Дела писательские

Владимир Владыкин 2
                ДЕЛА ПИСАТЕЛЬСКИЕ
       В "Брянской учительской газете" № 50 от 21.12. 2012 года была напечатана статья Н.И. Ивакина "Иди к своему генералу" – посоветовал экс-губернатор Ю.Е. Лодкин нынешнему руководителю Брянского СП РФ В.Е. Сорочкину".
       Ивакин написал о том, как его и В.Н.Лескова сняли с учёта местного СП и о многом другом, что было сделано в нарушение Устава СП. Вместо того чтобы ответить своей статьёй Сорочкин стал грозить "БУГ" судом. Хотя газета предлагала высказаться всем желающим по обозначенной проблеме стиля руководства Сорочкина. Тот написал ответ. Однако главный редактор Е.В.Потупов не стал её печатать в виду того, что она была написана плохим стилем, и нарушала правила полемики.  Тогда он написал обращение на имя губернатора Н.В.Денина, чтобы газета прекратила его критиковать. Под его обращением подписались почти половина членов СП. И только от подписи воздержался В. С. Пасин, за что тот выслушал в свой адрес оскорбления.
     Какой же тогда из Сорочкина поэт или писатель, если он не может написать аргументированную и профессиональную статью и прибегает к гнусному доносу. Потому и боится, что ему нечего сказать даже в оправдание своих незаконных действий по исключению из рядов СП Ивакина и Лескова.
      Губернатор Денин, получив обращение писателей, заставил главного редактора Е.В.Потупова написать объяснительную, в противном случае тот будет снят с работы. Е.В. Правда, это произошло после статей других его оппонентов, также направленных против Сорочкина. Теперь он был защищён губернатором от всякой критики, так как входил в общественный Совет при областном УВД. Сорочкин был переизбран на новый срок с обещанием издать книги всем тем, кто его активно поддержал. Было даже сообщение в местных СМИ. Однако список 20 претендентов на книгу от Сорочкина сократилось до 17, то есть «самых достойных авторов». А спустя  время они узнали, что книги могут вообще не выйти, так как все считают, что Сорочкин добивался обещанием о своём переизбрании.
        А одна экс-чиновница от культуры мне заявила, что Сорочкин переиграл Ивакина и Лескова. Но ей было всё равно, что это произошло в нарушение Устава СП. И это называется "честной и справедливой борьбой за власть". Но Лесков никакой власти над писателями не жаждал, так как он сельский предприниматель и весь в своём  деле. Ну, кто мог тогда осуждать Сорочкина из правительства Денина, когда он сам пришёл к власти на новый срок не совсем честно?..
         Раскол в писательских рядах начался не тогда, когда С.С.Сеньков в 1994 году стал издавать журнал «Десна», как орган созданного им Союз брянских литераторов (СБЛ). И вовсе не он виновен в разобщении в среде писателей, а вся ответственность ложится на тогдашнее Брянское региональное руководство общественной организацией Союза писателей России. Чем оно тогда занималось? Издавало только свои книги и книги членов Правления. А все члены писательского сообщества были вынуждены искать спонсоров, чтобы выйти к своим читателям. У каждого члена организации были свои пути-перепутья.
      Так родился журнал «Десна», так стали выходить альманахи в Новозыбкове, Трубчевске. Но скоро Сеньков понял, что на одних членах областного литературного объединения на высокий уровень журнал не поднимешь, так как не каждый отличался большим талантом. Да, таких, собственно, было немного, большинство лишь даровитые стихотворцы и небольше. Поэтому Сеньков пригласил Якушенко и других членов СП. Кстати, тогда Александр Кириллович даже не входил в руководство регионального отделения СП Брянской области. Вопреки Якушенко Сорочкин был принят в СП России в 1996 году, когда писательской организацией руководил хороший русский поэт Н.И.Поснов. Однако Сорочкин примкнул к журналу «Десна» с первого номера и вошёл в редколлегию вместе с К.Асеевой, Н.Алексеенковым, З.Галицкой, Н.Леуниной, А.Мехедовым. В.Парыгиным, видным писателем Н.Родичевым, В.Соловским, И.Сорокиным, А.Хочевым, М. Шумейко, В.Потаповым.
       С Посновым у него отношения не очень сложились, а с А.К. Якушенко – подавно, который его не признавал даже как начинающего поэта. Но позже журнал их объединил. Кстати, Поснов не ставил условия у кого печататься, а у кого нет. Сорочкин же это стал делать, как только в январе 2007 года возглавил писательскую организацию. Он никому не разрешал печататься у Сенькова, то же самое он не советовал обращаться и ко мне, когда я стал издавать журнал «Новый Литератор». Но я забежал вперёд…
       Итак, Н.И.Поснова у руля СП сменил В.С.Козырев, а последнего – А.К.Якушенко, который в конце 2006 года после длительного конфликта и не без интриг с Сорочкиным, когда организация осталась в самом неприглядном положении, он сменил своего противника. После ухода Якушенко, который олицетворял того литературного чиновника, который не пускал в организацию даже талантливых поэтов и прозаиков, он попросту тянул одеяло на себя и на своих приближённых. Так что Якушенко понял, что пора уходить, хотя на самом деле тогдашняя областная власть решила посадить в кресло писателей сговорчивого и мягкого Сорочкина, с которым, если будет нужно, можно договориться обо всём. И не стала финансировать писательскую организацию.  Да и Лодкину Сорочкин теперь был нужней, чем Якушенко. И он выступил на собрании за его кандидатуру.
