Сергей Вдовин. Боевые поля

Литклуб Трудовая
Степь да степь кругом
Путь далек лежит…

Прошло чуть больше года, с тех пор, как я – молодой лейтенант, прибыл после окончания училища на полигон Капустин Яр и попал в отдел полковника Захаренко. Полковник был милейшей души человек, абсолютно неконфликтный, гостеприимный и хлебосольный. Видимо благодаря этим своим качествам он и стал полковником и начальником отдела, чем очень был доволен и горд. Отдел занимался освоением новой техники, а вот с техникой у полковника, мягко говоря, было ну… не очень так. Что собственно ему абсолютно не мешало, а нам тем более.
И вот в один прекрасный летний солнечный день (жарища стояла дикая) меня вызывают в штаб части. Я теряюсь в догадках – что… почему… зачем?... Собралось человек пять – шесть младших офицеров. Появился начальник штаба, огласил приказ: «Откомандировать на 30 суток, для несения дежурства в боевые поля…» и далее по списку.
Чего за поля такие? Зачем там дежурить надо? Но далее начался инструктаж, и кое-что стало проясняться. Оказалось боевые поля – это огромный кусок степи, куда по расчетам падают обломки ракет и мишеней при проведении учебных пусков. Исторически сложилось так, что между военными и окрестными колхозами и совхозами был заключен договор: дабы земля этих полей не пропадала даром – пастухи пасли там скотину. Одной из обязанностей дежурного было предупреждать пастухов (строго под роспись) о предстоящих стрельбах, дабы они заблаговременно угоняли скотину от греха по-дальше. А для росписей выдали специальную тетрадь. Базироваться и харчеваться надлежало на одном из КТС, где постоянно находились десяток бойцов под командованием сержанта. Офицеры приезжали только на время боевых и профилактических работ.
Кроме того, в обязанности дежурного входило обеспечивать режим секретности. Т.е. ловить шпионов, коли такие попадутся, и других посторонних лиц, обнаруживать шпионские технические средства. Чего со всем этим делать – не уточнялось. Табельное оружие не выдали (чтоб не потеряли). Зато дали карту 1949 г. выпуска. Надо бы заметить, что на дворе в ту пору шел уже 1978-й. А еще представь, дорогой читатель, что такое карта степи. Мной овладело некоторое уныние, когда я увидел этот кусок бумаги, который перекрывал несколько сотен квадратных километров и на нем три или четыре ориентира типа «отдельно стоящее сухое дерево», «заброшенный шалаш» и т.д. Моему воображению представилось отдельно стоящее, сухое дерево, сгорающее в костре отдельно сидящего в ночи аксакала… В завершение инструктажа было приказано получить в автопарке транспортное средство типа Газ-69 (в простонародье называемый козлом) с водителем и с завтрашнего утра убыть в эти самые поля для исполнения служебных обязанностей. Напоследок пре-дупредили: если мы в течение трех суток не выходим на связь (на КТСах были телефоны) за нами высылают поисковый вертолет. Так что бояться нечего.
Я уныло побрел в автопарк. Дело было днем, машины были в ос-новном на выезде, а на самом виду стоял агрегат, в котором можно было, при небольшом напряжении фантазии, узнать «Газик». Из-под него торчали две ноги в кирзовых сапогах. Я слегка попинал по сапогам и как можно более уверенно задал вопрос: «Боец, не подскажешь, кто завтра в поля поедет?» Из-под металлолома раздался голос: «А я и поеду».
А на чем? – заинтригованно поинтересовался я.
А на ней и поедем – без тени сомнения донеслось снизу.
А ты все приготовил, что нужно? Воду, аптечку?...
А чего там готовить? Тут ехать меньше часа. А там все есть.
А ты там был? Дорогу знаешь?
