Так есть ли бог?

Евгений Ширяев
Так есть ли Бог?
Пожалуй, единственный верующий в Бога человек, которого я встретил в жизни – моя бабушка Саша. Верила, не задумываясь – что это такое и где оно есть. В своих воспоминаниях 2005 года я писал о ее иконах, лампадках, ежевечерних молитвах, хождениях в церковь за 6 км по престольным праздникам. Я написал, как я после 2-го класса ей заявил: «Бабушка, бога нет» и юмористически показал, что неюмористическое для меня из этого произошло.
Далее я дал сравнительно серьёзный анализ. Мне лень его редактировать, привожу этот фрагмент как он написался тогда.

Начало фрагмента
Философское отступление. Не так все просто, как казалось мне после второго класса. Вот некоторые мои ближайшие родственницы, окончившие по одному, а то и по два института, ходят в церковь, ставят свечки, берут святую воду (между прочим, чистая водопроводная, только омывшая святое распятие, я в этом убедился, выполняя поручение; но при этом и у меня был какой-то благостный душевный трепет).

Христианство (не буду говорить о других религиях), зародившись в древнем Риме (о предшествующем иудаизме не говорю), прошло двухтысячелетний путь. Его утверждали и уничтожали. Древнеримские императоры Нерон и Юлиан-отступник пытались его уничтожить, вернувшись к римским языческим богам, которые, якобы, были предшественниками божественных императоров. Не получилось, и следующие императоры, наоборот, запрещали языческие верования. Никейский собор заседал несколько лет, чтобы определить, какие книги и ритуалы сделать каноническими, а какие предать анафеме.

Издревле считалось, что напасть на соседнее племя, убить, ограбить – это доблесть. Мужчины несли эту «культуру». Христианство же создали женщины, хотя проповедниками были мужчины. Менталитету женщин по их природе хорошо отвечают десять заповедей – не убий, не укради и т.д. Постепенно эти заповеди как-то утверждались, хотя и сейчас идут войны, так что есть в христианстве изъян.

Христианство хорошо стало отвечать интересам правящих классов. В самом деле, наивная вера в то, что в загробной жизни богач, как верблюд, не пролезет в игольное ушко, была им на руку. «Ладно, - думает богач, - в загробной жизни я не пролезу, а в этой жизни я с плебея семь шкур спущу». Когда Ельцин, не верящий ни в бога, ни в черта, стоит в церкви со свечкой, это просто значит, что ему выгодно, чтобы все были христианскими овечками.

Был или не был Иисус Христос – дело десятое. Существуют две научные точки зрения – историческая и мифологическая. Кстати, Христос имя не древнееврейское, а греческое. Изначально его имя было Иешуа из Назарета. Я лично считаю, что такой проповедник был, мифы на пустом месте не рождаются.

Коммунизм – тоже религия. Он возник из христианства с его заповедями, введя только одну поправку. Христианство говорит: «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую». Коммунизм сказал: «Если тебя ударили по левой щеке, бей в зубы».

Я много думал, правильно ли поступил Ленин, попытавшись уничтожить христианство. Раскритиковал Луначарского за богоискательство, Горького за богостроительство. Конечно, устоявшееся христианство работало на старые правящие классы. Но ведь простые люди в своей массе верили в десять заповедей, пусть не в бога Саваофа, сидящего на облаке, как верила моя бабка (я приставал к ней: «Бабушка, а как бог сидит на небе, ведь там только пар?»). Не лучше ли было использовать традиционную религию, слегка подкорректировав ее (правители имеют возможность это делать)?

Смысл христианства в вере людей в десять заповедей. Человек обязательно должен во что-то верить, иначе он не человек. И лучше пусть верит в христианство, чем в свое право убить и ограбить.

Я верю в десять заповедей с некоторыми поправками, отбрасывая мифологическую мишуру. Более того, я верю, что через какое-то время возобладает коммунизм, вытекающий из христианства, как религия и как идеологическая основа практики. Это заставят сделать следующие обстоятельства.

По данным Юнеско, нефти хватит на 100 лет, газа и угля на 150. По исчерпании накопленных за миллиарды лет запасов остановятся все машины, не будет электричества, не будет компьютеров, снова перейдем на гусиные перья, если не съедим всех гусей. Запряжем Райку в соху, если и ее не съедим. Это давно предсказанный апокалипсис. И тогда человечество не позволит, чтобы США забирали, как сейчас, 40% мировых энергетических ресурсов. Не позволит, чтобы Березовские-Ходорковские жирели при всеобщей бедности. Будет введена жесткая коммунистическая уравниловка. Не исключено, что это будет сопровождаться войнами, но правую щеку уже никто подставлять не будет. Традиционное христианство модифицируется в коммунизм.
Правда, многие уповают на альтернативные источники энергии – геотермальную, приливных течений, ветра, солнца. Они сгладят апокалипсис, но ситуацию в принципе не изменят. В свое время делались восторженные заявления насчет атомной энергии – неисчерпаема, мол. Оказалось, исчерпаема, за ураном приходится лезть все в более неприступные горы, месторождений мало, не говоря о других негативных явлениях.