        Почему же остановились на Владимире Сорочкине? Разве не было других, кто мог вытащить организацию из «болота»? Вот хотя бы отличные прозаики Сергей Стешец, Дмитрий Стахорский, Виктор Лесков, последний – бывший офицер, военный лётчик. Но был ещё и поэт Юрий Кравцов, но из этих ни на ком не останавливались: дело в том, что Стахорский жил в Трубчевске, а Стешец – в Сураже. Но Лодкин их в расчёт не брал, впрочем, и подавно жившего в Брянске Лескова с волевым офицерским характером. Этим не поуправляешь. И с ним не так было бы просто сработаться, тогда как Сорочкина Лодкин знал хорошо и он был ему удобней.
          Говорили. о каких-то их "особых тёплых" отношениях.  Да и поговаривали, будто бы Сорочкин был в своё время его человеком в те годы, когда Лодкин возглавлял область, и за какие-то заслуги тот получил от него квартиру вне всякой очереди. Не имел своего жилья и бывший детдомовец, выпускник литинститута им Горькова, поэт Виктор Макукин. Но ему почему-то не дали, а Сорочкин в лёгкую получил в Бежицком районе. Но потом он её продал, и стал жить в самом центре областного центра.
        Заняв пост руководителя брянским отделением СП, он понимал, многие члены организации были людьми Якушенко. Хотя при нём не каждый из них мог сказать, что  при Якушенко могли издаваться с его помощью. И потому поверили в то, что приход Сорочкина и поддержка того Лодкиным, изменит положение к лучшему…
         Если при Якушенко было издано только два альманаха «Литературный Брянск», то Сорочкину удалось за три года с помощью Э.Н.Василишина, члена Совета Федерации, мецената, выпустить шесть номеров. Да ещё некоторые помнили, как он при губернаторе Лодкине, издал за бюджетные деньги три номера журнала «Пересвет», поскольку не удалось уговорить Сенькова сделать журнал «Десна» органом писательской организации. Но скоро журнал не стал выходить, так как Лодкина сменил в кресле губернатора Денин Н.В. А ему литература была не нужна.
Так что издательский опыт у Сорочкина был. К тому же ему помогал Лодкин, так как он подавал надежды стать первоклассным поэтом, которым бы гордилась область. Сорочкин же ещё до вступления в должность в душе считал себя первым поэтом и вместе с тем преследовал далеко идущие цели. В своё время он издал обойму тоненьких книг начинающих стихотворцев – Ольгу Корсову, Ирину Пенюкову, Галину Карташову, Екатерину Борисову, Александра Гилёва, Жанну Зарубину. Позже только двое из них будут им приняты в ряды СП – это Пенюкова и Карташова.
        Пока Якушенко руководил писателями, он умудрился не издать ни одной книжки  молодых, но в чём тогда преуспел Сорочкин. И опять-таки с дальним расчётом, чтобы за ним пошло как можно больше членов организации и литобъединения, и ставку он делал на молодых и не очень молодых. Он собрал своё будущее ядро не из самых талантливых, но мало-мальски даровитых стихотворцев, и они стали его подданными. Он, как капризная и ревнивая баба, практически их закрепостил, не давая издаваться ни у Сенькова, ни у Владыкина…
        И вот он их-то и стал принимать в свою «команду», чтобы создать преданный ему коллектив на тот случай, если старым членам СП вдруг не станет нравиться его политика. За десять лет нахождения у руля областной писательской организации Сорочкин не издал ни одной книги молодых поэтов и прозаиков. Теперь он к этому не стремился, ведь враг повержен, и уже некому было доказывать своё прежнее «усердие». Теперь для него настал новый период, надлежало успешно переизбираться на новый срок. И главное не допускать в ряды организации сильных поэтов и прозаиков, которые были бы талантливей и умней его самого. В этом ему помогали посредственный поэт, прозаик, и вовсе никакой не драматург Людмила Ашеко, недалекий литературовед, и тоже бездарный драматург Лариса Семенищенкова. И одно время в этом хороводе участвовала Нина Рылько. Но она вовремя одумалась, поняв в какие интриги её толкали Ашеко и Сорочкин.