Конечно! Сто раз! Вы только с утра пораньше меня из роты забе-рите, чтоб по жаре не пылить… Я комроты предупрежу…
Ну, ты хоть покажись, а то я тебя завтра не узнаю…
Торчащие из-под машины сапоги заелозили и передо мной появился человек больше похожий на кочегара паровоза афроамериканского происхождения, чем на бойца или водителя служебной машины. Я слегка растерялся, и ничего лучше не придумал, как представиться по форме: «лейтенант Вдовин Сергей Валерьевич». Афроамериканское существо расплылось в широченной улыбке, как будто повстречало родственника через много лет разлуки.
Сла-а-вик,- все с той же улыбкой и несколько на распев прозвучал ответ.
Я успел подумать, что вряд ли я его узнаю, когда он умоется и переоденется, и поспешил закончить рандеву: «Тогда до завтра»! Тревога на душе не унималась. Ну, хоть дорогу знает – успокаивал я сам себя.  До конца рабочего дня еще оставалось время, и я пошел в отдел, весь в тревожных размышлениях, надеясь посоветоваться с более опытными товарищами. Там я отловил майора Женю Ужахова и попросил просветить насчет полей. Женя после развода с женой жил вместе с нами в общаге, увлекался рыбалкой и вообще был своим мужиком. Его инструктаж оказался гораздо интереснее, а главное – полезнее, чем в штабе.
Старик, – это он мне,- ты главное не переживай. Считай, что тебе дали еще один отпуск. По большому счету там и предупреждать никого не надо. Это было при царе горохе, когда стреляли раз в месяц и скотину гоняли туда – сюда. Когда начали стрелять раз в неделю – скотина начала терять вес, обретая спортивную форму. Поэтому потихоньку, к негласному всеобщему удовольствию, таки уже никто никуда не бегает. Ну, сам посуди: пальба сейчас чуть не каждый день. Если стадо так гонять – что от него останется? Так что можешь к ближайшему пастуху подскочить (там, рядом с твоим КТС, Сашка с женой и дочкой телок пас – может он и сейчас там). Нормальный мужик – все расскажет и покажет на месте. Он тебе сразу за всех и распишется. А для пастухов – наоборот, даже вроде праздника, если какая железяка рядом упадет. Сами то они в землянках живут – думают не достанет. А под этот предлог они телку – другую под нож, шкуру и кишки на забор, мясо – на базар. Начальству – акт на списание – что поделаешь: ракета упала…
А вообще ты не стесняйся. Ты для этой местной шпаны и царь, и бог, и главный начальник. Если что надо (бензин например) – только намекни – сами дадут. Есть, правда, одно «но». Учти, что у них у всех (практически) есть оружие. Само собой незаконное. Хотя кое у кого и есть разрешения. Да еще половина, кабы не больше, с уголовным про-шлым. Так что в эту тему лучше не углубляйся и на конфликты не лезь.
Ночь прошла неспокойно. Я все пытался представить взаимоот-ношения безоружного царя с кодлой вооруженных подданных. Как ни крутил – выходило как-то хреновато. Потом решил: не я – первый… и не боги горшки обжигают. На том и заснул.

Путь на КТС

На следующий день, еще до подъема, я уже входил в казарму автороты. Дежурного по роте попросил изыскать водилу по имени Славик, который должен выехать в боевые поля. Дежурный четко ответил: «Есть!», – и исчез в недрах полутемной казармы. Появился весь какой-то помятый и зевающий во весь рот, Славик. На отличника боевой и политической… –он явно не тянул. Это я потом уже узнал, что для автомобилистов эти самые боевые поля были прекрасным предлогом сплавить самую трухлявую машину от глаз начальства и возможных проверок. Водитель к этому автохламу, придавался соответствующий, и с той же примерно целью.