А Ленин займет место Христа и тоже обрастет легендами. Может быть, они будут почитаться рядом.
Грозит мне бабка с того света вожжами: «Антихрист». Нет, бабушка, это просто развитие твоих воззрений на основе данных науки. На том свете мы с тобой договоримся, даже если ты будешь в раю (заслуженно), а я в аду (незаслуженно).
Конец фрагмента

Космонавт Леонов рассказывал по телевизору такой анекдот.
Ю. Гагарина после полета принимает Н.С. Хрущёв. О многом поговорили, наконец Хрущёв говорит: «Ладно, Юрка, ты молодец, Юрка. Но скажи ты мне, Юрка, Бог там есть? Ты его видел, Юрка?»
Гагарин отвечает: «Есть бог, Никита Сергеевич, видел».
Хрущёв: Я тоже так считаю, но только, Юрка, ты больше это никому не говори».
Затем принимает Гагарина Папа Римский. О многом поговорили.
Наконец, Папа: «Спасибо, Юрый. Это высокое достижение. Но скажите, Юрый, ведь Бог там есть?»
Гагарин: «Что Вы, Ваше святейшество, никакого бога нет, всё облетел»,
Папа: «Юрый, мне это тоже известно, но только Вы, пожалуйста, больше это никому не говорите».
Богохульники. Или реалисты-юмористы?

Давайте реконструируем возможный диалог между профессором духовной академии (Церковник – Ц) и функционером отдела по делам церкви (Атеист-коммунист – А), происходящий, скажем, 50 лет назад (при Брежневе) в перерыве совещания по церковным вопросам на некоторой дачной резиденции. Такие дискуссии были, но не просачивались в печать.

А: О, святой отец! Спасибо, что зашли. Давайте пробежимся по некоторым темам, от давнишних комсомольских дискуссий до космических исследований. Разумеется, я не буду Вас спрашивать, верите ли Вы сами в бога. Может, подскажем нашим шефам некоторые формулировки.

Ц: И я Вас не спрашиваю, верите ли Вы сами в коммунизм. Давайте начну. Ведь несмотря и на космические исследования, Вы не доказали, что Бога нет. Разве нельзя допустить, что в какой-то далёкой галактике есть Некто, Который создал на Земле людей, пчёл, муравьёв и всех-всех. Теперь Он наблюдает за всеми и экспериментирует, кому-то помогает, кого-то направляет. Для Него Земля как для человека муравейник.

А: Нисколько не возражаю, это в принципе возможно. Более того, добавлю пример. Вот он создал мамонтов, а потом они ему не понравились, он их взял и ликвидировал. И великое оледенение для этого не нужно.
Ц: Так формулируем: Последние исследования показывают, что существование Бога отрицать нельзя.
А: Добавляем: Но вероятность этого ничтожно мала.
Ц: Нет, не годится добавка. Вы сами себе противоречите. Ведь вы не можете обозреть всю вселенную, она бесконечна. Поэтому не можете знать и эту вероятность. Аминь.

А: О’key. Чёрт с Вами. То-есть бог с Вами. Теперь о ваших заповедях. Моисеевские заповеди хороши. Мы ведь прямо переписали их разумную часть, кроме ссылок на бога,  в наш моральный кодекс коммунизма, только современными словами. Но в ваших заповедях  ничего нет о государстве. И у вас много других заповедей. Нагорная проповедь Христа – какая-то сплошная слезливость. И не противоречит ли она второй заповеди Моисея? Не слишком ли много Иисус берет на себя? Путаницы у вас много. И никакой Иисус не сын божий, а обыкновенный талантливый еврей. К тому же живучий. Давайте напишем о необходимости корректировки заповедей.

Ц: Возражаю. Заповеди эти не наши, а божьи. Они были сформулированы много веков назад, и мы не имеем права их корректировать. Это вы можете корректировать свой кодекс, вы сами его написали. В нём слишком много государства, а мало человека. Во времена же заповедей государства в современном понимании просто не существовало. Лет через 30-40 вы свой кодекс измените. И религию назовёте национальной идеей. Иисус Христос сын божий по духу, а по телу он сын Иосифа и Марии. Вы же не отрицаете его существования. Кстати, давайте об этом неотрицании Иисуса внесём формулировку.

А: М-м-м. Не надо, шеф не примет.  Теперь о порядке и направленности ваших богослужений. Разоденутся в золочёные ризы, смешные клобуки на головах, машут какими-то плошками… Какой смысл? А люди идут. Сталин во время войны запрет с церквей снял. Вот и моя тёща ходит. Как-то спросил – зачем? А она: «ты ничего не понимаешь». Да и молодёжь – крестится, венчается. Как Вы этот смысл понимаете? Неужели Вы думаете, что все приходящие в церковь верят в бога, при современном-то уровне образования?