        Что собой, как поэт, представляет Сорочкин, мне уже приходилось писать. Из подающего надежды, он превратился в обычного безголосого стихотворца. Ему больше никогда не подняться  выше таких духовно высоких ушедших из жизни брянских поэтов, как Николай Денисов, Илья Швец, Николай Поснов, Александр Малахов, Александр Мехедов, Марина Юницкая, Николай Алексеенков, Виктор Козырев, а также и здравствующих – Валентина Динабургского, Виктора Макукина, Николая Ивакина, Ларисы Соколовой и других.
          У этих поэтов своё мировоззрение, особые голоса. Все они стояли и стоят на русской почве, с национальными чертами. В их стихах ощущаешь запахи и высокую поэзию древней Руси, поэзия же Сорочкина лишена чистых национальных черт. Впрочем, как он может писать стихи о русском народе, который он не любит? Я не считаю казаков каким-то отдельным этносом. От Сорочкина в отношении своей книги «Беглая Русь» однажды услышал: «Забодал ты своими казаками!» Я полагал, что он пошутил, отозвавшись так нелицеприятно о славных представителях русского народа. И, как некоторые заблуждаются, это вовсе ни какой-нибудь отдельный этнос. Я и сам родом с нижнего Дона и знаю местные традиции и обычаи. Казачество – это особый образ жизнедеятельности. Достаточно вспомнить Тимофея Ермака, Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва, Матвея Платова, Дениса Давыдова. Кстати, почти все мореплаватели были из казаков и др. 
        Через восемь лет после судебного заседания, когда мне с Ивакиным и Лесковым пришлось участвовать в гражданском процессе по иску Сорочкина о защите чести и достоинства, я у него спросил: «Владимир Евгеньевич, почему вы так не почтительно отзываетесь о казаках?» «Я не люблю этот народ!», – не задумываясь, ответил тот.
        Разве это не признак русофобии?! Как может такой человек иметь честь и достоинство при таком отношении к одной из части русского народа? В его стихотворном творчестве – полный штиль и благодать. Может ли истинно русский поэт занимать равнодушную позицию к тому, что сегодня происходит в Новороссии? Разумеется, нет! Нынешний СП под руководством Сорочкина занимает позицию – не высовываться. Все так называемые «тихие лирики» не замечают острых социальных явлений. Где у них выраженная гражданская позиция? Её нет! Это видно по их выступлениям…
         Но вернёмся в недавнее прошлое местного «мэтра». И продолжим с того же вопроса: почему же именно Сорочкин был поставлен во главе местного писательского сообщества? Во-первых, не только потому, что он подавал надежды, во-вторых, вокруг него объединились литераторы, которые ему были близки отнюдь не по патриотическому мировоззрению, а по духу, но отнюдь не очень русскому…   
          По воспоминаниям знакомых фотографов, художников, поэтов, которые хорошо знают «подвальные» тусовочные манеры Сорочкина, они, не пожелавшие быть названными, даже удивлялись, как такой человек мог писать не трогавшие за душу стихи, стать руководителем СП? Его называли также человеком «подвалов», где ютились представители анденграунда. И недаром за его стихи лишённых «острой социальности», лучший критик нашего края Ю.П.Иванов окрестил Сорочкина маргиналом. Я бы сказал, что он ещё и представитель особого слоя творческой интеллигенции, так называемой богемии, которая отличаются легкомысленным, беспорядочный образом жизни, что свойственно актёрам, музыкантам, художникам, аполитичным поэтам, им присущ узкий индивидуализм и распущенность... Их творчество отличается кодировкой содержания, которая понятна только посвящённым.
         Можно приводить строфы из его стихов, но они займут много места. О чём говорит название итоговой книги его сподвижницы Ашеко «Код жизни»? Да всё о том же – о пустоте расплывчатого содержания. Нелепо звучит название книги Сорочкина «Завтра и вчера». В последней его книге встречается слово «потаённое». Пойди без догадок разберись, о чём это? Позже вышла книга с таким же названием «Потаённо небо», после того, как он стал так называемым народным поэтом. Хотя он никакой не народный, маргинал не может быть народным.   
         Текстовки стихов селективные, порой надуманные, но это на первый взгляд. Хотя я не люблю иностранные слова, под термином «селективные» как раз и подразумевается вот эта звуковая кодировка, отбор и сокрытие прямого смысла, его затуманивание под мнимой образной мишурой. Почему от его стихов отдаёт холодком синтетики? Потому что они созданы не душой, а разумом. И рассчитаны на своих сторонников, так называемых адептов влияния на свой круг…   
          Сорочкин был первым среди своих единомышленников, в которые, на первых порах его руководства СП, не входили ни Ашеко, ни Семенищенкова, ни тем более Рылько. Они были приняты в СП Якушенко. А когда поняли откуда подул ветер, они беспардонно сковырнули того на обочину писательского дела. И когда воцарился Сорочкин, они не возмутились незаконной рокировкой и приняли его, так как с ним легче и предали своего бывшего патрона.