Короче мы со Славиком по утреннему холодку дотопали до гаража. Там он мне предложил подождать у ворот, пока он выедет и исчез за проходной гаража.  Я закурил и стал прохаживаться перед воротами. Вскоре со стороны гаражей послышался звук насилуемого стартера. Вообще курс автомобильной подготовки я в училище изучал, и права у меня имелись. Была даже минимальная водительская практика. Потому как незадолго до окончания училища, мой отец успел повоевать у арабов и привез домой не только осколки «Шрайка», самолично им собранные на позиции комплекса после налета, но и возможность приобрести автомобиль, на котором я успел покататься. Но водитель из меня был не очень… В электрике я еще мог разобраться, а вот механика автомобиля была для меня почти что темным лесом. Ну, что кроме двигателя в машине есть еще стартер, карбюратор, аккумулятор – это я знал, но не более того. Поэтому, вспоминая Ужаховский инструктаж, в котором помимо прочего говорилось, что водителя надо сразу ставить на место – иначе он может сесть на шею, стал размышлять, как это может выглядеть на практике, учитывая мои скромные познания в этой области.
Тем временем надсадный вой стартера сменился звуком вполне себе работающего двигателя и этот звук стал приближаться к воротам.
Вообще ворота это отдельная тема, к которой мы еще вернемся по ходу рассказа, но пока что заметим: ворот у военных много и им придается определенное символическое значение. Они должны быть большими и оформленными потугами и полетом фантазии военного дизайна. К воротам, как правило, прилагается будка с КППешником (бойцом, сидящим в этой будке).
Однако ворота гаража распахнулись. Из них выкатился Славик на нашей боевой машине (о, чудо!), лихо заложил правый поворот  и остановился. Из машины раздался веселый клич Славика: « Поехали!» Еще один Гагарин нашелся, – подумал я, про себя перекрестился и полез в машину.
Надо, наверное, немного описать географию местности, на которой разворачивались сии драматические события. Осью всего была бетонка. Бетонная дорога, которая начиналась в жилом городке (на 10-ке для тех, кто знает), проходила через нашу площадку (через двое ворот само собой) и дальше шла в степь еще через несколько площадок, где-то там и заканчиваясь.
Мы подъехали к выездным воротам в сторону степи, я показал КППешнику командировочное предписание, огромные ворота распах-нулись перед нами… Начало пути было даже приятным. Прохладный утренний ветерок обдувал лицо через открытое окно. Скорость на бе-тонке доходила до цифры 70км/час, что, учитывая возраст и старческие заболевания нашего транспорта было очень даже прилично. Но счастье, как известно, долго длиться не может. Не доезжая первой (по счету от центральной) площадки надо было сворачивать в степь на проселок. Дальше на карту можно было не смотреть, т.к. единственный объект, к которому ее можно было как-то привязать – это была бетонка, а она исчезала у нас сзади, растворяясь в поднятой машиной пыли. Можно было смотреть в любую сторону и видеть одно и то же – горизонт. И степь. Впереди перед машиной петляла накатанная колея, которая уже не позволяла ехать так быстро, но особых неудобств, для движения не представляла. Время шло, солнышко припекало, а дорога все так же бодро петляла перед машиной. Правда, она почему-то становилась все менее накатанной.
А потом мы увидели степного орла. Зрелище надо Вам сказать грандиозное. Огромная птица сидела прямо посередине дороги и, похоже, не собиралась ее нам уступать. В последний момент, видимо решив не связываться со всякими тут… он несколько раз подряд подпрыгнул и взмахнул крыльями. Не меньше полутора метров в размахе! Такое чудо и так близко я видел первый раз в жизни!
Это небольшое происшествие вернуло меня к действительности: «Славик, тебе не кажется, что мы слишком долго уже едем?» – поинте-ресовался  я.
- Да, это я свернул маленько не туда, и мы кругаля слегка дали. Ну, ничего, скоро уже приедем, бодро и традиционно широко улыбаясь, ответил Славик.
Я посмотрел на часы. Маленько и слегка означало, что мы колесили уже больше 4 часов. Солнце подходило к зениту, становилось жарко, хотелось пить. Воды не было. Антенн на горизонте, означающих близость КТС – тоже. Опять вспомнилось, что водителя надо ставить на место. Но где это место и куда кого поставишь, когда вокруг ни черта нет, кроме этого самого горизонта.