Ц: Не буду это утверждать что все, хотя много и таких. А смысл прост. Это красивое зрелище, к тому же благотворно воздействующее на чувства людей. И мы стараемся сделать его красивым. И вместо кинотеатра с вашим детективным или даже патриотическим фильмом люди идут в церковь. А что касается направленности богослужений - они чётко выверены в направлении учёта интересов государства, народа. Война – и священники молятся о ниспослании нам победы. И далее так во всём. Конечно, могут быть накладки по неразумению, но это можно нам с вами совместно согласовывать и корректировать. А люди идут – Ваша тёща в церковь, а Вы в оперу. Я тоже в опере бываю.

А: Ну, я больше люблю балет.
Ц: Конечно, Вы моложе меня.
А: Спасибо, очень хорошо Вы это разъяснили. Значит, церковь – это театр. Вид искусства. Наряду с обычным театром, кино, оперой, балетом и так далее. Как в Древнем Риме люди требовали хлеба и зрелищ, так и сейчас. Только зрелища стали гораздо разнообразнее. Спасибо. А может, в этом смысле предложить формулировку? Хотя нет, не надо. Не всё людям полезно понимать. Как считаете, святой отец?

Ц: Во истину. Добавлю только, что церковь важнее и будет ещё важнее.
А: То-есть, перефразируя товарища Ленина: Из всех искусств для нас теперь важнейшим является церковь? Ай да святой отец!

Ц: Напрасно иронизируете.  Просто церковь за века выработала гораздо больше форм воздействия на чувства человека, и они более индивидуальны. Все ваши виды искусства также воздействуют на чувства. А реальности в них почти нет никакой. Не было реальных Ромео и Джульетты, их выдумал Шекспир. Если сам под этим именем существовал. В церкви же, если человек обращает к Господу молитву о здоровье близких, он прежде всего настраивает себя на заботу о них. Если он приносит покаяние, он искренне настраивает себя на исправление своих грехов. Если даже он не верит в Бога. А как формируются чувства, ваша наука до конца не знает и вряд ли когда узнает до конца. Которого, кстати, нет.

А: Ну, бог с Вами. Спорить с Вами можно до бесконечности. Всё у Вас относительно, как у Эйнштейна. Пора идти на совещание.
Ц: Действительно пора идти. А может, ещё что-то сформулировать насчёт некоторого финансирования восстановления некоторых объектов?
А: Ну, это дело более высокого разумения. Я думаю, Ваш шеф воспользуется возможностью поставить этот вопрос. Идёмте к шефам, пусть они поразбираются.

СПРАВКА (из Интернета)
Десять заповедей, данных Моисею
"Внимай, народ мой, закону Моему", - повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе:
1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Девять евангельских заповедей о блаженствах по Мф
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые XXII съездом (1961).[1][2]
В новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом (1986), а также в Уставе КПСС, утверждённом на том же съезде, «Моральный кодекс строителя коммунизма» отсутствует.

В 2009 году Геннадий Зюганов заявил «Я считал и считаю, что первым коммунистом был Иисус Христос, Нагорная проповедь написана не хуже Морального кодекса строителя коммунизма. Собственно, Моральный кодекс строителя коммунизма списали с Нагорной проповеди».[6] В 2012 году он сказал: «Если вы возьмёте моральный кодекс строителя коммунизма и нагорную проповедь Иисуса Христа и положите рядом, то вы ахнете: они совпадают полностью по тексту»[7][8]. Позднее Зюганов ещё раз сравнил моральный кодекс строителя коммунизма с Нагорной проповедью: «Я когда положил Моральный кодекс строителей коммунизма рядом с Нагорной проповедью — потому что я, в отличие от других, изучал Библию, хорошо знаю Коран — так вот, я ахнул: оказывается, мы переписали Моральный кодекс строителей коммунизма из Библии; но написали хуже — в Библии написано лучше»[7][9].

В 2016 году Путин похвалил Моральный кодекс, заявив, что ему нравятся коммунистические и социалистические (библейские) идеи в этом кодексе[5].
Текст кодекса
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

А. К. Вишневский Церковь и время" № 61
Совет по делам религий и Русская Православная Церковь при патриархе Пимене (1971 — 1990)
Специальным органом, контролирующим отношения государства с Русской Православной Церковью и осуществля-ющим ее связь с руководством страны, был Совет по делам религий при Совете Министров СССР, созданный в 1965 году. Он унаследовал функции Совета по делам Русской Православ-ной Церкви и Совета по делам культов (органа, занимавшегося иными конфессиями).

В структуре органов советского государства Совет по делам религий находился в подчинении Совета Министров СССР, но выполнял указания, поступавшие от идеологическо¬го отдела ЦК КПСС. Свою деятельность Совет по делам религий осуществлял в контакте с КГБ СССР, с управлением, занимавшемся борьбой с идеологическими диверсиями1.
В 70-х годах контроль власти над Церковью сместился с политической в идеологическую и правовую плоскость. Акцент делался на сдерживание распространения православного учения и влияния Церкви. Власть рассчитывала на дальнейший рост настроений индифферентности по отношению к вере. Но в задачи Совета по делам религий не входила прямая атеистическая пропаганда, в первую очередь он был призван к осуществлению надзора за соблюдением законодательства о культах

Далее рекомендую перейти к моим статьям «Общественная теория относительности» и «Религия и ошибка Ленина».
21.04.2018