          И опять задаюсь тем же вопросом: почему же Сорочкин был удобен своим покладистым и мягким характером для всех? К примеру, власти легко было с ним договориться. И это скоро оправдалось, когда с его молчаливого согласия закрыли единственный в нашем крае Литературный музей, тогда как в Орле таких музеев – семь, в Чернигове – четыре, столько же в Смоленске, а в Пензе – одиннадцать. А уж в Воронеже и подавно, там чтят своих писателей-земляков. И так по всей матушке Руси Великой. Разве Брянск и область в этом плане уступают перечисленным регионам?
         Обо всех писателях Брянщины хорошо рассказывают очерки по истории местной литературы В. П. Парыгина под названием «Из глубины веков». Но вернёмся к Сорочкину, который когда-то признавался, что не рвётся в кресло регионального руководителя СП.  А что мы видим теперь: он уже трижды переизбирался и теперь его никакими клещами из кресла не  вырвать. Хотя своими действиями, наполняя малодаровитыми стихотворцами, он опускает организацию... 
         Но ещё раньше в пору создания журнала «Десна» Сорочкин был горячим сторонником этого издания. Ему нужно было напечатать книгу, и она вышла в издательстве «Десна» под названием «Луна» и стала проводником при вступлении в СП.
          К слову сказать, в первой половине 90-х годов в «Союз брянских литераторов»  потянулись и члены СП России.  Хотя создатель журнала «Десна» Сеньков сумел увлечь около сорока человек членов областного литературного объединения и на их деньги зарегистрировал журнал и организацию, всем участникам обещал, что в журнале будут печататься только они и только они! Но, как показала практика, многие отошли от него.
          Якушенко в «Десне» печатал небольшую повесть и рассказы, став вместе с А. Хочевым определяющими кого должен печать журнал, а кого не допускать. Но вот прошло сколько-то лет и Сеньков поссорился с Якушенко якобы из-за того, что тот занимал лидирующее положение и пытался уговорить С.С. сделать ж-л органом областного отделения СП России. Сеньков, разумеется, не согласился с его предложением, и тот ушёл из журнала. Но вместе с ним не все вышли из редколлегии, а только один Сорочкин. Он пошёл за Якушенко не как преданный тому, а чтобы в будущем в удобный для него момент возглавить  писательскую организацию. 
           Сорочкин понимал, что областного журнала для него мало – нужен выход в центр, чего ему не обеспечивал Сеньков. Но с Якушенко у него так и не сложились дружеские отношения. И дело даже не в большой разнице их возраста, просто тот изначально не переваривал Сорочкина, и не потому, что тот стоял на маргинальных позициях. Как известно, это тот литератор, которому не нужна активная гражданская позиция.
            И вот такой поэт возглавил областную писательскую организацию. Но другого мнения был тогдашний губернатор Лодкин. В своё время не без его участия вернулся к руководству областным СП А.К.Якушенко, которому позже поставили в вину бедственное положение в писательской среде. И решили, что Сорочкин изменит ситуацию. Он был всем удобен как тихий и послушный человек.  Как уже было сказано выше, он издал пять тонких книг молодых и немолодых поэтов за бюджетные деньги. Не зря же Лодкин уговаривал С.С. сделать «Десну» органом областного СП. Но Сеньков понимал, что эта уступка ему грозила потерей журнала. И тогда решили использовать название небольшого областного журнала «Пересвет», который выходил в начале 90-х на основе бывшего партийного блокнота «Агитатор».
            Из бывшего тоненького журнала появился большой полноцветный журнал «Пересвет», который мог бы стать гордостью Брянского края. И он чуть было не стал. Но вышло всего три номера. Потом грянули выборы губернатора. Лодкина сменил Н.В.Денин. А тому литература, увы, была не нужна. Хотя, надо сказать, художественный уровень тех трёх номеров, не тянул на то, чтобы его называть полноценным литературным журналом. Там печатались только стихи и проза. А для журнала этого мало…
           Именно в этот период Сорочкин, как человек Лодкина, сменил на посту областного СП Якушенко, который не пришёлся ко двору новой власти. Почему же Александр Кириллович стал не устраивать брянских поэтов и писателей? На этот вопрос выше уже частично дан ответ. Организация переживала трудности. И надо сказать, эти трудности носили искусственный характер. Приходится повторяться, просто из-за не угодности власти Якушенко не стали финансировать. И вся «надежда» была на Сорочкина, которого поддерживал зам. губернатора А.Н.Теребунов. Теперь же, зная то, чем закончилось правление Денина, можно говорить о яром разгуле коррупции и воровстве. Знающие говорили, что при Лодкине от поборов стонали предприниматели. А при Денине они увеличились во много раз. Некоторые предприниматели, порой доведённые до отчаяния, мне говорили: «Не дашь, будут вставлять палки в колёса…».