В это время двигатель нашего раритета начал сбоить. И после не-скольких судорожных толчков заглох окончательно. Наступила такая тишина, от которой звенело в ушах.
- Ну, заводи, – как можно более спокойно сказал я. Славик потрогал рукой ключ зажигания, покрутил им туда – сюда. Эффекта не было никакого.
- Аккумулятор сдох.
- А как же ты ее в гараже заводил?
- От другой машины «прикуривал», думал пока доедем – он зарядится.  Дурацкая улыбка, наконец, пропала с его лица. Видимо что-то начал понимать.
- Ну, доставай кривой стартер, – блеснул я моими автопознаниями.
- В гараже остался, – уже мрачно буркнул Славик.
- Ну и какие будут идеи?
- Можно попробовать толкнуть…
Мы попробовали. Впрочем, лучше бы мы этого не делали. Добросовестно изо всех сил упираясь, мы сдвинули этого мастодонта на несколько метров. Газ-69, ребята, это вам не «москвич» какой-нибудь. Кровь стучала в висках. В горле окончательно пересохло. Коленки подрагивали. Мысли плавились. Опять вспомнились Женькины наставления: в степи только кажется, что никого нет. Стоит оставить что-либо без присмотра – оно исчезает моментально, независимо от веса и размера. Но надо было что-то решать, и я перешел на официальный тон: «Значит так, рядовой! Слушай приказ. Идешь прямо по этой дороге никуда не сворачивая, ловишь первый попавшийся грузовик и едешь на нем сюда. Без тягача не возвращайся! Я остаюсь охранять машину. Приказ понятен? Выполнять!»
Вообще-то это не совсем был жест отчаянья. Дорога должна была по любому куда-то вывести. И потом начиналась уборочная – в это время в колхозы и совхозы сгоняли грузовики со всей страны. Так что вероятность успеха этой затеи была не совсем, чтобы нулевой.
Славик уныло побрел вперед по дороге, а я нашел место, где была хоть какая-то тень от машины, и уселся в дорожную пыль, облокотившись на колесо, с расчетом, чтобы хотя бы голова была в тени. Сидеть в машине было невозможно т.к. металл раскалился – не дотронешься. Натянул козырек фуражки на нос и приготовился к длительному ожиданию. Сколько времени прошло в этом состоянии близком к анабиозу я не помню.
Сначала я подумал, что у меня начались глюки: мне послышался шум мотора. Я начал всматриваться и прислушиваться с трудом возвращаясь в реальность нашего бытия. Действительно на дороге вдалеке показались клубы пыли, а звук мотора стал отчетливо приближаться. Когда рядом со мной остановился Зилок, а из него  выскочил Славик с сияющей как блин на сковородке мордой и заорал как ненормальный: «Есть тягач, товарищ лейтенант!», мне показалось, что это сюрреализм какой-то. Дежавю. Пришествие Христа народу.
Однако, демонстрируя выдержку и ледяное спокойствие, я поинтересовался: «может и трос есть?»
- Есть, товарищ лейтенант, есть… И вода есть…
- Здорово командир! У тебя попить не найдется? – это я уже к во-диле №2.
-Да почему не найдется? Пей на здоровье.
И он налил из трехлитрового термоса стаканчик прохладной воды. Более восхитительного напитка я не пил никогда.
Тем временем Славик суетился вокруг меня притопывая, прихлопывая… Казалось еще немного и он пустится в присядку. Я решил охладить его телячий восторг: «Чего ты топчешься? Цепляй трос… Заводи… Да, не забудь дорогу уточнить к КТС. К любому… Ближайшему!» А сам обратился к нашему спасителю: «Послушай, ты тут поблизости антенн на буграх не видел?»
- Почему не видел? Видел. Сейчас с километр прямо проедете, там налево и их уже видно должно быть.
