Мы смотрим на птиц - 1

Анна Боднарук
                МЫ  СМОТРИМ  НА  ПТИЦ

     Ох, уж эти строители! Такая добро обещающая профессия, но порой они вытворяют такие вещи, что так и хочется сказать: «Люди добрые, имейте же совесть…» Никого не удивишь тем, что строительный мусор можно встретить в самых неподходящих местах. Чаще всего водители, везущие мусор со стройки, стараются избавиться от груза там, где есть какая-то ямка или глухое место.  И это не важно, что шагов за двадцать от него красиво обустроенная автобусная остановка. Вывалил мусор и… ищи ветра в поле. Ну, да ладно. Пусть этот грех остаётся на совести бесшабашного водилы. В конце-концов он и своим детям и внукам загрязняет природу. Так сказать: в одном месте благоустроил, а в другом месте – замусорил. Пусть даже его руководитель не узнает об этом и многие люди этого не заметят, но по земле бегают, летают и плавают другие жители Земли. И им как-то надо выживать в этом загаженном месте…
     Я, когда подошла к остановке, автобус уже тронулся с места и набирал скорость. Делать нечего, надо будет дожидаться следующего автобуса. Досадно, но ждать это ещё не значит – потратить время зря. Вот я и пошла осматривать окрестные места. Нечаянно набрела на эту стихийную свалку. Сколько в эту ложбинку было свалено машин мусора, сможет определить опытный в этом вопросе человек. Я могу только сказать: «Много!» Там и старые доски торчат, и ржавые трубы, проволока, арматура и ещё много чего, что добрый хозяин бы в дело пустил. Но тут видать работали люди, которые считают: «Не моё, вот и не жалко». Вздыхая, я смотрела на всё это глазами старого садовода и прикидывала в уме, что и где бы в хозяйстве пригодилось. Но тут моё внимание привлекли воробушки. Из мусорной кучи торчала труба, старая, с облупившейся на ней синей краской. Так получилось, что эта труба лежала на потемневшей доске с торчащими гвоздями. Моросил дождь и большие капли собирались на той трубе. Но, несмотря на это, на трубу сели один за одном четыре молоденьких воробушка. На доску села воробьиха и о чём-то вычирикивала своим глупеньким отпрыскам. Вскоре возле неё собрались все её недоросли. И тут она им «велела» лезть в трубу. Через минуту все исчезли в трубе. Я так поняла, что они не случайно туда залезли. Они там родились и просто «домой пошли». Воробьиха в трубу не полезла, а куда-то улетела, но тут же на доску сел папаша. А из трубы показались сразу три головки с разинутыми клювиками. В несколько прыжков папочка оказался рядом с ними и, всё произошло так быстро, что я даже не заметила, как они распределили гостинец.
     Оглянулась… и прямо бегом направилась к остановке. Спасибо водителю за то, что попридержал открытые двери автобуса…

                *** 
     Над своим садом я несколько раз видела пролетающих чаек. Прикрыв глаза от солнца ладошкой и высоко подняв голову, долго смотрю им вслед, слушая птичьи жалобные всхлипы. Енисей рядом, большая вода, вот и в Сибири, хоть и редко, но всё же можно посмотреть на чаек. Но несколько лет назад я этих красивых птиц видела очень близко. По какому-то делу поехала в город, а управившись, решила пройтись по аллеям городского парка. Скамеек вдоль озера там ещё не было, а лежал на берегу берёзовый ствол. Его водой к берегу прибило, мальчишки выволокли на берег и бросили в траву, чтоб обсох. Вечером молодые люди приходят закатом любоваться, а днём старики да дети навещают его. И я обрадовалась возможности посидеть.
     И вот, сижу, на волны гляжу, что полощут ещё жёлтенькую щепку и голубенькую детскую игрушку среди прибрежных камушков.
     Задумавшись, я уже долго так просидела. Наверно своим неподвижным видом привлекла внимание какого-то неухоженного мужика, который по тропинке спустился к озеру, позванивая в клетчатой сумке пустыми бутылками. Приближаясь ко мне, он из-под нависших бровей зыркал на меня недобрыми взглядом. Проходя мимо, проворчал:
     - Чо сидишь? Чего ждёшь? Чуда не случится…
     Он ещё что-то говорил, но я старалась не смотреть на него и только думала: «Хоть бы ему не вздумалось рядом сесть…» Есть такие люди, которые озлоблены на весь мир и, выплёскивая свои эмоции в адрес совсем незнакомых людей, считают, что они вправе кого-то судить и в чём-то кого-то упрекать. Мне повезло, этот мужик прошёл мимо и удалился в сторону пляжа. Я облегчённо вздохнула и стала смотреть на плывущую уточку с утятами. Видимо уточка привлекла внимание гуляющих по верхней дорожке двух девочек. Они осторожненько спустились на прибрежную дорожку и стали звать к себе свою бабушку. Бабушка, опираясь на палочку, кряхтя и упрекая своих непосед, в том что не жалеют её, старую, тяжело дыша опустилась на бревно, рядом со мной. Я уже подумывала уходить, но неудобно стало перед этой женщиной. Мало-помалу мы с нею разговорились. Уточка привела утят под вербовый куст, в тенёк. Девочки, на цыпочках подходили к тому кусту и, зажимая рот ладошкой, смотрели на утяток. И вдруг, откуда ни возьмись, над озером появились чайки. Они так низко летели над водой, то взмывая вверх, то стремительно падая в воду, что я никак не могла их сосчитать. Да и далековато они уже были от берега. Девочки тоже засмотрелись на птиц. Меньшая, пухленькая такая малышка трёх-четырёх лет, в розовой панамке, залезла на камень и замахала руками, подражая полёту чаек. Старшая, лет девяти, выбрала себе камень повыше, что у самой воды и тоже взмахнула руками. Девочка была тоненькая, как тростиночка, волосы теребил лёгкий ветерок, а она, словно балерина на сцене, и руки её изгибались подобно крыльям чаек. Я забыла о времени и с открытым ртом смотрела на это чудо над водой и на девочек на берегу. Потом, как-то случайно посмотрела на бабушку. По её морщинистым щекам катились слёзы. У нас не было слов, только взглядом мы вбирали красоту Божьего мира.
     - Всё сидишь?.. А эти чо руками размахались?..
     - Иди, куда шёл!.. – грозя палкой, каким-то отчаянным голосом закричала на него старушка. – Прочь! Прочь отседа!..
     Маленькая девочка обижено скривила ротик и побежала к бабушке, а старшая даже не оглянулась. Тело её изгибалось, ветерок раздувал подол платьица, а она всё махала руками, глядя на птиц. Были даже такие волшебные мгновения, когда я забывалась и мне самой хотелось взмахнуть руками, а ещё  подступал страх, что, вот она сейчас сильнее взмахнёт руками, взлетит … и улетит. Я, закрыв глаза, судорожно встряхнула головой, отгоняя наваждение. Посмотрела на бабушку с внучкой, а может уже правнучкой, на удаляющуюся сгорбленную спину старика и, опять на воду, на девочку… Только чайки уже улетели. Зато уточки плескались под нависшим над водой кустом.

                ***