           Вот и получалось, на что не мог соглашаться Якушенко, Сорочкина можно было уговорить легко...
           Не помню, чтобы при Поснове, Козыреве, Якушенко в помещениях (две большие и одна маленькая комнаты) штаб-квартиры СП на Фокина, 18, проводился ремонт. А вот Сорочкину от городской администрации перепало один миллион рублей. Но деньги поступили не на счёт писательской организации, а на счёт Фонда социально-экономического развития Советского района Брянска.
          Какой был проведён ремонт в апартаментах СП, знают те, кто там бывал. И они говорили, что на 1 000 000 работы не выполнены, то есть средств затрачено значительно меньше, то есть 274 тысячи  рублей. К тому же ремонт проводили якобы своими силами. Правда, Сорочкин и Володин в суде поясняли, что они убирали только мусор, но ремонтом не занимались. А ведь Володин по профессии строитель и разве они могли упустить случай заработать самим?  Как мне говорил, бывший руководитель ФПСЭР, что деньги просили не строители, а писатели. Когда все деньги были исчерпаны, они просили ещё… И было выделено дополнительно 150000 рублей.
         Сорочкин же на суде утверждал, денег он не просил, что ремонт вела Стародубская организация. ООО «Стройград». Но там такой, увы, не оказалось. В Брянске такая организация находилась по улице Крапивницкой. Однако и там я ничего не добился, возможно, что-то скрывали.  К 50-летию писательской организации намечалось выделить 1 500 000, а истрачено было 750 000. Да и то были изданы 17 книг, объёмом от 58 до 212 стр. в мягкой обложке и клееным переплёте. Но на 750 000 рублей они не тянут. Поэтому невольно приходит догадка об откатах или воровстве.
          Недавно Сорочкин стал так называемым «народным поэтом» по результатам голосования таких же авторов, как и он, на портале СТИХИ. РУ.  Звание «народный поэт» ко многому обязывает и оно говорит о том, что поэт призван исключительно как заступник за бедственный народ, он выражает его чаяния, надежды, и вместе с народом страдает и защищает от бесправия властей и жестоких работодателей и борется за его интересы. Поэт душой болеет за народ и пишет о нём стихи, поэмы, баллады как это делали великие – Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Некрасов, Тарас Шевченко, Сергей Есенин и современные Николай Рубцов,  Владимир Высоцкий, Расул Гамзатов и другие. И наш поэт Николай Мельников своим только одним  стихом «Поставьте памятник деревне» уже заслуживает называться народным заступником. А  своей прекрасной поэмой «Русский крест»  и подавно.
           Кстати, на портале «Проза. ру» меня каждый год номинируют на премию «Писатель года».  Зная, что это за премия и для чего она учреждена, я ни разу не участвовал и не собираюсь. Она учреждена, как и все другие там же, для сбора денег. На графоманах, которых там подавляющее большинство, делают бизнес хозяева этих порталов. Сорочкин согласился поучаствовать для упрочения своего авторитета. И непосвящённые думают, что он действительно народный поэт.
         Один работник суда мне сказал, что все пишущие ему завидуют, поэтому его критикуют. Его мнение у меня вызвало удивление и сожаление о том, что он не знает сути, истоков и всего нашего конфликта.
          Я уже писал о профессиональном, идейном и культурном низком уровне брянской писательской организации. Не только бывшие руководители местного СП В.К. Соколов, Н.И. Поснов, В. Козырев, но и недавний Якушенко ни за что бы не принял некоторых нынешних членов  СП.
           На том портале присваивают титулы не за содержание стихов, не за их истинную популярность в народе, а исключительно за число т.н. лайков. Мне знакома их технология. Необязательно просить друзей и знакомых проголосовать за тебя, ты это можешь делать и сам с помощью соцсетей. Но мне один знакомый говорил, как к голосованию за Сорочкина подключались якобы библиотеки. А ведь при  нём не появилось у нас ни одного по-настоящему талантливого поэта или даже прозаика. А ведь даровитые есть, но их умышленно замалчивает не очень талантливое руководство местного СП.
