кто первый напишет стихи или рассказ – пообещал сделать Главным редактором его.
       Я стал первым. А Яков Васильевич – фронтовик – препо- даватель  литературы – стал моим любимым учителем.
 – И чем закончился школьный эксперимент?
 – Для меня очень удачно. Мои первые стихи из журнала «Юность» перепечатали «Учёные записки Красноярского педагогического института» – толстенный том, по которому педагоги потом защищали кандидатские диссертации.
     Но 11-тилетнее обучение я успешно проигнорировал, ушёл в 27-ю десятилетнюю железнодорожную школу, которую и окончил с серебряной медалью… Стихи продолжал писать. Они стали публиковаться в газетах «Красноярский железнодо рожник», где я был юнкором,  то есть – внештатным юным корреспондентом, в «Красноярском комсомольце», где я вёл литературную страницу «Лукоморье». А также в «Красноярском рабочем» и в альманахе «Енисей».
– А в газете «Медик»?
– До газеты «Медик» была газета «Телевизор», так как после школы я год проработал на заводе телевизоров токарем-инструментальщиком… А потом еще и газета «Знание-сила» местного пединститута, где я год проучился на истфиле… И только потом уже – в газете медицинского института, куда я поступил вслед за своим другом Эдуардом Русаковым,  год спустя…
                Он уже давненько сочинял стихи и рассказы, отлично рисовал  – и однажды, изобразив меня в виде Лермонтова,  сходство было потрясающим! – опубликовал этот рисунок со стихами в «Медике». Получилось и  прикольно, и с большим смыслом…
– Но что всё-таки в твои студенческие годы было главным: желание стать хорошим врачом или уже не давал покоя писательский зуд?
 – Ты знаешь, эти два желания гармонично сосуществовали в сознании, так как в памяти моей занимали достойное место примеры Чехова, Вересаева, Булгакова…
– Да, но в те годы выпускнику надо было отрабатывать потраченные на его образование средства, и три года работать «по специальности». Это как- то отразилось на твоем творчестве? – Конечно, отразилось! Да ещё как! После мединститута я три года проработал психиатром в  Тинской  психобольнице  Нижне-Ингашского района Красноярского края, о чём до сих пор вспоминаю с теплотой. Там, до меня, уже трудился Эдик-медик, как шутливо назвала моего друга Русакова  моя дочка Алина.
       А в Нижнем Ингаше, при районной газете «Победа», со- биралось  литературное объединение, где я подружился с Сергеем Прохоровым, ныне издающим журнал «Истоки»... Славное было время! Стихи рождались вместе с мелодиями, и звучали в сопровождении гитары:
«Почему-то я тоскую,
Непонятно, почему…
Но, когда вернусь в Тинскую,
 Я, наверно, всё пойму…
Сумасшедшие в палатах…
 В окнах – белая тайга…
Ах, палаты тесноваты,
А тайга – на тыщи га…
Рядом с сумасшедшим домом –
Дом, в котором я живу…
Я как будто околдован!
Воду пью и хлеб жую…
А как лягу спать – не спится,
Колет в сердце и в боку:
Мой дружок решил жениться, –
Насмеяться не могу…
Говорит: - Пора смириться,
Ведь смириться все должны,
Чтоб с работы смог вернуться
В ласки любящей жены…
Чтоб глаза её родные
Согревали тихий дом…
… Это всё – шизофрения!
Эдуардовский синдром».
      Выслушал это Эдуард Русаков  и напророчил: «Есть в нашем крае поэт Зорий Яхнин, это как бы наш Евгений Евтушенко… Есть Роман Солнцев, это как бы наш местный Андрей Вознесенский… Ты же можешь стать нашим Булатом Окуджавой!»
 – Сколько я тебя знаю, Николай, а это уже больше четверти века, не могу не надивиться твоей неуемной энергии и работоспособности. Ты просто фонтанируешь новыми строчками, за тобой не угнаться… Откуда все это?
