Самооправдание

Михаил Кедровский
       Дух самооправдания находится глубоко внутри человека. Мы с легкостью замечаем ошибки других и не хотим признавать собственных.

       Иногда доходит до смешного. В недавней миниатюре я назвал Александра I «Освободителем». Один добрый человек не в отзывах, в личном письме поправил меня, заметив, что «Освободителем» именовали второго Александра, а первого – «Благословенным». Перепутал, бывает.

       Я исправил, поблагодарил доброжелателя, но потом мой изощренный ум стал искать оправдания: да ты ведь по сути прав, говорил он мне, поскольку Александр I реально освобождал Родину от французов, а Александр II не освободил реально крестьян, лишь ухудшил их и без того тяжелое положение…

       Я появился на литературных сайтах в 2014 году, и они в какой-то мере вернули меня к жизни, так как до этого я долго болел, никуда не выезжал и ничего не видел.

       Поначалу я не понимал, как здесь всё устроено. Члену Союза писателей России посмел в рецензии указать, что в его рассказе заявленная тема не отвечает содержанию, то есть не раскрыта, что в сюжете не хватает динамики.

       Он знаете, что сделал?

       Под всеми моими тогдашними опусами написал стандартную фразу: «Эта вещь никуда не годится!» Без объяснения причин. Ну, как тут оправдаешься? Я попереживал–попереживал и успокоился. Извлек урок…

       Западная демократия устойчива потому, что в ней мало возможностей для самооправдания: каждый сверчок знает свой шесток. Если ты генерал, значит смеешь, если ты капрал, значит не смеешь. А у нас лупят друг друга, несмотря на регалии.

       На Западе нашу дурацкую привычку начинают перенимать. До добра это не доведет, попомните мои слова…

       Роман Льва Толстого «Война и мир» велик тем, что в нем отсутствует самооправдание. Его компенсирует понимание того, что жизнь сама расставит всё по своим местам, воздаст в итоге каждому по его заслугам.

       Возьмите Пьера Безухова, он – праздный и бессмысленный гуляка, не думающий о том, что причиняет зло людям, стоящим ниже него на общественной лестнице. Впоследствии Пьер сам становится объектом унижения: сначала – со стороны Элен, затем – со стороны своего кумира Наполеона. Он, однако, достойно проходит испытания и в качестве приза получает руку Наташи Ростовой. Я, конечно, упрощаю.

       А вот надменный и подлый красавец Анатоль Курагин не избегает воздаяния, становясь жалким калекой…

       В самооправдании мы ничего не найдем, кроме горечи. Так зачем нам оно?

20.04.2018