          В марте 2017 года Сорочкин подал на редакцию журнала "Новый Литератор", а также на членов СП России поэта Н.И.Ивакина, прозаика В.Н.Лескова и автора этих строк в суд по защите чести и достоинства. У меня часто спрашивают: чем закончился суд? Отвечаю: он ещё продолжается. Суд отправил все пункты Сорочкина по исковым требованиям, по которым он был якобы оскорблён в статьях Ивакина и Лескова, на лингвистическую экспертизу. Ответ недавно был получен. И она показала, что авторы статьей были абсолютно правы. Но какие-то факты нужно проверить. Но как это сделать, если  Сорочкин напринимал в СП только преданных себе и ни одни не скажет о нём то, что они знают или слышали и выражали недовольство лишь в узком кругу его несостоятельным руководством...  Позже с нас сняли по 1000 рублей, хотя надо было бы отклонить и остальные исковые требования. Но пока суд продолжается даже весной 2018 года…
            Так кто же такой Сорочкин? Почему при нём начались судебные тяжбы? Вот те фразы, которые как нельзя лучше характеризуют его, как поэта и человека, и дают ответ, что Сорочкин – скрытый  русофоб. Причём ещё раньше это же мнение я слышал от совершенно этнически русских поэтов и писателей. Но я сошлюсь на факты. Лет пять назад я подписал ему книгу, которая повествует о бедах русского народа. Когда он увидел вторую, он сказал (привожу дословно): "Забодал ты меня своими казаками". Весной сего года в суде, памятуя то его высказывание, я у него спросил: "Владимир Евгеньевич, почему же вы так относитесь к казакам?" Он без обиняков ответил: "Да не люблю я этот народ". Выходит, по его высказыванию, казаки какой-то особый народ? Нет, это те же русские, славные люди, которые разгромили Наполеона, в ВОВ громили фашистские полчища.
            Один наш известный прозаик, публицист (фамилию его не буду называть) печатался в нашем журнале. Потом ушёл, не оттого, что ему пенял Сорочкин, просто мы разошлись по идейным соображениям... Тем не менее, он сказал: «Мне Сорочкин не может ничего запретить. Какой он «патриот» на словах всем известно, я к нему сейчас не хожу. Но как-то был. И увидел, что он принимает в СП только «своих»».
Что это за «свои»? Нет, политические взгляды тут ни при чём. У многих наших пиитов их просто нет, они просто его подпевалы. Но этот ответ не исчерпывающий. Среди принятых им в его годы правления местным отделением СП мало чисто этнически русских, а всё больше «свои». Мне даже стал теперь достоверно понятен десятилетней давности ответ члена Правления Брянским СП Л.С. Ашеко: «У нас не один СП, вступайте в другой». Почему именно в «другой» Л.С. мне не разъяснила.
          Из этого можно вывести следующее заключение: все распри среди членов СП и членов областного литобъединения интенсивно начался с приходом к руководству Сорочкина не просто по идеологическим соображениям, даже не по уровню мастерства пишущей братии, а именно в завуалированной форме на межэтнической основе…
          В последние годы стали появляться интервью Сорочкина.
          В одном интервью «АиФ» Сорочкин говорил о роли литературы в обществе.
          Ну, кто этого не знает? Но, к сожалению, далеко не все… Например чиновники, некоторые депутаты, а то и властные структуры. Во многом он прорекает правильные вещи, это когда говорит, что только литература может запечатлеть действительность. Я поддерживаю его, когда любовные романы, детективы, фантастика не отвечают на главные вопросы бытия. Но не согласен с тем, что нужны какие-то особые государственные программы по развитию литературы. Другое дело, когда государство должно поддерживать истинно талантливых писателей, не страдающих мелкотемьем, бытовизмом и отражают социальные явления. Многие члены СП не стремятся видеть социальные явления, и отражают бытовые картинки, как под кальку. Не разделяю, возврата цензуры, которая сковывает и ограничивает воображение писателя. Он будет всегда оглядываться и думать: о чём можно писать и о чём нельзя? Цензура сдерживает перо. Вот он отвечает, что поэтов у нас больше, чем прозаиков. Это полная ложь. У нас мало настоящих поэтов, а истинные прозаики и поэты не члены СП по его вине и вне литературного сообщества, которым он руководит. Это такие прозаики, как Николай Юрченко, публицист и прозаик Валерий Петраков, Николай Егоров, Тамара Ермоченко, Наталья Кулешова, Наталья Шитикова, Надежда Кожевникова, Алексей Трунов, Владимир Рысюков, Ирина Федичева, исторический романист Константин Сычёв, Юрий Сатюков. Наталья Гладченко  и др.
          Он говорит о том, что писательское сообщество разобщено. Он же сам и разобщает. Почти все перечисленные бывали в СП на посиделках.  Но больше туда не ходят. Вот и получается, что отваживать там умеют, вокруг Сорочкина вьются все те, кто это делает целенаправленно. Например, Елена Черникова…
          Писательская организация скатилась от высокого профессионализма к самодеятельности. Многие авторы страдают мелкотемьем, серостью, бессодержательностью, а то пишут и на банальные темы. Сорочкин признавался: «Не единожды доводилось сталкиваться с пренебрежительным отношением чиновников, мол, что интересного могут написать на Брянщине? Это несправедливо, среди наших земляков есть замечательные художники слова».
          Почему же он не сказал – среди членов СП, а сказал – среди земляков? Разве он знает этих писателей? Он почему-то не называет талантливых поэтов, прозаиков, а всё оттого, что в СП их нет.
