Хай будэ!..

Дарья Михаиловна Майская
Мой любимый артист Роман Карцев в своих мемуарах
рассказывал о контролёре в их театре. Ей уже было 90 лет, она
стояла на входе в зрительный зал, отрывала контрольки билетов,
пропускала зрителей. На билеты она совершенно не смотрела,
отрывала, всё что ей подавали. Например, десять рублей...

Однажды она обратилась к Роману Карцеву, отбывавшему на гастроли,
с просьбой купить ей фильдиперсовые* чулки.
"Зачем они Вам",- спросил он у любимицы всего театра.

- Хай будэ...

И вот я пришла в нашу библиотеку. Более для того, чтобы навестить сотрудниц.
Мы очень дружим. Они замечательные, я им даже стишок однажды посвятила.

Мы зашли в читальный зал, который теперь часто остаётся пустующим.
На видном месте на двух длинных стеллажах мне бросились в глаза
необычные... книги? Не похоже: это больше похоже на огромные подшивки,
которые красуются на полках в кабинетах больших начальников.
Но эти почти белого цвета - все! и на корешке нет никаких надписей...

Конечно, я об этой их новинке заговорила.

- Что это у Вас?

- Специальные книги шрифтом Брайля...

- А что это? - даже и сообразить я никак не могла.

- Для чтения слепыми,- как-то очень неохотно мне поясняют,
без обычного сияния, рассказов взахлёб о новых приобретениях.

- А зачем они вам? Кто их будет читать? - спрашиваю, очень удивлённая.

- Из прокуратуры приходили с проверкой фонда.
Выявили отсутствие таких специальных книг, отметили в акте,
установили срок исполнения указанной недоработки...

Наши доводы о том, что в районе нет ни единого человека,
который пользовался бы книгами, написанными шрифтом Брайля, никакого
воздействия не имели.
Мы за каждую копейку бьёмся, а тут Отдел Культуры (заведующая Читальным
залом в волнении и возмущении по старинке назвала их руководящий орган),
выделил большие тысячи на это приобретение... Видно и у них там
"шорох навели" из-за такого "вопиющего факта".

Даже место для этих книг сотрудник прокуратуры определил сам.
Расположение книг имеет свои каноны в библиотечном деле. Но...
мы подчинились...

Я взяла в руки объёмистую штуку, раскрыла, даже пальчиком поводила
по необычным строчкам.

- Запишите меня в формуляр, как первого читателя, - грустно
пошутила я.

- И единственного, - продолжила шутку заведующая...

Стоят два белых неприглядных ряда на стеллажах, абсолютно
выпадая не только из антуража, но и смысла.

Сказать было нечего и я тихонько сказала:

- Хай будэ...

........................
* - Фильдепе;рс (франц. fil de Perse — персидская нить): Фильдеперс — хлопчатобумажная пряжа высшего сорта, шелковистая на ощупь и с шелковистым блеском. Особым способом обработанный фильдекос.
(Изделия из этого материала можно и сейчас приобрести)