- Ну, спасибо тебе друг! Выручаешь ты нас. Давай попробуем за-вестись?
- Давай!
Тем временем Славик уже зацепил трос.
Наш двигатель немного покочевряжился, трахнул с досады глу-шителем и… заработал. Отцепили трос, попрощались с нашим спасителем и продолжили путь. Солнце понемногу направлялось в сторону заката. Жара начала спадать.
- Если еще раз заглохнешь – пеняй на себя, – произнес я с ледяным спокойствием, глядя строго перед собой. Меня начали терзать смутные подозрения, что если у нашей армии есть скрытые враги, то один из них сидел сейчас в машине рядом со мной.
Как нам и было сказано, мы проехали прямо, повернули налево и… действительно – вдалеке показались знакомые очертания антенн. Все обиды сразу остались позади. Конец мучениям был близок. Славик радовался как дитя: «Во! Я же говорил! Тут недалеко! Там сержант Витька! Он нам сейчас ужин устроит!» У меня тоже появилось ощущение упавшего с души кирпича. Правда я постарался быть сдержанным в своих эмоциях и ограничился короткой репликой: «Ну, давай, Славик, жми!»  Собственно хоть жми, хоть не жми, а скорость у нас все равно была чуть больше скорости велосипеда. Что собственно нас и спасло. В следующий момент я ощутил резкий толчок. Успел выставить перед собой руки и этим движением избежал встречи собственным лбом с лобовым стеклом. Славик ткнулся в руль, но не очень сильно. Опять наступила тишина. Пытаясь оценить ситуацию, я заметил, что сиденье Славика теперь стало значительно ниже моего. Слегка удивившись такому наблюдению, скомандовал: «давай на выход – поглядим что случилось».
Задорнов, на своих концертах, говорит в одной из своих миниатюр: «Смеркалось…». Ну, на самом деле еще не смеркалось, но дело шло к вечеру. Наша машина раскорячилась поперек дороги, уткнувшись левой стороной морды в землю. Водительская дверь не открывалась и Славику пришлось выбираться следом за мной через пассажирскую, которая открывалась, но только вверх и вбок наподобие танкового люка. Я с долей злорадной иронии понаблюдал за десантированием моего личного состава, потом начали осматривать место ДТП. Все оказалось банально просто: у нас отлетело левое переднее колесо. Я сначала подумал, что гайки крепежа были не затянуты и послетали от тряски. Ан, нет! Гайки оказались на месте, а вот крепежные отверстия обода оказались настолько раздолбанными, что гайки в них провалились (может, конечно, вообще колесо было от какой-то другой машины). Но факт оставался фактом. Колесо валялось в нескольких метрах от машины. Я уже боялся задавать вопросы, т.к. ответы предполагались заранее. Но пришлось.
- Запаска есть?
- Есть.
Лучик надежды проснулся в моей душе. Впрочем, ненадолго.
- Ну, так ставь, да поехали.
- Она это… Не накачана.
- А насос в гараже?
- Ага. Одолжил приятелю, а он не вернул.
В принципе оставалось примерно 4…5 километров. Можно бы попробовать и на спущенной запаске доехать, но баллонный ключ оказался там же где и насос, предположительно сдохший аккумулятор оптимизма тоже не добавлял. На удивление в наличии оказался домкрат, но толку от него не было никакого, т.к. под лежащую на оси машину подвести его было невозможно. Лопата оказалась там же где и все остальное, т.е. в гараже. Хотя раскаленная степным солнцем, потрескавшаяся земля была тверже камня. Так что наличие лопаты нам бы дало немного. Оставался уже проверенный вариант.
- Так! Ты остаешься с машиной. Я пошел за подмогой. От машины ни шагу!!! Вопросы есть?
И я не спеша пошел по направлению к торчащим  вдалеке антен-нам. Благо сбиться с пути уже не было никакой возможности. Там были люди. Там была помощь.
