Бедный, бедный король Генрих

Елена Цыганова
Фильм "Генрих Наваррский".
К Беарнцу я... отношусь. Поэтому переживала - узнАю ли я своего любимца в исполнении неизвестного мне немецкого актера с польской фамилией? Забегая вперед, скажу - узнала!
Фильм - экранизация добротного исторического романа Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха Четвертого", тем не менее клюквы хватает. Я лично насладилась об эпизод с Нострадамусом: чтобы фанатичная гугенотка Жанна д,Альбре воспользовалась услугами предсказателя?! Да попадись Мишель де Нотр-Дам в её окровавленные по локоть ручки, его бы ждал костер с сырыми дровами!
Большая часть актеров просто не запомнилась, включая и Маргариту Валуа. Правда, доставил Генрих Третий - об его поросячьи ресницы, пивной животик, толстые розовые щеки и белобрысые волосы (!) я насладилась еще раз.
Но Йоахим Круль в роли Генриха - бесподобен (даром что староват). Он сумел сыграть будущего "доброго короля Анри" - веселого парня, любящего жизнь, но сеющего смерть вопреки своему желанию. Пока он - только меч в руках своей свирепой матери и не менее амбициозного и безжалостного адмирала Колиньи, только знамя мятежа. Он ничего не решает, он лишь ведет войска в бой. И эти войска точно так же грабят, жгут, насилуют и мародерствуют, как и противник. Генрих бессилен этому помешать, но не может с этим смириться.
Чтобы добиться его согласия на брак с Маргаритой, Генриху пообещали мир. И он поверил - ему же было всего 19 лет! Но Колиньи наводнил Париж вооруженными гугенотами, которые вели себя как хозяева, вызывая ненависть и страх у католиков-парижан, и вдобавок полностью подчинил себе слабовольного и полубезумного Карла. У Екатерины Медичи не осталось выбора - она поняла, что этот человек намерен лишить трона династию Валуа, и неудачная акция по устранению Колиньи привела к чудовищной резне, которой суждено продлиться долгие годы.
"Бедный Генрих! Бедный, бедный Генрих..." - повторяла я, пока шел фильм. В сущности, почему он выжил в Варфоломеевскую ночь, почему уцелел потом, на протяжении четырех лет оставаясь заложником в Лувре? - Потому, что его трудно ненавидеть, ему трудно желать смерти. Ему, вопреки собственному желанию и выгоде, симпатизируют и Маргарита, и Карл, и даже Екатерина. Потому что все они, погрязшие во лжи, ненависти и интригах, невольно тянутся к его цельному стержневому характеру, к его оптимизму, жизнелюбию и доброте. Они понимают - этот парень не воткнет тебе в спину нож ради сиюминутной выгоды, ему знакомо чувство жалости (он жалеет даже умирающего Карла, убийцу его друзей и вассалов, и на его мольбу: "Ты будешь мне другом?" с печальной и нежной улыбкой отвечает: "Думаю, да"). А эпизод с Екатериной, когда Генрих, приплясывая и слегка кривляясь, выторговывает у неё свободу для своих уцелевших друзей! Йоахим Круль невероятно хорош в этой сцене. Отныне я его поклонница. Здесь всё: насмешка над собой (дал себя заманить в ловушку, теперь вот корчи из себя шута), над собеседницей (поймать меня ты сумела, теперь попробуй удержи!), горечь поражения и твердая уверенность, что проигранная битва - это еще не проигранная война.
Бедный, бедный добрый король Генрих...