          Я издаю журнал «Новый Литератор» шестой год и вижу, сколько у нас талантливой молодёжи. Вот хотя бы  Е. Макарова, А.Трунов, Д.Ермачков, И.Тришина, Н.Гладченко. Есть такой удивительный автор как А.Сазонов. А такие молодые прозаики как Алексей Карелин и Кирилл Ладнюк бросили писать, и неужели только потому, что они печатались у нас, а Сорочкин этим им попенял, дескать, к нам больше не ходите. Хотя тот же Карелин для чего-то брал у него интервью…
          Сорочкин сетует: возраст членов СП не омолаживается и продолжает стареть. Этим высказыванием он сам себя разоблачает. Вот тот итог, как работает писательская организация. Это происходит оттого, что СП сейчас ничего не даёт начинающим, кроме обид и слёз…
           Вот как пишет одному изданию Наталья Гладченко (цитирую дословно её высказывания). «Называю малую часть поэтических клубов и организаций, которые не нуждаются в услугах СП: ОКД "Феникс", Поэтическая платформа Игоря Умарова, Точка Сборки Янины Мишиной, клуб "Огонь" Кашанского. Международный поэтический проект "Черновики" уже давно открыл свой филиал в Брянске. Они приглашают поэтов из других городов. Да и наши ребята выезжают на конкурсы за пределы Брянска и области.
         Поэтическая жизнь молодёжи Брянска проходит часто, тепло и дружно. Часты поэтические вечера, где могут выступить и музыканты, поэты-барды. Не раз площадкой для выступлений становились такие места как КП или "Чайная хижина" в Володарском районе, арт-кафе 113 по улице Калинина.
          Принимает ли участие в этом союз писателей? Нет! Помогает ли он молодым? Нет! Давно большая часть, значимая часть поэтической жизни молодёжи проходит без участия Союза писателей. Как я слыхала, всё их присутствие сводится лишь посидеть в жюри, а все силы, скорее всего, направлены на удовлетворение своих нужд, но не на развитие поэзии в нашем городе и области. Больше, по моему мнению, делает и сделал комитет по делам молодёжи Брянска и Брянской области. А Союз, к сожалению, стал пустышкой, пережитком прошлого. Он нуждается в реорганизации. Но если он и останется в таком виде, в котором остаётся до сих пор, то никаким образом не повлияет на ту литературно-поэтическую жизнь молодого поколения, которая проходит сейчас в других местах. Более того, мне бы не хотелось, чтобы эта "хладная рука мертвеца" касалась этой жизни, полной энергии, творчества и таланта. Я боюсь, что она сделает её мёртвой, как сам союз».

         Напоследок коснусь лингвистической экспертизы. Сразу скажу: эксперты Татьяна Николаевна Кумкова и Екатерина Владимировна Платошина провели добросовестно и квалифицированно большую работу. Надо сказать, эксперты глубоко изучили статьи Н.И.Ивакина «Куда плыть» и В.Н.Лескова «Стыдно жить поэту на чужбине, страшно на чужбине умирать».
           Но чем они были вызваны эксперты, к сожалению, могут только догадываться. Способны ли нравственные, с правильным мировоззрением, поэт и писатель посягнуть на честь и достоинство такого же нравственного и с верным мировоззрением поэта и человека, коим мог быть Сорочкин? Ответ однозначен: нет, не могут, так как они убеждённые союзники и единомышленники. А тогда почему в писательском стане произошли такие разногласия, которые вызвали к жизни вышеназванные статьи? Но они бы не появилось, если бы, руководитель брянского отделения СП не скомпрометировал себя неблаговидными действиями.
           Тогда какие же поступки поставили по обе стороны  баррикады Ивакина, Лескова с Сорочкиным?  Чтобы не повторяться, не буду их называть. В обеих статьях они обозначены, и хорошо очерчивают портрет Сорочкина. В ответ на его исковые требования удовлетворения девяти пунктов Ивакин затронул совершенно точно его аморальность, но что суд напрасно это не принимает во внимание. А ведь это не что иное, как использование своего служебного и общественного положения руководителя областной писательской  организации. К тому же он состоял в Общественном Совете при УМВД…
          Тут имеются в виду разного рода адюльтеры, которые, если следовать логике уважаемых экспертов, доказать невозможно.  Хотя есть и жертвы и свидетели, но они отказываются давать признания по понятным причинам. А значит, как бы ничего и не было. Знаю хорошо Ивакина и Лескова, и они с активной  гражданской позицией, честью и совестью, не будут наводить тень на плетень…
          Смешно характеризовать его теми премиями, наградами и званием с положительной стороны, которые он перечислил в исковом заявлении. Но что собой представляют эти премии известно давно.  Руководство СП в Москве уже себя по нескольку раз перенаграждало, и вовсе не по заслугам перед литературой, а исключительно для усиления своей значимости. А значимости эти мнимые и дутые. То же творят и с Сорочкиным с его окружением. И суд как бы это должен учитывать, выходит, по его воле? Но когда честь давно замарана, а достоинство уронено неблаговидными поступками, то грош цена всем его регалиям. К тому же они не соотносятся с его не ахти какими творческими заслугами и успехами...