Примерно через час я входил на территорию КТС. В ограждении из колючей проволоки была калитка, через которую я беспрепятственно попал внутрь. Навстречу попался боец. Я спросил его, где найти кого-нибудь из офицеров.
- А вот этот домик обойдете вокруг, там будет крылечко. Товарищ капитан, наверное, сейчас там.
Я первый раз был на КТС и поэтому с любопытством оглядывался по сторонам. В центре находилось одноэтажное жилое здание. Чуть в сторонке стояли кабины техники. Рядом, на насыпных холмиках – антенные кабины. Пара подсобных сарайчиков. Навес, под которым стоял все такой же Газ-69. Все было по-военному добротно сделано и ухоженно. Все это хозяйство было обнесено забором из колючей проволоки. Мне обстановка понравилась. Осмотревшись, я пошел искать капитана. Обошел здание, увидел крылечко и распахнул незапертую дверь.
В небольшой комнатушке стоял письменный стол, стул и солдат-ская кровать. На кровати поверх одеяла лежал капитан, закинув ноги на спинку в начищенных до зеркального блеска сапогах. Он читал книжку.
- Здравия желаю, - я поздоровался и представился. Капитан ото-рвался от книжки, и некоторое время смотрел на меня с искренним удивлением. Я не понял смысла затянувшейся паузы и спросил: «Что-то не так?».
- Ты себя в зеркале видел?
- Нет. А что?
- Ну, посмотри. Вон у шкафа зеркало висит.
В комнате оказался еще и шкаф, который стоял у двери (поэтому я сразу не обратил на него внимания), а рядом на стене висело небольшое зеркало. Я подошел к зеркалу и не сразу поверил своим глазам: на меня смотрело нечто похожее на покойника в фуражке, обильно припудренного толстым слоем пыли. На серо-белом лице хлопали, как ни странно, мои глаза. Я бы, наверное, тоже удивился, если б увидел такую картину, да еще неожиданно.
- На тебе щетку, иди на улицу, хоть отряхнись немножко. А я пока чайку соображу. Расскажешь, что у тебя стряслось.
Я взял щетку и пошел на улицу. Нашел рукомойник, умылся, по возможности привел себя в порядок и вернулся к капитану. На столе стояли кружки, чайник, хлеб и банка сгущенки.
- Ну, садись, рассказывай.
- А чего рассказывать? Километрах в пяти отсюда у машины колесо отвалилось. Водитель сидит там с машиной, а я вот пешком притопал. Мне бы пару бойцов на подмогу с дрыном, чтоб ее подрычажить и хотя бы на колеса поставить. Аккумулятор,  похоже, сдох. Вот такие дела.
- Как это колесо отвалилось?
- Да так. Гайки на месте, а колесо отдельно валяется. Ось в землю уткнулась – домкрат не подсунуть.
- Ладно. Я понял. Сейчас распоряжусь. У меня водитель толковый парень – разберется. Ты сиди чай пей. Я сейчас вернусь.
Он вышел. Я сидел и прихлебывал крепкий чай, макая хлеб в сгущенку. Минут через пять – десять капитан вернулся.
- Ну, вот. Сейчас сгоняют за твоей телегой и приволокут ее сюда, а дальше будет видно. А ты пока хоть расскажи, куда вы ехали.
Я назвал номер тщетно искомого нами КТС.
- И давно вы едете?
- С утра.
Капитан разразился гомерическим хохотом.
 - Ну, ты даешь! Ну, уморил! Глянь на карте, где ты сейчас нахо-дишься.
Он достал из шкафа карту, примерно такую же, как была у меня, и ткнул в нее пальцем.
На карте в этой точке был обозначен КТС, только совсем не тот, который был нам нужен. Мне стала понятна причина хохота капитана. Мы были километрах в 10…15 от начала нашего маршрута. Мне стало маленько не по себе. Капитан видимо заметил мое состояние.