 – Это – от Бога, наверное! Не иначе… У каждого человека своя судьба. Свой рок. Каждый ищет себя, открывает в себе заложенные от природы способности – художника, музыканта, поэта, врача… Этот путь, как мне кажется, потом совершенно не случайно и привёл меня в Литературный институт, где я учился в семинарах Роберта Рождественского, Сергея Поделкова и Владимира Цыбина.  И свою дипломную работу в Лите я защитил «с отличием»!
 – А что бы ты пожелал молодым авторам, из той же студенческой среды? Больше читать других авторов или пробовать писать самим?
– Михаил Аркадьевич Светлов, большой шутник, однажды сказал: «Когда я хочу почитать хорошие стихи, я сажусь и пишу их…» Вот так, наверное, и я…
 – Я уже не раз высказывал своё отношение к твоему творчеству – и к стихам, и к прозе. Мне очень нравятся твои короткие, в буквальном смысле, газетные, рассказы, когда тебе на двух-трёх страничках незамысловатого текста удаётся создать характер, запоминающийся образ. В том числе, и, как говорят, на медицинские темы… Выходит, что годы, проведённые в мединституте, всё-таки не прошли даром?
– Стихи я пишу по вдохновению, а рассказы – вследствие возникшего замысла. Книга рассказов «Мифы про Абаканск» заняла четвертый том моего  шеститомного Собрания сочинений, и замыслы периодически дают о себе знать и по сей день. Вдохновение же практически не покидает меня, поэтому «муки творчества», о чём часто говорят, для меня это -  состояние, когда ничего не пишется.
      Но я знаю, что даже в этот момент идёт накопление ма- териала, и моим «мучениям» придёт конец. И тогда Муза снова улыбнётся мне…
– Знаешь, я несколько лет назад напечатал в газете «Медик» один значимый для меня сюжет о том, что не стоит современ- ным вузам в России так «разбрасывать свои камни». Идешь, например, по учебным корпусам нашего университета, и везде на тебя глядят знакомые лица маститых выпускников – врачей, ученых, организаторов здравоохранения… И это хорошо – молодежь должна знать своих предшественников, брать с них пример. Но почему наряду с этим нет тех, кто, окончив медицин- ский институт, выбрал, скажем, для себя другую стезю? И проявил себя как личность, как творец, как сын Отечества, говоря Петровским языком? Стал, например, известным кон- структором, поэтом, художником? Как ты к этому относишься?
 – Это не проблема. Вся информация о ком угодно доступна сейчас кому угодно в Интернете. ХХI век меняет устаревшие технологии. Книгоиздание становится штучным. Стихи и рассказы мгновенно появляются на авторских страницах и создают новых кумиров.
– Ну и, пока такого стенда у нас нет, а я убежден, что рано или поздно, но он появится, предоставим возможность тебе в канун своего 75-летия обратиться и к своим учителям, и к тем, кто только сел за студенческую скамью. Чем жить-то сейчас, дорогой ты наш «инженер человеческих душ»?
 – Литература уходит в виртуальное пространство, в ин- формационный слой ноосферы, открытый Вернадским… И я счастлив, что мои рассказы и стихи сейчас известны практически во всём мире, благодаря Интернету. Что нет цензуры, что типографии – на каждом углу, и я могу издать новую книгу тиражом 100 экзов и подарить их 100 друзьям. И главное – что творческий процесс продолжается, этим живу и другим желаю… Так что – до новых встреч на страницах «Медика» и «Эскулапа»!
***
К этому интервью остаётся только добавить: если кто-нибудь захотел мою новую  книгу с автографом –  кладите 1 т. р. на мою карту сбербанка   63900231  9086002257    сообщайте свой адрес по электронке  nikolaier@mail.ru  и я вышлю
 книгу  заказной бандеролью в лучшем виде.
С уважением ваш юбиляр Николай Николаевич  ЕРЁМИН

На фото: я запечатлён с поэтами Вячеславом РУДНЕВЫМ и Виталием ПЫРХОМ (справа) в вестибюле Красноярской научной библиотеки