Субботник

Антон Власов
В этот день жильцы становятся дружными, отзывчивыми, улыбчивыми. Все такие разные: тут дядьки и тётки, молодёжь и престарелые, интеллигенция и пролетариат, богачи и бедняки, либералы и консерваторы, начальники и подчинённые. Кого тут только нет. Но за этой сплочённостью и взаимовыручкой кроется подоплёка – все они отбывают срок на исправительных работах.

У них общее место заключения, но разные статьи. Вот самая распространённая категория – любители кидать окурки с балкона и оставлять пакеты с мусором на полпути. Их направляют на передовую, под окна, вдоль фасада, как штрафбат. Их ничто не пугает, они пришли сюда замаливать свои грехи. Они самоотверженно кидаются на очаги выбросов не потому, что за их спинами бряцает садовым инвентарём вертухай из домоуправления, и не потому, что их ждёт досрочное освобождение, а потому, что их совесть будет максимально чиста. Чтобы перед следующей ходкой можно было мусорить с чистой совестью. И сразу видно, по объёму их мешков, сколько каждый грешит в своей жизни.

Есть тут и политические. Это те, кто игнорируют важные собрания и злостно не подписывают листы голосований. Их изолируют от других и поручают таскать на носилках чернозём, разбивая на пары, чтобы те не распространяли среди заключённых свои разлагающие убеждения. Исповедуя отрицалово, они тем не менее пришли сюда, чтобы компенсировать урон гражданскому обществу хотя бы в форме чернозёма.

На исправительных работах встречаются и невинно осуждённые. Кого-то подставили в лифте фантиком от чупа-чупса, на кого-то написали донос, за разнесённый собаками мусор из мульд, а кто-то просто попал под раздачу, случайно проходя мимо компании подростков, ломающих песочницу. Но эти несчастные люди тоже улыбаются, оглядываясь на проделанную работу. Они понимают, что невиновных не бывает. Вот по двору неуклюже носится господин, впервые в жизни надевший спортивный костюм. Он одержим пустыми пачками от сигарет. Очищая двор, он очищается сам, хотя никогда не мусорил! Более того, мусор он часто приносил домой и там разделял на четыре ведра. Он даже состриженные ногти кладёт в ёмкость с надписью: «Биологические отходы второго класса опасности».

Так отчего же он носится по двору за пачками от сигарет? А потому что его отец всю жизнь швырял из машины пустые пачки в окно. Увы, но дети отвечают за грехи своих предков. И он смывает эти семейные грехи в глазах общества, яростно набрасываясь на мятые пачки в кустах, особенно безжалостно истребляя, почему-то, пачки «Петр I». Он мог охотиться целый день, если бы его не остановил вертухай, похлопав по плечу, мол, довольно, все уже разошлись, спасибо за работу.