- Ладно, ты шибко не переживай. Сейчас приволокут твой аппарат, поставим его на ход. Тут прямая дорога есть – за час доберетесь.
Пока мы пили чай и не спеша беседовали за жизнь, я в окошко наблюдал за происходящим. Там завелся местный «газон», в него запрыгнули трое бойцов. Машина выехала за ворота и попылила по дороге. Примерно через полчаса в ворота въехал кортеж, уже из двух «Газиков». Передний тащил  нашего на тросе. Еще через полчаса в дверь постучали. Вошел младший сержант и доложил: «Товарищ капитан, Ваше приказание выполнено».
- Что с машиной?
- Все в порядке. Колесо поставили, запаску накачали, аккумулятор – контакты почистили и затянули, - теперь работает. Там у нас в заначке было кое- что, так мы поделились. Насос, баллонный ключ и фляжку с водой. Вы не против?
- Молодец! Свободен. Только будь поблизости – еще понадобишься.
Сержант вышел за дверь.
- Ну, вот… А ты боялся… Тут до вашего КТС по дороге только одна развилка. Младший сержант, которого ты видел, вас проводит до нее на своей машине. Через час, может чуть больше – будете на месте. Тебе же завтра доложить нужно. Надеюсь, больше приключений не будет.
Он улыбнулся. Мы вместе вышли на улицу. Теперь уже действи-тельно смеркалось. Возле двух машин стояло несколько солдат и Сла-вик  среди них. Он что-то оживленно рассказывал. Бойцы смеялись. Местный сержант сказал, чтобы мы ехали за ним и близко не прижимались, дабы не глотать пыль. Попрощались с капитаном, сели в машины поехали. Впереди ехал сержант на своей, немного поодаль – мы.
Через некоторое время на передней машине включились габарит-ные огни. «У тебя свет-то работает? А то ведь скоро совсем темно будет», – спросил я у притихшего Славика. Он молча щелкнул выключателем. На приборной доске загорелась подсветка. Еще через некоторое время перед машиной обозначился ближний свет фар, в котором была видна убегающая под колеса дорога. Впереди мерцали фонари сержанта. Быстро темнело. Я заметил, что наши путеводные огни остановились. Мы догнали переднюю машину и тоже встали. Подождали, пока осядет пыль, и вышли из машины. Окружающий пейзаж ограничивался ближним светом фар наших машин. За пределами светового пятна тьма была кромешная. Я почему-то подумал про Ивана Сусанина, но потом решил, что сравнение не очень… Там леса и болота… Правда, насчет «не видно ни зги» – там что-то такое было.
- Ну, вот ваша развилка. Теперь не промахнетесь. Минут через десять увидите огни вашего КТС. Собственно вы в него и без огней упретесь. Они могут на ночь дизель вырубить – тогда огней не будет. Удачи!
Он сел за руль, хлопнул дверцей, лихо развернулся, рванув с места, и скоро его огни пропали из виду. Мы молча вернулись в свою машину и тронулись дальше. Ощутимо похолодало. После всех переживаний этого дня хотелось чего-нибудь пожрать и залезть под теплое одеяло. Огней КТСа видно пока не было.
А у нашего транспорта видимо были другие интересы. Двигатель опять несколько раз икнул и замолчал.
- Выключи свет – аккумулятор посадишь.
Это я Славику. Он сидел молча и тупо смотрел перед собой. После моей реплики, он щелкнул выключателем. Остались гореть только габаритные огни и подсветка приборов.
- Ну, и что теперь?
- Бензин кончился.
- У тебя же резервный бак есть. Переключайся, подсоси, да поеха-ли.
-Там переходную трубку сняли и пробку поставили. Бензин подтекал.
- Ну бери шланг, ведро, воронку… Сливай с резерва – заливай в основной.
- Шланг есть. Ведра нету.
- Значится так! Сейчас ты будешь бензин набирать в рот и спле-вывать в основной бак. И пока литров пять не наплюешь – не вздумай останавливаться. Если у тебя других идей нет – можешь приступать. Сегодня мы должны быть на месте.