          Спросят, а что это за поступки? Я уже отвечал суду, как в 2009 году Сорочкин настраивал меня, не члена СП, (чего он по уставу не должен был делать) против принятия Пасина и Рысюкова. Я тогда выступил за их принятия, а он в отместку, закрыл мне дорогу в СП, настроив против меня тех, которые им назывались мне в так наз. рекомендатели. Но рекомендации о вступлении мне написали совсем неожиданные для Сорочкина писатели. Уже тогда я понял, разве могут быть вообще такие писатели, которые легко поддаются обработке даже отъявленным подлецом? И какую могут играть роль при этом его награды, премии и Заслуженный работник культуры, и звание так называемого "народного поэта"?
И если им дано Богом быть писателями, то их неблаговидные поступки расходятся с нравственностью  Бога. А что они сделали?  Пошли против его нравственных законов. И они вряд ли догадываются, что тогда выступили против Бога. Ведь что характерно, в момент такой «обработки» в человеке писатель умирает и выступает обычный продажный делец. Грызёт ли его после этого соглашательского  акта совесть, не будем утверждать. Ведь у бессовестного её вовсе нет, или он в постоянной сделке с  ней, мол, не суди меня, взвывает он к совести, я попал в такие обстоятельства не по своей воле…
          А в действительности, кто из членов СП, которых он принимал в свои ряды, честно скажут то, на что был способен Сорочкин?  Уж кто-кто, а писатели в людях хорошо разбираются, и видят насквозь всяких типов и типчиков. Но приближённые Сорочкина лишены, видимо, этой способности напрочь, коли идут у него на поводу, и вслед за ним демонстрируют непорядочность и бесчестие.
          Предположим то, что они были в такой ситуации, которая лишала их собственного мнения, и тогда они шли ему на уступки только потому, что от него стали зависимы из-за того, что он их принимал в СП? Разумеется, так оно и происходило. Имея своё мнение о Сорочкине, как непорядочном, коли он ставил их в свою зависимость, они делали вид, что должны с ним соглашаться. Вот и отключали своё мнение и невольно принимали его аморальные и безнравственные приёмы игры только на том основании, что они своё мнение не могли проговаривать, или принципиально заявлять, что он поступает неправильно, не принимая сильных поэтов или прозаиков в сообщество писателей.
             Мне Наталья Шитикова рассказывала, как они унижали, называя её бесталанной. Хотя стихи её можно смело отнести к высокой гражданской лирике, какие не пишут и Сорочкин, и Ашеко, которая и подвергала ту незаслуженной разносной критике. Но зато они охотно принимали и принимают покладистых и уступчивых, чтобы с ними во всём соглашались и не высовывались. Хотя Сорочкин всегда мастерски лукавил, втягивал выгодных ему, как меня, в свои  нечистоплотные игры. Но со мной у него номер не прошёл. К примеру, он превосходно себя демонстрирует как рубаха-парень. Но суров с теми, кто уклоняется от его правил. В основном это касается молодых. Разве знал, к примеру, Кирилл Ладнюк, что по правилам крепостника-Сорочкина на стороне запрещалось печататься? Он выговаривал также это и Владимиру Гуревичу, не говоря уже о Валентине Динабургском, который мне недавно сказал: «В области выходит один твой журнал, и ты его спасай, а мы поможем». 
          Почему же, где бы Сорочкин ни появлялся, всюду с ним почти одни и те же лица и всё это происходит как-то келейно и незаметно. Писатель или поэт – это защитник интересов народа, это трибун против несправедливости и злоупотреблений. Но его подопечные почему-то упорно демонстрируют обет молчания, и никто не вступился против уничтожения литературного музея или против замены реставрации на реконструкцию усадьбы А.К.Толстого. И не лучше положение в усадьбе Тютчева, где дорожки выложены современной плиткой, которой вы не встретите в заповеднике А.С.Пушкина. Не от этого ли чиновники не считаются с не имеющей авторитета писательской организацией. Сорочкин сам не высовывается и не даёт это делать другим, чтобы не были впереди него… Такой вот неприглядный получается сказ…
           В заключении скажу, что лингвистическая экспертиза Кумковой и Платошиной почти полностью обосновывает правоту Ивакина и Лескова. А суду только остаётся поставить на вид Сорочкину, что его честь и достоинство под немалым сомнением и большим вопросом, а репутация и его авторитет крепко подмочены.
           Потому в их статьях и прозвучала острая критика его некомпетентного руководства, что он сам выступает как негатив в отношении ему неугодных. Совестливые писатели не могут не критиковать там, где царит непорядок и сеется вражда…

Владимир ВЛАДЫКИН