Я посмотрел на свои часы, светящиеся в темноте. Собственно сегодня уже кончилось и началось завтра. Тут в тусклом свете приборов я увидел, что Славик начал стягивать с себя сапоги. Это было похоже на моменты из фильмов про Гражданскую войну, когда пленный боец готовится к расстрелу. Хотя я уже дошел до точки кипения, но расстреливать его я пока еще не собирался. Да и не из чего было. Слегка опешив, стал молча наблюдать за действиями этого вредителя в обличии солдата нашей армии. Как оказалось, если его прижать хорошенько – соображалка у него включалась. Причем, в недоступных моему пониманию направлениях.
Оставив один сапог с портянками на водительском месте, Славик со вторым сапогом зашел к машине сзади, погремел там железками и полез к резервному баку. Запах в машине, знакомый каждому, кто заходил в казарму после отбоя, сменился резким запахом бензина. Потом действие переместилось в район заливной горловины основного бензобака и раздалось многообещающее бульканье. Дико захотелось курить. Но я во время остановил свои желания. Процесс прикуривания мог поставить досрочно жирную, хотя и вполне логичную точку в нашем повествовании. Поэтому я просто вышел из машины, отошел на несколько шагов в темноту и стал любоваться на звездное небо. Это было очень красиво.
Тем временем, Славик несколько раз повторив свои манипуляции и еще разок погремев железками, водрузился на свое водительское место. Подождав пока он захлопнет дверь, я тоже полез на свое место. Славик был уже вполне обутый. Здорово воняло бензином.
- Можем ехать, товарищ лейтенант.
Утренняя болтливость у него сменилась вполне корректными формулировками по Уставу. Это меня обнадежило. Ей богу, я бы никогда не догадался использовать солдатский сапог в качестве емкости для бензина.
- Ну, вперед!
Двигатель заработал, свет зажегся, и мы тронулись дальше в ночь.  А еще минут через 15…20 мы остановились перед воротами, представлявшими из себя рамки обтянутые колючкой. Я вышел, открыл ворота и махнул рукой Славику, чтобы заезжал. Фары осветили крыльцо здания. Дверь открылась. Появился дневальный солдатик. Доложил по форме. Я заметил, что он изо всех сил сдерживает улыбку. Понял, что это связано с нашим внешним видом и ароматом, который от нас исходил.
- Ладно, боец, расслабься. У вас пожрать что-нибудь осталось? Да покажи, где нам можно завалиться до утра. Утром со всеми вопросами будем разбираться.
- А мы Вас еще днем ждали.
Он уже не скрывал улыбку.
- Вон там дверь на кухню. Сейчас я вам керосиновую лампу дам. Сами пошукаете чего осталось. А спать – в казарме две трети коек пус-тые, занимайте любые. Они застелены. С правого торца здания Ваша комната, только ключи у сержанта, а он спит. Разбудить?
- Не надо. Давай лампу – сами разберемся.
Что такое лишний час сна в армии я знал по собственному опыту. Как ни как три года в казарме прожил. Мы взяли лампу, и пошли на кухню, совмещенную со столовой. Нашли остатки холодной гречневой каши с тушенкой, чуть теплый чай. Ужин прошел в молчании сторон. Потом вернулись в казарму. Дневальный, уже не скрывая улыбки, встал по стойке смирно и отдал честь. Я тоже улыбнулся в ответ и кинул руку к козырьку. Мы прошли при тусклом свете керосинки в дальний конец казармы, чтобы не беспокоить спящих бойцов. Я разделся и залез под одеяло. Сон навалился мгновенно. Жизнь продолжалась.
 
На фото: Дежурство – это вам не что-либо как

 

Продолжение следует. В полном объеме очерк «Боевые поля» будет опубликован на сайте http://www.proza.ru/avtor/cornet54.